Тактико-техническое учение с учащимися 10 класса в рамках военно-полевых сборов
Новиков Алексей Александрович, Учитель ОБЖ. МБОУ СОШ п. Дружба, Дятьковского района, Брянской области.
Тактико-техническое учение в рамках
военно-полевых сборов с учащимися 10-х классов
Тема «Тактика действий мотострелкового отделения в бою»
Цель. Отработать тактику действий мотострелкового отделения в обороне
С переходом в наступление, проведение перекрёстного боя, атака.
Психологическое воздействие на учащихся с помощью бутафорского
вооружения и пиротехники. Изучить приёмы ведения боя.
Воспитание психологической устойчивости к трудностям и лишениям
I. Теоретический экскурс в «Тактику»
Тактика – это составная часть военного искусства. Она охватывает теорию и практику подготовки и ведения боя подразделениями и частями.
Тактическая подготовка – это обучение личного состава подразделений и частей подготовке и ведению боя. Тактическая подготовка является основой полевой выучки личного состава подразделений и частей.
Организация мотострелкового отделения (МО).
МО в своем составе имеет: командира отделения, стрелка-гранатомётчика, пулемётчика, стрелка помощника гранатомётчика, старшего стрелка, стрелка, снайпера.
Бой – это вооружённое организованное столкновение подразделений и частей воюющих сторон. Бой является единственным средством достижения победы.
Средства поражения в бою. Современный бой может вестись с применением ядерного оружия и других средств поражения или с применением только обычного оружия. Противник в бою может применить бактериологическое и химическое оружие (хотя ООН эти виды оружия запрещены, но как говорит народная молва «для достижения цели все средства хороши – вспомним фашизм».
Виды боя:
1. Наступление – основной вид боя. Сущность наступления заключается в поражении противника всеми имеющимися средствами, в решительной атаке, в стремительном продвижении в глубину его расположения, уничтожении и пленении живой силы, захвата оружия и военной техники и овладение занимаемой противником территории;
2. Атака – это сочетание стремительного движения в боевом порядке подразделений, частей с огнём наивысшего напряжения в целях уничтожения противника в наиболее решительный момент наступления.
3. Оборона – это вынужденный или преднамеренный вид боя, для отражения наступления превосходящих сил противника, прикрытие определённых направлений экономики, сил и средств на второстепенных направлениях, создание превосходства над противником на главных направлениях.
Отделение может уничтожить:
1. В наступлении: 1 – 2 танка, бронетранспортёр, группу солдат.
2. В обороне: 2 – 3 танка, 1 – 2 бронетранспортёра, и 12 -15 солдат противника.
II. Основная часть. Действия отделения в обороне.
До соприкосновения с противником отделение передвигается к переднему краю ускоренным шагом или бегом в следующем порядке:
к ⃝ к – командир; п – пулемётчик; сс – старший стрелок;
⃝ ⃝ сн – снайпер; с – стрелок; сг – стрелок гранатомётчик;
⃝ ⃝ пг – помощник гранатомётчика; с - стрелок
⃝ ⃝ в - водитель
⃝ ⃝
На переднем крае обороны отделение переходит к оборудованию окопа для стрельбы лёжа. Окапывание осуществляется лёжа при помощи малой пехотной лопаты. С правой стороны лежит автомат на расстоянии вытянутой руки. Постепенно отползая, снимается первый слой грунта, затем второй … . Смотри схему окопа.
В процессе окапывания подаются различные вводные:
1. Отделение «Воздух»
По команде командира отделения, например «Отделение, ориентир №1, слева 10, дальше 300, по самолётам сопроводительным или заградительным - огонь». Отделение ведёт огонь по самолётам из положения лёжа на спине, с колена или стоя.
Заградительный огонь: Сопроводительный огонь:
Прицеливаются в точку за 5 – 6 корпусов
перед летящим самолётом, открывают огонь.
Заградительный огонь применяется по целям, скорость которых превышает 150 м/с. При этой скорости величина упреждения достигает нескольких десятков корпусов, определить его на глаз трудно. Сущность заградительного огня в том, что впереди по корпусу самолёта заблаговременно создают зону заградительного огня с таким расчётом, чтобы обеспечить пересечение трасс пуль с целью.
Огонь открывают в точку огня тогда, когда от неё до летящей цели расстояние будет 800 – 900 метров.
Сопроводительный огонь применяется по медленно летящим самолётам. Сущность его в том, стрелки-автоматчики, перемещая оружие, непрерывно удерживают линию прицеливания впереди цели по её курсу на величину рассчитанного (определённого на глаз) упреждения и производят длинную очередь в момент наиболее точной наводки оружия (упреждение 5 – 6 корпусов летящего объекта). Летящим объектом может быть макет самолёта, подвешенный и перемещающийся на проволоке или просто бегущий человек.
2. Противник открыл орудийный огонь, ложись!
Отделение укрывается за складками местности или в частично отрытом окопе, при этом ведётся наблюдение за местностью как каждым из солдат, так и лицами, назначенными командиром наблюдателями.
Наблюдение осуществляется согласно инструкции, относительно заранее установленных ориентиров.
При обнаружении противника, наблюдатели докладывают о месте расположении противника, относительно ориентира (Влево, вправо, дальше, ближе). Например: «Ориентир 3, влево 3, дальше 100, за кочкой автоматчик». Расстояние влево, вправо – в тысячных, дальше, ближе - в метрах.
Схема наблюдения
|
На
наблюдательных постах результаты
наблюдения чаще всего отражают на
схеме местности, которая готовится
заранее по карте. В отдельных случаях
схема местности составляется приемами
глазомерной съемки. |
Оборудование и оснащение поста наблюдателя
Оснащение
наблюдательного пост
Определив местоположения противника, наблюдатель докладывает: «Товарищ сержант, ориентир №2, Слева 10, дальше 100 в окопе пулемётчик».
3. В момент окапывания «Могут появиться танки» противника. Командир отделения подаёт команду: «Танки справа (слева)! Гранаты к бою!»
Отделение готовит кумулятивные гранаты (перед проведением учений командир рассказывает об уязвимых местах танка: ствол, боковая броня, пулемётные щели, корма, гусеницы). При подходе танков на расстояние броска (25-30 метров), отделение по команде «Гранатами огонь!» метает гранаты по уязвимым местам танка (макету, или окопу, заранее определив, где уязвимые места).
Отделение также ведёт огонь по танкам из подствольных гранатомётов, а гранатомётчик гранатами своего гранатомёта, зажигательными смесями.
Танковая атака может сопровождаться живой силой противника. Задача отделение – уничтожит живую силу, ведя огонь из автоматов и пулемёта Калашникова.
После отрывки окопа для стельбы лёжа, продолжает отрывать окоп для стрельбы стоя. После завершения отрывки, окоп маскируют под окружающую местность.
III. Действия отделения в наступлении.
Наступление осуществляется при соотношении сил 3:1.
Перед наступлением каждый солдат готовится: подгоняет обмундирование, закрепляет на поясном ремне магазины, пехотную лопату, противогаз так, чтобы не мешали при передвижении, штык-нож прикрепляют к автомату, берут кумулятивные и осколочные гранаты.
К переднему краю отделение доставляется БМП и БТР
Или передвигаются самостоятельно ускоренным шагом или бегом
Затем отделение спешивается (в качестве БТР при спешивании можно использовать обычные школьные столы), выстраиваются в колонну по одному, или по два.
К – командир, Сн – снайпер, П- пулеметчик, Гм – гранатомётчик, ПГм – помощник гранатомётчика, Ст – стрелок, В – водитель.
За 400 метров до передней линии противника по команде командира отделения «К бою!», Отделение разворачивается в боевую цепь:
За каждым отделением (взводом) закреплён танк (в качестве танка может служить любой из учащихся, выделяющийся яркой одеждой, и перед собой он может катить тачку, имитируя приспособление для разминирования проходов в инженерный сооружениях противника).
В ходе наступления даются ВВОДНЫЕ:
Внимание, воздух! По этой вводной отделение ведёт огонь по низколетящим самолётам также, как и в обороне.
Противник применил ОВ психохимического действия BZ, газы! Отделение надевает противогазы, согласно правилам, лёжа на спине. Далее действия осуществляются в противогазах.
Противник открыл прицельный огонь, ложись! Слева, справа короткими перебежками, марш! Личный состав отделения слева, справа преодолевает участки местности по два расстоянием 20 - 30 метров в полусогнутом положении (уменьшая плошадь поражения), петляя в хаотичном порядке (чтобы противник не смог прицелиться). Преодолев участок, падает, незаметно перекатывается влево или вправо. Таким образом передвигается следующая пара. Падая, личный состав укрывается за складками местности.
Далее осуществляются передвижения «на получествереньках», «по-пластунски».
Рядовой Иванов получил получил ранение в правую руку и левую ногу. Рядовой Смдоров вынести раненого с поля боя. Рядовой Сидоров выносит раненого с поля боя приёмом «на боку». Пройдя участок расстоянием действительного огня, выносит раненого с помощью подручных средств.
Дойдя до инженерных и минно-взрывных заграждений командир подаёт команду: «В колонну по-одному за мной бегом марш!». Личный состав отделения в движении перестраивается в колонну «по-одному». Танк проделывает проходы в заграждениях. Отделение по проходу преодолевает участок местности. Экипаж БМП в этот момент ведёт огонь по противнику из всех видов оружия
Преодолев заграждение командир отделения подаёт команду: «К бою!». Личный состав отделения разворачивается в боевую цепь
«Противник открыл кинжальный огонь, ложись. Гранаты к бою! По позициям противника осколочными гранатами РГД-5, огонь!». Личный состав забрасывает позиции противника гранатами и, как только взорвалась последняя граната, подаётся команда: «В атаку за мной, марш!». Личный состав отделения врывается на позиции противника с криками «Ура!». Далее идёт рукопашная схватка с применением пехотных лопат, автомата с примкнутым штык-ножом. Наносятся удары прикладом снизу, сбоку, уколы штык-ножом с выпадом и без выпада. В качестве цели для нанесения ударов могут применяться обычные мешки, набитые опилками или песком и подвешенные на столбах.
В процессе учения применяется маломощная пиротехника. Для усиления звука и с целью техники безопасности петарды бросаются в ведро обученным взрослым человеком.
III. Заключительная часть. Подведение итогов учения. В процессе подведения итогов участники могут вносить свои предложения по совершенствованию различных приёмов ведения боя. Каждый из приёмов отрабатывается вначале отдельно.
Вм качестве методического пособия в работе использовался учебник «Начальная военная подготовка»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Новиков Алексей Александрович
→ ОБЖ 25.03.2014 0 3439 427 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.