Слайд 1
Мастер-класс
Применение здоровье-развивающей
технологии д.м.н. Базарного В.Ф.
при изучении темы:
«Правописание безударных
гласных в корне слова
непроверяемых ударением»
МОУ СОШ №1 имени Н.Л.Мещерякова г. Зарайск
Учитель начальных классов
Коновалова Наталья Николаевна
Мастер – класс, посвященный проблеме
применения здоровье-развивающей технологии д.м.н. Базарного В.Ф. при изучении темы: «Правописание безударных гласных в корне слова непроверяемые ударением»
Программа специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида
под редакцией В.В.Воронковой
Описание мастер-класса
Предмет: письмо и развитие речи
Ведущий:
Коновалова Наталья Николаевна
Регион-организатор:
город Зарайск
Слушатели: преподаватели и студенты МГОСГИ, педагогического колледжа
им. В.ВВиноградова, учителя и психологи города и района.
Тема: Применение здоровье-развивающей технологии д.м.н. Базарного В.Ф. при изучении темы: «Правописание безударных гласных в корне слова непроверяемых ударением»
Цель: познакомить с новой формой организации учебных занятий на основе здоровьеразвивающей технологии д.м.н. Базарного В.Ф. «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде»
Ход мастер-класса
Организационный момент
Каждый слушатель, входя в аудиторию, выбирает цветной листочек и приклеивает его на «дерево настроения», изображенное на доске.
Уважаемые гости, здравствуйте.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У нас у всех — весеннее!
Вы на дерево – взгляните,
Там, где были почки,
Как веселые огни,
Вспыхнули листочки.
- Посмотрите, на дереве настроения распустились листочки.
Настроение у всех разное, но в основном веселое и задорное. Желаю Вам сохранить его до конца занятия!
Тема мастер – класса: «Применение здоровьеразвивающей технологии д.м.н. Базарного В.Ф. при изучении темы: «Правописание безударных гласных в корне слова непроверяемых ударением»
Перед началом работы вы получили памятку №1.
Наблюдая, за ходом мастер – класса проанализируйте деятельность учителя, определите для себя ключевые моменты по эффективности использования здоровьеразвивающей технологии д.м.н. Базарного В.Ф. «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде»
Работу построим следующим образом:
1. Определение проблемы.
Представление технологии.
Проведение имитационной игры.
Обсуждение в творческих группах.
Рефлексия.
1-й шаг. Определение проблемы.
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя,
а хорошо организованная работа»
А.В.Текучев
Тема «Правописание безударных гласных в корне слова непроверяемых ударением» проходит красной нитью через всю программу начальной школы, среднего и старшего звена и является основой для повышения грамотности учащихся.
Как мы видим, сама жизнь ставит перед нами проблему: применение инновационных технологий, эффективных методов обучения, разнообразных видов деятельности при изучении темы: «Правописание безударных гласных в корне слова»
2-й шаг. Краткое обоснование используемых технологий, методов и основных направлений по решаемой проблеме (слайд)
В своей работе использую коррекционно-развивающие технологии и здоровье-развивающую технология д.м.н. Базарного В.Ф. «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде» Наряду с традиционными методами обучения использую методы направленные на создание ситуации успеха на уроке, проблемно-поисковые методы.
Применяю разнообразные виды деятельности. Учебные занятия провожу в режиме смены динамических поз. Часть урока ученик сидит за партой, а другую – стоя на массажном коврике за конторкой (стол с наклонной поверхностью). Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, осанка, усиливается кровообращение и соответственно стимулируется работа мозга, что приводит к повышению концентрации внимания учащихся.
Уроки проводятся, в режиме движения наглядного учебного материла, постоянного визуального поиска. Для этого учителем используются подвижные «сенсорные кресты», на них крепится дидактический наглядный материал, карточки с заданиями или ответами, расположенные в любой точке класса, которые дети должны найти и использовать в работе. А также специальные держалки, позволяющие переключать зрение детей и развитию у них координированных движений речевого аппарата.
Для разминок и упражнений для глаз используются специальные геометрические зрительные траектории, расположенные на потолке: глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям, для развития внимания и быстроты реакции используются специальные тренажеры “Бегущие огоньки”. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются под ритмичную музыку в позе свободного стояния
На уроках используется широкоформатная картина-панно, расположенная на одной из стен класса и изображающая сказочный сюжет или пейзаж. На ней с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Картина-панно облегчает восприятие, учит детей видеть невидимое
При выполнении заданий ребенку оказывается необходимая помощь.
Для каждого ученика выбирается оптимальный темп деятельности.
Ребёнок должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.
Такая система организации урока позволяет повысить качество урока
3-й шаг Имитационная игра.
Учащиеся должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми гласными. Научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач стоящих перед учителем.
Но механическое заучивание редко ведет к прочному запоминанию.
Поэтому работаю над новым словарным словом в течение недели или 5 уроков.
1 урок. Знакомство с новым словом
На этапе ознакомления со словом важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом опережала показ написания этого слова, при этом реализуется один из принципов работы над трудными словами – целенаправленный выход в речевую практику.
Например: 1. Учащиеся отгадывают слово с помощью загадки, ребуса, картинки, шифровки ит.д.
Имитация Ребус
Отгадайте ребус и вы узнаете с каким словом мы сегодня познакомимся
2. Затем объясняют его значение (смысл слова) (слайд)
3. Звуковой анализ (слайд)
4. Запись слова на доске и в тетради (слайд)
5. Выделение ударного и безударного слога (работа со схемой) (слайд)
6. Чтение слова по карточке (слайд)
7. Запись слова, используя прием графического обозначения орфограммы, основанный на зрительной ассоциации (слайд)
8. Составление словосочетаний (слайд)
9. Запись в словарик (слайд)
Вывод: В данном случае слово рассматривается с разных позиций: синтез (ребус), звуковой анализ, толкование лексемы.
(слайд)
2 урок.
На втором уроке выполняем следующие задания:
Имитация
Найдите и запишите слово на кальке по трафарету, поставьте ударение, выделите безударную гласную.
(карточки со словами на стенах класса)
- составьте со словом предложение, запиши на доске и в тетради.
3 урок. Вставь пропущенную букву
1. Работа в парах. Перфокарты
2. Игра «Угадай слово», или игра «Гласные убежали»
Задание: вставь пропущенную букву и назови слово.
Можно записать словарные слова на доске или провести игру «Молчанка» (работа с веером)
4 урок. Запись слов под диктовку
Картинный диктант
Запиши отгадку
Зрительный диктант
5 урок. Проверка ЗУН
Имитация. «Игра с мячом»
Я вам буду называть словарное слово, а вы называете безударную гласную
Имитация. Игра «Собери слово» (панно)
На панно расположены слоги слова, соедините и соберите искомые слова.
то ма го ши род на паль
имитация. Составьте и запишите рассказ по картинке, используя словарные слова.
Вывод: такой прием поддерживает эмоциональный настрой ребенка, интерес, позволяет избежать процесса монотонности процесса усвоения новых знаний, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию к учению. (слайд)
Заключение:
Как показывает практика, учебный материал усваивается лучше, прочнее детьми тогда, когда он подается не в «сухой « форме правила из учебника, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, наглядности. Такие приемы имеют успех и достигают своей цели – сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий. (слайд)
4-й шаг. Работа творческих групп
Уважаемые слушатели, я продемонстрировала вам приемы технологии д.м.н Базарного В.Ф. и прошу вас активно поработать в группах.
Время для обсуждения 3-5 минут по следующим вопросам:
- Проанализируйте деятельность учителя
- Определите степень эффективности используемых мною технологий, методов обучения, форм для организации познавательной деятельности учащихся.
№п/п |
Утверждение
|
Мой ответ |
|
Да |
Нет |
||
1
|
Создание проблемных ситуаций, коллизий
|
|
|
2 |
Включение в процесс обучения эмоциональной сферы ребенка, создание активной сенсорно-развивающей среды при работе над данной темо |
|
|
3 |
Организация и проведение диалога (полилога) как средства активизации познавательной деятельности учащихся |
|
|
4 |
Коллективный процесс познания, направляемый учителем |
|
|
5 |
Процесс обучения идет от ученика |
|
|
6 |
Деятельность учащихся имеет преобразующий характер: дети наблюдают, сравнивают, классифицируют, выявляют закономерности |
|
|
7 |
Обучение предоставляет учащимся яркую насыщенную жизнь |
|
|
8 |
Используются инновационные приемы и техники как условие успешной реализации предметного содержания |
|
|
5-й шаг. Рефлексия.
Здоровьеразвивающая технология д.м.н. Базарного В.Ф. «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде» располагает огромным арсеналом приемов и стратегий.
Готовы ли Вы попробовать ее в индивидуальной практике?
Отвечая на вопрос, воспользуйтесь приемом «перекрестная дискуссия»:
Заполните левую и правую колонки таблицы, приведя аргумента «за» и «против» тезиса заголовка.
Я готов применять здоровьеразвивающую технологию д.м.н. Базарного В.Ф. «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде» на своих уроках |
|
Да |
Нет
|
|
|
Благодарим за сотрудничество! Творческим всем успехов!
Источники материалов:
http://www.profistart.ru/ps/blog/3901.html
http://festival.1september.ru/articles/576574/
http://festival.1september.ru/articles/212406/
http://festival.1september.ru/articles/506363/
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=96865
http://www.hrono.info/statii/2006/bzrn_osnovy.html
http://www.nsportal.ru/user/20375/page/metodicheskaya-kopilka
http://nsportal.ru/konovalova-natalya-nikolaevna
http://webconf.irro.ru/inc/shablon_uch.php?form_uch_id=142
http://pedsovet.su/publ/28-1-0-1047
http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00322855_1.html
Автор: Коновалова Наталья Николаевна
→ natalynk 30.10.2011 1 3383 675 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.