Статья "Экспериментальное изучение уровней мимических движений у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения"
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЕЙ МИМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЗРЕНИЯ
1.1 Цель, организация, методика экспериментального изучения
Цель экспериментального исследования: изучить уровень сформированности мимических движений у дошкольников с нарушением зрения.
Экспериментальное исследование проводилось в 2015 году на базе Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №133 компенсирующего вида Выборгского района г. Санкт-Петербурга.
В исследовании принимали участие две группы детей 7-го года жизни. Экспериментальную группу составили 13 дошкольников с нарушением зрения. Контрольную группу составили 13 дошкольников нормально видящих.
Характеристика контингента детей экспериментальной группы представлена в таблице 1.
Таблица 1
Офтальмологическая характеристика испытуемых экспериментальной группы
ФИО |
Зрительный диагноз |
Острота зрения |
Зрительный режим |
||||
OD б/о |
OS б/о |
OD в/о |
OS в/о |
||||
Рома Г. |
Гиперметропия высокой степени OU, амблиопия средней степени OU. |
0,5 |
0,7 |
0,5 |
1,0 |
№5-6
|
|
Ксюша Б. |
Hm ast средней степени, сходящееся паралитическое альтернирующее косоглазие с вертикальным компонентом, амблиопия слабой степени OU. |
1,0 |
0,8 |
1,0 |
1,0 |
№5-6
|
|
Вероника Ч. |
Смешанный астигматизм OU, амблиопия средней степени OU, расходящееся альтернирующее косоглазие. |
0,6- 0,7 |
0,3 |
0,9 |
0,8 |
№5-6
|
|
Даня А. |
Гиперметропия средней степени с астигматизмом OU, амблиопия средней степени OU. |
0,55 |
0,65 |
0,6 |
0,9 |
№5-6
|
|
Аня Ш. |
Сходящееся монолатеральное косоглазие с паралитическим ком-м, Hm сл.степени OU, амблиопия сл. Ст. OS |
1,0 |
0,8 |
1,0 |
1,0 |
№5-6
|
|
Самир А. |
Сложный Hm ast на фоне сл. ст. OU, амблиопия тяж. Ст, содружественное расходящееся косоглазие. |
0,3 |
0,5 |
0,55 |
0,8 |
№5-6
|
|
Рита Ш. |
Гиперметропия слабой степени OU. |
0,9 |
0,95 |
1,0 |
1,0 |
№5-6
|
|
Миша Т. |
Сходящееся ч/з аккомод. при анизометропии Hm ср. ст. OD, Hm сл. ст OS. |
0,9 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
№5-6
|
|
Настя А. |
Врожд. Компенс. глаукома OU, сходящ. альтернир. косоглаз., гиперметропия сл. ст. OU, |
0,8 |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
№5-6
|
|
ДимаС. |
Миопия сл. ст. OU |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
№5-6
|
|
Женя Ф. |
Гиперметропия высокой степени OU, амблиопия средней степени OU , сходящиеся аккомадационное косоглазие. |
0,55 |
0,3 |
0,6 |
0,5 |
№5-6
|
|
Маша К. |
Гиперметропия слабой степени OU с астигматизмом, расходящиеся монолатеральное косоглазиеOD . |
0,8 |
0.8-0,9 |
0,9 |
1,0 |
№5-6
|
|
Максим П. |
Анизомет., гиперметропия сл. ст. OD, гиперметропия ср. ст. OS, амблиопия слаб. Ст. OS, непостоянн. сходящ. Косоглазие. |
1,0 |
0,95 |
1,0 |
1,0 |
№5-6
|
Анализ данных таблицы 1 дает возможность констатировать, что у детей экспериментальной группы преобладают такие диагнозы как: гиперметропия – 85%, косоглазие – 69%, амблиопия – 54%, астигматизм – 31%, Анизометропия – 15%. Так же в группе имеются дети с такими зрительными диагнозами как миопия слабой степени (1) и врожденная компенсирующая глаукома (1).
Острота зрения колеблется от 0,5 до 1,0 в условиях оптической коррекции на лучше видящий глаз. По показателям остроты зрения в условиях оптической коррекции дети экспериментальной группы не относятся к слабовидящим.
Методика эксперимента
Методы: вербальные задания и наблюдение за ребенком во время показа им заданных лицевых движений.
В основе проведенного исследования, которое было направлено на изучение особенностей мимических движений детей с нарушением зрения, лежит работа авторов Семаго Н. Я. и Семаго М. М. [53]
Методика включает 4 серии заданий:
Серия I
Цель: изучить и выявить уровни и особенности мимических движений у дошкольников с нарушением зрения и в соответствии с ним определить уровень;
Установка испытуемому: сейчас я буду называть различные движения лица, а ты будешь их показывать:
Широко открой глаза;
Закрой глаза;
Прищурься;
Слегка опусти веки;
Зажмурься;
Подними брови;
Нахмурь брови;
Надуй щеки;
Втяни щеки;
Подожми губы;
Широко открой рот;
Опусти уголки рта;
Покажи ровный спокойный рот;
Улыбнись;
Вытяни губы трубочкой;
Опусти нижнюю губу;
Слегка высуни язык;
Приоткрой рот;
Стисни зубы, но не показывай их;
Вытяни подбородок вперед;
Сделай так, чтобы подбородок задрожал.
Критерии оценки:
3 балла – правильное выполнение мимического движения;
2 балла – неточность, смазанность выполнения мимического движения;
1 балл – выполнение мимического движения по вербальной стимуляции экспериментатора, которая раскрывает лексическое значение слов;
0 баллов - не выполнил задание, отказался выполнять.
Общий балл (среднее арифметическое):
От
63 баллов до 48 – высокий уровень;
от
48 баллов до 35 – средний уровень;
от
35 баллов и ниже – низкий уровень.
Серия II
Цель:
изучить и оценить уровень овладения
простыми двигательными программами
мимики лица дошкольников с нарушением
зрения.
Установка
испытуемому:
сейчас я буду называть различные движения
лица, как и в прошлом задании, но в этот
раз движений будет два. Покажи эти
движения быстро одно за другим:
Улыбнись - вытяни губы трубочкой;
Подними брови – нахмурь брови;
Широко открой глаза – зажмурься;
Широко открой рот – подожми губы;
Втяни щеки – надуй щеки.
Критерии оценки:
4
балла – точное и полное выполнение
цепочки движений, самостоятельно;
0
баллов – не выполнил задания, отказался
выполнять.
За недостаточно точное выполнение движений снимается 1 балл;
За нарушение цепочки мимических движений, заданной программой снимается 2 балла.
Общий балл (среднее арифметическое):
От
20 баллов до 18 баллов – высокий уровень;
от
18 баллов до 15 баллов – средний уровень;
от
15 баллов и ниже – низкий уровень.
Серия III
Цель:
изучить и сравнить мышечную силу движений
лица дошкольников.
Установка
испытуемому:
сейчас я буду называть движение лица,
а ты будешь его показывать так долго,
как сможешь, не останавливаясь.
1)
Широко открой глаза;
2) Прищурься;
3)
Подними брови;
4) Надуй щеки;
5)
Широко открой рот;
6) Улыбнись;
7)
Вытяни губы трубочкой.
Критерии оценки:
Экспериментатор замеряет время на секундомере – сколько секунд ребенок может выдержать мимическое движение.
Общий балл (среднее арифметическое):
От
69 баллов до 52 – высокий уровень;
от
52 баллов до 40 – средний уровень;
от
40 баллов и ниже – низкий уровень.
Серия IV
Цель:
изучить произвольность мимических
движений дошкольников.
Установка
испытуемому:
сейчас я буду называть тебе эмоцию, а
ты будешь показывать ее.
1)
Интерес;
2) Радость;
3) Удивление;
4)
Печаль;
5) Злость;
6) Страх.
Критерии оценки:
0
баллов – не выполнил;
1балл – выполнил
задание.
Общий
балл (среднее арифметическое):
от
6 до 4,5 баллов - высокий уровень;
от
4,5 до 3 баллов - средний уровень;
от 3
баллов и ниже - низкий уровень.
Общий уровень:
Критерии оценки: общий уровень вычислили путем сложения общего количества баллов по каждому уровню 4-х серий эксперимента.
Общий балл (среднее арифметическое):
от
158 до 118 баллов - высокий уровень;
от
118 до 93 баллов - средний уровень
от
93 баллов и ниже - низкий уровень
1.2 Количественный и качественный анализ экспериментальных данных
Серия I
Таблица 2
Количественное распределение испытуемых с нарушенным и нормальным зрением по уровням изучения объема мимических движений (серия I)
Группы испытуемых |
Уровни |
||
высокий |
средний |
низкий |
|
Дошкольники с нарушением зрения |
9 |
4 |
0 |
Нормально видящие дошкольники |
12 |
1 |
0 |
Как показывают данные таблицы 2, выявлены высокий и средний уровни освоения объема мимических движений у испытуемых в экспериментальной группе. На среднем уровне находятся 4 ребенка с нарушением зрения, а на высоком уровне 9 детей. В контрольной же группе у 12 дошкольников высокий уровень. У 1 ребенка средний уровень. Для проведения качественного анализа полученных данных высчитывался средний балл выполнения количественного распределения испытуемых с нарушенным и нормальным зрением по уровням изучения объема мимических движений. Данные таблицы 3 показывают, что наиболее трудными для выполнения испытуемыми с нарушением зрения мимических движений выступали: 1. «Слегка опустить веки» (1,6 б. из 3б.); 2. «Сделать так, чтобы подбородок задрожал» (1,6б. из 3б.), 3. «»Прищурить глаза» (1,8 из 3). Менее трудными для выполнения испытуемыми данной группы мимических движений выступали: 1. «Опустить нижнюю губу» (2,1б. из 3б.); 2. (2,3б. из 3б.). Таких 4 движения: «Поджать губу», «Опустить уголки рта», «Слегка высунуть язык», «Приоткрыть рот».
Наиболее успешно испытуемые экспериментальной группы справились с выполнением мимических движений: 1. «Улыбнуться» (2,7б. из 3б.); 2. «Поднять брови» (2,8б. из 3б.).
Максимально точно испытуемые с нарушенным зрением справились с выполнением таких мимических движений типа: 1. «Широко открыть глаза», 2. «Закрыть глаза», 3. «Широко открыть рот» - за их выполнение дети набрали по 3 балла.
Сравнение данных таблицы 3 показывает, что испытуемые с нарушением зрения значительно отстают по среднему показателю от нормально видящих сверстников в выполнении следующих мимических движений. – «Прищурить глаза»: средний показатель у детей с нарушением зрения 1,8б., а у нормально видящих – 2,5б.; «Слегка опустить веки»: средний показатель у экспериментальной группы – 1,6б, у контрольной – 2,5б. «Приоткрыть рот» - 2,3б. у детей со зрительной депривацией, 2,8б. у дошкольников с нормальным зрением. Одинаковые показатели выявлены относительно мимических движений: «Закрыть глаза» и «Широко открыть рот» - средний показатель 3б., «Опустить уголки рта» - 2,3б. Что свидетельствует о возрастных характеристиках выполнения этих видов мимических движений.
Таблица 3
Средний балл выполнения мимических движений испытуемыми экспериментальной и контрольной групп (серия I)
№ |
Виды движений |
Дети с нарушением зрения |
Нормально видящие дети |
1 |
Широко открыть глаза |
3 |
2,7 |
2 |
Закрыть глаза |
3 |
3 |
3 |
Прищурить глаза |
1,8 |
2,5 |
4 |
Слегка опустить веки |
1,6 |
2,5 |
5 |
Зажмуриться |
2,5 |
3 |
6 |
Поднять брови |
2,8 |
3 |
7 |
Нахмурить брови |
2,4 |
2,8 |
8 |
Надуть щеки |
2,8 |
3 |
9 |
Втянуть щеки |
2,5 |
2,6 |
10 |
Поджать губы |
2,3 |
2 |
11 |
Широко открыть рот |
3 |
3 |
12 |
Опустить уголки рта |
2,3 |
2,3 |
13 |
Ровный спокойный рот |
3 |
2,8 |
14 |
Улыбнуться |
2,7 |
3 |
15 |
Вытянуть губы трубочкой |
2,5 |
3 |
16 |
Опустить нижнюю губу |
2,1 |
1,9 |
17 |
Слегка высунуть язык |
2,3 |
2,5 |
18 |
Приоткрыть рот |
2,3 |
2,8 |
19 |
Стиснуть зубы, но не показывать их |
2,8 |
2,2 |
20 |
Вытянуть подбородок |
2,5 |
3 |
21 |
Сделать так, чтобы подбородок задрожал |
1,6 |
1,5 |
Серия II
Данная серия заданий была направлена на оценку и изучение уровней владения дошкольниками простыми двигательными программами. Количественный анализ результатов выполнения II серии показал, что дети из экспериментальной и контрольной групп показали все три уровня владения простыми двигательными программами. Данные об уровнях представлены в таблице 4.
Таблица 4
Количественное распределение испытуемых с нарушенным и нормальным зрением по уровням владения простыми двигательными программами (серия II)
Группы испытуемых |
Уровни |
||
высокий |
средний |
низкий |
|
Дошкольники с нарушением зрения |
1 |
10 |
2 |
Нормально видящие дошкольники |
6 |
6 |
1 |
Анализ результатов дает следующие данные: высокий уровень определен у 1 ребенка экспериментальной группы, тогда как в контрольной группе высокого уровня достигли 6 детей. Средний уровень был выявлен у 10 дошкольников с нарушением зрения и у 6 испытуемых с нормальным зрением. На низком уровне оказались 2 ребенка со зрительными нарушениями и 1 ребенок нормально видящий.
Эти результаты свидетельствуют о том, что детям с нарушением зрения труднее дается выполнение простых двигательных программ, чем нормально видящим сверстникам.
Данные о среднем балле показывают, что средний балл группы детей с нарушением зрения составляет 17 баллов. А в группе детей с нормальным зрением 18 баллов. Эти количественные данные свидетельствуют о том, что уровень освоения простыми двигательными программами мимических движений у детей с нарушением зрения оказался несколько ниже.
Подсчет среднего балла выполнения 5 цепочек мимических движений для сравнения общих результатов экспериментальной и контрольной групп помог выявить трудности при выполнении детьми с нарушением зрения следующих цепочек движений: «широко открой рот – подожми губы» и «улыбнись – вытяни губы трубочкой». За эти задания испытуемые набрали минимальные баллы – 3,0/3,2. Сведения зафиксированы в таблице 5.
Таблица 5
Средний балл выполнения цепочек мимических движений испытуемыми экспериментальной и контрольной групп (серия II)
Группы испытуемых |
Названия |
||||
Улыбнись - вытяни губы трубочкой |
Подними брови – нахмурь брови |
Широко открой глаза – зажмурься |
Широко открой рот – подожми губы |
Втяни щеки – надуй щеки |
|
Дошкольники с нарушением зрения |
3,0 |
3,4 |
3,2 |
3,0 |
3,9 |
Нормально видящие дошкольники |
3,5 |
3,7 |
3,6 |
3,2 |
4 |
Лучше всего испытуемые с нарушением зрения справились с заданием «втяни щеки - надуй щеки. На это указывают высокие баллы, набранные при выполнении данной цепочки – 3,9 у дошкольников с нарушением зрения и 4 балла у нормально видящих детей.
Серия III
Низкий уровень выявлен у 6 детей из экспериментальной группы, у 1 ребенка их контрольной.
На среднем уровне находятся 2 дошкольника с нарушением зрения, тогда как в группе нормально видящих этот уровень определился у 6 детей. Высокий уровень отмечается у 5 испытуемых с нарушением зрения, против 6 испытуемых с нормальным зрением. Эти результаты свидетельствуют о том, что мышечная сила лицевых движений детей с нарушением зрения слабее, чем у нормально видящих
Для сравнения общих результатов экспериментальной и контрольной групп по III серии эксперимента было подсчитано среднее время, в течение которого дети удерживали заданное мимическое движение. Результаты представлены в таблице 7. Сложнее всего детям с нарушением зрения было показывать и удерживать следующие движения: «прищуриться», дети с нарушением зрения удерживали движение 19 сек., а контрольная группа 25 сек.; «подними брови» 25 сек затратила экспериментальная группа, 30 сек контрольная.
Несколько дольше получалось удержать движения: «широко открой глаза», «улыбнись», «надуй щеки»
Легче всего дались дошкольникам обеих групп движения: «надуй щеки» (50/57сек.) и «вытяни губы трубочкой»(58/68сек.), дети продолжительное время показывали эти мимическое движения.
После чего мы подсчитали общее среднее время удерживания движений. Так у детей с нарушением зрения это время составило 41 сек. А в группе детей с нормальным зрением 52 сек.
Эти
количественные данные свидетельствуют
о том, что выраженность мимической силы
выше у нормально видящих дошкольников.
Таблица 6
Количественное распределение испытуемых с нарушенным и нормальным зрением по уровням изучения мышечной силы мимических движений (серия III)
Группы испытуемых |
Уровни |
||
высокий |
средний |
низкий |
|
Дошкольники с нарушением зрения |
5 |
2 |
6 |
Нормально видящие дошкольники |
6 |
6 |
1 |
Таблица 7
Среднее время удерживания мимических движений испытуемыми экспериментальной и контрольной групп (серия III)
Группы испытуемых |
Названия |
||||||
Широко открой глаза |
Прищурься |
Подними брови |
Надуй щеки |
Широко открой рот |
Улыбнись |
Вытяни губы трубочкой |
|
Дошкольники с нарушением зрения |
34 |
19 |
25 |
50 |
51 |
48 |
58 |
Нормально видящие дошкольники |
51 |
25 |
30 |
57 |
59 |
58 |
65 |
Серия IV
Таблица 8
Количественное распределение испытуемых с нарушенным и нормальным зрением по уровням изучения объема мимических движений (серия IV)
-
Группы испытуемых
Уровни
высокий
средний
низкий
Дошкольники с нарушением зрения
6
5
2
Нормально видящие дошкольники
12
1
0
Данная серия заданий была направлена на изучение произвольности мимических движений дошкольников. Количественный анализ результатов выполнения IV серии заданий показал, что дети из экспериментальной и контрольной групп находятся на разных уровнях. Уровни представлены в таблице 8.
Анализ результатов определил высокий уровень у 6 детей экспериментальной группы, и у 12 детей в контрольной группе. Средний уровень был выявлен у 5 дошкольников с нарушением зрения и у 1 испытуемого с нормальным зрением. На низком уровне оказались 2 ребенка со зрительными нарушениями, в контрольной группе детей на низком уровне не выявлено.
Эти количественные данные свидетельствуют о том, что уровень освоения произвольности мимических движений у детей с нарушением зрения более низкий.
В ходе эксперимента у детей с функциональными нарушениями зрения определились трудности при выполнении эмоций: интерес, страх, удивление, злость. Также, выяснилось, что ошибки, допущенные при показе эмоций схожи. Детям с нарушением зрения было сложно приподнимать и слегка сводить брови; отмечалась неточность выполнения движений: «слегка приоткрыть рот» и «сжать губы». Дошкольники с функциональными нарушениями зрения затруднялись продолжительно удерживать взгляд на объекте. При этом они выполняли достаточно большой объем дополнительных движений глазами, что приводило к нарушению программы мимических движений.
При показе эмоций страх и удивление у испытуемых получалось открывать широко глаза, поднимать брови. А вот нижняя часть лица была практически не задействована. Во всех мимических комплексах отмечалась слабость лицевых движений. Показ эмоций длился очень непродолжительное время.
Обобщение данных по всем четырем сериям эксперимента
Таблица 10
Общие количественные данные детей с нарушением зрения по всем четырем сериям
№ |
Имя |
Серии |
Общее количество баллов по четырем сериям |
Общий уровень по четырем сериям |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||
1 |
Ксюша Б. |
48 |
16 |
20 |
4 |
88 |
низкий |
||
2 |
Рома Г. |
54 |
17 |
59 |
4 |
135 |
высокий |
||
3 |
Самир А. |
54 |
16 |
48 |
5 |
123 |
высокий |
||
4 |
Рита Ш. |
40 |
17 |
54 |
4 |
115 |
средний |
||
5 |
Максим П. |
52 |
18 |
58 |
3 |
131 |
высокий |
||
6 |
Миша Т. |
52 |
14 |
54 |
6 |
126 |
высокий |
||
7 |
Женя Ф. |
54 |
16 |
35 |
5 |
110 |
средний |
||
8 |
Аня Ш. |
42 |
14 |
33 |
2 |
91 |
низкий |
||
9 |
Вероника Ч. |
60 |
20 |
59 |
4 |
144 |
высокий |
||
10 |
Даня А. |
60 |
17 |
47 |
6 |
130 |
высокий |
||
11 |
Дима С. |
58 |
17 |
18 |
5 |
98 |
средний |
||
12 |
Настя А. |
46 |
16 |
15 |
4 |
81 |
низкий |
||
13 |
Маша К. |
58 |
18 |
31 |
5 |
112 |
средний |
Анализ данных, предоставленных в табл. 10 помог определить общий уровень сформированности мимических движений у дошкольников с нарушением зрения.
Высокий уровень отмечается у 6 детей с нарушением зрения, средний у 4, на низком уровне находятся 3 ребенка.
Таблица 11
Общие количественные данные нормально видящих детей по всем четырем сериям
№ |
Имя |
Серии |
Общее количество баллов по четырем сериям |
Общий уровень по четырем сериям |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||
1 |
Татьяна |
54 |
18 |
46 |
6 |
124 |
высокий |
||
2 |
Максим |
52 |
20 |
65 |
6 |
143 |
высокий |
||
3 |
Юлия |
56 |
20 |
49 |
5 |
130 |
высокий |
||
4 |
Карина |
54 |
19 |
69 |
6 |
148 |
высокий |
||
5 |
Света |
54 |
17 |
58 |
5 |
134 |
высокий |
||
6 |
Кирилл |
56 |
20 |
54 |
6 |
136 |
высокий |
||
7 |
Даниил |
54 |
16 |
43 |
6 |
119 |
высокий |
||
8 |
Андрей |
44 |
15 |
47 |
5 |
111 |
средний |
||
9 |
Никита |
60 |
19 |
56 |
6 |
141 |
высокий |
||
10 |
Анастасия |
60 |
20 |
56 |
6 |
142 |
высокий |
||
11 |
Сергей |
52 |
16 |
42 |
6 |
116 |
средний |
||
12 |
Екатерина |
56 |
17 |
43 |
3 |
119 |
высокий |
||
13 |
Виктория |
54 |
18 |
37 |
6 |
115 |
средний |
Анализ данных табл.11 позволил выявить общий уровень сформированности мимических движений детей с нормальным зрением.
У группы детей с нормальным зрением определились 2 уровня сформированности мимических движений - высокий (10 детей) и средний (3 ребенка).
Таблица 12
Уровни сформированности мимических движений
Уровни Группа детей |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Дети с нарушением зрения |
6 |
4 |
3 |
Нормально видящие дети |
10 |
3 |
- |
Данные таблицы 12 свидетельствуют о том, что дети с нарушением зрения значительно отстают по уровню освоения мимическими движениями от нормально видящих сверстников.
Высокий уровень выявлен у 6 из 13 испытуемых с нарушением зрения, у 4 – средний, низкий уровень у 3 детей с нарушением зрения. В то время как нормально видящие дети показали в большинстве своем высокий уровень – 10 ребят и средний – 3 детей. Низкий уровень у испытуемых контрольной группы не выявлен.
Таким образом, становится наглядно, что дети с нарушением зрения отстают по уровню сформированности мимических движений от нормально видящих сверстников. У испытуемых с нарушенным зрением недостаточно развиты лицевые мышцы в области верхней части лица (надчерепные мышцы и круговая мышца глаза).
Также у испытуемых с нарушенным зрением наблюдалось небольшое отставание в развитость мышц средней части лица, а именно мышцы рта и губ.
Наиболее успешно старшие дошкольники с нарушенным зрением освоили
движения скуловых и щечных мускулов.
1.3 Повышение уровня мимических движений у детей экспериментальной группы. Рекомендации тифлопедагогу
-Подбирать
и использовать на коррекционно-развивающих
занятиях приемы, способствующие развитию
верхней части лица (надчерепные мышцы
и круговая мышца глаза)
Такими
заданиями могут выступать:
-Подбирать
и использовать на коррекционно-развивающих
занятиях задания, способствующие
развитию средней части лица (мышца рта,
губ,)
Такими заданиями могут выступать:
-Рекомендуются
следующие этюды:
«Больная кукла», «Кошка»
Подвижные
игры:
-Постоянство и варьированность использования этих приемов и средств для развития мимических движений будет способствовать развитию данных групп лицевых мышц.
Выводы:
Дети с нарушением зрения значительно отстают от нормально видящих сверстников в уровне сформированности мимических движений. Проанализировав результаты эксперимента, стало очевидно, что уровень сформированности мимических движений у детей с нарушением зрения ниже уровня нормально видящих детей.
Мы выяснили, что дети с функциональными расстройствами зрения испытывают наибольшие трудности в показе таких мимических движений, как «прищурить глаза», «слегка опустить веки», «сделать так, чтобы подбородок задрожал». Наблюдались затруднения в следующих цепочках движений: «широко открой рот – подожми губы», «улыбнись-вытяни губы трубочкой». Сложнее всего детям экспериментальной группы было показывать и удерживать такие мимические движения как «прищурься» и «широко открой глаза». При выполнении IV серии эксперимента проблемы возникли при воспроизведении эмоций «интерес» и «страх».
Это актуализирует проведение с экспериментальной группой детей коррекционно-развивающей работы, подходы к которой представлены в рекомендациях тифлопедагогу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного теоретико-экспериментального исследования выявлено, что на развитие мимики и мимических движений детей с нарушением зрения негативное влияние оказывают:
-нарушенное зрительное восприятие, что приводит к ограничению возможностей подражательной деятельности;
- трудности дистантного восприятия собеседника и как следствие неадекватное понимание его реальных характеристик и состояний;
-трудности развития движений и двигательной сферы в целом;
-неадекватное отношение взрослых к зрительным возможностям детей с нарушением зрения.
Это определяет ослабленность всех выразительных движений, их смазанность и упрощенность; затруднения в выполнении различных движений мускулов лица.
Таким образом, анализ выполнения всех заданий экспериментальной и контрольной групп позволил определить, что дети с нарушением зрения значительно отстают по уровню освоения мимическими движениями от нормально видящих сверстников.
Выявленные трудности выражения мимических движений верхней и средней областей лица обусловили необходимость проведения с экспериментальной группой детей коррекционно-развивающей работы, подходы к которой представлены в рекомендациях тифлопедагогу.
В результате анализа литературы и проведенного исследования наша гипотеза о том, что уровень мимических движений лица у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения отстает в своем формировании от нормально видящих сверстников подтвердилась.
Цель эксперимента была достигнута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем - М.: Знание, 1975.
Андреева Г.М. Социальная психология : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Андреева. – Москва : Аспект Пресс, 2000.
Басова А.Г. Взгляды В.И. Флери на обучение глухонемых / А.Г. Басова // Ученые записки дефектологического факультета. – Москва : МГПИ им. А.С. Бубнова, 1936.
Бондаренко М.П. Осваиваем окружающее пространство: советы родителям детей с глубоким нарушением зрения / М.П. Бондаренко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 5.
Бондаренко М.П. Ребенок с ретинопатией недоношенных в семье : для родителей детей с глубоким нарушением зрения, педагогов, студентов и преподавателей / М.П. Бондаренко ; Российская Государственная Библиотека для слепых ; под ред. В.З. Денискиной. – Москва : РГБС, 2011.
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. – Москва : Изд-во МГУ, 1982.
Будай Н. Н. Особенности коррекции эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями зрения/под ред. Зверевой Н.В., Рощиной И.Ф.- М., 2013.
Венедиктова М.В. Понятие куклотерапии. – Нижний Новгород, 2008
Воробьев В. П., Синельников Р. Д. — Атлас анатомии человека. М.-Л. Медгиз, 1950.
Вилюнас В. Психология эмоций. СПб., 2007.
Гаспарова, Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 1981. – № 10.
Головина Т.П. Особенности восприятия действий и эмоций человека дошкольниками с нарушением зрения // Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими : межвуз. сб. науч. тр. – Ленинград, 1988.
Григорьева Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушением зрения // Дефектология. – 1998.
Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ.-М.: Айрис-пресс, 2004.
Денискина В.З. Методика и наглядные средства обучения слепых и слабовидящих дошкольников мимике, жестам и пантомимике // Проблемы этического и эстетического воспитания детей с нарушением зрения : сб. ст. – Москва, 2004.
Денискина В.З. Учимся улыбаться // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 1.
Егорова Л.В. Общение слепых детей младшего дошкольного возраста // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих : сб. науч. тр. – Ленинград, 1981.
Еникеев М.И. Общая и социальная психология.– Издательская группа НОРМА–ИНФРА -М, 1999.
Ермаков, В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – М.: Просвещение, 1990.
Жарова Г. Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в играх и упражнениях / Г. Жарова, О. Кушнаренко // Школьный вестник. – 2011.
Заорская М. Овладение слабовидящими младшими школьниками средствами общения // Психолого-педагогические основы коррекционно-воспитательной работы со слепыми и слабовидящими : межвуз. сб. науч. трудов. – Ленинград : ЛГПУ им. А.И. Герцена, 1991.
Зальцман Л.М. Формирование коммуникативной компетентности незрячих детей средствами невербального общения // Дефектология. – 2002. – № 4.
Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб.: «Речь», 1995.
Зубкова В.П. Изучение представлений об экспрессивном компоненте эмоций у детей с нарушением зрения, 2015
Зубкова В.П. Особенности использования экспрессивных компонентов при воспроизведении эмоциональных состояний дошкольниками с нарушением зрения.
Изард К. Психология эмоций. СПб., 2006.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб, 2001.
Караулова Е.В. Педагогическая технология преодоления системного недоразвития речи с учетом формирования эмоциональной сферы у дошкольников с функциональными нарушениями зрения // Специальное образование – 2011. – № 3.
Коломинский Я.Л. Мимика слепых. – Москва, 1976.
Ковалец И. В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере, — М.: Владос, 2004.
Куприянов В.В., Стовичек Г.В. Лицо человека: анатомия, мимика.– М. : Медицина, 1988.
Крайникова Т.А. Психологическая поддержка эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к школьному обучению. Ставрополь, 2007.
Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения – М. : Знание, 1989.
Лабунская В.А. Невербальное поведение., отв. ред. И.П. Шкуратова ; Рост. гос. ун-т им. М.А. Суслова. – Ростов н/Д : Изд-во Ростов. ун-та, 1986.
Леонтьев А. А. Психология общения. — М.: Смысл, 1997.
Лесгафт, П.Ф Применение систематических упражнений в виде сложных действий : [из кн. "Руководство по физическому образованию детей школьного возраста"] // Спорт в шк. - 2008. - №3.
Лисина М.И. Генезис форм общения у детей.– М. : Изд-во МГУ, 1992
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. –М. : Ин-т практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1997.
Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. Пособие., РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998.
Литвак А.Г. Эмоционально-волевая сфера слепых/Тифлопсихология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений.– М., 1985.
Машкова Т.Н. Система работы по формированию неречевых средств общения у дошкольников с нарушением зрения: сб. ст. – М., 2004.
Нэпп М. Невербальное общение: полное руководство. – М. : Прайм-Еврознак, 2006.
Ольхина Е.А. Психология эмоционально-личностного развития подростков с нарушенным зрением : Российская государственная библиотека для слепых ; ред. Г.П. Коваленко. – М. : РГБС, 2007.
Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / Авторский коллектив: В.А. Феоктистова, Т.П. Головина, Л.В. Рудакова и др. – СПб.: Образование, 1995.
Панферов В.Н., Семенова З.Ф., Васильева С.В., Волохонская М.С. Общая психология. Программа учебной дисциплины. – СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2008.
Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов. - М. : «Стелс», 2001.
Подберезин И.М. Экспрессии лица в акте общения, под ред. А.А. Бодалева. – Москва, 1979.
Писаренко Ю. Хрестоматия актера. Мимика. Грим. Движение. Речь. Теакинопечать, 1930.
Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике.– М.: ВЛАДОС, 2002.
Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие – М., ЗАО «Элти-Кудиц», 2003
Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.
Ростомашвили, Л.Н.Организационные условия адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) школах III-IV видов // Адаптив. физкультура. - 2007. - №2.
Севастьянова Е.В. Особенности развития эмотивной интонации у дошкольников с нарушением зрения // Вестник Череповецкого Государственного Университета. – 2013. – № 4..
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь,2005.
Солнцева Л.И. Об эмоциях и мимике слепых и слабовидящих, Рос. гос. б-ка для слепых. – Москва, 2006.
Солнцева Л.И. Эмоциональные состояния // Тифлопсихология детства. – Москва, 2000.
Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста.– Москва : Педагогика, 1980.
Станиславский К. С. Актерский тренинг: работа актера над собой в творческом процессе переживания, дневник ученика. – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК ВКТ, 2010.
Сухаребский Л.М. Клиника мимических расстройств. – М. : Медицина, 1966.
Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения : методическое пособие / под ред. Л.М. Шипицыной. – Санкт-Петербург, 1995.
Сикорский И.А. Всеобщая психология с физиогномикой в иллюстративном изложении. – Киев : Типография С.В. Кульженко, 1904.
Тинькова Е.Л., Козловская Г.Ю. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Учебное пособие - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009.
Уоллес Фризен, Экман П. Узнай лжеца по выражению лица : книга-тренажер пер. с англ. В. Кузин. – М. : Питер, 2015.
Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей : учеб. Пособие – С-Пб, 2005.
Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: Учебно-методическое пособие – СПб.:КАРО, 2007.
Хватцев М.Е.Логопедическая работа в детском саду. - М., 2002.
Ясперс К. Общая психопатология. – М. : Практикум, 1997.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Жарова Юлия Владимировна
→ Публикатор 08.01.2017 0 1399 130 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы