Конспект урока по предмету "Речевая практика"; 2 класс коррекционной школы
Тема: Народные и литературные сказки. Сказка «Репка».
Цель: ознакомить обучающихся с понятием народная и литературная сказка.
Планируемые результаты:
Предметные: – учить детей воспринимать текст на слух, общаться на основе прослушанного;
- формировать умение работать с детской книгой, ознакомить со структурой книги (обложка, страницы, рисунки), объяснить понятие автор книги;
– развивать словесное творчество средствами художественной деятельности, развивать образное мышление, творческие актерские способности;
- учить думать и высказывать свое мнение, доказывая его.
Личностные: – формировать интерес к чтению, понимание необходимости взаимопомощи, желание трудиться и быть полезным окружающим.
Образовательная технология – проблемная технология.
Оборудование: компьютер, предметные и сюжетные изображения главных героев сказки «Репка», выставка детских книг (народные и литературные сказки), плакат «Репка», цветные карандаши.
Ход урока.
-
Организация класса.
Улыбнитесь всем вокруг. Солнцу, небу и мне, мой друг!
- Улыбнулись друг другу.
2. Актуализация опорных знаний. (Создание ситуации успеха.)
Для того, чтобы узнать о чем мы будем говорить сегодня на уроке вам нужно отгадать следующие загадки:
Весь я круглый, как клубок:
Справа – бок, и слева – бок,
Сверху – бок, и снизу – бок,
А зовусь я …(Колобок)
«Жили - были дед и баба. И была у них курочка Ряба…» («Курочка Ряба»)
Невелик собою дом,
Но зато вместителен.
Уместиться можно нём
Самым разным жителям.
Не висит на нём замок.
Этот домик – …(Теремок)
«Подружилась лиса с журавлем. И вот зовет как-то лиса журавля в гости…» («Лиса и журавль»)
- Назовите слова-отгадки одним словом. (Сказки)
- Сказки – это кладовая народа, которая впитала в себя его мудрость, жизнь, силу бытия и еще что-то такое дорогое, родное и близкое для каждого из нас, т.к. услышали мы их впервые из маминых и бабушкиных уст. Сказки учат, воспитывают, помогают стать сильным, красивым душой, добрым.
- Любите ли вы сказки?
- У каждого из вас есть любимая сказка. Я посчитаю до пяти, а затем хлопну в ладоши, и каждый из вас назовет свою любимую сказку.
Дети вспоминают названия сказок.
- Чудесно! Какое разнообразие!
3. Сообщение темы урока. (Создание проблемной ситуации.)
Отгадывание загадок.
Живет в норке,
грызет корки.
Короткие ножки;
боится кошки.
(Мышь)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
За хвостом гоняется.
(Котик)
К своим ласкается,
На чужих ругается.
У своего теремочка
Сидит на цепочке.
(Собака)
Если дети сразу не называют нужной сказки, то необходимо дать подсказку – показать рисунок репки. Во время ответов учитель вывешивает на доску изображения героев сказки.
- А кого здесь не хватает?
Дети называют, а учитель добавляет рисунки.
Постановка учебной задачи.
- Так какую же сказку мы будем сегодня изучать? («Репка»)
Пересказ народной сказки «Репка».
4. Работа над темой урока.
- Дети, а кто может нам рассказать эту сказку?
По желанию один ученик рассказывает сказку «Репка». По необходимости другие дети помогают или исправляют его.
- Я тоже знаю сказку. Вот послушайте ее, пожалуйста, очень внимательно и скажите, как она называется.
Слушание сказки И. Франко «Репка».
- Как называется моя сказка?
- Похожа ли она на ту, которую нам рассказал … (имя ученика)?
- Дети, а почему же эти сказки имеют одинаковые названия, а рассказываются по-разному?
- Чем похожи сказки, которые вы услышали?
- Чем они отличаются?
Дети дают ответы по таблице:
Критерии Народная Литературная
Сравнения сказка сказка
Главные герои |
Одинаковые |
Одинаковые, но есть имена. |
События |
Одинаковые |
|
Концовка |
Одинаковые |
|
Форма изложения |
Проза |
Стихотворная |
Ознакомление с понятием «Народная» и «Литературная сказка».
- Оказывается, одну и ту же сказку можно найти или услышать в разных формах изложения. Тогда какой же вариант считать правильным?
- Сказка, которую мы слышали от родителей, бабушек, дедушек, которую мы пересказываем своими словами, была придумана очень давно. Такая сказка не имеет автора. Каждый человек, рассказывая такую сказку, мог использовать свои слова, что-то менять, сократить или добавить. В результате сказка со временем обновляется, остается неизменным только содержание, главные герои и выводы. Сказку, которую мы слышим в наше время, создал не один человек, а много людей. Мы не можем назвать их фамилии, т.к. они жили очень давно. Такая сказка называется народной.
- А сказка, которую читала я, была создана на основе народной сказки одним конкретным человеком. Он хотел, чтобы сказка стала лучшей, привлекательной, интересной. Поэтому она была написана стихами. Такая сказка называется «авторской» или «литературной».
- К какому типу принадлежит сказка, которую мы вместе рассказывали в начале урока? (К народным)
- А сказка, которую я прочитала? (К литературным)
Работа над содержанием сказки.
Уточнение главных героев сказки.
Игра «Найди ошибку».
На доске – рисунки к сказке.
1-й рисунок – все герои тянут морковь.
2-й рисунок – репку тянут все, но вместо внучки – внук.
3-й рисунок – репку тянут все, но вместо мышки – лягушка.
4-й рисунок – правильный вариант.
- Найдите рисунок, который полностью соответствует сказке. Докажите правильность своего ответа.
- Так кто же является главными героями сказки?
Дети называют героев, а учитель берет их изображения и прикрепляет в свободном порядке.
Восстановление правильной последовательности событий.
- Посмотрите на наших героев и скажите: в такой ли последовательности они приходили на огород тянуть репку?
- Расположите их в правильном порядке.
Инсценизация сказки.
Выбираются главные герои, на них одеваются шапочки-маски. Дети рассказывают сказку, учитель выступает в роли автора.
Физкультминутка.
МЫ ДРУЗЬЯ
Мы в ладоши хлопаем,
Хлоп-хлоп-хлоп. (хлопки в ладоши)
Ножками мы топаем,
Топ-топ-топ. (потопать ногами)
А теперь попрыгаем,
Прыг-прыг-прыг. (прыжки на месте)
Ножками подрыгаем,
Дрыг-дрыг-дрыг. (упор на одну ногу, другой свободные движения вперед-назад)
Я теперь мы посидим. (присели на корточки)
Друг на друга поглядим. (поворот головы вправо-влево)
5. Работа с детской книгой.
Осмотр выставки книжек.
Книжки поделены на две группы: слева – народные сказки, справа – литературные. Среди них - как справа, так и слева – есть сказка «Репка».
- Дети, рассмотрите выставку книжек. Какие книжки вы видите?
- А почему они поделены на две группы?
- Есть ли среди них одинаковые книжки?
- Почему одна и та же самая книжка стоит в обоих группах?
Ознакомление с книжкой «Репка».
- Как вы узнали название книжки?
- Где можно его прочитать?
- Посмотрите на одинаковые книжки: как можно узнать, где народная, а где литературная сказка? (Внимание учащихся обращается на обложку, где указан автор или написаны слова «народная сказка».)
Работа с книгой по страницам: осмотр рисунков и воссоздание текста.
- Скажите, пожалуйста, интересной была бы книжка без иллюстраций? Кто их делает?
- Где можно прочитать имя художника, который нарисовал иллюстрации к этой книжке? (Учитель показывает в книжке место, где написана фамилия художника.)
Подведение итогов.
- Про что может рассказать нам обложка книжки?
- Как можно узнать о содержании книжки, не читая ее?
6. Обобщение и закрепление изученного.
- Назовите общие признаки главных героев. Какие они? (Старательные, дружные.)
- Назовите общие действия героев. Что они делали? (Тянули, звали, помогали.)
Определение главной идеи сказки.
- Смогли бы герои сказки обойтись без мышки? А без кошки или собачки? А без внучки?
- В чем была сила героев?
- Народная мудрость гласит: в коллективе и комар – сила. Почему так говорят? (Высказывания детей).
Игра «Узнай предмет по его признаку».
- Большая, круглая, крепкая, вкусная. (Репка)
- Бежала, тянула, пищала, помогала. (Мышка)
- Садил, ухаживал, поливал, тянул. (Дед)
- …
- Можно ли обойтись в жизни без слов – признаков или без – действий предметов?
- Почему? (Потому, что наша речь стала бы непонятной, бедной.)
7. Итог урока. Рефлексия.
На доске - большой плакат с изображением репки, поделенной на фрагменты, раскрашены только листочки, сама репка – белая.
- Посадите дружно репку и посмотрите, какой она вырастет.
Дети с карандашами выбранного цвета подходят и раскрашивают отдельные части – фрагменты репки.
Желтый цвет. Мне все понятно, на уроке я чувствовал себя свободно, непринужденно, я был активным, выполнил все задания учителя.
Зеленый цвет. На уроке некоторые вопросы для меня были непонятны, я пытался их понять, но не всегда удавалось.
Белый цвет. Ничего не раскрашивает тот, кому было некомфортно, стеснялся высказывать свое мнение.
- Посмотрите на нашу репку.
В случае появления белого цвета учитель говорит, что белый цвет оставляем для тех, чтобы дети, которые не смогли раскрыть свои способности, сделали это на следующих уроках. Репка будет их ждать.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Синепольская Юлия Станиславовна
→ Публикатор 24.11.2020 0 6051 348 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы