Программа по дополнительному образованию "Азбука содержания животных", 1 класс
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
руководитель МО зам.директора по УВР директор МОУ
«Бородинская СОШ»
_______________ _________________ ______________
Назаренкова В.А. Позднякова Н.В. Тимошенко А.В.
Протокол №___
от _______2011г. «__»_________2011г. «__»________2011г.
Рабочая программа
Муниципального общеобразовательного учреждения
Бородинская средняя общеобразовательная школа
учителя начальных классов первой квалификационной категории Николаевой Елены Рудольфовны
для дополнительного образования
« Азбука содержания животных»
1 класс на 2011 – 2012 учебный год
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол № __ от 30 августа 2011 г.
2011 - 2012 учебный год
Пояснительная записка
Познавательный аспект деятельности — обязательный компонент любого вида деятельности. Совокупным предметом познавательной деятельности является вся реальность, ее продуктом — знание. В случае коллективного субъекта — это научное знание в целом; для индивида — индивидуальное знание, полученное, как правило, путем освоения основ научного знания, накопленного человечеством. Основным критерием выделения этой стороны внеурочной деятельности в качестве самостоятельного направления является то обстоятельство, что без моделирования реальности, без передачи последующим поколениям и умножения знания никакая деятельность невозможна, т.к. она основана на информационных процессах получения, хранения, преобразования и использования информации.
Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного плана.
Актуальность данной программы в том, что ее содержание отражает основные принципы построения экологического образования детей, начиная с младшего школьного возраста.
Программа позволит подготовить детей к познанию некоторых правил и требований к содержанию животных, позволит познакомить с правилами ухода за ними, а также предупредить о трудностях содержания животных, об ответственности за жизнь питомцев.
Программа предполагает обучение школьников, проявляющих интерес к изучению жизни животных.
Педагогическая целесообразность: обучение строится на концентрическом принципе построения программы: блоки тем повторяются каждый год обучения. Программа предусматривает последовательное расширение знаний о животном мире.
Цель программы – формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к ним, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, привитие любви ко всему живому.
Общение с животными содержит в себе развивающий потенциал, и программа дает возможность его использовать.
Задачи :
Формировать у детей систему представлений о социальной ценности животных, их биологических и экологических особенностях;
воспитывать гуманное отношение к каждому животному, потребности в активной личной поддержке мероприятий, направленных на заботу о животных.
Отличительные особенности программы: программа носит личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер и состоит из трех основных блоков: предметно-деятельностный, блок функциональной грамотности и блок личностного роста.
Программа реализуется на основе следующих принципов:
- принцип развития мыслеобразов, при котором вся система представлений о животных опирается на образы, возникающие при эмоционально-эстетическом освоении мира природы;
- принцип развития партнерских взаимодействий ребенка, педагога и животными;
- принцип развития коактивности, который регулирует использование методов развития стратегий деятельности детей, направленной на животных.
Возраст детей: 7 лет
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год
Формы и режим работы: учебное занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, самостоятельное выполнение заданий.
Работа ведётся во второй половине дня. Большая часть времени отводится на практические работы, познавательный материал даётся через наглядное, практическое обучение, в доступной и интересной для учащихся форме.
Ожидаемый результат:
-внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
-улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
-укрепление здоровья воспитанников;
-развитие творческой активности каждого ребёнка;
-укрепление связи между семьёй и школой.
Формы подведения итогов:
Конференция, выставка фотографий. Компьютерная презентация результатов работ юных любителей животных.
Содержание.
Тема 1.Как животные оказались в нашем жилище
Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные – помощники: собака, лошадь и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.
Тема 2.Почему мы любим животных.
Красота животных. Интерес к животным. Содержание и разведение животных как увлечение, искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми и отзывчивыми людьми. Животные во многом похожи на нас.
Тема 3. Собаки – самые верные друзья.
Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. Профессии собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой. Профилактика и преодоление проблем, возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.
Тема 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе.
Основы практической фелиологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.
Тема 5. Пернатая радуга в комнате.
Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудносмти и опасности содержания птиц в жилище. «Говорящие» птицы, кого и как можно обучить подражать человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.
Тема 6. Хомка и его ближайшие родственники.
Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и их кормление. Особенности содержания и разведения. Литература о грызунах.
Тема 7. Рыбы – самые тихие соседи.
Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование: грунт, камни, коряги, вода. Приборы: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры. Другие необходимые приспособления. Аквариум как модель природного водоема. Выбор и посадка растений в аквариум. Из чего складывается красота аквариума. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы (крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды (скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тер-неции). Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление. Уход за аквариумом. Типичные ошибки. Разведение. Литература по аквариумистике.
Тема 8. Школа для ваших любимцев.
Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Основные команды и правила дрессировки собак. Животные в цирке. Знаменитые животные артисты. Методика дрессировки династии Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.
Тема 9. Взрослые, которые всегда готовы нам помочь.
Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных любителями. Выбор товаров для содержания животных. Покупки в зоомагазинах. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные лечебницы. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвященные содержанию животных.
Тема 10. Мы в ответе за тех, кого приучили.
Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достигать успеха в своем увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.
Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября – Всемирный день животных.
Итоговое занятие.
Конференция, выставка фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.
Календарно
- тематическое планирование
1-ый год
Разделы и темы |
Количество часов |
Теория |
Практика |
Дата |
Введение. Знакомство с историей предмета. 1. Как животные оказались в нашем жилище. Традиции содержания животных. |
1
3 |
1
2 |
1 |
|
2.Почему мы любим животных. Красота животных. Интерес к животным. |
3 |
1 |
2 |
|
3.Собаки – самые верные друзья. Основы практической кинологии-науки о собаках. |
4 |
1 |
3 |
|
4.Кошки, которые не гуляют сами по себе. Основы практической фелиологии - науки о кошках. |
4 |
1 |
3 |
|
5.Пернатая радуга в комнате. Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. |
3 |
1 |
2 |
|
6.Хомка и его ближайшие родственники. Основы содержания мелких грызунов. |
3 |
1 |
2 |
|
7.Рыбы – самые тихие соседи. Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. |
3 |
1 |
2 |
|
7.Школа для ваших любимцев. Основы воспитания и дрессировки животных. |
2 |
1 |
1 |
|
8.Взрослые, которые всегда готовы нам помочь. Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных любителями. |
2 |
1 |
1 |
|
9.Мы в ответе за тех, кого приучили. Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. |
3 |
1 |
2 |
|
10.Итоговое занятие. Конференция, выставка. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных. |
2 |
1 |
1 |
|
Итого |
33 |
13 |
20 |
|
Учебно- методическое обеспечение
выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
материалы для оформления и творчества детей,
наличие канцелярских принадлежностей,
аудиоматериалы и видеотехника,
компьютеры,
телевизор, проектор, экран и др.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гуржий А. Н. Аквариумные, наземные и древесные земноводные / А. Н. Гуржий. — М., 1999,
Дрийверова М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийверова. — М., 1995.
Дурова Н. Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н. Ю. Дурова. — М., 1993.
Жердев Э. С. Пернатая радуга: справочное пособие для любителей птиц / Э. С. Жердев. М., 1988.
Животные в доме: энциклопедия. — М., 1994.
Круковер В. 500 практических советов владельцам собак / В. Круковер. — М., 1998.
Круковер В. Всё о собаках / В. Круковер. — М., 1999.
Махлин М. С. Аквариум в школе / М. Д. Махлин, Л. П. Солоницина. — М., 1984.
Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму / М. Д. Махлин. — М., 1993.
Мередит С. Хомячки / С. Мередит. — М., 1999.
Пайере X. Кошка / X. Пайерс. — М., 1997.
Полонский В. Д. Мир аквариума: большая иллюстрированная энциклопедия / В. Д. Полонский.
М., 2000.
Романова Н. Дайте кошке слово / Н. Романова. — М., 1996.
Старк К. Кошки и котята / К. Старк. — М., 1999.
Старк К. Собаки и щенки / К. Старк. — М., 1999.
Фрей Г. Твой аквариум / Г. Фрей. — М., 1991.
Хэрриот Дж. О всех созданиях — больших и малых / Дж. Хэрриот. — М., 1995.
Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. — М., 2001.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Николаева Елена Рудольфовна
→ klass71 07.11.2011 1 4211 520 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.