Доклад "Роль учебников и методического обеспечения в преподавании специальных дисциплин"
Автор: Прокофьева Светлана Анатольевна
Преподаватель специальных дисциплин
Государственное бюджетное образовательное учреждение КОЛЛЕДЖ МАЛОГО БИЗНЕСА № 4
Доклад на тему:
«Роль учебников и методического обеспечения в преподавании специальных дисциплин»
(Из опыта работы преподавателя спец.дисциплин Прокофьевой С.А.)
Личностно-ориентированное образование, осуществляемое в колледже малого бизнеса №4, обязывает преподавателя не только в совершенстве владеть традиционным содержанием, но и обеспечить индивидуальный подход к каждому обучаемому.
Уровень профессиональной квалификации выпускника во многом зависит от компетентности педагога, его умения так организовать учебный процесс, чтобы обучающиеся не только получили хорошую теоретическую и практическую подготовку по дисциплине, но и были готовы продолжать образование, повышать квалификацию, т.е. постоянно совершенствоваться. Очень важным в этой связи является развитие способности самостоятельной работы с учебной литературой: умение анализировать, систематизировать полученные сведения, выделять главное. Поэтому нам, преподавателям далеко не безразлично, каким будет учебник, учебное пособие и другая обучающая литература. Кто как не преподаватель, лучше других знает какие именно знания и каким способом донести до ученика нужную информацию.
Мы преподаватели спецдисциплин, входящих в учебный план подготовки продавцов, кассиров и товароведов, прекрасно понимают, что изменение содержания образования в области товароведения и товарной экспертизы, совершенствование торгового оборудования, требует введения новых курсов и создания новой учебной литературы.
Преподаватели нашего колледжа являются авторами следующих учебников:
- «Розничная торговля продовольственными товарами» Прокофьева С.А. и др. , Издательский центр «Академия» 2011г.
«Справочник по товароведению продовольственных товаров»в двух томах Прокофьева С.А. и др., Издательский центр «Академия» 2011г.
-«Оборудование торговых предприятий» Петухова А.А. , Издательский центр «Академия» 2007-Федеральный компонент, 2010г Региональный- компонент.
-Иллюстрированное учебное пособие по товароведению продовольственных товаров (альбомы), С.А. Прокофьева, Издательский центр «Академия» 2009г.
Все эти учебники изданы под грифом Министерства образования РФ.
Учебная дисциплина «Товароведение» является основополагающей при формировании профессиональной деятельности торговых работников, является базовой учебной дисциплиной для многих общепрофессиональных и специальных дисциплин:
Организации коммерческой деятельности;
Экономики;
Бухгалтерского учета;
Маркетинга и др.
Их объединяют межпредметные связи. По этой же дисциплине преподаватель преподавателем Прокофьевой С.А. выпущено иллюстрированное пособие и плакаты, которые предназначены в качестве наглядного (пособия) раздаточного материала на уроках специальных дисциплин. В них рассмотрены современные виды маркировки и штриховое кодирование продовольственных товаров. Дана классификация и ассортимент основных видов продовольственных товаров, их состав, способ производства и условия хранения. Не видя непосредственной связи учебного материала отдельных тем или учебных дисциплин с будущей профессией, жизнью студента зачастую теряет интерес к ним и желание учиться. Реализация межпредметных связей помогает понять необходимость и важность изучения всех дисциплин учебного плана.
Сближение профессионального образования и производственной деятельности студента связано с появлением новых организационных форм и методов обучения. Развивается сеть лабораторно-практических занятий. Авторами нашего колледжа разработана рабочая тетрадь по товароведению продовольственных товаров для проведения практических занятий на уроках. Структура рабочей тетради соответствует структуре учебного пособия, а уровень знаний – требованиям, предъявляемым Государственным образовательным стандартом.
Рабочая тетрадь по дисциплине «Товароведение продовольственных товаров» включает следующие разделы:
«Зерномучные товары»;
«Плодоовощные товары»;
«Вкусовые товары»;
«Кондитерские товары»;
«Молочные товары»;
«Мясные и рыбные товары».
В тетради представлены различные варианты заданий по материалу учебного пособия: контрольные вопросы, тесты, определение товара по имеющемуся описанию, дополнение схем классификации товара, а так же задания на развитие технического и логического мышления и т.д. И если для специальности продавец учащиеся определяют качество натурального образца по внешним признакам, то для специальности «Товароведение» это не достаточно. Студенты на практическом занятии дают товароведческую оценку качества товара с использованием органолептического метода самостоятельно работают с нормативными документами: стандартами, техническими условиями и т.д.
Так предлагаемая рабочая тетрадь предназначена для самоконтроля знания учащимися по каждой теме, а так же для контроля знаний самих учащихся (тематического и итогового) преподавателями.
Проведение и организация практических занятий на уроках способствует повышению профессиональной подготовки и качеству студентов, сближает и увязывает теорию с практикой и т.д., активизирует самостоятельную работу студентов. Полученные практические навыки (особенно выпускников 3, 2 курса СПО) позволяют им быстро занять свои ниши в магазинах и на фирмах, раскрывает перспективы профессионального роста: выпускники за короткое время становятся руководителями отделов, торговых фирм.
Представленные учебные пособия, учебники используются нашими преподавателями на уроках в комплексе. Так например, при изучении темы «Свежие плоды» преподаватель излагает и объясняет классификацию, лечебные свойства плодов с использованием плакатов, одновременно на столах у учащихся по этой же теме имеются красочные альбомы, что позволяет еще и тренировать зрительную память студентов.
После изучения теоретического материала по свежим плодам студенты выполняют практическую работу с использованием натуральных образцов, работают со стандартами, определяя качество товаров, применяя рабочие тетради. Выполнение практических работ всегда вызывает интерес у студентов, т.к. одним из методов определения качества товара является его дегустация, но не только это привлекает их в выполнении практических работ.
Вы знаете, что все учащиеся имеют разную теоретическую подготовку, поэтому при выполнении заданий на уроке они могут все (по-разному) реализовать свои знания. Для этого им предлагаются различные формы. Одним нравится дописывать схему и логические цепочки, например:
«Винная ягода» - это …
«Китайский крыжовник» - это …
«Виноградный плод» - это …
Или продолжить определение:
«Грейпфрут» - это гибрид …
Другим отгадывать кроссворды по данной теме.
Использование в учебном процессе новых учебно-методических и дидактических материалов дает свои результаты: (так за последние два года из выпуска 71 человек по профессии товаровед 22 человека закончили колледж с отличием, 44 человек закончили на «4» и «5»)
Работа с учебной литературой важна не только для получения определенных сведений, она позволяет формировать у студентов такие качества как трудолюбие, мыслительную активность, творческую способность.
Восприятие, усвоение и первичное воспроизведение учебного материала создают осуществление важного этапа познания – творческое, практическое применение знаний.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
На странице приведен фрагмент.
Автор: Прокофьева Светлана Анатольевна
→ Света0513 21.01.2012 0 4656 374 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.