Статья "Терапия общения или конфликты в школьном возрасте"
«Терапия общения» или конфликты в школьном возрасте.
Статью подготовила педагог-психолог Межшкольного учебного комбината №1 г.Казани Гиниятуллина Гузель Фаляхутдиновна
Как говорил ещё в начале века один из основоположников отечественной психологии Г.И. Челпанов, «психология нужна всем: психология есть предмет общеобразовательный». Она нужна и юристам, и медикам, и учителям, и естественникам». Может начать преподавать психологию в школах? Возможно, тогда будет меньше конфликтов между учителем и учеником.
Тема конфликтов в школьном возрасте достаточно актуальна во все времена. И не секрет, что работа учителя требует от него стойкой психологической уравновешенности, выдержки и терпения.
Я бы хотела поделиться путями преодоления конфликта во взаимоотношениях учителя и ученика.
В любом конфликте нужно различать внутреннюю и внешнюю позицию участвующих в нём людей. Это необходимо для того, чтобы увидеть за внешним и ситуативным – внутреннее, существенное. Например, в вашем классе трудный подросток. На уроках он ведёт себя вызывающе, грубит, демонстративно непослушен, да и выглядит, на ваш взгляд, просто ужасно: длинные волосы, разлохмаченная причёска, неряшлив. Но если вы будете ориентироваться только на поведение подростка и на его внешний облик, то напряжение в ваших взаимоотношениях не только не уменьшится, но и обострится. Чем строже вы будете, тем более агрессивным будет школьник. Он начнёт бунтовать и всё сделает наоборот.
Ваши конфликтные взаимоотношения с подростком могут измениться в лучшую сторону, если вы будете ориентироваться не на его внешнее поведение, а на внутреннюю позицию, т.е. сможете понять его цели, интересы и мотивы. У большинства подростков 10-13 лет возникает «комплекс самоутверждения»: они стремятся быть взрослыми и требуют равенства в отношениях, они хотят выделиться и утвердить своё «Я». Если вы хотите помочь подростку, постарайтесь подыскать, подсказать ему такой вид деятельности, в которой он сможет добиться успеха. Как только молодой человек проявит себя и получит призвание, он станет увереннее и спокойнее.
Учитель поручает подростку интересное дело, выполняя которое он может удовлетворить свою потребность в самоутверждении.
В конфликте нельзя переходить на личности, надо стремится к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере. Вот например:
Нельзя говорить:
«Ты грубый и невоспитанны й! По русскому языку ты получаешь одни двойки! Лентяй! Не можешь заставить себя выучить домашнее задание! А ещё разговариваешь, когда надо сидеть и слушать, хотя бы на уроке!»
Нужно говорить:
«Давай вместе подумаем, почему у тебя проблемы с русским языком?» «Тебе неинтересно или ты что-то не понял? «Тебе нужна помощь?».
Задумайтесь дорогие учителя! Может быть, в некоторых случаях сигнал к началу конфликта подаёте именно вы? Конечно, неосознанно, не имея перед собой цели обострить отношение с учениками? Напряжённость часто несут не ваши слова, а контексты, в которых они передаются: сердитое лицо, сжатые руки, интонация. Меняйте контексты!
Можно предложить учителям проделать следующее упражнение, которое называется «Модальность».
Попробуйте на минутку почувствовать себя подростком или старшеклассником. Что они чаще всего слышат в школе и дома? От учителей и родителей они слышат примерно следующее: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем?», «Ты должен уважать старших» и т.д. Как мы видим почти нет обращений, построенных в модальности возможного: «Ты можешь…», «Ты имеешь право…», «Тебе интересно…».
А теперь перейдите в позицию учителя или родителя. Что они говорят о себе, обращаясь к подростку или юноше? А говорят следующее: «Я могу тебя наказать…», «У меня есть полное право…», «Я знаю, что делать» и т.д.
Что же получается в результате? Происходит отчётливо выраженное противоречие в модальности обращения к ученику. Те речевые средства, которые направлены на него, формируются в модальности долженствования, а то, что касается самих взрослых (учителей, родителей), - в модальности возможного. Ребята понимают, что они «не могут ничего», для них – одни запреты, а взрослые – «могут всё», у них – полная свобода действий.
Это и является причиной конфликтов. Нельзя забывать о том, что модальность долженствования вообще тяжело переносится человеком, её ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным. Безусловно, модальность долженствования в обращении учителя к ученику необходимо свести к минимуму.
Предлагаю потренироваться!
Типичная фраза: «Ты должен хорошо учиться!»
Лучше сказать: «Я уверена, что ты можешь хорошо учиться»
Типичная фраза: «Ты должен слушаться учителей и родителей!»
Лучше сказать: «Конечно, ты можешь иметь своё собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушаться».
А теперь поупражняйтесь самостоятельно!
Типичные фразы: «Ты должен думать о будущем»;
«Мы в твои годы жили гораздо хуже! Ты должен ценить заботу старших»;
«Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учёбой»;
«Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!»
Упражнение «Терапия общения»
Как вы наверное заметили, что приведённые примеры касаются взаимоотношений с подростком. Как «погасить» возбуждённого ученика? Как успокоить и сбалансировать его психику? «Как снять нарождающийся конфликт во взаимоотношениях с ним?
Есть достаточно эффективный приём. Известно, что кроме потребности в самоутверждении, у подростков усиливается потребность в общении. Они много говорят друг с другом, причём, предметом разговора часто выступает их собственное Я: как Я отношусь к тому или иному человеку, какой Я, как Я выгляжу и т.п. Рождается личность подростка, его индивидуальность. Он ещё и сам не знает, какой он человек? Он как бы стоит перед большим шкафом, в котором висит множество разных «психологических костюмов». Молодой человек примеряет на себя то одну «одежду», то другую и пытается почувствовать, в какой из них ему комфортнее, что ему больше всего подходит.
Не нужно обвинять подростка в эгоизме! Поговорите с ним. Беседа может длиться 40-50 минут. Предметом разговора могут быть темы, интересные для подростка, его переживания, характер, желания, потребности.
Говорить нужно спокойным, мягким, ровным, умиротворяющим голосом. Не читайте морали, не «учите жизни», а обращайтесь на равных. Звук вашего голоса, ваше доброжелательное и открытое лицо станут эффективными психотерапевтическими средствами для вашего ученика. И это даст положительный результат.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гиниятуллина Гузель Фаляхутдиновна
→ ГузельГин 05.05.2012 1 6711 526 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.