Проблемы организации профессионального образования подростков с девиантным поведением
Петрова Ольга Николаевна,
старший воспитатель,
ГКСУВУПКЗТ «Очерская специальная
общеобразовательная школа закрытого типа»
Проблемы организации профессионального образования подростков с девиантным поведением
Наша школа закрытого типа для подростков (мальчиков) с девиантным поведением находится на территории Пермского края. Социальное развитие и воспитание рассматриваются нами как система помощи подростку для включения в жизнь.
Социализация подростка в современном мире – это, прежде всего, его профессиональное самоопределение. Это очень важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя, в конечном счете, многие стороны жизни будущего гражданина общества. Профессиональное самоопределение – это процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности. Подростковый возраст (10-15 лет) считается самым проблемным периодом в процессе формирования и развития личности. Подросток всем своим поведением пытается доказать, что он уже не ребенок. Часто излишнее желание стать взрослым ведет к проявлению у подростков асоциального поведения из-за обострения внутренних противоречий.
У девиантных подростков не выработана привычка к труду, ни в рамках производственного обучения, и тем − более в профессиональном образовании. Оказавшись в спецшколе для детей с девиантным поведением, подростки сталкиваются с противоречием: в учебной деятельности, в рамках производственного обучения, им приходится заниматься довольно однообразными работами. У подростков нет заинтересованности в трудовой деятельности. Неблагоприятные условия проживания препятствуют воспитанию подростка и являются причиной неправильного формирования мотивации.
Выбор профессии у подростков превращается в случайное действие, немотивированный, а вынужденный поступок, так как их ничего не интересует, либо интересует то, чем они не могут овладеть: «Хочу иметь высокооплачиваемую работу, много свободного времени», — и все это без какой-либо готовности к труду и трудовой морали. Трудовая деятельность в семьях многих подростков не производит ни материального, ни какого другого удовлетворения.
Поэтому в закрытых специальных учреждениях проблема заключается в замене процесса перевоспитания подростков в производственном обучении на профессиональное образование, нужна профессионализация.
Что же нужно сделать для того, чтобы перевести производственное обучение в профессиональное? Для этого:
1. Выявляем и целенаправленно формируем профессиональные планы на будущее. 2. Демонстрируем перспективы устойчивого профессионального роста и удовлетворения как материальных так и духовных потребностей.
3. Проводим коррекцию их ранее сформировавшихся жизненных планов по отношению к профессиональному самосовершенствованию.
4. Проводим учет профессиональных возможностей (занимаются мастера профессионального обучения).
5. Усиливаем творческий компонент профессионального образования, творческую составляющую обучения. Смысл творческого начала – разрушение монотонности трудового обучения.
6. Используем индивидуальные формы.
7. Для мотивации профессионального образования создаем ситуации успеха в обучении.
В условиях специальной школы решаются следующие задачи профессионального образования учащихся:
–знакомим с профессией до и в ходе их освоения;
– формируем положительную мотивацию по отношению к трудовой деятельности и выбору профессии;
– формируем чувство моральной ответственности за свое будущее (что выражается в выборе жизни на свободе, но без профессии).
Список используемой литературы
1. Кудрявцев В.Н. Социальные отклонения. Москва: Наука, 1998.
2. Кон И. С. Психология ранней юности. Москва: Академия, 1989.
3. Пастушкова Е. Н. Основные функции социального педагога в профориентационной работе. Информационный бюллетень. Москва: Наука, 2010.
4. Шмидт В.Р. Профориентация в условиях несвободы. Москва: Академия, 2007.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петрова Ольга Николаевна
→ ол0658 19.05.2013 0 2494 396 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.