Условия создания и механизмы внедрения эффективных форм образовательной деятельности младших школьников
«Условия создания и механизмы
внедрения эффективных форм
образовательной деятельности младших
школьников»
Дубинина Галина Васильевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с УИОП № 2
г. Лебедянь Липецкой области
«В эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения» - такая стратегическая задача стоит перед современной школой в новой образовательной инициативе «Наша новая школа».
Новые задачи поставлены сегодня и перед школьным образованием. Значительно расширяется сфера действия и назначение образовательных стандартов, которые определяют требования к системе образования, а не к ученику, как это было до сих пор.
«Поэтому все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования».
С этой целью начальная школа призвана решить целый ряд важнейших задач, среди которых - успешное «включение» в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе совместной деятельности учителя и учащихся и направлена на освоение обучающимися совокупности «универсальных учебных действий».
Этой идее в полной мере соответствует Образовательная система «Школа 2100», по которой я работаю.
Стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи, превращаются в важнейший фактор, способствующий развитию обучающихся. Высокие возможности для всестороннего развития дети, обучающиеся по системе «Школа 2100» получают на всех уроках.
Введение таких ценностей, как соуправление процессом обучения, совместное целеполагание, проектирование, преобразование содержания знаний стимулирует исследовательскую деятельность учащихся, их творческую и познавательную активность. Данная система образования демократична и подразумевает постоянное дополнение новыми формами и методами обучения, требующимися в изменяющемся обществе.
Работать учителю стало достаточно сложно, ведь необходимо строить процесс обучения в соответствии с педагогическими свойствами и дидактическими принципами, учитывая требования времени.
Максимальное использование современных педагогических идей, достижений в области психологии, социологии, нейрофизиологии, прикладных науках способствуют достижению высокого уровня развития и сохранению физического и психического здоровья учащихся.
Придерживаюсь в работе определенных принципов:
- дать время на размышление, ведь если вы получили быстрый ответ, значит, дали заведомо лёгкий вопрос;
- начинать опрос с самого слабого ученика (это возможность получить коллизию в процессе познания);
- любой ответ принимается, и каждый ребёнок получает эмоциональную похвалу за собственную мысль;
- все дети не могут достичь одного уровня развития, но каждый может быть успешным;
- достижения каждого сравниваются не с достижениями других, а с его вчерашними успехами.
Культурное и социальное развитие ребёнка, обеспечивающее ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь, невозможно без знания основ психологии. Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива. Он начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Ребенок начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.
Поэтому считаю важным ведение в своем классе факультативного курса по духовно – нравственному воспитанию младших школьников «Ступени нравственного совершенства» по своей программе, которая заняла III место в региональном конкурсе в номинации «Программа по духовно- нравственному воспитанию школьников как часть основной образовательной программы школы». Система занятий, по данной программе помогает формировать положительное отношение к себе самому и окружающим, способствует ликвидации объективных трудностей в учёбе, воспитывает интерес к самопознанию.
Развитию коммуникативных навыков детей способствуют групповые и парные формы работы, без которых урок малоэффективен и попросту скушен. И всегда коллективная работа более успешна, что даёт возможность многим детям поверить в свои силы и в свой успех.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начальная школа должна измениться так, чтобы реальностью стал педагогически организованный процесс развития ребёнка. «Личность и способности ребёнка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом»- пишет Ю.Б. Гиппенрейтер. А потому особенно актуальной с моей точки зрения для развития ребёнка является исследовательская и проектная деятельность. Использование этого метода в процессе воспитания позволяет:
развивать познавательный интерес школьников;
развивать такие качества личности, как целеустремлённость, коммуникабельность, настойчивость;
осуществлять социализацию ребёнка, так как во время работы учащиеся взаимодействуют со сверстниками, учителями, жителями города;
позволяет организовать единую систему воспитательной работы.
Исследование не самоцель, а средство обучения умению самостоятельно конструировать свои знания. Большая часть обучающихся моего класса участвуют в разработке коллективных и индивидуальных исследований. Темы для исследования учащиеся моего класса выбирают в соответствии с их увлеченьями и интересами.
Так Афанасов Семен, заинтересовавшись историей своей семьи, первую свою исследовательскую работу посвятил исследованию по теме «История одного дома». Данный объект исследования был выбран им не случайно, т. к. на протяжении более 30 лет это здание являлось родным домом для многих членов его семьи. Итогом работы было выступление на школьной краеведческой конференции «Малая моя Родина», посвященной 400-летию города Лебедяни, где он был отмечен в числе лауреатов за исследовательский подход и оригинальность работы. Кузив Артем – победитель школьной краеведческой конференции «Малая моя Родина», посвященной 400-летию города Лебедяни, победитель районного конкурса исследовательских работ «Исследуем. Находим. Применяем.» по теме «Снег полезный или вредный». Его выступление сопровождалось показом презентации, а также самостоятельно изданной книжкой-малышкой «Снежок», где среди стихов классиков о зиме были и авторские стихи.
Главное в деятельности учащихся чувство собственного роста в условиях ситуации успеха. Родители оказывают поддержку и помощь в исследованиях. Они вместе с детьми радуются успехам, переживают неудачи. В своей работе дети сотрудничают с различными организациями, друг с другом, с родителями, а значит, происходит их социализация.
Введение элементов проектной деятельности и ее развитие позволяют уйти от однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса; создают условия для смены видов деятельности, предоставляют возможность коллективного поиска, совместного творчества и помогают полученные знания применить на практике.
Современный учебно-воспитательный процесс невозможно представить без использования ИКТ, ведь это даёт возможность сделать его более эффективным, интересным и насыщенным разнообразными формами деятельности. Многое в решении этой задачи зависит от учителя, его инициативы, целеустремлённости.
«Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы». (Семенов А. П.) Отсюда одной из главных задач школы является формирование информационной компетенции, которая предполагает умения: искать, выбирать, передать информацию, проектировать объекты и процессы. В процессе развития информационного общества образование призвано сыграть ключевую роль.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Сегодня начальная школа должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе — местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие.
Новые стандарты - это, прежде всего общественный договор между личностью, обществом, государством, ориентированный на результат, но предполагающий свободу выбора средств достижения, где решающее значение для успешной реализации всего комплекса идей и решений принадлежит учителю, который, как и прежде «имеет право смотреть на другого сверху лишь помогая ему подняться» (Гарсиа Маркес).
Список литературы:
Бадняк О. А. Воспитание на социокультурном опыте, Активные формы обучения. Методическое пособие.
Воронцова А. Б., Заславский В. М., Егоркина С. В., Енжевская Н. В., Клевцова С. В., Трояновская Н. И. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя – 2-у изд. – М. : Просвещение, 2010. – 176 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-19234-7.
Кузьмин И. А. «Истоковедение». Том 1. Издательский дом «Истоки», 2007.с17,51,3
Логинова О. Б. «Стандарты нового поколения для начальной школы». Информационное, научно-методическое издание» Образование Омской области» № 2 2009 год, с.11
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» с.1-3.
Рисунок http://1605sch.edusite.ru/p55a…
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дубинина Галина Васильевна
→ galina-dubinina 30.05.2013 0 2135 354 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.