Педагогическая диагностика причин конфликта


Данная публикация содержит материалы для самостоятельной работы классного руководителя, социального педагога по изучению конфликтного поведения у педагогически запущенных подростков и даны некоторые рекомендации по предотвращению и профилактике подобного поведения. Чтобы помочь воспитателю ориентироваться в типичных признаках конфликтных ситуаций, связанных, с одной стороны, с извест­ной недостаточностью психического склада несовершеннолетнего, а с дру­гой - с ошибками его воспитания в форме педагогической запущенности.

[Фрагмент:]

В человеческой жизни невозможно ничего понять без знания человека и человеческой природы.

В. Гумбольдт

Современное общество стремительно движется к состоянию, в котором социальные процессы, структуры обще¬человеческой жизни вырастают из самого человека и замыкаются в нем, где вся социальная вселенная вращается вокруг человека. Признание приоритета интересов, прав и свобод не государства, не социальных групп, а суверенной человеческой личности составляет сущность такого антропоцентризма. Повышенное внимание к человеческому фактору, возрастающая роль индивидуальности, новые требования к личности, предъявляемые сегодняшним образом жизни, распространяются и на сферу воспитания подрастающего поколения. Тем более, что формирование человека в переходном возрасте, как правило, бывает связано в той или иной степени конфликтными переживаниями. Это и понятно, так как для подростка КОНфликт не только неизбежен, но и в чем-то необходим, как ни парадоксально это звучит. Без него развивающейся личности было бы трудно преодолевать привычное, уже усвоенное и переходить к новому, еще не знакомому. Движение вперед всегда вызывает противоречия, и с этим необходимо считаться. Классный руководитель обязан постоянно поддерживать у воспитуемого критическое отношение к существующему положению вещей и к самому себе, которое побуждало бы его работать над собой. Для педагога это значит, быть готовым к недовольству и сопротивлению со стороны воспитанников. Но противоречия не должны заходить за определенную черту, где стимулирующая роль конфликта сменяется чрезмерными психическими перегрузками для подростка. Искусство воспитания состоит в том, чтобы уловить такой момент, уметь «балансировать на гранях конфликта». Овладеть им, дано не каждому учителю, ибо любое искусство подразумевает наличие таланта, в данном случае - таланта воспитателя. Но предвидеть, почувствовать вероятность проявления конфликта и уметь прогнозировать поведение несовершеннолетнего при этом обязан каждый, кто берется за сложный труд обучать другого, готовить его к жизни в обществе.

Конфликт в деле воспитания - явление нежелательное. Его появле¬ние нужно предвидеть и в лучшем случае - предупредить, а если это не удалось, помочь несовершеннолетнему разрешить его приемлемым способом. Причем, чем раньше педагог улавливает первые признаки конфликтной си¬туации, тем легче ему следить за развитием событий и тем безошибочнее будет его вмешательство во внутренний мир учащегося. Образно говоря, педагог должен уметь точно рассчитать меру воздействия, время ее наи¬лучшего эффекта и выбрать тот конкретный прием, который нужен именно этому подростку. Недаром, когда речь заходит о работе с трудновоспитуе¬мыми подростками, так часто употребляется медицинский по сути термин: «диагностика».

В своей педагогической практике классный руководитель должен точно знать признаки возрастной психологии, которые обусловливают повышенную вероятность появления эксцессов и инцидентов. Для того чтобы определить какие из них стали причиной конфликта у данного конкретного подростка необходимы определенные навыки диагностического мышления.
Рассмотрим по этапам ход умозаключений, которым должен руководствоваться классный руководи¬тель в своем анализе отклоняющегося поведения учащегося.

1. Повод для диагностики (инцидент). Исходной точкой диагностического мышления, как правило, становится отклоняющийся поступок учащегося, который приводит к его столкновению с педагогическим коллективом (его требованиями и ожиданиями). Конечно, не исключено, что подросток заранее придет к классному руководителю рассказать о своих конфликтных переживаниях, но в данном возрасте такое случается редко, даже если педагог начнет подобный разговор по своей инициативе.

Полный текст материала Педагогическая диагностика причин конфликта смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ахметова Нафиса Миннимухаматовна  Жизнерадостная
11.11.2013 0 3371 523

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК