Программа внеурочной занятости по развитию УУД «Учись учиться»; 5 класс
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей №81 города Тюмени
«Согласовано» «Утверждено»
Руководитель кафедры Директор лицея
________/_______/ ______/_____________/
Ф.И.О. Ф.И.О.
Протокол №______от Приказ №______________от
«_»_______20__г. «__»__________20__г.
Программа внеурочной занятости
по развитию УУД «Учись учиться»
Разработчик программы
Учитель русского языка и литературы
Малых Елена Михайловна
2013-2014 учебный год
Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь.
Китайская мудрость
Программа курса по внеурочной занятости
«Учись учиться»
Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыт.
Овладение ребенком УУД означает формирование «умения учиться», т.е. способности к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений, и его коммуникативную компетентность.
В конечном итоге эти приобретенные качества определяют успешность самореализации во всех сферах жизнедеятельности. В образовательном процессе сформированность УУД позволяет обучающемуся ориентироваться в различных предметных областях, в структуре учебной деятельности, придает ценностно-смысловую характеристику познавательному процессу.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность в том числе.
Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 5-х классов.
Целью настоящего курса является развитие УУД учащихся, в основе которых лежит умение учиться.
Задачи:
Умение результативно мыслить и работать с информацией (познавательные УУД).
Умение организовать свою деятельность (регулятивные УУД).
Умение самостоятельно делать свой выбор (личностные результаты).
Умение общаться и взаимодействовать с другими людьми (коммуникативные УУД).
Программой курса предусмотрено 15 практических занятий и 2 проверочных самостоятельных работы.
В результате освоения курса воспитанник должен научиться смысловому чтению, научиться выделять тему, идею, делить текст на части, составлять план, составлять свой текст на основе данного, пользоваться дополнительными источниками информации.
Предполагаемые результаты:
1. Активизация учебной деятельности
2. Повышение качества знаний
3. Формирование навыков коммуникации
4. Реализация индивидуальных интересов учащихся.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия |
Кол-во часов |
Тема |
Практическая деятельность |
1 2 |
2 |
Тема текста |
Определить тему, выбрать предложение, отражающее тему; сформулировать тему. |
3 4 |
2 |
Основная мысль текста |
Найти предложение, отражающее идею; сформулировать самостоятельно идею. |
5 |
1 |
Заглавие как отражение темы и идеи |
Подобрать заголовок, отражающий тему; отражающий идею. Соответствие заголовка стилю текста. |
6 |
1 |
Эпиграф как отражение идеи текста |
Выбрать из разных вариантов эпиграф к тексту, доказать близость к главной мысли. |
7 8 |
2 |
Абзац. План текста |
Деление на абзацы. Построение текста из отдельных абзацев. Добавление и информации. Составление плана текста. |
9 |
1 |
Проверочная работа №1 |
|
10 11 |
2 |
Главная и второстепенная информация в тексте |
Выделение главного, сокращение текста. Обучение краткому пересказу. |
12 |
1 |
Смысловое чтение |
Работа с терминами, непонятными словами. Обучение переформатированию текста. |
13 |
1 |
Вступление, основная часть, заключение. |
Составление разных частей текста в заданном стиле. |
14 |
1 |
Дополнительные источники информации |
Обучение работе с о словарями, справочниками. |
15 |
1 |
Создание текста |
Составление собственного научно-популярного текста на основе опорных слов. |
16 |
1 |
Красота и образность речи. |
Работа над речевыми и грамматическими ошибками. Употребление выразительных средств в речи. |
17 |
1 |
Итоговая проверочная работа №2 |
|
Приложение
Проверочная работа №1
По слову в день
Из всех средств общения язык – самое мощное по силе воздействия. Чем искуснее вы умеете обращаться со словом, тем лучше ваши собеседники поймут смысл сказанного вами. Узнавать новые слова, использовать их в речи не просто увлекательное занятие, это может дать вам ключ к открытию новых истин. Русский язык изобилует синонимами, и потому значения слов богаты тончайшими нюансами. Старайтесь узнавать и заучивать новые слова, они придадут вашей речи выразительность и точность. Возьмём, к примеру, названия оттенков красного цвета. Если в вашей палитре выразительных средств есть слова малиновый, карминный*, алый, розовый, сливовый, рубиновый или светло-вишнёвый, это позволит вам создать именно то впечатление, которое нужно. Вот вполне доступная задача – добавлять к вашему словарному запасу по одному слову в день. Секрет успеха здесь в том, чтобы, узнав интересное слово, начать применять его, использовать на практике. Чтение и проверка незнакомых слов по словарю – неплохое начало…
(из книги «Зарядка для ума»)
Задания к тексту
Разделите текст на абзацы ( деление отметьте в тексте ).
Подчеркните в тексте предложение, в котором авторы статьи дают читателям совет.
Составьте предложение, используя любой оттенок красного. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополните ряд синонимов красной цветовой палитры (можно использовать толковый словарь учебника). ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обведите в овал слова, которые вы могли бы добавить в свой словарный запас.
Показалась ли вам эта работа полезной, интересной, скучной, трудной, лёгкой? Подчеркните нужное слово (ответ не оценивается).
КармИнный – ярко-красный, цвета кармина.
КармИн – яркая красная краска, получаемая из тела самок кошенили.
КошенИль – насекомое, из тела которого добывается ярко-красное вещество.
Рекомендации по проверке работы
|
Задание |
баллы |
1 |
Разделите текст на абзацы. |
1-2 |
2 |
Выпишите из текста предложение, в котором авторы статьи дают читателям совет.
|
2 |
3 |
Составьте предложение, используя любой оттенок красного.
|
1-2 |
4 |
Дополните ряд синонимов красной цветовой палитры (можно использовать толковый словарь учебника).
|
1-2 |
5 |
Подчеркните в тексте слова, которые вы могли бы добавить в свой словарный запас.
|
1-2 |
6 |
Показалась ли вам эта работа полезной, интересной, скучной, трудной, лёгкой? Подчеркните нужное слово (ответ не оценивается).
|
- |
|
|
Макс. -10 |
10баллов – «5»
8.9 – «4»
5,6.7 – «3»
Синонимы красного: бордовый, рубиновый, коралловый (из словаря),багровый, багряный, пунцовый.
Проверочная работа №2
Художественная фотография очень близка по своим задачам к живописи. Это снимки, в которых авторам удаётся передать зрителям какую-то мысль, идею или впечатление – то есть настоящие произведения искусства. Если ты хочешь, чтобы снимки, которые ты делаешь, стали более красивыми и художественными, не забывай о законах цвета и композиции. Прежде всего, не фотографируй всё подряд. Определи для себя, зачем ты фотографируешь, что тебе нравится в том, что ты видишь.
Задание:
Прочитайте текст, раздели его на абзацы.
Вставь дополнительную информацию в исходный текст, отметь в тексте, куда можно вставить отрывок №1 и №2.
№1 Выбор кадра и способ обработки фотографии зависят от человека. Поэтому можно не только копировать действительность, но и создавать художественные образы.
№2 Благодаря фотографии мы очень многое узнаём о прошлом и настоящем, получаем представление о жизни в отдалённых уголках планеты, о космосе и океане, можем заново пережить наиболее интересные события нашей жизни.
3.Рассмотрите фотографии и сформулируйте идею каждой. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Подберите к фотографиям по одному отрывку из стихотворений.
Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И
заплачет спросонья... |
Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов,
ясеней, осин В позолоте небывалой....
|
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна
мне твоя прощальная краса — Люблю я
пышное природы увяданье,..
|
Что
ты рано в гости, А.Плещеев |
5.Составьте своё предложение об осени, отражающее впечатление от одной из фотографий. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации по проверке работы
1 |
Деление на абзацы |
1-2 балла |
2 |
Вставка допоплнительной информации |
1-2 балла |
3 |
Определение идеи каждой фотографии |
2-4 балла |
4 |
Выбор отрывков из стихотворений |
1-2 балла |
5 |
Составление предложений |
2 балла |
12-11 баллов- «5»
10,9,8 баллов – «4»
7,6,5 баллов –«3»
Список литературы:
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования./ И.Р.Гальперин.- М., 1981.
Гранник Г.Г. Дорога к книге/ Г.Г.Гранник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая.- М., 1996.
ОбласоваТ.В. Специфика отбора учебных текстов для развития учебно-информационных умений школьников в процессе изучения литературы/ Известия РГПУ им. А.И.Герцена.2012. №150 с.41-49.
Илюшин Л.С. Методология исследования образовательной мотивации. СПб, Изд-во РАН.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Малых Елена Михайловна
→ vatutina 24.12.2013 0 5493 724 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.