Программа внеурочной занятости по развитию УУД «Учись учиться»; 5 класс




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей №81 города Тюмени







«Согласовано» «Утверждено»

Руководитель кафедры Директор лицея

________/_______/ ______/_____________/

Ф.И.О. Ф.И.О.

Протокол №______от Приказ №______________от

«_»_______20__г. «__»__________20__г.





Программа внеурочной занятости

по развитию УУД «Учись учиться»





Разработчик программы

Учитель русского языка и литературы

Малых Елена Михайловна









2013-2014 учебный год



Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь.

Китайская мудрость



Программа курса по внеурочной занятости

«Учись учиться»



Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыт.

Овладение ребенком УУД означает формирование «умения учиться», т.е. способности к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений, и его коммуникативную компетентность.

В конечном итоге эти приобретенные качества определяют успешность самореализации во всех сферах жизнедеятельности. В образовательном процессе сформированность УУД позволяет обучающемуся ориентироваться в различных предметных областях, в структуре учебной деятельности, придает ценностно-смысловую характеристику познавательному процессу.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность в том числе.

Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 5-х классов.









Целью настоящего курса является развитие УУД учащихся, в основе которых лежит умение учиться.

Задачи:

  • Умение результативно мыслить и работать с информацией (познавательные УУД).

  • Умение организовать свою деятельность (регулятивные УУД).

  • Умение самостоятельно делать свой выбор (личностные результаты).

  • Умение общаться и взаимодействовать с другими людьми (коммуникативные УУД).

Программой курса предусмотрено 15 практических занятий и 2 проверочных самостоятельных работы.

В результате освоения курса воспитанник должен научиться смысловому чтению, научиться выделять тему, идею, делить текст на части, составлять план, составлять свой текст на основе данного, пользоваться дополнительными источниками информации.

Предполагаемые результаты:

1. Активизация учебной деятельности

2. Повышение качества знаний

3. Формирование навыков коммуникации

4. Реализация индивидуальных интересов учащихся.

















Календарно-тематическое планирование

занятия

Кол-во часов

Тема

Практическая деятельность

1

2

2

Тема текста

Определить тему, выбрать предложение, отражающее тему; сформулировать тему.

3

4

2

Основная мысль текста

Найти предложение, отражающее идею; сформулировать самостоятельно идею.

5

1

Заглавие как отражение темы и идеи

Подобрать заголовок, отражающий тему; отражающий идею. Соответствие заголовка стилю текста.

6

1

Эпиграф как отражение идеи текста

Выбрать из разных вариантов эпиграф к тексту, доказать близость к главной мысли.

7

8

2

Абзац. План текста

Деление на абзацы. Построение текста из отдельных абзацев. Добавление и информации. Составление плана текста.

9

1

Проверочная работа №1


10

11

2

Главная и второстепенная информация в тексте

Выделение главного, сокращение текста. Обучение краткому пересказу.

12

1

Смысловое чтение

Работа с терминами, непонятными словами. Обучение переформатированию текста.

13

1

Вступление, основная часть, заключение.

Составление разных частей текста в заданном стиле.

14

1

Дополнительные источники информации

Обучение работе с о словарями, справочниками.

15

1

Создание текста

Составление собственного научно-популярного текста на основе опорных слов.

16

1

Красота и образность речи.

Работа над речевыми и грамматическими ошибками.

Употребление выразительных средств в речи.

17

1

Итоговая проверочная работа №2




Приложение

Проверочная работа №1

По слову в день

Из всех средств общения язык – самое мощное по силе воздействия. Чем искуснее вы умеете обращаться со словом, тем лучше ваши собеседники поймут смысл сказанного вами. Узнавать новые слова, использовать их в речи не просто увлекательное занятие, это может дать вам ключ к открытию новых истин. Русский язык изобилует синонимами, и потому значения слов богаты тончайшими нюансами. Старайтесь узнавать и заучивать новые слова, они придадут вашей речи выразительность и точность. Возьмём, к примеру, названия оттенков красного цвета. Если в вашей палитре выразительных средств есть слова малиновый, карминный*, алый, розовый, сливовый, рубиновый или светло-вишнёвый, это позволит вам создать именно то впечатление, которое нужно. Вот вполне доступная задача – добавлять к вашему словарному запасу по одному слову в день. Секрет успеха здесь в том, чтобы, узнав интересное слово, начать применять его, использовать на практике. Чтение и проверка незнакомых слов по словарю – неплохое начало…

(из книги «Зарядка для ума»)

Задания к тексту

  1. Разделите текст на абзацы ( деление отметьте в тексте ).

  2. Подчеркните в тексте предложение, в котором авторы статьи дают читателям совет.

  3. Составьте предложение, используя любой оттенок красного. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Дополните ряд синонимов красной цветовой палитры (можно использовать толковый словарь учебника). ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  5. Обведите в овал слова, которые вы могли бы добавить в свой словарный запас.

  6. Показалась ли вам эта работа полезной, интересной, скучной, трудной, лёгкой? Подчеркните нужное слово (ответ не оценивается).

КармИнный – ярко-красный, цвета кармина.

КармИн – яркая красная краска, получаемая из тела самок кошенили.

КошенИль – насекомое, из тела которого добывается ярко-красное вещество.







Рекомендации по проверке работы


Задание

баллы

1

Разделите текст на абзацы.

1-2

2

Выпишите из текста предложение, в котором авторы статьи дают читателям совет.


2

3

Составьте предложение, используя любой оттенок красного.


1-2

4

Дополните ряд синонимов красной цветовой палитры (можно использовать толковый словарь учебника).


1-2

5

Подчеркните в тексте слова, которые вы могли бы добавить в свой словарный запас.


1-2

6

Показалась ли вам эта работа полезной, интересной, скучной, трудной, лёгкой? Подчеркните нужное слово (ответ не оценивается).



-



Макс. -10



10баллов – «5»

8.9 – «4»

5,6.7 – «3»

Синонимы красного: бордовый, рубиновый, коралловый (из словаря),багровый, багряный, пунцовый.



Проверочная работа №2

Художественная фотография очень близка по своим задачам к живописи. Это снимки, в которых авторам удаётся передать зрителям какую-то мысль, идею или впечатление – то есть настоящие произведения искусства. Если ты хочешь, чтобы снимки, которые ты делаешь, стали более красивыми и художественными, не забывай о законах цвета и композиции. Прежде всего, не фотографируй всё подряд. Определи для себя, зачем ты фотографируешь, что тебе нравится в том, что ты видишь.

Задание:

  1. Прочитайте текст, раздели его на абзацы.

  2. Вставь дополнительную информацию в исходный текст, отметь в тексте, куда можно вставить отрывок №1 и №2.

1 Выбор кадра и способ обработки фотографии зависят от человека. Поэтому можно не только копировать действительность, но и создавать художественные образы.

2 Благодаря фотографии мы очень многое узнаём о прошлом и настоящем, получаем представление о жизни в отдалённых уголках планеты, о космосе и океане, можем заново пережить наиболее интересные события нашей жизни.

3.Рассмотрите фотографии и сформулируйте идею каждой. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Подберите к фотографиям по одному отрывку из стихотворений.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья...
К.Бальмонт

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой....

Б.Пастернак


Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье,..

А.С.Пушкин


Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!...

А.Плещеев



5.Составьте своё предложение об осени, отражающее впечатление от одной из фотографий. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Рекомендации по проверке работы



1

Деление на абзацы

1-2 балла

2

Вставка допоплнительной информации

1-2 балла

3

Определение идеи каждой фотографии

2-4 балла

4

Выбор отрывков из стихотворений

1-2 балла

5

Составление предложений

2 балла



12-11 баллов- «5»

10,9,8 баллов – «4»

7,6,5 баллов –«3»



















Список литературы:

  1. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования./ И.Р.Гальперин.- М., 1981.



  1. Гранник Г.Г. Дорога к книге/ Г.Г.Гранник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая.- М., 1996.



  1. ОбласоваТ.В. Специфика отбора учебных текстов для развития учебно-информационных умений школьников в процессе изучения литературы/ Известия РГПУ им. А.И.Герцена.2012. №150 с.41-49.



  1. Илюшин Л.С. Методология исследования образовательной мотивации. СПб, Изд-во РАН.





Слайд 1

Полный текст материала Программа внеурочной занятости по развитию УУД «Учись учиться»; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Малых Елена Михайловна  vatutina
24.12.2013 0 5374 724

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК