Доклад на тему "Влияние семьи и школы на уровень преступности среди подростков"
Доклад на тему:
Влияние семьи и школы на уровень преступности среди подростков
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
Каргапольцева Светлана Юрьевна
г. Екатеринбург
Тема данной работы была выбрана не случайно.
Преступность во всем мире и в России в частности, является одной из самых актуальных социальных проблем. За последние годы в России существенно возросла преступность среди несовершеннолетних. Об этом свидетельствуют статистические данные, которые представлены в отчетах Министерства внутренних дел. Например, за 2012 год, согласно данным МВД в стране было зарегистрировано 2 миллиона 302 тысячи 168 преступлений, среди которых каждое двадцатое (5,1%) преступление было совершено несовершеннолетними или при их соучастии [4]. В настоящее время подростки являются самой криминогенно пораженной частью населения.
Причины преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Одними из которых являются кризисные явления в таких важнейших социальных институтах как семья и школа.
О влиянии семьи и школы на преступность несовершеннолетних говорится во многих работах юристов, психологов, социологов, педагогов. К тяжелым последствиям для несовершеннолетнего от недостатка и ослабленного воздействия как семейного, так и школьного воспитания относятся преступность, алкоголизм, наркомания и другие патологические явления.
Целью нашей работы является – анализ влияния на преступность семьи и школы.
На основе психолого-педагогической и правовой литературы мы раскроем понятие «подростковая преступность» и выявим ее особенности. А также попытаемся выявить особенности влияния семьи и школы на преступность среди подростков.
Согласно ст. 87 Уголовного кодекса России, несовершеннолетними правонарушителями признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнил ось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
Криминалистами выделяется четыре типа несовершеннолетних преступников:
1) которые совершили преступление в результате случайного стечения обстоятельств, вопреки положительной направленности личности;
2) которые совершили преступление в результате попадания в криминогенную ситуацию из-за неустойчивости личности;
3) в результате преобладающей отрицательной направленности личности;
4) которые совершили преступление в результате устойчивой доминирующей антиобщественной направленности личности.
Личность несовершеннолетнего преступника характеризуется рядом факторов. Например, многие дети-преступники относятся к категории «неполных семей» и, как правило, это дети, которые растут без отца. Также большинство несовершеннолетних преступников воспитывались в семьях с ограниченными возможностями воспитания детей, или в семьях, где существовало отрицательное влияние взрослых. По данным МВД России 20 % несовершеннолетних преступников росли и воспитывались в семьях, в которых очень низок жизненный уровень дохода.
Культурная и образовательная характеристика большинства детей-преступников очень снижена по сравнению со сверстниками. Среди них наблюдается значительная доля неуспевающих, и лиц, которые не окончили школу.
Специалисты (криминологи и психологи) отмечают, что несовершеннолетние преступники имеют свои особенности интересов и потребностей: во-первых, это утрата интереса к учебе и равнодушие к проблемам общества; во-вторых, примыкание к неформальным и экстремистским проявлениям общества: в третьих, употребление алкоголя, наркотиков и других одурманивающих веществ.
Для подростков-преступников характерно бесцельное времяпровождение; типично искажения нравственного и правового сознания. Такие моральные ценности, как долг и совесть толкуются ими, исходя из личных желаний или групповой солидарности. Кроме того, они ориентированы на получение сиюминутного удовольствия и равнодушны к переживаниям, страданиям окружающих.
Влияние семьи.
Семья всегда была и будет важнейшей средой формирования и воспитания личности, отвечающей не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни ребенка, взрослого. Семья – одна из значимых структур общества, которая способна ослабить или заблокировать криминогенное влияние многих отрицательных факторов социальной жизни. Именно семья обладает колоссальными возможностями удержания своих детей от преступной стези.
Именно родители способны пресечь формирование негативных взглядов и привычек у детей. И в этом смысле семья обладает самыми большими возможностями. Главным направлением семейного воспитания является нравственное совершенствование самих родителей, так как большое воздействие на детей оказывают не только слова и поступки родителей, но и их мысли, образ жизни. Нравственные нормы и ценности выступают главными гарантами взаимопонимания и взаимоотношений между детьми и родителями. Кроме того, главным компонентом семейного воспитания является родительская любовь. Если ребенок утрачивает веру в родительскую любовь, это нередко оказывается первым шагом по пути криминализации.
В семейной педагогической практике для формирования положительных взглядов и привычек детей используют следующие методы воздействия на детей:
- родители рассказывают своим детям, как правильно себя вести в различных ситуациях, и объясняют, почему тот или иной поступок может обернуться бедой;
- организовывают деятельность ребенка, в которой оказывают помощь в преодолении трудностей; контролируют и пресекают нежелательные поступки детей;
- воспитывают положительные качества у ребенка своим примером.
О влиянии семьи на преступность несовершеннолетних говорится во многих работах юристов, психологов, социологов, практических работников. К тяжелым последствиям недостатков семейного воспитания относятся преступность, алкоголизм, наркомания и другие патологические явления, источником которых во многом были обстоятельства, которые окружали ребенка в семье.
Основной причиной преступности несовершеннолетних, на наш взгляд, является семейное неблагополучие:
1) воспитание детей в условиях неполной семьи, одним родителем;
2) наличие в семье судимых родственников (родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек);
3) злоупотребление спиртными напитками взрослыми членами семьи, скандалы, драки, сексуальная распущенность;
4) тяжелое материальное положение, плохие жилищные условия семей, отсутствие отдельной комнаты для детей, нужда в питании, одежде;
5) низкая правовая культура, правовой нигилизм родителей и других взрослых членов семьи;
6) грубость, жестокость, насилие в семье, воспитание детей в условиях эмоционального голода.
Таким образом, семья способна ослабить или заблокировать криминогенное влияние многих отрицательных факторов социальной жизни и обладает колоссальными возможностями удержания своих детей от преступной стези. Или, наоборот, стать источником формирования будущего преступника.
Влияние школы, образования.
У преступников разных возрастных категорий выделяют зависимость преступности от уровня образования. Например, на сайте МВД в разделе «Социальный портрет» видно, что около 40 процентов преступников не окончили даже среднюю школу. Образование имеет и непрямое влияние на потенциальный уровень преступности. Школа воспитывает ценности, уменьшающие вероятность того, что подросток станет преступником. Да и сам факт нахождения в школе детей-подростков уменьшает количество времени, которое остается на совершение или подготовку преступления. Если говорить о роли школы в формировании личности подростков, то она просто безгранична, и недооценивать ее глупо и непростительно. Во-первых, школа — это источник знаний. Во-вторых, школа — это место, где дети учатся своим первым взаимоотношениям. В-третьих, в школе дети учатся определенным манерам поведения, способности отличать хорошее от плохого.
То есть роль школьного воспитания постепенно переходят в главную функцию школы, которая заключается в подготовке детей в непростую взрослую жизнь, в которую они так рвутся.
Заключение
Преступность во всем мире и в России в частности, является одной из самых актуальных социальных проблем. И причины преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Одними из которых являются кризисные явления в таких важнейших социальных институтах как семья и школа.
Роль школы и семьи в воспитании и формировании положительных качеств подростка велика.
Именно школа и семья, как два наиболее важных социальных института, способны ослабить или заблокировать криминогенное влияние многих отрицательных факторов социальной жизни на порастающее поколение, а значит, повлиять и снизить уровень преступности в целом, так и среди подростков.
Список литературы
Криминология [Текст] : [учебник] / [В. Н. Бурлаков [и др.] ; под ред. В. Н. Бурлакова, Н. М. Кропачева ; С. - Петерб. гос. ун-т, Юрид. фак. - СПб. и др. : Питер , 2002. - 422 с.
Пережогин Л.О. Семейное неблагополучие как причина противоправного поведения несовершеннолетних // Семья в России. 2008. № 2.
Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки ХХІ века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.
Статистика МВД. Режим доступа: http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports
На странице приведен фрагмент.
Автор: Каргапольцева Светлана Юрьевна
→ svetlana1326 12.02.2014 0 5220 303 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.