Подготовка, написание и защита реферата по общеобразовательным предметам


Правительство Санкт-Петербурга

Комитет образования

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Экономический колледж»









Методические рекомендации

« Подготовка, написание и защита реферата по общеобразовательным предметам»









Автор: преподаватель

истории и обществознания

Экономического колледжа

Юн Г.Т.



Санкт-Петербург

2014



1

Для студентов 2курса(4 семестр) Экономического колледжа установлена промежуточная аттестация по общеобразовательным предметам( история, физика, литература ,биология) в виде дифференцированного зачёта. Как одну из эффективных форм устной промежуточной аттестации, я считаю – это защита реферата. Думаю, что преподаватели Экономического колледжа ( и не только нашего колледжа) воспользуются моими методическими наработками по осуществлению проведения промежуточной аттестации по предметам, по подготовке студентов к семинарам, конкурсам, олимпиадам, во внеклассной работе.

Несомненно, умения анализировать источники , навыки поиска, отработки и оформления необходимой информации, способность обосновывать собственную позицию помогут студентам расширить кругозор и пригодятся в их дальнейшей самостоятельной жизни.(см. приложение5).

























2

Реферат является научным исследованием, которое представляет собой спланированный процесс, состоящий из следующих этапов:

1.Выбор темы и его формулировка.

2.Консультация и составление предварительного плана работы.

3.Отбор источников и литературы.

4.Накопление фактического материала, обработка материала в целом.

5.Письменное изложение результатов работы.

6.Оформление реферата.

7.Представление работы для регистрации и рецензирования.

8.Устная защита реферата.

Студенты должны внимательно ознакомиться с предложенными темами работ, но основанием для выбора является прежде всего интерес к той или иной проблеме, уровень подготовленности студента, его индивидуальные способности. От правильно сформулированной темы во многом зависит успех всей работы.

При выборе темы следует обязательно учитывать значимость, актуальность проблемы и наличие круга источников. Поэтому лучше найти такую тему, которая была бы недостаточно исследована, чтобы исследуемый вопрос содержал элемент новизны и творческое исследование. Из названия темы должно быть ясно, что является конкретным предметом исследования. В процессе сбор материала тема может уточняться, корректироваться.

После выбора темы в процессе подготовки реферата большое значение отводится составлению плана работы. Наличие плана позволяет обеспечить чёткость и последовательность в изложении материала, избежать повторений, рационально организовать самостоятельный труд.

План может быть как простым, так и сложным. Простой план содержит лишь основные пункты, а сложный план содержит главные и раскрывающие их второстепенные пункты. Главные пункты нумеруются римскими цифрами, а второстепенные- арабскими или буквами. План составляется на основе

3

хронологического или проблемного подхода к рассмотрению того или иного события, явления, процесса. На основании плана ведётся накопление и отбор необходимого материала, текст делится на логические части и даются названия частям реферата, составляется его содержание( оглавление).Следует помнить, что излишнее перегружение плана работы множеством вопросов нецелесообразно.

В основе успешного выполнения работы лежит отбор источников и литературы, который не должен происходить механически. Для того, чтобы получить целостное представление об изучаемой проблеме начинать следует с общих работ. Сперва изучаются работы, вышедшие в последние годы, затем работы в более ранее время. Студенту необходимо обратиться к справочно-библиографическим каталогам, картотекам в читальных залах и библиотеках. При отборе литературы по интересующей проблеме следует обращаться как к алфавитному так и систематическому, предметному каталогам, где можно узнать всю информацию о книгах, авторах, изданиях, статьях различной тематики. Также студент в эпоху компьютерных технологий информацию черпает с компакт-дисков, Интернета по электронным адресам. Составляется список необходимой литературы, с указанием авторов, полного названия, места и времени издания и количества страниц.

Реферат не является конспектированием трудов авторов нескольких книг, реферат- это самостоятельное изложение интересующей проблемы, собственные рассуждения студента на основе содержащихся в литературе сведений, анализ позиций авторов, учёт их мировоззрения. Если при анализе нескольких разнообразных источников выявляется противоречивая информация, то нужно изложить разные сведения, признать одни мнения спорными, правоту других аргументировать, обосновать свою позицию.

Привлечение в работе первоисточников очень ценно, введение в исследовательскую работу материалы, имеющихся в музеях, семейных архивах могут сделать реферат интересным, самобытным. В работе над рефератом широко используются и вторичные источники- письменные( научная и художественная литература, энциклопедии, словари ит.д), составляются хронологические таблицы, схемы, используются цитаты. В цитатах сохраняются все особенности языка, орфографии и синтаксиса,

4

пропуски обязательно отмечаются многоточием. Выделение автором определённых слов в цитируемом отрывке обязательно оговаривается. После поясняющего текста ставится точка, затем инициалы референта, а весь текст даётся в круглых скобках:(подчёркнуто мной.-Г.Т.).

При изучении письменных источников следует фиксировать главную информацию, имеющую важное значение для раскрытия темы реферата, её записываем полностью(цитируем). Второстепенная и вспомогательная информации, служащие для пояснения главной,могут представлены быть в виде тезисов, схем, таблиц.

Если студент уверен, что материал собран достаточно, уточняются или корректируются пункты плана реферата, он может приступать к написанию работы. Независимо от темы реферат предполагает чёткую структуру, включающую в себя: оглавление(содержание), введение, основную часть, заключение, библиографический список, возможно приложения.

Реферат в соответствии с планом начинается с ведения, в котором даётся краткая характеристика изучаемой темы, отмечается её актуальность, указывается личные мотивы избрания данной темы, отмечается практическая направленность изучения данного вопроса( материалы могут использоваться на уроках истории, при проведении факультативов, во внеаудиторной деятельности). Необходимо также указать цель и конкретные задачи. Полный текст «введения» лучше написать после окончания работы над основной частью, когда будут точно видны результаты реферирования.

В основной части показывается глубокое понимание сущности избранной темы, знание используемых источников, связное изложение накопленного и проанализированного материала. Излагаются различные точки зрения на суть проблемы, умение сопоставлять их и собственная позиция автора реферата. Важно в реферате, чтобы основная идея, выдвинутая во введении пронизывала всю работу, а весь материал был нацелен на решение главных задач. Каждый раздел основной части должен начинаться с постановки задачи и заканчивать краткими выводами.

В заключении подводится итог проделанной работы, указывается с какими трудностями пришлось столкнуться при изложении избранной темы, выделяются вызвавшие интерес проблемы. Студент делает собственные

5

обобщения, что нового для себя он получил в результате работы над данной темой.

Внимание студент должен уделить технической стороне реферата, его оформлению. Объём реферата-примерно 15-25 печатных машинописных страниц, размер шрифта-14, межстрочный интервал-1,5,формат бумаги А4, с полями слева 2,5-3см, сверху и снизу-2-2,5см, справа до 1-1,5см. Листы скрепляются слева. На странице размещается 28-30 строк, включая подстрочные примечания(сноски). Страницы нумеруются, начиная со второй, арабскими цифрами. Студенту нужно научиться правильно оформлять ссылки. В них указываются фамилия и инициалы автора, название книги, её выходные данные( место, название издательства, год издания), том, часть, страница. Если речь идёт о статье, то сообщается название журнала или сборника, год номер издания. Ссылки бывают внутритекстовые( «…..»), подстрочные-сноски, расположенные внизу страницы под чертой с указанием номера или какого-либо значка(1; *). Допускается сокращённый вариант ссылки, например:[3, с.34 ],где первая цифра – номер источника в общем списке использованной литературы, вторая – номер страницы. Такая ссылка ставится сразу после приведённых в тексте данных, цитат и заимствованных суждений. Затекстовые ссылки должны быть вынесены за текст всего реферата или его части, в этом случае следует нумеровать их последовательно.

Текст реферата должен быть разделён на абзацы, каждый абзац начинается с красной строки. Каждая новая глава или раздел, а также введение, основная часть, заключение, список литературы располагаются на новой странице.

На титульном листе указываются: (см.приложение1).

1.Полное название образовательного учреждения

2.Направление(олимпиадная работа, олимпиадное сочинение, секция)

3.Жанр( реферат, курсовая работа, дипломная работа)

4.Тема по предмету(без кавычек и точек на конце)

5.Фамилия, имя, отчество автора работы

6.Курс,группа

6

7.Фамилия, имя, отчество преподавателя

8.Место,год

Далее располагается содержание(оглавление) с указанием страниц, с которых начинаются перечисленные главы. Формулировки оглавления должны быть краткими и понятными, наличие оглавление позволяет быстро найти нужный материал, раскрывает строение реферата и показывает взаимосвязь его отдельных структурных частей.

Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавий книг, если есть несколько работ одного автора, их названия располагаются по годам изданий. Список литературы можно представить сначала по первоисточникам, а затем всю остальную литературу, если привлекались отдельные страницы из книг, они указываются. Иностранные источники перечисляются в конце всего списка.

Приложения могут располагаться в тексте основной части реферата или в конце всей работы. Каждое приложение начинается с нового листа, нумеруется, чтобы на него можно было ссылаться в тексте с использованием круглых скобок, например(см.приложение5). Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объём реферата не включаются.

Получив письменную рецензию на представленную работу , студент должен внимательно изучить её, обратить на замечания, указанные в тексте работы и в рецензии. Отдельные замечания, указанные в рецензии могут не нуждаться в письменном изложении, а требует только уточнений или подкрепления отдельными аргументами, которые приводятся при защите.

Защита реферата проходит по определённой процедуре:

  1. Устное изложение автором основной мысли, важнейших положений работы, полученных результатов: (см.приложение2 и 3).

  2. Ответы на вопросы членов комиссии.

  3. Оценивание членами комиссии данной работы: (см.приложение4).







7

Основаниями для оценивания исследовательских, конкурсных работ(рефератов) могут служить:

- актуальность проблемы исследования и степень раскрытия заявленной темы;

-проявление учащимися творческого подхода прирешении поставленных задач;

- способность кратко и грамотно изложить суть работы, вести дискуссию по проблеме, аргументировать выводы и суждения;

-уровень общеисторической подготовки, проявленный во время ответов студента на устные вопросы членов комиссии;

- культура оформления представленных материалов:( см.приложение4).





























Список литературы:



1.Журавлёва О.Н. Учимся писать реферат по истории: Методические рекомендации. – Спб.: СМИО Пресс,2001.- 32с.

2.Жилавская И.В. Методическое пособие: Правила написания рефератов.-









































Приложение1

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Экономический колледж»



Направление: олимпиадная работа( курсовая работа)





Реферат по истории

Тема: Танковое сражение под Прохоровкой



Выполнила:

студентка 101 группы

Рехтата Н.Ю



Проверила:

Преподаватель истории

Юн Г.Т.













Санкт-Петербург

2014

Приложение2

План защиты выступления:

1.Уважаемые члены комиссии, присутствующие!

Вашему вниманию предлагается работа на тему:





2.1 абзац Введения_____________________________________________





3.Актуальность темы__________________________________________





4.Цель и задачи_____________________________________________





5.Какую литературу использовал(а)_____________________________





6.В 1 главе работы я рассмотрел(а)_____________________________





7. Во 2 главе__________________________________________________





8.В связи со всем сказанным, моя работа может использована________





9.Студент(ка)_____________доклад по своей работе на тему__________



Завершила.



Спасибо за внимание!







Приложение3

Рекомендации для студентов при устной защите реферата:

1.Время публичного выступления на защите реферата должно составлять 8-10 минут. За это время нужно изложить суть работы, введение должно быть кратким. Текст доклада( план-конспект) необходимо готовить заранее, отлично владеть материалом- это придаёт уверенность и позволяет выступающему излагать материал последовательно, не пропустить главных вопросов в реферате.

2.Реферат можно разделить на 3 части:

- В 1 части обоснуйте актуальность выбранной темы, сформулируйте задачи и методы исследования. Чтобы было интересно, можно начать выступление с цитаты, сути проблемы, оригинального вопроса.

- Во 2 части нужно после краткого изложения содержание глав выделить новизну вашего исследования. Использовать при изложении результатов видеоролики, таблицы, графики, схемы. Выигрышнее выглядит подача материала с использованием технических средств: компьютера, видеотехники и т.д.

- в 3 части кратко изложить основные выводы, аргументировать их. Отвечать на вопросы нужно спокойно, обоснованно.

3.Следует не злоупотреблять незнакомыми терминами и понятиями, цитатами, большим количеством фактов, избегать слов-паразитов « ну», «вот» «как бы» и др.

4.Речь выступающего должна быть грамотной, уверенной, выразительной, ясной.

5.Если в дискуссии с ответом на поставленный вопрос возникла проблема, не следует теряться. Можно прибегнуть к формам, вроде: « Сейчас я затрудняюсь сформулировать точный ответ», и дальше отвечать не совсем на поставленный вопрос, а на близкий к нему, но такой, на который вы в состоянии ответить.





Приложение 4

Система оценивания работ, представленных на защиту.

Подсчёт количества балов, набранных студентами, осуществляется по следующим позициям:

1.Оценка научного оформления реферата – до 3 балов

- наличие плана работы с указанием названия глав – 1 балл

-наличие грамотно оформленных сносок – 1 балл

-наличие грамотно оформленного списка использованной литературы -1балл

2.Оценка содержания реферата – до 15 баллов

а)источниковедческий компонент от 0 до 4 балла

- в работе отсутствует источниковедческий анализ основных работ – 0 баллов

- в работе присутствует анализ основных работ – 1-2 балла

- источниковедческий компонент является органичной частью исследования 3-4 балла

б)структурный анализ содержания от 0 до 2 баллов

- отсутствуют «введение» и «заключение»-0 баллов

-в работе отсутствует «введение» или «заключение»- 1 балл

-присутствуют «введение »и «заключение»- 2 балла

в) литературно-языковой анализ содержания реферата от 0 до 3 баллов

- в работе много языковых ошибок(орфогр.,синтакт.) – 0 баллов

-есть отдельные языковые ошибки, стиль изложения сухой-1-2 балла

-отсутствуют языковые ошибки, реферат написан живым, образным языком-3 балла

г) реализация исследовательского подхода в содержании рефератаот 0 до 6баллов

-работа носит репродуктивный характер- 0-1балла

-в работе присутствуют элементы исследовательской деятельности-2-4балла

- работа носит творческий исследовательский характер с позицией автора в осмыслении поставленных проблем- 5-6баллов

3. Устная защита реферата–от 0 до 6 баллов

-защита не состоялась- 0 баллов

-защита прошла формально, автору не удалось удовлетворительно ответить на вопросы комиссии- 1-2 балла

-защита прошла хорошо, но в тоже время автору не удалось обеспечить высокий уровень по всем позициям – 3-4балла

-защита прошла на высоком уровне по всем позициям- 5-6баллов



Результаты определяются по общему количеству набранных баллов:

«5»- от 17до24балов

«4» - от 10 до 16 баллов

«3» - от 5 до 9 баллов

«2» до 5 баллов

















Приложение5



Правительство Санкт-Петербурга

Комитет образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Экономический профессиональный колледж







Дифференцированный зачёт

по дисциплине «История»

для подготовки служащих по профессии начального профессионального образования

034700.01 «Секретарь»

на базе основного общего образования с получением среднего(полного) общего образования







Согласовано:

Протокол №___ МК

От _______________



Санкт-Петербург

2014год

Пояснительная записка

В соответствии с требованиями ФГОС, нормативными актами, определяющими порядок видов контроля и аттестации обучающихся согласно « Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего( полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом( письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 №03-1180) установить в виде дифференцированного зачёта – защиту реферата по истории как одну из форм устной промежуточной аттестации(4 семестр 2 курс)

Реферат – это самостоятельная исследовательская работа, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно- тематический характер.

Цель: реферат как форма промежуточной аттестации стимулирует раскрытие исследовательского потенциала студента, способность к творческому поиску, сотрудничеству, самораскрытию и проявление возможностей.

Требования к реферату:

Автор реферата должен продемонстрировать достижение им уровня мировоззренческой общекультурной компетенции, умении проявлять оценочные знания, использовать различные методы исследования, применять различные приёмы творческой деятельности.

1.Необходимо правильно сформулировать тему отобрать по ней необходимый материал.

2.Использовать только тот материал, который отражает сущность темы.

3.Во введении к реферату необходимо обосновать выбор темы.

4.После цитаты необходимо делать ссылку на автора.

5. Изложение должно быть последовательным. Недопустимы нечёткие формулировки речевые и орфографические ошибки.

6. В подготовке реферата необходимо использовать материалы современных изданий не старше 5 лет.

7. Оформление реферата( в том числе титульный лист, литература) должно быть грамотным.

8. Список литературы оформляется с указанием автора, названия источника, места издания, года издания, название издательства, использованных страниц.



Порядок защиты реферата:

1.Председатель экзаменационной комиссии объявляет о начале защиты.

2.Изложение автором содержания реферата ( кратко актуальность, цель, задачи, методы исследования) на 8-10 минут.

3.Ответы на вопросы членов комиссии.

4.Принятие решения комиссии об оценке.



Задачи аттестационной комиссии:

1.Обеспечение объективности оценки знаний учащихся по предмету.

2.Соблюдение основных принципов аттестации: открытость, коллегиальность, гуманное, доброжелательное отношение к аттестуемым.















Критерии оценок рефератов учащихся на промежуточной аттестации:

Общие позиции: Актуальность, соответствие содержания теме, глубина проработки материала, правильность и полнота использования источников.



Позиции

«5»

«4»

«3»

«2»

Научное оформление реферата

Естьплан, грамотно оформленные сноски, оформленный список литературы

В оформлении работы есть незначительные ошибки

Отсутствует «введение» или «заключение»,

Нет плана, сносок, списка использованной литературы

Содержание реферата

Присутствует анализ основных работ, носит творческий исследовательский характер с выраженной позицией автора в осмыслении поставленных проблем

Присутствуют элементы исследовательской деятельности, есть отдельные ошибки

Работа носит репродуктивный характер, стиль изложения сухой, формализованный

Отсутствие источниковедческого анализа основных использованных работ, нет «введения», «заключения»

Устная защита реферата

Защита прошла на высоком уровне по всем позициям

Защита прошла хорошо, но не удалось обеспечить высокий уровень по всем позициям

Защита прошла формально, не удалось удовлетворительно ответить на вопросы комиссии

Защита не состоялась




Полный текст материала Подготовка, написание и защита реферата по общеобразовательным предметам смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Юн Галина Тюрбеевна  yun65
10.12.2014 0 1736 274

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК