Разработка плана подготовки, руководства и оценки учебного проекта
Данный материал предназначен для учителей информатики и других педагогических работников, интересующихся и активно занимающихся проектной деятельностью. В нем разработан подробный план подготовки учащихся, руководства учителем и совместной работы над учебным проектом учителя и обучающихся. В данном случае тема проекта связана с математикой: «Исследование математических функций с помощью различных компьютерных программ» и больше подходит для математического и технологического профилей, но общий план имеет универсальный характер.
Кроме этого в работе приведены конкретные критерии оценки учебного проекта в форме презентации и дано приложение "Памятка жюри ученической конференции".
Ведущим принципом выбора темы проектов является принцип профильной дифференциации. При изучении предмета «Информатика» на базовом уровне возможны проекты, которые реализуют межпредметные связи и обеспечивают индивидуальные образовательные траектории. При изучении информатики на профильном уровне проекты могут поддерживать непосредственно профильный курс данного учебного предмета. В профильном курсе целесообразно ориентировать учащихся на исследовательскую деятельность в области информатики и смежных предметов, на создание материальных и информационных моделей, разработку программных продуктов, а также на участие в интегрированных проектах.
Возможен выбор проектов общей направленности, которые могут быть использованы независимо от профиля обучения. Во всех случаях должны достигаться цели проектной деятельности:
- погружение в определённую область знания (приобщение к научно-исследовательской деятельности, проблематике различных наук, развитие познавательной активности);
- приобретение опыта работы с информационными ресурсами, использования информационных технологий, коммуникационных технологий (использование готовых моделей, ресурсов при базовом изучении и разработка, создание собственных моделей, ресурсов, программ и т.п. при профильном изучении предмета);
- формирование и развитие коммуникативных навыков, в том числе активного использования информационно-коммуникационных технологий в личных и образовательных целях.
Проектная деятельность в нашей гимназии реализуется с 2005 года. Так как профиль обучения старшей школы социально-экономический и социально-правовой, информатика изучается на базовом уровне (1 час в неделю). Поэтому основной задачей проектной деятельности учащихся является создание учебных презентаций с помощью программы PowerPoint с дальнейшим их использованием на уроках и\или внеурочной деятельности. При этом темы могут быть выбраны как самими учениками, так и рекомендованы учителями-предметниками.
В данном случае я рассмотрю тему проекта «Исследование математических функций с помощью различных компьтерных программ». Суть проекта заключается в изучении возможностей построения различных математических функций (линейных, квадратных, тригонометрических) в таких программах, как электронные таблицы (Excel), AVМатематика+, Mathcad, и в сравнительном анализе особенностей работы и преимуществ той или иной программы. Отчет о работе представлен в виде презентации PowerPoint с демонстрацией работы названных программ путем вызова их по гиперссылкам. Оптимальное число участников проекта – 2-3 человека. Защита выполненных проектов проходит традиционно на ежегодной общешкольной конференции проектных работ учащихся «Шаг к успеху». Жюри оценивает проектные работы по заранее разработанным критериям (Приложение 1) согласно «Памятке жюри» (Приложение 2).
Составляем план подготовки учащихся и совместной работы над проектом в виде таблицы.
План работы над учебным проектом
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося/ группы учащихся |
1. Постановка проблемы, погружение в проект |
||
Разработка задания учебного проекта |
Совместно с учителем-предметником (в нашем случае учителем математики) мотивирование учащихся на изучение дополнительного материала по темам «Изучение поведения функций по их графикам», «Построение графиков функций в компьютерных программах». |
Изучение рекомендуемого учителем материала. |
Определение темы проекта |
Отбор возможных тем учебных проектов из изучаемой дополнительно области и предложение их учащимся |
Предложение собственных тем по изучаемому материалу. Обсуждение и принятие общего решения по теме учебного проекта. |
Участие в обсуждении тем, предложенных обучающимися. |
Самостоятельно подбирают тему учебного проекта и ее формулировку |
|
2. Организация проектной деятельности |
||
Формулировка проблемы/ возможных вариантов проблем |
Участие в формулировании проблемы при планировании проекта, используя метод наводящих вопросов. |
Проблему формулируют учащиеся, например: «Выбор способа исследования математических функций: аналитический, табличный или графический?» |
Выделение подтем в проекте и формирование творческой группы |
Предварительно выделяет подтемы и предлагает учащимся для выбора. |
Каждый выбирает себе подтему или предлагает новую. |
Участие в обсуждении с учащимися подтем проекта, распределение амплуа в группах. Для названной темы и малой группы могут быть следующие амплуа: «математик-теоретик», «знаток программы PowerPoint», «художник-оформитель». |
Активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль). |
|
Планирование деятельности по реализации проекта |
Обсуждение алгоритма работы и возможных методов исследования. Направление деятельности учащихся в нужное русло подсказками, наводящими вопросами и т.д. |
Консультации участников группы с другими учащимися, разбирающимися в выбранной теме. |
Ознакомление с критериями оценки проекта |
Знакомит учащихся с критериями оценки проекта, дает необходимые пояснения (Приложение 1). |
Дают предварительную оценку выполненному проекту согласно объявленным критериям. |
Выбор форм презентации проекта |
Этот этап работы не является необходимым, если форма представления проекта определена заранее (в нашем случае это презентация PowerPoint). |
Форма представления проекта определена заранее (презентация PowerPoint). |
3. Подготовка практически значимого проекта (в данном случае практико-ориентированного) |
||
Разработка проекта |
Консультирование, координация работы учащихся; обсуждение с учащимися возможных источников информации, выдержки из Закона об авторском праве. |
Осуществляют поисковую деятельность, изучают особенности работы математических программ, выполняют необходимые экспериментальные исследования по построению графиков функций разного вида. |
Оформление результатов |
Консультирование, координация работы учащихся; стимулирование их деятельности. |
Проводят научное обоснование полученных результатов. Оформляют результаты в виде письменного отчета. |
4. Представление проекта |
||
Подготовка презентации по отчету о проделанной работе. |
Консультирование, координация работы учащихся; стимулирование их деятельности, мотивирование учащихся систематизировать полученные данные. |
Самостоятельная подготовка презентации. |
Экспертиза и оппонирование полученных результатов и выводов |
Организация экспертизы полученных результатов и выводов (составление экспертного заключения учителем-предметником). |
Докладывают о результатах своей работы. |
Презентация и защита проекта |
Координация работы учащихся. |
Защита проекта на общешкольной конференции проектных работ учащихся «Шаг к успеху». |
Рефлексия |
Оценивание своей деятельности по руководству деятельностью обучающихся, учет результатов работы над проектом: достижение предметных, метапредметных, личностных результатов обучения учащимися в ходе работы над проектом. Внешняя оценка работы групп. |
Внутренняя оценка работы каждого участника группы. Обсуждение перспектив практического применения созданного проекта. |
Выдвижение лучших проектов (победители и призеры в разных возрастных группах) на участие в муниципальной конференции |
Ознакомление авторов лучших проектов с критериями оценки работ на муниципальной конференции. |
Обсуждение участниками групп возможной доработки проектов. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Грачева Ирина Львовна
→ irina1956 11.08.2015 0 4244 305 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.