Статья "Влияние неправильных способов воспитания в семье на процесс обучения"
Влияние неправильных способов воспитания в семье на процесс обучения.
Воспитание и обучение тесно связанные процессы. Существует множество методов обучения. Есть множество подходов к воспитанию. Разным детям подходят разные способы, как воспитания, так и обучения, но есть и такие типы воспитания, которые не подходят никому и которые плохо сказываются на учебном процессе - это типы неправильного воспитания. Разберем влияния некоторых из них более подробно.
Воспитание по типу "Кумир семьи" или потворствующая гиперпротекция. Отличительной особенностью этого типа воспитания является то, что родители переоценивают своего ребенка: они восхищены всем, чтобы он не сделал. Такие дети считают себя исключительными, особенными, очень талантливыми. Они не критичны к себе, к своим успехам и неудачам, они не привыкли прикладывать усилия, ведь, чтобы они не сделали всегда оценивалось не ниже, чем "восхитительно". Любое замечание преподавателя такие дети расценивают, как личную неприязнь. К сожалению, в данном случае обращаться к родителям за содействием бесполезно, ведь их уверенность в "гениальности" собственного чада непоколебима.
"Ежовые рукавицы" (доминирующая гиперпротекция). По своей сути - это диктатура. Родители решают за такого ребенка все: с кем дружить, чему учиться, какую профессию выбирать, куда ходить, что делать. Бесконечные запреты и распоряжения - их жизнь расписана на годы вперед. Такие дети либо нерешительные, робкие, не способные постоять за себя; либо "бунтари", протестующие, идущие всем наперекор. Дети из первой категории не создают проблем окружающим: они не мешают вести занятия, не конфликтуют со сверстниками, но тотальная неуверенность не позволяет реализоваться их потенциалу. Дети - "невидимки" даже при очень хороших задатках редко добиваются значительных успехов. Вторая категория - это один из основных источников конфликтных ситуаций. Такие дети отвергают все, чему вы хотите их научить. Дело здесь не в заинтересованности или не заинтересованности в предмете, а в том, что они отчаянно борются за право быть собой и борются против всех. Общение преподавателя с родителями, в большинстве случаев, не дает желаемого результата. Родители еще сильнее начинают "давить" - от этого у робких и нерешительных неуверенность только крепчает, а для конфликтных и дерзких - это еще один повод продемонстрировать свое "неповиновение".
Гипопротекция - этот тип воспитания характеризуется недостатком внимания, заботы и контроля со стороны родителей. Такие ученики пропускают занятия, редко выполняют домашние задания, да и на уроках особо не стараются. Сформировать мотивацию к обучению у таких детей сложно, ведь большая роль в этом процессе отводится семье, а в данном случаи родителей успеваемость ребенка мало интересует, собственно, как и он сам.
Потворствующая гипопротекция является частным случаем гипопротекции. При отсутствие фактического воспитания и заботы о ребенке, родители любыми способами стараются освободить свое чадо от наказания за совершенные им проступки. В свою очередь, это порождает у детей чувство вседозволенности и безнаказанности. Они не воспринимают замечания, не боятся наказаний - у преподавателей просто нет инструмента воздействия, кроме как взывать к совести таких учеников, но, как известно, это не самый эффективный способ.
Как видно из выше приведенных примеров, особенности домашнего воспитания могут снижать качество обучения, и далеко не всегда преподаватель своими силами способен повысить эффективность обучения в каждом конкретном случаи.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Холмовая Лидия Михайловна
→ Публикатор 14.04.2017 0 3542 224 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.