Выступление на педсовете «Качество образования: как его измерить?»
«Качество образования: как его измерить?»
Выступление на педсовете
Ибрашкиной Элеоноры Юрьевны (содокладчик)
Работая по федеральному государственному образовательному стандарту в начальной школе, я столкнулась с проблемой оценивания учащихся. Ведь если совсем недавно мы формировали предметные знания, умения и навыки, то в современных требованиях главной задачей является формирование общеучебных умений, а также развитие самостоятельно осуществлять учебные действия. В наши дни система работы учителя нацелена на раскрытие в полную силу и развитие личностных качеств каждого отдельного ученика.
В первый класс ежегодно приходят дети, имеющие совершенно разный уровень развития и они все, когда начинают учиться, получают установку на открытие новых знаний, развитие своих способностей. Но движение по этому пути проходит у каждого ребёнка в своём темпе, индивидуально. И здесь самое главное не забыть о том, что мы не имеем права сравнивать детей между собой, а должны оценивать достижения ребёнка в сравнении с ним самим. К примеру, один ученик, которому обучение даётся легко, читает и делает две ошибки, получает отметку «четыре». Он понимает, что в этот момент у него ситуация «неуспеха». Ученик же, который вчера с трудом читал и делал ошибки в каждом слове, а сегодня всего две, начинает верить в свои силы.
И вот в таких ситуациях становится понятно, что учителю необходим новый инструмент организации оценивания, возможно безотметочного, и не только в первом классе, но и на последующих ступенях обучения. Почему так важно начинать вводить систему такой оценки в первом классе? Судя по своему опыту работы в первом классе, чаще всего, дети имеют завышенную самооценку. Но она не аргументирована и имеет сугубо субъективное основание. И, правильно подводя к самооценке, каждый раз объясняя уместность оценки, можно достичь адекватности самооценивания учеником своих общеучебных умений.
Но ведь самооценкой не измерить качество образования, а как же это возможно сделать в современных условиях ФГОС?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить, что такое качество образования и обозначить направления для его повышения.
С точки зрения педагогики, качество образования содержит в себе и обучение, и воспитание учащихся школы, представляя собой систему показателей знаний, умений и навыков.
Лишь при использовании инновационных методов мы можем достичь повышения качества образования. Поэтому сейчас наша школа находится в стадии обновления содержания образования и его совершенствования. Отталкиваясь от этого, необходимо разработать свои критерии по измерению качества образования начиная с начальной ступени школы.
Чтобы достигнуть поставленную цель, нами были обозначены актуальные направления для повышения качества образования:
- мы сотрудничаем со службой индивидуального сопровождения школьника (социальным педагогом, педагогом - психологом и врачом), проводится многофакторное наблюдение и анализ для оценки эффективности обучения и развития личности ученика. На наш взгляд, работа этой службы имеет существенное значение в повышении качества образования;
- частое использование ИКТ учителя начальной школы практикуют не только для проведения интересных, ярких и запоминающихся уроков, а также для мониторинга знаний учащихся;
- свобода для развития креативного подхода у педагогов, которая поддерживается администрацией школы, также способствует повышению качества образования и позволяет самостоятельно выбирать метод оценивания достижений детей.
Когда мы говорим о безотметочном обучении в первом классе, то это оформлено законом в нормативных документах. Но несмотря на это, на сегодняшний день безотметочное обучение в первом классе – лишь декларация, и, к сожалению, оно будет оставаться таким вплоть до того времени, пока у учителя не появится настоящая технология, инструмент организации безотметочного оценивания на начальной ступени обучения. Сейчас каждый учитель ищет выход из создавшейся ситуации по своему, не имея соответствующей методической поддержки, чаще всего заменой отметки-цифры на другие (звёздочки, баллы, сигнальные карточки с определёнными знаками).
В действительности же, учителю нужно изменить саму процедуру оценивания, сначала организуя её совместно с учеником, а позже передавая инициативу оценки учебного действия самому ребёнку. Непосредственно в этом и состоит смысл безотметочного обучения, главное не путать его с безоценочным.
Формами безотметочного оценивания являются:
-словесная оценка деятельности школьника ("Хорошие слова и комплименты")
- взаимооценка ("Сосед по парте")
- самооценка ("Волшебные линеечки", "Лестница успеха", "Лист достижений", который может заполнять ученик самостоятельно или вместе с учителем. "Портфель достижений ученика", который школьник может формировать на своё усмотрение, таким образом демонстрируя прогресс и достижения в разных областях).
Там, где учителя чувствуют необходимость отказа от отметок и готовы искать различные новые способы организации оценивания учащихся, передавая контрольно-оценочный инструмент из своих рук в руки учеников, возможен поворот к безотметочному оцениванию, как к способу измерения качества образования.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ибрашкина Элеонора Юрьевна
→ Публикатор 22.02.2018 0 5839 173 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы