Статья "Использование мультимедиа технологии в начальной школе"


Использование мультимедиа технологии в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся

I. Презентация педагогического опыта Мастера.

Времена пошли такие, что можно позволить себе не помнить таблицу умножения, а вот с компьютером будь добр общаться на «ты» и без посторонней помощи.

Что поделаешь - информационный век на дворе!

К современному школьнику предъявляются высокие требования. Короткие сроки, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям и умениям школьника – вот современные условия образовательного процесса. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии (ИТ).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — технологии обработки информации, в т. ч. с использованием электронной техники.

В настоящее время наиболее доступными и широко применимыми в обучении программными ИТ являются продукты корпорации средствами Microsoft@. Перед вами классификация ИТ, широко используемая в образовательной сфере (Приложение 1)

 

В настоящее время к одним из наиболее развивающихся и перспективных направлений информационных технологий относятся мультимедиа технологии.

Тема мастер-класса: Использование мультимедиа технологии в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся.

Цель мастер – класса: знакомство с эффективными приемами мультимедиа технологии.

Задачи:

  • Познакомить с особенностями мультимедиа технологии.

  • Продемонстрировать отдельные приемы медиадидактики, способствующие повышению познавательной активности учащихся.

  • Мотивировать педагогов использовать мультимедиа технологии в своей профессиональной деятельности.

 

Понятие МТ. Особенности и принципы мультимедиа.

Мультимедиа технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого.

Что такое мультимедиа?

«Мультимедиа» - это сложное слово, состоящее из двух простых: «мульти» - много, «медиа» - носитель. Таким образом, этот термин можно перевести как «множество носителей» или, говоря более понятным языком, он подразумевает под собой множество различных способов хранения и представления информации, т.е. звука, анимации и т.д.

Мультимедиа технологии (МТ) - совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.

Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.

Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо – только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, более осмысленна и лучше сохраняется в памяти. Вот почему «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать».

Использование МТ в образовании.

В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это проявление постоянства разрушает и убивает интерес, особенно детский. Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приёмов, методов и форм могут обеспечить эффективность.

Основными целями применения мультимедиа являются переход от знаниевой (ЗУН) педагогики к компетентностной, развитие творческих способностей учащихся через интерактивность, которая открывает перед ними огромные познавательные способности.

МТ предоставляют широчайшие возможности для различных аспектов образования. Одними из основных возможностей и преимуществ средств мультимедиа в случае их применения в образовательном процессе являются:

  • одновременное использование нескольких каналов восприятия учащегося в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;

  • возможность симулировать сложные реальные эксперименты;

  • визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов.

Я работаю учителем 18 лет. Мне всегда было интересно заниматься чем – то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получить предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям.

В 2000 году самостоятельно освоив   персональный компьютер и Интернет-ресурсы, я поняла, что могу строить учебно-воспитательный процесс по-новому. На уроках катастрофически не хватало наглядно-иллюстративного и музыкального материала. Но как это делать грамотно и качественно я не знала.

Пришлось начинать со своего образования: посещала курсы, перевернула горы методической литературы, искала статьи и демонстрационный материал в Интернете, знакомилась с коллегами из разных уголков страны, одержимыми идеями внедрить ИКТ в учебно-воспитательный процесс, вступила в Интернет-сообщества учителей: «Сеть творческих учителей», «Интернет-педсовет», «Начальная школа», «Школа Жизни.ру».

Начала создавать тематические презентации, применять во время уроков,   на внеклассных мероприятиях,   на родительских собраниях. Было интересно мне и детям. Так появились мои первые мультимедийные уроки.

Накапливая опыт в составлении и реализации уроков с мультимедийным сопровождением, я пришла к выводу, что необходима система уроков. Сопровождения, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой на любом этапе урока.

Слайды, выведенные на большой экран, – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческий учитель, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к уроку. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране. Ребята активно помогают мне в поиске информации, учатся создавать свои презентации и с гордостью демонстрируют их одноклассникам.

Результаты проведения уроков с мультимедиа превысили мои ожидания. Такие уроки воспринимаются детьми с интересом и производят больший эмоциональный и образовательный эффект. Успеваемость по предметам повысилась. И дело даже не в оценках. У ребят появилось стремление узнать больше и поделиться своими знаниями. Ученики моего класса активно участвуют в различных конкурсах и становятся победителями и призерами (Приложение 2).

Своими наработками щедро делюсь с коллегами, являюсь руководителем творческой группы учителей МОУ «Гимназия» г. Черногорска и членом городской группы учителей, использующих ИКТ в своей работе (Приложение 3)

Опыт работы по применению МТ был обобщен и представлен на муниципальном и региональном уровне учителем-стажером ХРИПК и ПРО.

Являюсь членом экспертной комиссии муниципальных конкурсов, в т.ч. и конкурсов электронных разработок.

Принимаю участие в различных профессиональных конкурсах, где неоднократно становилась призером и победителем (Приложение 4).

Определение проблем и перспектив в работе.

  • Существуют проблемы:

  • недостаточное оснащение школ средствами технического обучения;

  • невозможность проведения уроков в режиме онлайн.

В перспективе – освоение новых программ в МТ.

 

II. Представление системы уроков.

С точки зрения информатизации образования, всех педагогов целесообразно разделить на две основные категории:

преподаватели-пользователи готовых мультимедийных информационных ресурсов;

преподаватели-разработчики мультимедийных программных средств педагогического назначения.

Я отношу себя к преподавателям-разработчикам. Мною разработана серия уроков с мультимедийным сопровождением по различным предметам начальной школы. Система уроков представлена по двум направлениям - это уроки демонстрационного типа и уроки тренинга или конструирования.

Ценность мультимедиа уроков заключатся в том, что на слайдах, которые сопровождают ход урока можно размещать всё – от текста до видео. Эти объекты можно заставить двигаться, издавать звуки, появляться и исчезать, растворяясь подобно туману. Всё это возможно, если умело применять триггеры, гиперссылки и эффекты анимации.

Я познакомлю вас с наиболее интересными приемами медиадидактики, которые позволяют сделать мультимедийные уроки более эффектными и результативными.

1. Прием Лупа


 

Очень часто на уроке возникает необходимость сконцентрировать внимание учеников на детали иллюстрации, фрагмента текста и даже слова при сохранении их общей панорамы. К примеру, учитель демонстрирует общий вид стрекозы, а затем акцентирует внимание на уникальное устройство ее глаз.

Шаг первый. Демонстрируется общий вид стрекозы.

Шаг второй. По щелчку появляется увеличенный фрагмент. Для этого достаточно скопировать на другой слайд общий рисунок, вырезать необходимый фрагмент и увеличить его. Эффект анимации – “проявление с увеличением”.

2. Приём Листание

Практики уже давно поняли о недопустимости переизбытка информации на экране.

Это приводит к информационной перегрузке учащегося, его повышенной раздражимости, торможении мыслительных действий.

Одним из важнейших принципов медиадидактики должен стать оптимальный объем информации в единицу времени и в определенном пространстве.

В нашем случае – на пространстве слайда. Изобилие наглядных объектов или текста, пусть даже и тематически связанных, не способствуют эффективности обучения.

Однако иногда нам необходимо перечислить (пролистать) некий тематический видеоряд, текстовую информацию (например, причины того или иного явления, события, виды, подвиды и т.д.). Если мы разместим все сразу на экране, внимание учеников будет рассеиваться.

Данный прием используется в целях концентрации большого объема иллюстративного материала или текста на одном участке экрана. Так через «листание» можно проследить сюжет произведения, творчество художника, поэта, писателя и т.д.

Принцип «листания» может имитировать чтение книги, например, при описании череды событий. И, главное, не загромождать экран обилием информации.

С помощью приема «Листание» мы сможем извлекать раз за разом определенную, дозированную информацию, как будто мы листаем альбом с иллюстрациями или книгу.

 

3. Прием Шторка-пауза.

По ходу мультимедийного урока часто возникает необходимость работы учеников с учебником, с тетрадями, у обыкновенной доски и т.д.

В таком случае яркое пятно экрана проектора или интерактивной доски мешает, отвлекает и даже утомляет.

Отключать каждый раз проектор не имеет смысла, если учитель собирается на этом же уроке опять воспользоваться им. Можно потерять драгоценные секунды учебного времени. Закрывать крышкой яркий луч удобно лишь в том случае, если проектор находится на столе. Но чаще всего он подвешен к потолку.

Весьма полезным в такой ситуации является большая шторка темного цвета, которой учитель закрывает всю поверхность слайда. Дети не отвлекаются. Выполняют поставленные учителем учебные задачи. В необходимый момент шторка опять открывается, и мультимедийный урок продолжается.

Вставляем фигуру «Прямоугольник». Придаём ей размер слайда. Запускается «Шторка - пауза» по щелчку триггера. В нашем случае мы обозначили его надписью «пауза». Открывается шторка щелчком по прямоугольнику. В течение учебного эпизода на данном слайде шторку можно открывать и закрывать любое количество раз в зависимости от конкретной учебной ситуации.

Прием Сорбонка.

Данный прием педагогической техники уже давно известен педагогам. Напомню, что он предназначен для заучивания определений, дат, иностранных слов, теорем и т.д.

На одной стороне карточки записывается понятие, слово, дата, а на другой – ответ. Ученик перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя.

Анимированный вариант сорбонки поможет сделать этот процесс запоминания более привлекательным и разнообразным. Объектами запоминания могут быть не только слова, даты, термины, но и формулы, карты и другие наглядные объекты.

Данная разработка может явиться шаблоном для любого предмета.

Не будет необходимости настраивать работу триггеров. Достаточно лишь заменить имеющиеся объекты своими.

 

5. Технологический приём “Лифт”

Основной недостаток большинства мультимедийных уроков: обилие наглядных объектов и текста на экране. Между тем, в ряде случаев появляется необходимость продемонстрировать большой по объему информационный блок, где каждый из компонентов логически связан с другими. И в таком случае очень важно, как будут эти компоненты менять друг друга: в какой последовательности, в каком направлении. Технологический приём “Лифт” предусматривает вертикальную смену объектов. Это будет дидактически оправдано в тех случаях, когда речь идёт о некой “лестнице”, иерархии объектов.

В приводимом примере данного приёма я остановилась на строении Земли. Вертикальное построение позволяет нам опускаться из верхних слоев планеты до ядра и обратно, по ходу останавливаясь на характеристике каждого из слоёв.

6. Дидактические игры с мультимедийной поддержкой

Дидактическая игра – один из важнейших элементов современной педагогики. Использование мультимедиа помогает учителю сделать эти игры более динамичными, разнообразными. Копилка игр и шаблонов к ним будет постоянно пополняться.

Игра СПАЙПЕР

Дидактическая игра ПОДБЕРИ ПАРУ

Технически все перечисленные приемы медиадидактики можно организовать двумя способами: с помощью гиперссылок и триггеров.


 

III. Имитационная игра.

На приеме использования гиперссылки была построена электронная разработка игры «Эрудит-шоу». Она выполнена в программе Power Point. Иллюстративно-текстовая организация мультимедийного сопровождения игры содержит фотографии, анимацию и аудиосопровождение.

Прошу вас разделиться на четыре команды.

Сегодня мы проводим марафон,

Проверит ваши знанья он.

Как это интересно - много знать!

И всем свои умения показать!

Сегодня у нас проходит интеллектуальная игра «Эрудит–шоу». Ее символом является число 4, т. к. собрались 4 команды, а в игре – вопросы из 4 областей знаний: математики, русского языка, литературы и естествознания.

Итак, начинаем «Эрудит-шоу».

Для начала давайте выясним, а кто же такой ЭРУДИТ?

Толковый словарь дает нам такое толкование:

«Эрудит – человек начитанный, с глубокими, всесторонними знаниями».

Я думаю, что здесь собрались самые эрудированные учителя республики.

К интеллектуальным конкурсам готовы? Вперед, друзья! К победам новым!

Перед вами находится игровое поле. Вы видите 25 секторов, окрашенных в 4 цвета:

Оранжевый - вопрос из области естествознания.

Розовый - вопрос из области литературы.

Синий - вопрос из области русского языка.

Зеленый - вопрос из области математики.

Вопросы разные по уровню сложности. Ответив на них, вы можете заработать от 10 до 50 баллов. Каждая команда вправе выбирать задание из любого сектора. Вам может встретиться сектор « Переход хода », а также « Музыкальная пауза».

Начинает игру первая команда.

Вот и закончилось наше «Эрудит – шоу». Я благодарю вас за активное и дружное участие, за отличные знания.

Данная электронная разработка универсальная. Изменив содержание, её можно использовать на любом уроке.

На примере этой игры вы убедились, что используя гиперссылки, слайды в презентации можно показывать в произвольном режиме. Действительно, очень часто нам необходимо просматривать презентацию не слайд за слайдом (линейная презентация), а только отдельные кадры (нелинейная или сложная презентация).

 

IV. Моделирование.

И следующим шагом мастер-класса будет ваша самостоятельная работа.

Участники мастер-класса получают задание: составить фрагмент нелинейной презентации, используя инструкцию по созданию гиперссылок (Приложение 5).

По окончанию работы каждая группа представляет получившуюся презентацию.

 


 


Полный текст материала Статья "Использование мультимедиа технологии в начальной школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Алюшина Алла Павловна  irina9915
21.09.2018 0 2137 336

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК