Статья "Выявление затруднений учителя"
Выявление затруднений учителя.
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Гимназия №3» г.о. Королёв
Васильева Наталия Львовна
Существенные политические, экономические и социальные изменения в России, произошедшие за последние годы, вызвали потребность в содержательном и структурном обновлении образования и разработке, введении и внедрении федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального (НОО), основного (ООО) и среднего общего образования (СОО).
Современный учитель, следующий требованиям ФГОС, должен владеть целым рядом компетентностей:
– в сфере построения образовательного процесса;
– в организации взаимодействия субъектов образовательного процесса;
– в сфере общения;
Динамичные изменения современного образования нередко обусловливают возникновение затруднений учителя при решении новых профессиональных задач. Для обеспечения современного качества образования важно понимание особенностей профессиональных затруднений учителей, причины их возникновения, что позволит разработать действенные пути преодоления затруднений.
Для того чтобы определить пути преодоления затруднений используется совокупность методов выявления затруднений учителя:
– анкетирование (самооценка затруднений, выявление типичных для современного учителя затруднений);
– наблюдения (уточнение характеристик выявленных затруднений, фиксация многообразия проявления одного и того же затруднения учителей разных предметов, имеющих разный стаж работы в школе);
– анализ посещенных уроков методистами разных предметов (сопоставление собственных выводов с выводами коллег);
– проведение структурированного интервью и бесед с учителями (уточнение сущности, характеристик затруднений, выявление причин возникновения затруднений).
Для выявления профессиональных затруднений учителей в МБОУ «Гимназия №3» было проведено анкетирование (Приложение 1), которое состояло из четырех блоков вопросов. Теоретической основой анкеты стали группы профессиональных задач современного учителя. Цель анкеты: выявить самооценку профессиональных затруднений учителем. С помощью вопросов анкеты диагностировались профессиональные затруднения по таким областям как:
-
Общепедагогическая:
-
Организация и содержание образовательного процесса
-
Формирование и оценка метапредметных и личностных результатов
-
Владение методическими приемами, педагогическими средствами и их совершенствование
-
Умение осуществлять оценочно-ценностную рефлексию
-
-
Научно-теоретическая:
-
Оценка знаний нормативных документов, в том числе ФГОС
-
Знание теоретических основ науки преподаваемого предмета
-
Знание истории развития науки и современных её достижений
-
-
Психолого-педагогическая:
-
Знание психологических особенностей учащихся
-
На странице приведен фрагмент.
Автор: Васильева Наталия Львовна
→ Публикатор 22.07.2019 0 1550 40 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.