Эссе "Учить всех, учить каждого"
Эссе.
Учить всех, учить каждого.
Сеятели разумного, доброго, вечного –говорят обычно об учителях. Наверное, потому, именно от учителей – все лучшее в человеке.
Каким должен быть учитель? В школе должен работать «просто хороший учитель»? Хороший учитель. Что мы вкладываем в это понятие? Быть хорошим учителем – это искусство, труд не менее творческий, чем труд композитора или художника, но более тяжелый и ответственный, так как учитель обращается к душе каждого ученика, не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Но гораздо труднее, по нашему мнению, учителю языка и словесности, чем другого предмета. Ведь литература – учебник жизни. Учитель словесности должен быть человеком образованным, эрудированным, потому что художественная литература касается самых разнообразных сторон и настроений души, самых различных явлений жизни. Кроме этого, мне кажется, нужны особые личные качества, чего, может быть недостаточно в моей педагогической деятельности. Такими качествами я считаю, во-первых, собранность, быстрый критический ум, чтобы сразу останавливать учащихся на существенном, а не разбрасываться в подробностях и мелочах, не уходить в лишнюю болтовню или не задавать множество руководящих, наводящих вопросов, во-вторых, эстетический вкус, творческий дар, чтобы тонкая душа самого учителя увлекала бы и учеников, давая им чувствовать красоту произведения и, наконец, учитель языка и словесности должен обладать даром слова, т.е. говорить не только связно, четко и ясно, но и красиво. Вот такими качествами должен обладать настоящий учитель.
Вспомним знакомое всем высказывание Л.Н.Толстого: «Жить честно – это рваться, путаться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и метаться». Да, «вечно бороться и метаться», идти, не останавливаясь на достигнутом. Ведь это наша учительская судьба! Работа в выпускных классах, подготовка к ЕГЭ, все больше убеждает меня в том, что успех зависит от прочного и глубокого усвоения знаний и умений дольше и всесторонне работать над каждой темой, от организованного учения. На уроках требую дисциплины труда, чтобы каждого включить в работу, выработать у каждого привычку к труду. Добиться успеха в работе – значит учить детей учиться, воспитывать организованность, самостоятельность, ответственность, а также создание в классе спокойной, доброжелательной обстановки.
Воспитывать обучая – это значит воспитание неотрывно от обучения. Любой урок: урок математики, урок грамматики, урок истории – воспитание постоянно. А урок литературы – в первую очередь. Недаром В.Г.Белинский утверждал: «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека». Какому же важному и ответственному делу мы с вами себя посвятили: решать участь, то есть судьбу ребенка. Думаю, особенно необходимо подчеркнуть это сегодня, когда особое значение приобретают вопросы комплексного подхода в процессе нравственного воспитания школьников.
Готовясь к урокам, всегда надо помнить о том, что задача учителя не только дать знания, но и привить определенные умения и навыки. Решать эти задачи во многом мне помогают комплексная работа с текстом. Это специально подобранные тексты с заданиями и вопросами, которые призваны привести в систему знания, полученные учащимися по теме, по разделу, курсу в целом, требующие от учащихся развернутого ответа, умения пользоваться разными видами мыслительной деятельности: анализировать, сравнивать, обобщать языковые факты. При анализе текста проявляется языковое чутье, речевая интуиция. Текст более удобен, экономит время. Такая работа дает возможность для поиска и выбора нужного текста, так как тексты и упражнения наших учебников не удовлетворяют многих учителей. А современным школьникам нужны более интересные познавательные тексты. Требованием времени стали тексты, развивающие духовно-нравственный мир школьника.
Учитель, если он предан своему предмету, справедлив и честен с учениками, уже своей жизнью учит их добру, служению людям, справедливости, может быть, дети и не осознают этого, но они многое перенимают от своих учителей. Вспоминаю, что и мы, девочки, с восхищением смотрели на модно одетых учительниц, перенимали у них прически, порой даже жесты. Мне хотелось бы, чтобы и меня любили ученики, уважали родители.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Васильева Изабелла Николаевна
→ Публикатор 02.12.2019 0 1111 246 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы