Статья "Информационные технологии в начальном общем образовании"
Информационные технологии в начальном общем образовании
Ильина Светлана Владимировна
МАОУ «Гимназиия им.Н.В.Пушкова» г.Москва, г.Троицк.
Аннотация
В данной статье затрагиваются предпосылки к необходимости использования в начальном общем образовании средств и технологий, способствующих самостоятельному поиску информации, развитию навыков и умений учиться. Данный вопрос остро встаёт в условиях современной реальности, которая сформировалась в последней третьи ХХв., под воздействием информационных технологий.
Рассмотрены вопросы преимущества использования ИТ на уроках, как инструмента создания условий реализации проблемно-деятельностного подхода и организации проектной деятельности.
Показаны возможности, которое даёт возможности, которые даёт использование ИКТ дистанционных образовательных ресурсов в учебном процессе. Показана их вспомогательная форма передачи, поиска информации; отработки навыков и закреплении изученного.
На основании анализа представленного материала статьи, можно видеть какие проблемы можно решать с помощью ИТ и дистанционных ресурсах.
Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”.
– так говорится в английской пословице
Мы живем в век, который называется век высоких технологий. В начале XXI века современную жизнь довольно сложно представить без использования информационных технологий.
С введением ФГОСов потребность в информационных технологиях увеличилась. Владение ими ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшее время внедрение персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена.
Обучение в школе традиционно ставило своей основной целью вооружить учащегося определенной суммой знаний, умений и навыков. Но в настоящее время основная задача школы заключается не столько в том, чтобы обогатить школьников знаниями, сколько научить их самостоятельно добывать знания, научить учиться. Умение учиться особенно важно в современном мире в силу того, что во всех сферах профессиональной деятельности изменения происходят достаточно быстро, и человеку, чтобы быть востребованным в его сфере деятельности, необходимо учиться, повышать квалификацию в течение всей своей жизни. То есть можно говорить о том, что современная жизнь требует от человека хорошо развитых познавательных способностей (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). Последняя треть XX в. охарактеризовалась формированием под воздействием информационных технологий принципиально новой социокультурной среды, получившей название информационного общества. Специфика информационного общества состоит в том, что компьютеризация обеспечивает индивидам широкий доступ к разнообразным источникам информации. Согласно определению Д. Белла, информационное общество характеризует специфику постиндустриальной стадии развития человечества, при которой основой определения социальной структуры становится информация и, в особенности, доступ к ней. Становление информационного общества значительным образом повлияло на социализацию новых поколений. Стирание пространственно-временных границ, существование в цифровой среде стало характерной чертой формирования мировоззрения детей буквально с младенчества. Мировая компьютерная сеть создала новую реальность – виртуальную, обладающую ранее неизвестными характеристиками. Виртуальная реальность предполагает замещение реального пространства существования человека с моделированным миром компьютера, в который он погружается как в мир реальный. По мере распространения цифровых технологий в обществе, они становились все более доступными значительной части населения развитых стран. Виртуальное пространство предполагает перенос коммуникаций в воображаемую плоскость, в которой географическое местоположение, прошлое и будущее людей утрачивают привычные формы и роли. Распространение новой коммуникативной среды вызвало появление таких форм взаимодействия, как форумы, чаты, блоги, online-игры, социальные сети, которые являются полем для формирования индивидуальной идентичности. В современной литературе применяется новый термин для характеристики феномена виртуальной реальности, имеющий более широкое толкование – цифровое пространство (как социальная среда, обусловленная повсеместным распространением цифровых технологий). Поколения, чья активная социализация проходит в условиях этой реальности, характеризуются разными авторами как «цифровое поколение», «поколение сети» и даже «цифровые аборигены». Как отмечают Дж. Пэлфри и К. Гассер, «дети цифровой эры (цифровые аборигены) проводят большую часть своей жизни в сети Интернет и не делают различия между жизнью в Сети и вне ее. Посещение Интернета является нормой стиля жизни молодых поколений. Наша задача, как представителей системы образования направить учащихся на плодотворное использование ресурсов сети и освоении ИКТ.
Огромная роль в достижении этой цели отводится начальной школе, так как именно в этот период происходит интенсивное развитие умственных способностей учащихся. Педагогическая практика показывает, что для выполнения поставленной задачи, а также усвоения учащимися начальной школы «новой грамотности» эффективно применение информационных технологий.
Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Преимущества использования информационных технологий
на уроках в начальных классах?
• Позволяют представить учебный материал более доступно и понятно.
• Способствуют реализации развивающего обучения, проблемно-диалогического подхода, позволяют организовать на уроке исследовательскую деятельность.
• Позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении.
• Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.
Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.
На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint.
Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.
В начальной школе используются информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
• усилить образовательные эффекты;
• повысить качество усвоения материала;
• построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
• осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
• организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Можно выделить следующие аспекты использования современных информационных технологий в начальной школе:
1) компьютер как объект изучения;
2) компьютер как средство обучения;
3) компьютер как инструмент.
Первый аспект – компьютер как объект изучения.
Многие изменения, происходящие сегодня в российском обществе, привели к пересмотру не только форм, но и содержания современного школьного образования. Эти изменения обусловлены увеличением потока информации, с которой связана деятельность любого человека.
Психологическая готовность ребёнка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе, что предполагает овладение компьютерной грамотностью. Не менее важно формировать у учащегося навыки алгоритмического мышления и умения логически мыслить.
Поэтому возникла необходимость в переносе изучения пропедевтического курса информатики из средних классов школы в начальные, так как наиболее интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте, при этом внимание становится произвольным, происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, восприятие принимает анализирующий и дифференцирующйхарактер, совершенствуется память.
С каждым годом растёт количество школьников, имеющих свой персональный компьютер, а распространённость компьютеров в мире настолько велика, что умение использовать их в повседневной деятельности формирует новый стиль жизни и становится элементом общей культуры человека.
У учащихся начальных классов наблюдается большой интерес к компьютерным играм, а, следовательно, и мотивация к изучению информатики.
Внедрение информационных технологий в учебный процесс и объединение их с традиционными методами преподавания ставит школьников перед необходимостью быть готовыми к меняющимся формам обучения, к восприятию усовершенствованного содержания предметов, к самостоятельному поиску межпредметных связей.
Основная цель использования ИТ в начальной школе это пропедевтика информатики, то есть усвоение учащимися основных понятий информатики, приобретение основных навыков работы с компьютером.
Принципы построения заданий.
В процессе выполнения компьютерных заданий происходит не только получение и закрепление знаний, но формируются навыки работы на компьютере и непроизвольное формирование отношения к компьютеру не как к объекту изучения, а как к современному инструменту для работы с информацией и как источнику знаний, источнику информации.
Получение навыков выполнения необходимых операций (щелкнуть, перетащить и пр.) происходит в процессе выполнения содержательных заданий, то есть ненавязчиво, косвенно, так как все внимание ребенка поглощено работой со смыслом, содержанием задания. Ученикам очень нравятся подобные задания. Младшим школьникам кажется, что на уроках информатики, выполняя интересные задания вместе со сказочными героями, они просто играют, соревнуются, поэтому дети не боятся ошибаться, не стесняются говорить, видят доступную образовательную перспективу.
Второй аспект – компьютер как средство обучения, т.е. своеобразный “учитель”. В таком качестве компьютер используется как в курсе “Информатика” так и при изучении других учебных дисциплин (тренажеры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т.п.).
В процессе работы с такими программными средствами учащиеся, с одной стороны, отрабатывают основные пользовательские навыки (чтение с экрана, работа с клавиатурой, мышью) и навыки самостоятельной работы, а с другой - повышают качество знаний по важнейшим школьным дисциплинам.
У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков (используется компьютер и мультимедийный проектор для демонстрации компьютерных презентаций PowerPoint). Можно отметить методические возможности и преимущества медиаурока:
• повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности; появление возможности моделировать объекты и явления;
• повышение мотивации к учению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
• развитие наглядно-образного мышления.
Уроки с применением ИКТ строятся с учетом здоровьесберегающих технологий. В начальной школе для укрепления здоровья учащихся на уроках проводятся упражнения на мышечно-телесную и зрительную координацию, смена динамических поз, двигательные паузы, чередование различных видов деятельности, учитывается мера нагрузки на учащихся.
Третий аспект - компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту, или иную предметную область и сделать тем самым обучение процессом более творческим.
• Использование проектного метода обучения в урочной и во внеурочной деятельности.
• Организация дополнительного образования учащихся (участие в различных дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах).
• Использование ИКТ для создания методических и дидактических материалов, необходимых для организации процесса обучения.
Дистанционные образовательные ресурсы и программы, как помощник в организации обучения младших школьников.
Содержание курсов дистанционного обучения (текущих заданий, конкурсных и выпускных работ) для младших школьников определяется, вопервых, основной целью обучения: углубление и расширение знаний по какому-то предмету, разделу программы начального обучения; ликвидация пробелов в знаниях из-за значительного пропуска занятий; обучение школьников с ограниченными возможностями; дополнительное образование в соответствии с индивидуальными образовательными интересами. Во-вторых, характером учебной деятельности, преимущественно индивидуальной и коллективной проектной и творческой. Однако первостепенным фактором, определяющим содержание обучения, является возраст обучаемых.
В условиях дистанционного обучения возможно использование как индивидуальных, так и коллективных форм организации образовательного процесса, создание разновозрастных коллективов учащихся, руководимых учителем (классным руководителем, учителем-предметником), который вместе с учащимися знакомится с учебной информацией в сети и проводит занятия.
Наиболее эффективными являются следующие формы и виды дистанционного обучения младших школьников:
-
дистанционные курсы, целью которых может быть поддержка основного (классного) курса обучения (организуются учителем);
-
дистанционные курсы для учащихся с поддержкой куратора (тьютора) с организацией постоянного коллектива школьников, руководимого учителем, который проводит регулярные занятия в соответствии с методическими рекомендациями куратора;
-
дистанционные курсы без поддержки куратора, самообразование при участии родителей;
-
дистанционные проекты, организуемые учителем для решения творческих задач в поддержку основного курса начального обучения или дополнительного образования, результатом чего является создание совместного образовательного продукта;
-
дистанционные олимпиады, целью которых является творческая самореализация учащихся в дистанционном соревновании по различным номинациям с открытыми заданиями.
Информационно-образовательная среда открывает принципиально новые возможности для учебной деятельности, результатами которой является метапредметный образовательный продукт и соответствующие внутренние приращения субъектов образования. Для младшего школьника такими формами деятельности могут выступать поиск информации в сети, создание собственных цифровых объектов, взаимодействие в рамках виртуальных классов и сетевых проектов, что позволяет успешно формировать метапредметные компетенции, предписанные ФГОС НОО:
-
«активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
-
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
-
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета»
Участие в дистанционных мероприятиях
Учащиеся начальных классов принимают активное участие в различных дистанционных мероприятиях:
• Международный математический конкурс «Кенгуру - математика для всех»,
• Международный конкурс «Русский Медвежонок - языкознание для всех»,
• Всероссийская дистанционная игра-конкурс по информатике «Инфознайка»,
• Всероссийский конкурс по естествознанию «Человек и природа» (ЧИП),
• Международный дистанционный проект Эрудит-Марафон Учащихся «ЭМУ»,
• Всероссийская игра-конкурс «Спасатели» по основам безопасности жизнедеятельности, /
• Всероссийский дистанционный конкурс по информатике «Найди свой ответ в WWW», /
• Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»,
• Всероссийские дистанционные конкурсы и олимпиады Центра Творческих Инициатив «Snail», /
• Всероссийские дистанционные конкурсы и викторины ЦДМ «Фактор Роста», /
• Всероссийский дистанционный конкурс «КИО» (Конструируй. Исследуй. Оптимизируй), /kio/
• Всероссийские конкурсы детского творчества. Система добровольной Сертификации Информационных Технологий «ССИТ»,
• Эвристическая олимпиада младших школьников «Совёнок-2011»
Дистанционные образовательные платформы и ресурсы:
-
Домашняя школа InternetUrok.ru — изучение школьной программы с 1-го по 11-й класс. Видео уроков, тесты, тренажеры, задания и даже общение с учителями при необходимости.
-
Свободное образование — дистанционное обучение с аттестацией. Есть курсы за все классы начальной и средней школы.
-
«Российская электронная школа» — полный школьный курс уроков от лучших учителей России. Уроки, тематические курсы, проекты.
-
Онлайн-школа №1 — настоящая общеобразовательная онлайн-школа с аттестацией.
-
Дети и наука — Курсы по школьной программе с углублением и расширением. Упор на биологию, химию, математику и окружающий мир.
-
Школьный Помощник — для дополнительных занятий по разным предметам школьной программы: русский язык, математика, геометрия, алгебра.
-
Начальная школа — сборник уроков начальной школы с 1 по 4 классы по всем предметам.
-
Учи.ру. — интерактивная образовательная онлайн-платформа. Можно заниматься как со своим учителем в сформированном классе, так и самостоятельно.
-
Реши-пиши —подготовка к школе и задания для учеников начальных классов.
Новые информационные технологии в образовании в сочетании с традиционными методами обучения и воспитания повышают качество обучения, способствуя развитию ребенка как творческой личности.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.
Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов - презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике.
Уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
Используя возможности ИКТ, учитель лишь определенным образом трансформирует структуру процесса обучения, организует учебный процесс, оптимизируя самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, повышая эффективность обучения. При этом применять средства ИКТ целесообразно только в комплексе с другими средствами обучения, не отрицая, а дополняя их.
Необходимо также соблюдать и необходимые нормы – работа с компьютером для учащихся начальной школы не более 15 минут в течение урока.
С применением электронных материалов на уроках можно решить
следующие проблемы:
1. Недостаток наглядного материала в учебнике. А, исходя из того, что у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, электронные материалы помогают богато иллюстрировать изучаемую тему и повышают эффективность урока.
2. Компьютерные презентации вызывают устойчивый интерес к изучаемому материалу, активизируется познавательная деятельность учащихся, повышается качество знаний. Решается задача формирования познавательного интереса у младших школьников при изучении ими разных учебных предметов.
3. С помощью ИКТ урок проводится на более высоком эстетическом уровне (вставка видеофрагментов, использование эффектов анимации, музыка).
4. Презентации сопровождены дополнительными материалами в электронном виде, которые можно распечатать и применять для работы, как на уроке, так и дома.
5. ИКТ позволяют более рационально организовать учебный процесс. Ускорение темпа урока на 10-15 %.
6. Повышается умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.
7. С использованием ИКТ становятся ненужными самодельные средства наглядности учителя, книги с иллюстрациями, передаваемые по рядам, запись на доске, которую невозможно сохранить надолго.
8. Удобство использования материалов, благодаря гиперссылкам.
«Все наши замыслы превращаются
в прах, если нет у ученика желания учиться».
Сухомлинский В.А..
В основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.
В заключении хотелось сказать: в последнее время очень часто говорят о том, что ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Но часто на практике мы сталкиваемся с тем, что факелы только тлеют, а сосуды упорно наполняются. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель должен очень много придумывать, изобретать и открывать. Вспомним, что французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». А поможет нам в этом применение информационных технологий.
-
Мифы о «поколении Z» / Н. В. Богачева, Е. В. Сивак; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.:
НИУ ВШЭ, 2019. — 56 с. — 200 экз. — (Современная аналитика образования. № 1 (22)).
-
Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: 2009. 212 с.
-
Казанцев В. Государственная стратегия развития России и роль приоритетных национальных проектов в ее реализации. // Автореф. дис. на соискание уч. степени канд. полит, наук. - М.: ВУ, 2008. С. 65.
-
Первин Ю.А. Дистанционное обучение младших школьников:опыт, проблемы, перспективы. В сборнике Большого Московского семинара по методике раннего обучения информатике. В 10 томах. Сост. и науч. ред. И.В.Соколова и ЮЮ.А.Первин. Москва 2008г.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего ообразования.
-
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1976
-
Выгодский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. / Избр. Психологические исследования.
-
Давыдова В.В. Психическое развитие младших школьников /Под. Ред. – М., 1990.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ильина
→ Публикатор 01.06.2020 0 11740 447 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы