Из опыта работы "Формирование двигательного навыка письма"
В нейропсихологии письменная речь рассматривается как сложная функциональная система, в которую входят следующие структурные компоненты, опирающиеся на работу различных участков мозга:
1 блок – энергетический - регуляция тонуса и бодрствования;
При слабости функционирования данного блока страдает активность внимания, быстрая истощение и утомление.
2 блок – прием, переработка и хранение информации.
- переработка слухоречевой информации: фонемное распознавание, опознание лексем, слухоречевая память;
- переработка кинестетической информации: дифференциация артикулем, кинестетический анализ графических движений;
- переработка зрительной информации: актуализация зрительных образов букв и слов;
- переработка полимодальной информации: - расположение элементов букв, ориентировка на листе, зрительно-моторная координация и т.д.
3 блок – операциональный - планирование, программирование, регуляция и контроль.
- серийная организация движений;
- регуляция психической деятельности;
Каждый из перечисленных компонентов может вызвать трудности письма, выступая как изолированно, так и сочетано.
Так, например, недостаточная сформированность серийной организации движений приводит к трудностям овладения двигательным навыком письма, в основе которого лежат
- дефекты организации движений;
- трудности переключения с одного элемента на другой, т.е. трудности формирования «плавной кинетической мелодии» (А.Р. Лурия),какой является каждое слово;
- гипертонус мышц;
При обследовании у данных детей обнаруживается нарушения динамического праксиса, которые выявляются не только в сенсибилизированных условиях (при ускорении или при отсутствии зрительного контроля), но даже в простой пробе «кулак-ладонь», выполняемой в умеренном темпе. Кроме того, у таких детей отмечается «длительное становление почерка, замедленный темп», который отражается на письме:
- В снижении качества письменных работ – неаккуратность, неровность почерка или увеличение количества специфических и орфографических ошибок;
- В уменьшении объёма письменных работ;
- Получая оценки «2» и «3», т.е в условиях постоянной «неуспешности», проблема только усугубляется снижением самооценки и учебной мотивации ребёнка.
Это тема меня заинтересовала, да и количество запросов от учителей и родителей учеников именно с этими трудностями увеличилось. Прочитав статью М.Г. Храковской «Методика восстановления и формирования двигательного навыка письма при нарушениях динамического праксиса…», опубликованную в сборнике методических материалов научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», я начала заниматься с детьми младшего школьного возраста по тренинговой программе «Ритмический теппинг».
В основу программы входят 4 основных элемента письма.
- Характер движения (прямые и округлые линии);
- Направление движения;
- Амплитуда;
- Ведущим компонентом программы является ритмическое сопровождение движений руки при выполнении графического орнамента.
Методика включает 3 раздела:
1 раздел – подготовительный
Сюда включены упражнения, направленные на восстановление (формирование) способности удерживать в руке ручку или карандаш, манипулировать с ними пальцами вне процесса письма.
2 раздел – ритмический теппинг
Упражнения направлены на тренировку способности удерживать строку, регулировать направления, амплитуду движений на письме:
1 этап - Трёхэлементный такт.
Слитное написание 3 одинаковых элементов с паузой между тактами;
2 этап - два трёхэлементных такта .
Слитное написание без остановки и без интервала (слитное написание 6 элементов)
Написание орнамента в заданном ритме сопровождается:
- синхронным счётом до трёх в такт каждому элементу;
- зрительным восприятием образца орнамента, данного для копирования;
- зрительным восприятием цифровой схемы программы.
При необходимости, подключается и пассивное ведение рукой в такт ритма.
В 3 разделе программы равномерный ритм движений сменяется комбинациями акцентированных ритмов. Этап нацелен на восстановление графических навыков с опорой на ритмическое программирование.
Приобретя первый опыт, я столкнулась и с трудностями – «подводными камнями» программы. Основной трудностью является задача - как замотивировать ребенка писать ежедневно страницу элементов (именно качественное прописывание). А если брать во внимание, что мы работаем с детьми, которые не любят писать, то эта задача трудна вдвойне. Для её решения необходимо затратить большое количество сил путем стимулирования, укрепления веры в свои силы. Для того, чтобы ребёнок сам видел свои, пускай хоть «маленькие успехи», был введен график темпа работы, на котором каждое занятие отмечается количество элементов, прописанных за минуту (количественное, качественное). Для поддержания интереса на занятиях я использую различные упражнения для развития моторики:
- Пальчиковая гимнастика с учебными предметами;
- Рисование пластилином, включая в работу все пальцы поочередно;
- Работа с бисером и со спичками;
Для развития межполушарного взаимодействия и формирования серийной организации движений включены нейропсихологические пробы:
- Кулак-ладонь;
- Кулак-ребро-ладонь;
- Кулак – колечко.
Количество занятий определяется запросом и зависит от тяжести нарушения. Например, для увеличения темпа письма и снятия напряжения мышц ведущей руки достаточно, как правило, 10 -15 занятий при обязательном условии – четко выполнять все рекомендации специалиста. Максимальное количество - 75 занятий.
Программа получила положительные отзывы и оказалась очень востребованной. После прохождения курса занятий родители, учителя и сами дети отмечают:
- уменьшение напряжения мышц руки и усталости;
- повышение скорости письма;
- уменьшение количества ошибок;
Работа в течение 5-х лет по данной программе позволяет сделать выводы о том, что её успешность определяется не только прямым тренингом серийной организации движений, но и стимуляцией премоторных зон головного мозга, повышением уровня зрительного внимания за счёт включения всех анализаторов при координировании программированным ритмом.
Список литературы:
- Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств: Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной памяти проф.Н.Н. Трауготт/ Отв. ред. М.Г.Храковская.- СПб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2001.- 296 с.
- Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой – М.: Московской психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – 240 с. (серия «Библиотека педагога-практика»)
- Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебное пособие для студентов вузов/ Т.Г. Визель. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2006. – 384 с. – (Высшая школа)
- Узорова О.В. Игры с пальчиками/ О.В.Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: ООО «издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 124 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мухина Валентина Викторовна
→ Тина23 30.03.2012 2 15121 2373 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.