Урок по письму и развитию речи на тему "От звука к тексту" для учащихся 2 класса коррекционных школ


Воронова Светлана Викторовна

учитель-дефектолог

ГБОУ ЦППРК "Детская личность" г. Москва



Конспект урока по письму и развитию речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.


Тема: "От звука к тексту"

Тип урока.

Закрепление полученных знаний.

Цель.

Закрепить знания по разделу "Наша речь".

Задачи:

Образовательные.

Закрепить умение дифференцировать гласные и согласные звуки; составлять слоги, слова, предложения.

Закрепить представление о буквах русского алфавита, их графическом изображении.

Коррекционно-развивающие

Развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Корригировать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику.

Воспитательные.

Актуализировать знания учащихся о правилах поведения на уроке.


Материалы и оборудование: клубок цветных ниток; изображение дома на ватмане; кукольная мебель и посуда; кукла, игрушки-насекомые; части букв; пазлы со слогами; карточки со словами; ТСО.




Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте). Вы любите ходить в гости? (Да. Мы любим ходить в гости.)

Сегодня вас приглашают в гости "жильцы" одного необыкновенного дома. Но раз дом необычный, то и добираться до него будем необычным способом: дорогу к нему нам покажет волшебный клубочек. Передавайте его по очереди друг другу и держитесь за ниточку. (Выполняют задание) Вот оказался клубочек у меня в руках. Посмотрите, какая длинная и красивая дорожка получилась. Её мы сделали все вместе, сообща, всем классным коллективом. И я уверена, что и дальше на нашем уроке мы будем работать хорошо и все вместе. А теперь отпустите ниточку, посмотрим куда нас приведет дорожка. (Учитель сматывает клубок)

2. Сообщение темы урока

Привела нас дорожка к вот этому домику. (На доске изображение дома) Посчитайте, сколько окошек у этого дома.(У этого дома 5

окошек) Вам интересно заглянуть в эти окошки и навестить необычных жильцов этого дома.(Да, интересно) Сегодня на уроке мы будем с ними знакомиться, выполнять их задания и играть.

3. Гласные и согласные звуки

Я открываю первое окошко, здесь живут звуки. Эти звуки одинаковые? (Нет, они разные по цвету: красный, синий, зеленый) Какие звуки обозначаются красным цветом? (Красным цветом обозначаются гласные звуки) Какие звуки обозначаются синим цветом? (Синим цветом обозначаются твердые согласные звуки) Какие звуки обозначаются зеленым цветом? (Зеленым цветом обозначаются мягкие согласные звуки)

А что мы знаем о звуках? (Звуки мы произносим и слышим)

Звуки очень гостеприимные хозяева: очень любят принимать гостей и угощать их чаем. Давайте посмотрим кто сегодня пришел к ним в гости. (Учитель выставляет кукольную мебель: стол ,стулья и три чашечки: красного, синего и зеленого цвета).

Первой в гости пришла кукла Маша. "А-а-а",- кричит она. Какой звук произносит Маша? (Маша произносит звук [а]) Какой это звук? (Это гласный звук) Чашечку какого цвета предложат Маше? (Маше предложат чашечку красного цвета)

Кто прилетел вторым? ( Жук). "Ж-ж-ж",- жужжит он. Какой звук издает жук? (Жук издает звук [ж]) Какой это звук? (Это твердый согласный звук) Чашечку какого цвета предложат жуку? (Жуку предложат чашечку синего цвета)

А вот и еще один гость. Кто это? (Кузнечик) "Ч-ч-ч",- стрекочет он. Какой звук издает кузнечик? (Кузнечик издает звук [ч]) Какой это звук? (Это мягкий согласный звук) Чашечку какого цвета предложат жуку? (Жуку предложат чашечку зеленого цвета)

4. Буквы русского алфавита

Даша, поставь, пожалуйста, правильно чашки. Вспомни и произнеси звуки, которые издавали гости. Запиши это на доске. (Запись на доске А Ж Ч) Что сейчас написала Галя? (Галя написала буквы)

Что мы знаем о буквах? (Буквы мы пишем и читаем)

Вы уже, наверное, догадались кто появится в следующем окошке? (В этом окошке буквы)

Сейчас я его открою. Но здесь пусто... Что случилось? Я догадываюсь, что произошло. Буквы с нетерпением ждали вас в гости, выглядывали из окна и упали. Но при падении они рассыпались и просят их собрать. Поможете буквам? (Да, поможем)

У вас на столах в коробочках части букв, соберите их. (Учитель проверяет выполнение задания и помещает несколько букв в окошко)


Буквы благодарны вам и предлагают отгадать видео-задание. Внимание на экран. (Показ слайдов)

А и Б сидели на трубе.

А упала,

Б пропала.

Кто остался на трубе? (Правильный ответ: на трубе осталась буква и)

5. Слоги

Теперь буквы, которые вы собрали, положите рядом. Что получилось? (Получился слог) Прочитайте свои слоги.(Читают полученные слоги) Вы поняли, что прочитали? У слогов есть смысл? (У слогов нет смысла)

В следующем окошке вас встречают слоги и предлагают собрать с ними пазлы.

6. Слова

Но пазлы необычные : на каждом кусочке записан слог. (Дети собирают пазлы)

Что у вас получилось сложить из слогов? (Мы из слогов сложили слово) Значит в этом окошке поселились слова. Сережа прочитай свое слово. (Например: сосулька) Вы знаете, что такое сосулька? (Сосулька - это замерзшая вода с крыш) Понятно о чем прочитал Сережа? Есть смысл в слове? (Да)

7. Динамическая пауза "Ожившее слово"

Предлагаю вам оживить слова. Вы должны прочитать название предмета на карточке и изобразить его. Встаньте у своих парт и начнем. (Предлагаемые слова: заяц, птица, дерево, лягушка)

Молодцы! Садитесь за парты.

8. Предложение

Посмотрите еще раз на свои слова, на слова своих одноклассников. Вот как их много и все они лежат по одному.

А могут слова дружить? Могут стоять рядом так, чтобы мы понимали их? Что можно составить из слов? (Из слов можно составить предложение)

К доске выйдет Вика и возьмет слово холодная, Денис - слово пришла, Коля-слово зима. Составьте из этих слов предложение. (Пришла холодная зима.) Слова дружат в этом предложении? Понятно о чем говорится? (Да)

9. Закрепление материала

Мы у всех жильцов побывали в гостях, все окошки открыли? (Да)

Давайте еще раз назовем их всех. У кого в гостях мы были в первую очередь? (Мы были в гостях у звуков) Чем обозначаются звуки при письме. (При письме звуки обозначаются буквами) Что вы сложили из букв? (Из букв мы сложили слоги) А из слогов? (Из слогов сложили слово) Что можно составить из слов? (Из слов можно составить предложение)

10. Итог урока.

Какое получилось предложение? (Пришла холодная зима) О каком времени года в нем говорится? (В предложении говорится о зиме) Какой самый веселый и любимый зимний праздник скоро наступит (Скоро наступит Новый год)

А в Новый год принято дарить подарки. Я хочу поблагодарить вас за хорошую работу и поздравить с наступающим Новым годом. (Учитель вручает детям сувениры)

Спасибо! Урок закончен.


Полный текст материала Урок по письму и развитию речи на тему "От звука к тексту" для учащихся 2 класса коррекционных школ смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Воронова Светлана Викторовна  170979
25.09.2012 1 6564 686

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК