Статья «Трудности в обучении детей среднего возраста с формами аутизма русскому языку»


Трудности в обучениидетейсреднеговозраста с формами аутизмарусскомуязыку.

Впервые столкнулась с необходимостью обучать русскому языку детей с формами аутизма в 2014 году. Ученик 1 и Ученик 2 обучаются в общеобразовательной школе с 1 класса. Именно родители, несмотря на рекомендации ПМПК, привели учеников не в коррекционную школу, а в массовую, но в коррекционный класс, чтобы максимально социализировать детей. На данный момент Ученику 1 -14 лет, Ученику 2 - 15, обучаются в 8 классе по адаптированным общеобразовательным индивидуальным программам. Обоим достаточно поздно поставили верный диагноз, и много времени было упущено и потеряно, но родители всегда занимались всесторонним развитием учеников, именно родители являются добровольными тьюторами в познании школьных предметов. Помимо основной школы каждый посещает музыкальную, художественную школы, бассейн.

Семья Ученика 1 выбрала деспотичный стиль общения с ребенком. В то же время взрослые не позволяют окружающим жалеть ни семью, ни самого Ученика 1. Обязанности по присутствию на уроках, по выполнению домашних работ, по посещению дополнительных занятий распределены между членами семьи. Ученик 1 быстрее и лучше реагирует на повышенный, жесткий тон и в этом случае четче выполняет инструкции. К 1 классу не говорил вообще, школьному логопеду удалось развить речь на уровне называния предметов (к 5 классу); на данный момент говорит, либо описывая дидактические картинки, либо запомнившимся бытовыми фразами, либо фразами из мультфильмов, которые смотрит часто. В силу эхолалии Ученик 1 легче повторяет за учителем формулировки правил, событий, законов того или иного предмета, пересказывает большой (относительно!) текст, что совершенно не означает осмысленность проговориваемого со стороны Ученика 1. На поверку через неделю выясняется, что Ученик 1 не помнит правила, но может применить. До сих пор у него дисграфия - путает все пары оппозиционных согласных, особенно во время диктанта, однако постепенно, крайне медленно дисграфия исчезает.

Характеристика особенностей усвоения знаний по русскому языку: Ученик 1 неплохо знает и применяет орфографические правила; плохо знает и не применяет пунктуационные правила, но при повторном прочтении диктанта реагирует на паузах и на любой паузе ставит запятую. Знает хорошо отработанные в начальной школе части речи (существительное-предмет, глагол – действие, признак – прилагательное); связывает существительное с глаголом, существительное с прилагательным в словосочетания, но не создает предложений либо создает предложения с грамматическими ошибками. Плохо находит главные члены предложения, не говоря уже о второстепенных. Но: хорошо все делает по образцу, алгоритму (в домашней работе правило отработано так, как я учила), умеет списывать текст без ошибок, даже списывать из книги, находящейся у меня в руках.

В семье Ученика 2 принят совершенно иной стиль общения с ребенком. Ученик 2 не любит повышенных тонов, криков, письменные домашние задания выполняет самостоятельно с последующей проверкой мамы; устные задания, основанные на пересказе, вызывают полное отторжение, делают вместе с мамой, составляя план по ключевым словам каждого абзаца. План тоже не будет гарантией последующего успешного пересказа. На уроках присутствует только мама. На данный момент говорит либо запомнившимся бытовыми фразами, либо фразами из мультфильмов, которые смотрит так же часто, как и Ученик 1. Однако дома, по словам мамы, в известной обстановке говорит очень много. Любимая книга до сих пор - «Сказки Сутеева», сейчас выбрал для чтения сказки К. Чуковского. Знает, на сколько минут я опоздала, все даты ярких для него событий, количество людей, бывших на каждом из празднике, время, потраченное на событие, и т.д. Все, что связано с цифрами, воспринимает на «ура», любит повторять. В этом проявляется сегодняшний стереотип Ученика 2 (раньше была еда и разговоры о блюдах).

Характеристика особенностей усвоения знаний по русскому языку: Хорошо применяет орфографические правила; плохо применяет пунктуационные правила, но при повторном прочтении диктанта с паузами в основном верно расставляет запятые. Над ответом на вопрос думает, но всегда сперва дает неверный ответ, подумав, исправляет сам себя и дает верный ответ (многие орфографические правила русского языка построены на двоичности и исключении позиций, может быть, поэтому он «гуляет» из стороны в сторону). Никогда не будет подсматривать ни у кого. Хорошо знает отработанные в начальной школе части речи (существительное-предмет, глагол – действие, признак – прилагательное), связывает вместе существительное с глаголом, существительное с прилагательным в словосочетания, но не создает предложений либо создает предложения с грамматическими ошибками. Хорошо определяет самостоятельно главные члены предложений, хуже второстепенные.

В образовании таких детей на данный момент, конечно, гораздо больше вопросов, чем ответов, и не только в обучении русскому языку, а в обучении всем школьным предметам; гораздо больше отечественных и зарубежных психологических исследований,чем конкретных методических подсказок учителю.




Полный текст материала Статья «Трудности в обучении детей среднего возраста с формами аутизма русскому языку» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Одинокая Мария Николаевна  Публикатор
16.02.2018 0 3972 121

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК