Доклад "Развитие речевого слуха во внеурочное время"


Доклад «Развитие речевого слуха во внеурочное время»

Слух - это способность человека различать и воспринимать звуки, что возможно с помощью слухового анализатора. Но, к сожалению не всем дана такая возможность, существуют люди, у которых нарушена работа слухового анализатора. Данная категория относится к глухим или слабослышащим. Чаще всего нарушение слуха происходит ещё в детстве, или же ребёнок уже рождается с этим дефектом. Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении, порожденных первичным недостатком - нарушением слуха. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.

Обучения языку глухих детей – это в высшей степени комплексная проблема! Для её реализации необходимо:

  • ранняя диагностика нарушений слуха;

  • раннее бинауральное слухопротезирование;

Современные слуховые аппараты, которые с каждым днём становятся всё более совершенными, позволяют научиться слышать неслышащему ребёнку. Для детей с глубокой потерей слуха применяют кохлеарные импланты, которые делают его практически слышащим.

  • раннее начало коррекционно-развивающей работы.

Чем раньше начата коррекционная работа, тем более естественными будут методы воздействия. Чем позднее – тем более специальными становятся наши методы.

Преодолеть физический недуг – глухоту и её следствие – немоту возможно лишь при специальном обучении сурдопедагогом-дефектологом, создавая при этом соответствующие природе глухого человека условия.

Одним из таких специально организованных видов обучения является – развитие слухового восприятия. Именно слух – фундамент и инструмент для развития понимания речи окружающих, а так же собственной речи. Поэтому, для развития слухового восприятия необходимы:

  • ежедневное постоянное ношение слуховых аппаратов или речевых

процессоров.

Педагог следит за тем, как ребёнок использует слух (корректно ли настроен СА или КИ; есть ли изменения в уровне слуха ребёнка).

  • обязательное участие родителей в образовательном процессе.

Родители должны быть активными участниками процесса реабилитации, а не слушателями. «В конечном итоге, потенциал ребёнка успешно использовать язык и речь прямо зависит от вовлечённости родителей в процесс аудиовербальной терапии. Родители – «волшебники». Они могут сделать процесс реабилитации волшебным превращением» К. Тодд Хьюстон (США). Уровень вовлечённости семьи и ведёт к разным результатам реабилитации.

  • создание среды для развития слуха, а не тренировки.

Слуховая тренировка происходит на занятии, а слуховое обучение проводится ежедневно, ежеминутно. Для этого можно использовать ежедневные дела (одевание, приём пищи, прогулки, игры, бытовые ситуации). Например, во время прогулки может подняться ветер или прозвучат отдалённые раскаты грома - воспитатель обязательно должен обратить на это внимание детей. Можно задержаться под навесом, на крыльце, чтобы послушать шум дождя. Дальние прогулки и на природу, и по городу обязательно будут сопровождаться звуками окружающего мира – шелестом листвы, скрипом снега, пением птиц, шумом машины, иными звуками. Восприятие этих неречевых звучаний - обязательный элемент в системе развития слуха слабослышащих детей. На всё это следует обращать внимание и учить детей самостоятельно определять направление источников звука и дифференцировать их. В то время, когда дети переодеваются в спальне, обедают, гуляют, воспитатель должен говорить. Обращая внимание на реакцию ребят. В такие моменты к кому-то можно приблизиться, а с кем-то следует говорить, не поворачиваясь лицом в его сторону.

Также при подготовке уроков, воспитатель может использовать методы и приёмы, рекомендуемые для фронтальных занятий по РСВ.

  • организация общения (детей друг с другом, педагога с ребёнком)

Для успешной реабилитации очень важно общение (не инструкции, а простое человеческое общение), то есть нужно поддерживать диалог. Это очень важно, потому что у детей с нарушенным слухом плохо развиты коммуникативные навыки. А коммуникативные навыки просто необходимы детям для дальнейшего обучения и работы.

Вторую половину дня дети проводят в интернате. В такой ситуации можно удовлетвориться правильно организованным домашним общением, спокойно поговорить с ребёнком (проанализировать прожитый день, обсудить возникшие проблемы, оценить действия ребёнка, дать совет, разъяснить, рассказать о своём дне).

  • овладение языком через слушание.

Для развития речевого слуха необходимо обязательное использование словосочетаний, предложений, текстов. При работе с речевым материалом - использовать

наращивание, частичное или неполное проговаривание фразы, шёпот.

Необходимо использовать не только самостоятельное чтение ребёнка, но и чтение ему (педагогом или родителями). Почему? Потому что ребёнок не только следит за текстом, видя слова, но и слышит их. А это очень важно!

После прогулки и подготовки уроков у детей остаётся время, когда они смотрят телевизор, видеозаписи. Главное - после этого задать детям вопросы, попросить повторить то или иное выражение.

  • отслеживание результатов обучения.

Ожидая верной реакции ребёнка при общении с ним на слух, не следует демонстрировать своего разочарования его ошибками. Во всём, что касается слуха

ребёнка, взрослые всегда должны проявлять доброжелательность и такт.

Таким образом, речевой слух становится основой для развития речи (навыков слухо-зрительного восприятия речи, формирования словарного запаса, навыков коммуникации, формирования произношения), позволяет создать условия для возможно более раннего включения глухих детей в среду слышащих.



Полный текст материала Доклад "Развитие речевого слуха во внеурочное время" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Овсянникова Елена Александровна  Публикатор
19.11.2025 0 41 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.