Статья "Особенности использования видеоматериалов на уроках биологии в школе для слабослышащих детей"
Жукова Валентина Андреевна
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида №10
Учитель биологии
1 квалификационная категория
«Особенности использования видеоматериалов на уроках биологии в школе для слабослышащих детей»
Принцип наглядности - один из принципов дидактики. Указания о необходимости широкого использования наглядного средства обучения в процессе образования и воспитания школьников можно найти в программных документах, учебных пособиях, методических рекомендациях и тематических планированиях по предмету. Учащиеся мыслят конкретно, поэтому зрительные образы хорошо запоминаются и надолго сохраняются в памяти.
Л.С.Выготский говорил, что для ребенка мыслить - значит разбираться в своих представлениях. В связи с этим важное значение приобретает качество представлений. Если они отличаются неточностью, фрагментарностью, неполнотой, то не могут служить основой для развития мышления, воображения, речи. Поэтому так важно сформировать точные образы-представления.
Наглядные средства могут не только создавать у учащихся образные представления, но и формировать понятия отвлеченных связей и зависимостей. Возникающие в мышлении учащихся представления, отражают основные, существенные, ключевые стороны предметов, явлений и процессов. Именно через лаконичные наглядные средства формируют умения наблюдать, описывать, анализировать и дифференцировать. Это позволяет эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью обучающихся и способствует формированию полноценных образов изучаемых понятий.
Основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор, особенно это очевидно для учащихся с нарушениями слуха. Поэтому при обучении таких школьников существенно возрастает роль наглядных средств обучения. Наглядные средства должны в первую очередь не иллюстрировать учебный материал, а точно раскрывать его содержание. Важно, чтобы наглядные пособия для таких учащихся, не только отображали явления или предметы одного и того же класса, но и четко выделяли их основные существенные стороны и признаки, на которых сурдопедагог и должен концентрировать внимание в процессе работы.
Теорию наглядности в обучении разрабатывали многие педагоги и методисты-предметники: Я.А. Коменский, Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Р.Г. Ламберг, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Д.Б. Эльконин, М.А. Данилов, И.Т. Огородников, А.А. Шаповалов, А.Н. Крутский и другие. Однако в сурдопедагогической литературе данной проблеме уделено недостаточно внимания. Данная проблема усугубляется и тем, что в настоящее время в средних классах школ для детей с нарушениями слуха работа ведётся по программам, учебникам массовых школ и методы работы применяются те же, что и в массовой школе. Но школьники с нарушениями слуха имеют ряд психофизических особенностей (в силу своего дефекта), поэтому справедливо заметить, что и методы и средства работы должны иметь свои особенности.
Трудность демонстраций главным образом заключается в том, что при демонстрации того или иного пособия внимание учащихся всё время раздваивается: с одной стороны, учащимся надо увидеть то, что показывает учитель, с другой стороны, необходимо внимательно всматриваться в губы учителя, чтобы знать, о чём идёт речь. Учитывая эту огромную трудность, учителю следует чередовать показ с объяснениями и последние с показом (показать, объяснить, снова показать) и самым тщательным образом проверять, поняли ли дети его объяснение.
Преимуществ экранных пособий, особенно фильмов, невозможно не заметить. В преподавании биологии в школе для детей с нарушенным слухом видеофильм также имеет огромное значение.
К демонстрации фильма учитель обязан подготовиться сам и очень тщательно подготовить учащихся. Так, учителю следует предварительно самому хорошо изучить содержание фильма, самому его просмотреть, чтобы учесть, как надо подготовить учащихся с нарушенным слухом для восприятия фильма. Успех демонстрации фильма в школе для детей с нарушениями слуха всецело зависит от степени подготовки учащихся к пониманию содержания картины. Поэтому учителю необходимо заранее проверить состояние знаний школьников по данному вопросу.
Учащиеся привыкли относиться к кино как к приятному развлечению; необходимо воспитать у школьников иное отношение. Необходимо разъяснить школьникам, что демонстрация учебного фильма — это тот же урок, поэтому следует не просто рассматривать отдельные кадры, а искать в картине ответы на поставленные перед ними вопросы. На картине учащиеся будут наблюдать множество предметов — они должны знать, что искать. Поэтому перед демонстрацией фильма необходимо кратко познакомить школьников с содержанием фильма, с тем, на что надо обратить особое внимание. Пояснения к содержанию фильма следует вести так, чтобы в уме школьников как бы составлялась та самая картина, которую им предстоит просмотреть.
Фильм может быть показан учащимся целиком и по частям с целью детального их рассмотрения. Показ учебного фильма следует прерывать для обсуждения просмотренного. Если выяснится, что учащиеся не подметили того, что надо было подметить, просмотренную часть следует показать детям вторично, иначе они могут не понять дальнейших кадров. Когда следует лучше показывать фильм — в начале изучения темы или в конце? Всё зависит от содержания фильма и от цели его демонстрации. Если фильм не может быть понят учащимися без предварительного изучения данного вопроса, конечно, его надо показывать в конце изучения темы для закрепления знаний, для резюмирования изученного. Если фильм не сложен по содержанию, его можно продемонстрировать и в начале изучения темы для возбуждения интереса. После просмотра фильма учитель должен проверить, что вынесли учащиеся от просмотра фильма. Как правило, в школе для детей с нарушениями слуха видеофильм следует демонстрировать два раза, так как однократная демонстрация оставляет в сознании школьников с патологией слуха ещё довольно много неясного. При вторичном показе фильма в особо трудных местах следует остановить демонстрацию фильма и дать школьникам необходимые пояснения.
Наличие индивидуальных особенностей речи и мышления слабослышащих учащихся заставляет определить критерии, по которым проводится отбор экранно-звуковых наглядных средств обучения.
При обучении школьников с нарушениями слуха целесообразнее использовать фрагментарные видеоматериалы. Показ целостного учебного фильма следует прерывать для обсуждения просмотренного. Если выяснится, что учащиеся не подметили того, что надо было подметить, просмотренную часть следует показать детям вторично, иначе они могут не понять дальнейших кадров.
Видеоматериал должен быть не перегружен внепрограммной информацией, должен быть в темпе, не превышающем возможности усвоения материала детьми, по возможности, должен содержать субтитры, речевой материал которых доступен для восприятия детьми (не перегружен терминологией). Видеоматериал не должен содержать лишний слуховой материал (например, фоновую музыку), должен напрямую иллюстрировать рассказ учителя, точно раскрывать его содержание («вижу то, о чём говорят»).
Большое значение имеет умение педагога распознать недостатки, ошибки, допущенные при производстве фильма, и специальной подготовкой предупредить неправильное восприятие материала учащихся.
Определение места наглядных средств обучения в учебном процессе, отбор в соответствии с целями урока и психофизическими особенностями школьников с нарушениями слуха удовлетворяющих экранно-звуковых средств наглядности и наличие личностно значимых для учащегося целей и задач позволят повысить уровень биологической подготовки учащихся с нарушениями слуха и их интерес к изучению биологии.
Источники информации:
Боскис P.M. Исследование проблемы обучения слабослышащих детей. - В сб.: Вопросы специального обучения слабослышащих детей /Под ред. P.M. Боскис //Известия АПН РСФСР. 1965. №139.
Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1988. – с.37
Власова Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. М„ 1954.
Л.А. Исаенко. Методика преподавания естествознания в школе глухонемых: пособие для учителей школ глухонемых – М.: УЧПЕДГИЗ, 1950
Использование средств обучения на уроках биологии/ А.М. Розенштейн, Н.А. Пугал, И.Н. Ковалёва, В.Г. Лепина. – М.: Просвещение, 1989. – 191 с.: ил.- (Б-ка учителя биологии).
Методика использования научных видеофильмов на уроках биологии / О.В. Панарина – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Биология». Вып.22).
Соловьёва Е.Е. Экранные пособия на уроках биологии. – М.: Просвещение, 1971. – 135 с.
Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования. – М.: Мнемозина, 2002. – 304 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Жукова Валентина Андреевна
→ valens83 19.10.2012 0 4982 559 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.