Рабочая программа по биологии; 6-9 класс СКОУ 8 вида


БИОЛОГИЯ (ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Биология (естествознание) как учебный предмет в коррекционной школе 8 вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс), «Человек» (9 класс).
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, од организме человека и охране его здоровья.
Основными задачами преподавания биологии являются:
1. Сообщение учащимся знанийоб основных элементах неживой природы (воздухе, воде, полезных ископаемых, почве) и живой природы (строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
2. Формирование правильного понимания таких природных явлений как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
3. Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
4. Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома;
5. Привитие навыков способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков учственного и физического развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно –следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неё.
При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Учащимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации, учебные документальные и художественные фильмы.
Кроме этого при проведении уроков используется дидактический материал:
• таблицы и плакаты, карточки, иллюстрации по темам программы,
• объемные плакаты
• муляжи овощей, фруктов, грибов,
• модели строения растений, природных объектов,
• гербарии;
• коллекции насекомых, полезных ископаемых;
• скелеты животных.

На уроках осуществляется мониторинг сформированности знаний, умений, навыков обучающихся с использованием информационно-коммуникативных технологий (составлены интерактивные тесты, проверочные и контрольные работы).

Нормативным основанием для составления учебной программы являются следующие документы:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
2. Закон «Об образовании в Свердловской области;
3. Закон Свердловской области «О защите прав ребенка»;
4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
5. Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят государственной думой 18 июля 1996 г.;
6. Ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребенка:
a. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г.;
b. Декларация о правах инвалидов от 9 ноября 1971г.;
c. Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 2971г.;
d. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г.;
e. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990г.;
7. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено постановлением правительства Российской Федерации от 12.03. 1997г. №288);
8. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов». Письмо Минобразования России от 4 сентября 1997 года № 48 (с изменениями от 26.12.2000г.);
9. Устав Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат», 2011 г;
10. Образовательная программа ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат» на 2008-2012 г.г.;
11. Учебный план ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат» на 2012 – 2013 учебный год;
12. Учебный годовой календарный план – график ГКОУ СО «Буткинская СКОШИ» на 2012 – 2013 учебный год;
13. Расписание уроков на 2012 – 2013 учебный год.

6 класс
Естествознание как учебный предмет коррекционной школы 8 вида включает разделы: «Неживая природа», «Растения, грибы, бактерии», «Животные», «Человек».
В 6 классе изучается раздел «Неживая природа». По этому разделу предусматривается изучение элементарных сведений о неживой природе.
Цель обучения: Формирование представлений учащихся о предметах и явлениях неживой природы.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- формирование представлений учащихся об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);
– развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета «Естествознание»; - нравственно - экологическое воспитание учащихся при изучении предмета.
Национально-региональный компонент базисного учебного плана реализуется на уроках естествознания при ознакомлении учащихся с природными условиями своей местности. В соответствии с учебным планом ГКОУ СО «Буткинская СКОШИ» на 2012 - 2013 учебный год в содержание уроков биологии и естествознания включен учебный материал по предмету «Культура безопасности жизнедеятельности».
По решению педагогического совета в сентябре и в мае вводится социально – адаптированный курс в виде экскурсий, практикумов и т. д.
Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю в специально оборудованном кабинете естествознания, практические работы - на учебно-опытном участке, экскурсии проводятся в природных местах.
В 6 классе обучается 12 учащихся. Учащиеся разделены на группы по уровню обучаемости и обученности
1 группа:
2 группа:
3 группа:
Дети второй и третьей групп испытывают затруднения при ответах на вопросы. Ответы неполные, поэтому необходима индивидуальная помощь и работа над развитием речи. Детям этих групп на разных этапах урока предлагается дифференцированные задания, различные по уровню сложности. Учащимся 3 группы при работе с учебником оказывается индивидуальная помощь. При выполнении практических и самостоятельных работ для детей 3 группы сокращается количество и объём заданий и упражнений.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- отличительные признаки твёрдых тел, жидкостей и газов;
- характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
- некоторые свойства твёрдых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.
Учащиеся должны уметь:
- обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
- проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

7 класс
В 7 классе в коррекционной школы 8 вида изучается раздел «Растения, грибы, бактерии». При изучении этого раздела учащиеся получают элементарные сведения о растительном мире. Учащимся с ограниченными возможностями здоровья сложно усвоить все группы растений и те признаками, по которым они объединятся в таксономические группы. Поэтому в программе предлагается изучение наиболее распространенных, известных учащимся однодольных и двудольных растений, их признаков, сходств и различий, которые можно наглядно пронаблюдать в природе, в быту, в повседневной жизни, показать по цветным таблицам.
Цель обучения предмету: Формирование представлений обучающихся о растительном мире, о взаимосвязях в нем существующих, о правилах поведения в природе.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- Сообщение учащимся знаний об элементах живой природы (о строении и жизни растений);
– Формирование правильного понимания роли природных явлений, таких как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений;
- Развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета «Биология»;
- Нравственно - экологическое воспитание при изучении биологии;
- Первоначальное ознакомление с приёмами выращивания некоторых растений (комнатных, на пришкольном участке) и ухода за ними;
- Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Национально-региональный компонент базисного учебного плана реализуется при ознакомлении учащихся с растительным миром родного края на экскурсиях. В соответствии с учебным планом ГКОУ СО «Буткинская СКОШИ» на 2012 - 2013 учебный год в содержание уроков биологии и естествознания включен учебный материал по предмету «Культура безопасности жизнедеятельности».
По решению педагогического совета в сентябре и в мае вводится социально – адаптированный курс в виде экскурсий, практикумов и т. д.
Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю в специально оборудованном кабинете естествознания, практические работы на учебно-опытном участке, экскурсии в местах природных местах.
В 7 классе обучается 12 учащихся. Учащиеся разделены на группы по уровню обучаемости и обученности.
1 группа:
2 группа: .
3 группа: .
Дети второй и третьей групп испытывают затруднения при ответах на вопросы. Ответы неполные, поэтому необходима индивидуальная помощь и работа над развитием речи. Детям этих групп на разных этапах урока предлагается дифференцированные задания, различные по уровню сложности. Учащимся 3 группы при работе с учебником оказывается индивидуальная помощь. При выполнении практических и самостоятельных работ для детей 3 группы сокращается количество и объём заданий и упражнений.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- Название некоторых бактерий, грибов, а также растений их основных групп: мхов, папоротников, голосемянных и цветковых; строение и общие биологические особенности цветковых растений; Разницу цветков и соцветий;
- Некоторые биологические особенности, а также приёмы возделывания наиболее распространённых сельскохозяйственных культур, особенно произрастающих в нашей местности;
- Разницу ядовитых и съедобных грибов;
- Вред бактерий для человека и способы предохранения от заражения ими.
Учащиеся должны уметь:
- Отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
- Приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
- Различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
- Различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
- Выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);
- Различать грибы и растения.

8 класс
В 8 классе коррекционной школы 8 вида изучается раздел «Животные». При изучении этого раздела обучающиеся получают элементарные сведения о животном мире, знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных, получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
Цель обучения предмету: Формирование представлений учащихся о животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- Сообщение учащимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни животных);
- Формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни животных;
- Развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета «Биология»;
- Нравственно - экологическое воспитание обучающихся;
- Первоначальное ознакомление с некоторыми животными;
- Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Национально-региональный компонент базисного учебного плана реализуется при ознакомлении учащихся с животным миром родного края. В соответствии с учебным планом ГКОУ СО «Буткинская СКОШИ» на 2012 - 2013 учебный год в содержание уроков биологии и естествознания включен учебный материал по предмету «Культура безопасности жизнедеятельности».
По решению педагогического совета в сентябре и в мае вводится социально – адаптированный курс в виде экскурсий, практикумов и т. д.
Учебные занятия проводятся по расписанию 2 раза в неделю в специально оборудованном кабинете естествознания, практические работы проводятся на пришкольном учебно-опытном участке, экскурсии в природных местах.
В 8 классе обучается 12 учащихся. Учащиеся разделены на группы по уровню обучаемости и обученности.
1 группа .
2 группа:
3 группа:
Дети второй и третьей групп испытывают затруднения при ответах на вопросы. Ответы неполные, поэтому необходима индивидуальная помощь и работа над развитием речи. Алёша Глебов не активен, медлителен, поэтому необходимо работать над активизацией и осуществлять постоянный контроль. Детям этих групп на разных этапах урока предлагается дифференцированные задания, различные по уровню сложности. Учащимся 3 группы при работе с учебником оказывается индивидуальная помощь. При выполнении практических и самостоятельных работ для детей 3 группы сокращается количество и объём заданий и упражнений.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- Основные отличия животных от растений;
- Признаки сходства и различия между изученными группами животных;
- Общие признаки, характерные для каждой из групп животных;
- Места обитания, образ жизни и поведение животных;
- Название некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях;
- Значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
- Основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными.
Учащиеся должны уметь:
- Узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
- Кратко рассказывать об основных чертах строения и образе жизни изученных животных;
- Устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
- Проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными;
- Рассказать о своих питомцах (их породах, поведении, повадках).

9 класс
В 9 классе коррекционной школы 8 вида обучающиеся получают элементарные сведения об анатомии, физиологии и гигиене человека. Учащиеся знакомятся с человеческим организмом и условиями, которые благоприятствуют, либо вредят нормальной его жизнедеятельности. Учащимся сообщаются сведения о необходимости правильного питания, соблюдения гигиенических требований, профилактики заболеваний. Они получают представления о вреде курения, употребления спиртных напитков и наркотических веществ. При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья, закаливания организма и нормальной его жизнедеятельности.
Цель обучения предмету: Формирование представлений об анатомии, физиологии и гигиене организма человека.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- Сообщение учащимся знаний о строении и жизнедеятельности организма человека;
- Развитие памяти, внимания, мышления, зрительного восприятия, устной речи средствами предмета «Биология»;
- Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Национально-региональный компонент базисного учебного плана реализуется при ознакомлении учащихся с животным миром родного края. В соответствии с учебным планом ГКОУ СО «Буткинская СКОШИ» на 2012 - 2013 учебный год в содержание уроков биологии и естествознания включен учебный материал по предмету «Культура безопасности жизнедеятельности». По решению педагогического совета в сентябре и в мае вводится социально – адаптированный курс в виде экскурсий, практикумов и т. д.
Учебные занятия проводятся по расписанию 2 раза в неделю в специально оборудованном кабинете естествознания, практические работы на учебно-опытном участке, экскурсии в природных местах.
В 9 классе обучается 12 учащихся. Учащиеся разделены на группы по уровню обучаемости и обученности.
1 группа –
2 группа –
3 группа –
Детям этих групп на разных этапах урока предлагаются дифференцированные задания, различные по уровню сложности. Дети 2 и 3 групп испытывают затруднения при ответах на вопросы, поэтому им оказывается индивидуальная помощь, проводится работа над развитием речи. Глухов Женя не активен, медлителен, поэтому необходимо работать над активизацией его деятельности и осуществлять постоянный контроль. На каждом уроке при работе с учебником Жене оказывается индивидуальная помощь, даются дополнительные объяснения. С Поповым Колей проводится индивидуальная работа по развитию коммуникативной функции речи.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- Название, строение и расположение основных органов организма человека;
- Элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
- Влияние физических нагрузок на организм;
- Вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
- Основные санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:
- Применять приобретённые знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
- Соблюдать санитарно-гигиенические правила.

Учебно – методический комплекс
При составлении программы, подготовке и проведении уроков опиралась на следующие источники:
1. Королева Н. В., Макаревич Е. В. Естествознание. Неживая природа., 6 класс. - Учебник для учащихся специальных (коррекционных) школ;
2. Королева Н. В., Макаревич Е. В. Биология. Растения, грибы, лишайники., 7 класс. - Учебник для учащихся специальных (коррекционных) школ;
3. Никишов А. И., Теремов А. В. Биология. Животные., 8 класс. - Учебник для учащихся специальных (коррекционных) школ;
4. Романов И. В., Агафонова И. Б. Биология. Человек., 9 класс. - Учебник для учащихся специальных (коррекционных) школ;
5. Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 8 вида, под ред.Воронковой, 2005 г;
6. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 352 с. Агеева И.Д.
7. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 360 с. Миронов А.В.
8. Книга для чтения по зоологии: Для учащихся 6-7 класса. / Сост. С.А. Молис. - М.: Просвещение, 1986. – 224 с.
9. Книга для чтения по ботанике. Пособие для учащихся. Сост. Д.И. Трайтак. – М.: Просвещение, 1987. – 271 с.
10. Чудесница. – Саратов: ИИЦ АО «Заволжье», 1993. – 152 с. Леденцов Н.И.
11. 100 великих загадок природы. – М.: ВЕЧЕ, 2005. – 480 с. Непомнящий Н.Н.
12. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас». 1 класс. – М.: ВАКО, 2003. – 288 с. Фефилова Е.А., Поторочина Е.П.
13. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас». 2 класс. – М.:ВАКО, 2003. – 288 с. Казакова О.В., Сбоева Н.А.
14. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3класс. – М.: ВАКО, 2004. – 320 с. Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В.
15. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 368 с. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А.
16. Поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас». 1 класс. – Волгоград, 2002. – 144 с. Муковникова О.Г.
17. Природа: неживая и живая. 5 класс: поурочное планирование. Сост. Г.В.Чередникова.– Волгоград: Учитель, 2005. – 123 с.
18. Учебно-методическое пособие к урокам природоведения во 2 и 3 классах общеобразовательных школ (Разработки рабочих уроков). – Самарская область: Чапаевск, 1994. – 235 с. Сухарев Ю. Ф.
19. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2005. – 208 с. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е.
20. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003. – 56 с. Иванова Т.С.
21. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 192 с. Буковская Г.В.
22. Природоведение. 5 класс. Поурочные планы по учебнику «Природа. Введение в биологию и экологию» Т. С. Сухаревой. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. – 96 с.Сост. Бочарова С.В.
Полный текст материала Рабочая программа по биологии; 6-9 класс СКОУ 8 вида смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мокринская Марина Михайловна  Учитель7380
16.01.2013 0 30730 3408

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК