Слайд 1
Строение и работа
сердца.
Учитель биологии
Хамидуллина А.Р.
ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья
«Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №1 VIII вида
Хамидуллина Аида Рустэмовна
учитель биологии
ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1 VIII вида.
Урок биологии в 9 классе
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Тема « Строение и работа сердца».
Цель урока: Сформировать у учащихся знания о строении и работе сердца человека.
Задачи урока:
Образовательные: Познакомить с особенностями строения и работы сердца человека. Закреплять знания о составе крови, о строении сердца животных разных классов, об условиях способствующих здоровью сердца.
Коррекционно-развивающие: Развивать память, мыслительные процессы и устойчивое внимание учащихся.
Обогащать словарный запас специальными словами-терминами (четырёхкамерное сердце, желудочки, предсердия, полулунные, створчатые клапаны, фазы).
Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению своего организма.
Оборудование: таблицы, муляж сердца, видео слайды , сигнальные карточки, кроссворд.
Ход урока.
Организационный этап.
Здравствуйте. У нас урок биологии. Все сели правильно. Как у вас настроение? Настроились на работу. Начинаем урок.
Проверка домашнего задания.
Мы продолжаем изучать тему « Кровь. Кровообращение». Сегодня разберём новую тему, но вы её узнаете, разгадав слово на доске. На доске зашифровано слово из 6 букв.(сердце). Я вам буду задавать вопросы. Каждый правильный ответ даёт право открыть любую букву.
1.По реке бежит вода, ярко красная она. Корабли по ней плывут, пищу органам везут. Кислород они подвозят, углекислый газ увозят и умеют воевать от микробов защищать. (кровь).
2.Отгадайте ребус.(лейкоцит).
3.Что это за процесс? ( рисунок иммунитета).
4. Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом .Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатками. Назовите их.(тромбоциты).
5.Эта красная лепёшка переносит кислород, просто к органам доставит, также просто отдаёт.(эритроцит).
6.Раз,два, три, четыре, пять вышел зайчик погулять. Как вы думаете , где окажется кровь, вышедшая из сердца, за то время, пока я читала стихи.(кровь из сердца успевает добежать до макушки и пяток).
Итак, вы угадали тему нашего урока. Сегодня на уроке мы познакомимся со строением сердца и как оно работает. Запишите тему урока в тетрадь.
Актуализация опорных знаний.
Прежде чем перейти к новой теме, сначала вспомним строение сердца животных из курса биологии за 8 класс. У вас на столах схемы развития сердца животных разных классов. Какое строение имеет сердце у разных животных?(рыбы-двухкамерное сердце, земноводные- трёхкамерное сердце , пресмыкающиеся- трёхкамерное с перегородкой в желудочке, птицы, млекопитающие- четырёхкамерное ) – повторение.
Сообщение нового материала.
С какой стороны расположено ваше сердце? Покажите. Действительно, сердце в организме человека сдвинуто несколько влево. Про сердце есть загадка: «Весь век в клетке сидит». Что это за клетка? (грудная клетка). А как вы думаете, почему оно располагается в грудной клетке? Вес сердца 300 грамм, а размер с ваш кулак. Чтобы вам лучше понять тему, посмотрим видео слайды. ( Слайд 1, 2). Сердце образовано особой мышечной тканью, которая способная сокращаться. (Слайд 3). Сердце сплошной перегородкой разделено на правую и левую половины. У нас сердце четырехкамерное, также как у млекопитающих. Состоит из 4 камер (отделов): левое предсердие, левый желудочек, правое предсердие, правый желудочек. Левая и правая половины изолированы. ( Слайд 4,5). Но предсердия и желудочки могут сообщаться через широкие отверстия – клапаны. На границе между ними есть отверстие, которое закрывается и открывается с помощью специальных клапанов: створчатых. Эти клапаны устроены таким образом, что могут пропускать кровь только в сторону желудочков. Поэтому кровь в сердце движется только из предсердий в желудочки. От желудочков отходят крупные сосуды. Между желудочками и артериями полулунные клапаны. Они имеют вид карманов, открытых в сторону сосудов. ( Слайд 6). Клапаны помогают крови правильно двигаться в сердце. Их можно сравнить с регулировщиком на дороге, который управляет движением машин. Итак, клапаны регулируют ток крови в сердце. ( Слайд 7, 8).
Запишем в тетрадь новые слова: Сердце четырёхкамерное: 2желудочка и 2 предсердия. Полулунные и створчатые клапаны регулируют ток крови в сердце.
Повторение строения сердца на муляже. ( Рассказ учителя -сколько камер, какие клапаны, какую роль они выполняют в сердце.).
Мы разобрали строение сердца, а как же оно работает? Про сердце есть загадка: Целый век стучит оно, на весь день заведено. Сердце работает непрерывно и днем и ночью. Оно перекачивает кровь. Сердце – это насос, который качает кровь и каждый стук, это выброс крови в сосуд. Сердце можно сравнить с мотором в машине. Сердце сокращается и нагнетает кровь в сосуды. Это происходит благодаря сердечной мышце, которая покрывает сердце. Один цикл сокращения состоит из 3 фаз: сокращение желудочков, сокращение предсердий и пауза, во время которой желудочки и предсердия отдыхают (термины вывешиваются на доску). Во время паузы сердечная мышца расслаблена. Что было бы, если сердце работало без паузы? – ответы детей.( заболело, износилось). Чтобы вы лучше поняли как работает сердце посмотрим видеоматериал ( показ видеофильма о работе сердца с комментариями учителя). За одну минуту сердце сокращается 60-70 раз. Частота сердечных сокращений зависит от условий, в которых находится человек.
Как вы думаете, если человек спит, быстро или медленно сокращается сердце? А при выполнении физической работы? Когда волнуется? Когда человек спит, сердце работает не в таком напряжённом ритме, оно отдыхает. У вас должен быть полноценный здоровый сон, не менее 8-9 часов в сутки. За это время ваш организм, в том числе и сердце, отдохнёт и восстановит силы.
Физкультминутка (гимнастика бодрости).
Чтобы ещё раз закрепить пройденную тему, прочитаем о работе сердца в учебнике на странице 93( чтение цепочкой по одному).
Закрепление нового материала.
Итак, мы разобрали строение и работу сердца. Проверим, как вы усвоили новую тему. У вас на столах лежат специальные карточки – сигнальные (красного и зеленого цвета).
Упражнение «Верно ли утверждение». Я вам зачитываю утверждение – если вы согласны со мной, поднимаете зеленую карточку, если нет – красную.
У человека сердце состоит из 2 предсердий и 1 желудочка.
Левая и правая части сердца разделены перегородкой.
У человека четырехкамерное сердце.
Различают 2 фазы сердечной деятельности:
- сокращение предсердий;
- сокращение желудков;
5. Работа сердца заключается в перекачивании крови.
6. Сердце работает в трехфазовом ритме.
7. Во время сна сердце сокращается быстрее, а при физической нагрузке медленнее.
8. Полулунные и створчатые клапаны обеспечивают правильный ток крови.
Ребята, я для вас приготовила ещё одно небольшое задание – таблица с буквами, где спрятаны новые слова, с которыми вы познакомились сегодня на уроке. Попробуйте их найти и прочитать.
Новую тему вы усвоили неплохо. Скажите, хорошо быть здоровым? А иметь здоровое сердце? Давайте разберёмся, что поможет быть сердцу здоровым, а что может ему навредить? Какие факторы способствуют здоровья сердцу, а какие наоборот-вредят? Игра «Ромашка».( 2 сердцевины ромашки прикрепляются к доске: на одной нарисовано здоровое сердце, а на другой больное сердце. Лепестки с факторами вредного и здорового влияния на сердце лежат вперемешку на столе учителя. Дети, по-1,прочитав, должны правильно прикрепить лепестки к нужной сердцевине).
Итог урока.
Сегодня, ребята, мы разобрали тему: «Строение и работа сердца». У вас на столах есть сигнальные карточки. Если вам понравился урок, поднимите зелёную карточку, если не понравился – красную. Что больше всего запомнилось? Какие новые слова вы узнали? Я думаю, вы теперь будете хорошо разбираться в своем организме. Меня радует, что биология для вас является интересным предметом, и вы его с удовольствием изучаете. Желаю здоровья вашему сердцу, а оно будет здоровым только в том случае, если вы будете полноценно спать, избавитесь от вредных привычек, поменьше стрессов и неприятностей.
Выставление оценок ( с комментарием учителя)
Домашнее задание. На дом - прочитать параграф, устно ответить на вопросы в конце текста, а также вам раздам кроссворды, которые вы должны будете разгадать, а на следующем уроке мы их проверим.
Литература:
М.И. Залусский. «Занимательная анатомия» ,Росмэн, 1998г.
Джуан Стивен «Странности нашего тела. Занимательная анатомия.»
Н.Ю. Буянова «Я познаю мир. Медицина.» Москва, 2002г.
Автор: Хамидуллина Аида Рустэмовна
→ AidaRustemovna 19.06.2013 0 11892 4127 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.