Конспект урока физики "Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Графическое изображение движения"; 9 класс




Методическая разработка урока



.



Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Графическое изображение движения.


9 класс






Из опыта работы учителя физики

ГСОУ школы VII типа (коррекционной для детей с ограниченными возможностями здоровья) № 480

Кировского района г.Санкт-Петербурга

Баркановой Е. В.









Тема: Перемещение при прямолинейном равномерном движении


Цели: Вспомнить основные понятия, необходимые для понимания вопроса Проверить знание учащимися пройденного материала Рассмотреть материал новой темы


Задачи: 1. (образовательная) Дать представление о перемещение при прямолинейном равномерном движении.

2. (воспитательная) Воспитание чувства уверенности в своих знаниях, самодисциплины.

3. (развивающая) Развитие умения находить необходимую информацию, ориентироваться в учебном материале.

4. (коррекционная) Отработка навыка сосредотачиваться на вопросе, концентрировать внимание.

Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания Учитывая специфику контингента, перед опросом по материалу домашнего задания целесообразно провести беглый обзор ранее пройденного материала коллективно совместно с учителем.

После того, как основные понятия, такие, как «материальная точка», «системы отсчета», «перемещение», «координата», «изменение координаты» оживлены в памяти учащихся, можно приступить к опросу по пройденному материалу.

Опрос проводится в игровой форме, которая обеспечивает наивысший психологический комфорт для учащихся и позволяет наиболее органично перестроиться для восприятия новой информации. Кроме того, такая форма опроса позволяет вести дифференцированный разноуровневый контроль знаний учащихся, что так же обусловлено спецификой школы.

В качестве основы берется известная игра «Морской бой». На магнитной доске расчерчивается поле, на котором размещаются кораблики трех видов.

Подводная лодка подразумевает вопрос, правильный ответ на который оценивается не более, чем в три балла; катер – в четыре балла; крейсер позволяет ответить на наиболее сложный вопрос, верный на который оценивается в пять баллов.

Учащиеся, не выходя к доске, называют координаты выбранного кораблика и получают соответствующую карточку с вопросом.

Ответы на вопросы могут быть как письменными, так и устными.

В случае неверного ответа, ученику не снижается максимально возможная оценка, а не ставится вообще. Такой подход позволяет ребятам, с одной стороны, не бояться неудачи, а с другой стороны не бояться переоценить

свои силы. Таким образом, дается ощутимый посыл к интеллектуальному росту ребенка.



Примерное содержание карточек:

1 уровень.

1) Как можно задать положение точки в пространстве?

2) На предложенном графике определить координаты точек:

а. начальные

б. при заданном изменении положения в пространстве

3) Построить проекции предложенных точек на оси координат


2 уровень

1) Какие типы систем отсчета известны?

2) На предложенном графике определить координаты точек

3) Дать определение понятиям:

а. система координат

б. тело отсчета


3 уровень

1) Дать определение понятиям:

а. координата

б. проекция координаты на ось

в. изменение координаты

2) Привести примеры движения тела в одно-, двух-, трехмерной системе координат







  1. Новая тема


Как известно, движение точки называется равномерным, если она за любые равные промежутки времени одинаково меняет свое положение в пространстве.

В качестве иллюстрации данного утверждения демонстрируется фрагмент мультимедиадиска (Физика 7-9 классы-М. Просвещение- Медиа 2005; 16 урок диска, продолжительностью 01:51 «Равномерное прямолинейное движение»,файл GPH 1С05 001 и «Пример равномерного движения» файлы GPH 1С02 001, GPH 1С02 002 продолжительностью 00:53)



При описании движения вводится понятие” перемещения материальной точки”.

Определение (записывается в тетрадь):

Направленный отрезок, проведенный из начального положения


точки в ее конечное положение, называется вектором перемещения или просто перемещением материальной точки.

Численно проекция перемещения точки на ось равна изменению ее координаты.

Sx(t) = X(t) – Xo

(1) Sy(t) = Y(t) – Yo

Основной характеристикой движения является его скорость. Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать определение скорости, опираясь на полученные знания о перемещении. В результате обсуждения предложенных вариантов получаем следующую формулировку.

Определение (записывается в тетрадь):


Скорость равномерного прямолинейного движения – величина, равная отношению перемещения точки к промежутку времени, за которое, это перемещение произошло.



Для проекций скорости на оси координат:

Vx = Sx(t) / t

(2) Vy = Sy(t) / t


В качестве иллюстрации данного утверждения, демонстрируется фрагмент мультимедиадиска (Физика 7-9 классы-М. Просвещение- Медиа 2005; 16 урок диска, продолжительностью 00:29 «Зависимость пройденного пути от времени», файл GPH 1С03 001).

Выберем оси координат так, чтобы точка двигалась по какой-нибудь оси, например по оси Ох.

Тогда, анализируя выражения (1) и (2) получим выражение, называемое «уравнение движения», которое является решением основной задачи механики для случая равномерного прямолинейного движения тела.

(записывается в тетрадь): X(t) = Xo + Vx * t

Полученные результаты можно изобразить наглядно с помощью графиков.

  1. Закрепление материала


В порядке закрепления пройденного материала, учащимся предлагается самостоятельно построить график движения для определенного случая.

Задаются уравнения движения, вызываются 2 -3 группы добровольцев (желательно, не из числа тех, кто уже отвечал при проверке домашнего задания). Каждой команде предлагается оценить предложенное им уравнение и высказать предположение о том, как будет выглядеть график. Затем каждому участнику группы присваивается порядковый номер, предположительно, от «0» до «4» и предлагается, рассчитав «свою» точку, поставить ее (в виде цветного магнита) на график в расчерченных на магнитной доске осях Ох и Оt.



Таким образом выстраиваются графики, анализируя которые учащиеся убеждаются в верности своих предположений.

5. Домашнее задание: Работа с учебником: параграф № 4 , упр. 4


Полный текст материала Конспект урока физики "Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Графическое изображение движения"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Барканова Е.В.  Публикатор
21.01.2017 0 10052 576

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК