Методические рекомендации по дисциплине ОДБ.01 Русский язык
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Оренбургский государственный колледж»
Пешкина А.В.
Методические рекомендации по организации
практических занятий
Дисциплина: ОДБ.01 Русский язык
Профессия: 15.01.31 «Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики»
Оренбург 2021 г.
Рассмотрено и одобрено на заседании МЦК преподавателей общеобразовательных гуманитарных дисциплин
Председатель МЦК_________________/Илларионова Л.А./
Составитель: Пешкина Анастасия Владимировна
Методические рекомендации по организации практических работ по дисциплине ОДБ.01 Русский язык являются частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 15.01.31 «Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики»
Содержание
№ |
Темы практических занятий |
страницы |
1 |
Уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. |
|
2 |
Формы существования русского национального языка. |
|
3 |
Формы градации русского национального языка(народные говоры, жаргон…) |
|
4 |
Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты. |
|
5 |
Жанры научного стиля: написание доклада, аннотации, статьи. |
|
6 |
Официально-деловой стиль. Составление деловой документации. |
|
7 |
Публицистический стиль. Жанры публицистического стиля речи(выступление, интервью, очерк). |
|
8 |
Разговорный стиль. Основные жанры разговорной речи(рассказ, беседа, спор). |
|
9 |
Язык художественной литературы как разновидность современного русского языка. |
|
10 |
Функции культуры речи: коммуникативность, целесообразность… |
|
11 |
Основные виды речевых ошибок. |
|
12 |
Культура публичной речи. |
|
13 |
Композиция публичного выступления. |
|
14 |
Особенности речевого этикета в научной сфере обучения. |
|
15 |
Комплексный анализ текста по ранее изученным темам. |
|
Введение
УВАЖАЕМЫЙ УЧАЩИЙСЯ!
Методические рекомендации по дисциплине ОДБ.01 Русский язык – для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к ним, правильного составления проектов документов.
Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.
Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений.
Желаем Вам успехов!!!
Практическая работа №1
Уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Цель: закрепить знания о языке как системе, об уровнях языка.
Задание: Прочитайте тексты и укажите, в каких речевых ситуациях могут быть использованы эти высказывания. Затем сравните содержание высказываний. В каком из них мы находим точные сведения о Тимуре? Каковы задачи речи в том и другом случае? (Вспомните, Жене действительно нужны сведения об исторической личности или ей не терпится поделиться впечатлениями о встрече с незнакомым мальчиком?) Сравните высказывания по языку: найдите в одном из них непринужденные (разговорные) слова и обороты, а в другом - официальные (книжные). Выполните морфологический разбор слова завоеватель.
а) Женя помолчала и опять спросила:
- Оля, а кто такой Тимур?
- Это один царь такой, - намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга, - злой, хромой, из средней истории. (А. Гайдар.)
б) Тимур (Тамерлан), годы жизни 1336-1405, среднеазиатский полководец и завоеватель. Предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний Восток, в Индию. Завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением покоренного населения и беспощадным разорением целых стран. (Энциклопедический словарь.)
Практическая работа №2
Формы существования русского национального языка.
Цель: закрепить умение отличать слова старославянского происхождения от слов иноязычного происхождения.
Задание: Определите, в каком функциональном стиле могут быть использованы приведенные ниже слова и словосочетания. Найдите слова и словосочетания, которые в равной степени могут быть употреблены во всех стилях. Выпишите их по группам (научные, официально-деловые, разговорные). Составьте небольшой текст с использованием слов и сочетаний одной стилистической группы.
Уведомление, дубликат, город, рефлекс, симпозиум, ингредиент, иммунитет, экологический, бестия, книжка, пятый, ворчун, дрыхнуть, явление, нижеподписавшийся, синий, сорвиголова, строить, конституция, уполномочен сообщить, обоснованный вывод, вкалывать без обеда, обобщить сказанное, обвинительная речь, замотанный вконец, в соответствии с вышеизложенным, развалился на стуле, привести в соответствие, настоящий закон, коммуникативная компетенция, культура речи, без царя в голове.
Практическая работа №3
Формы градации русского национального языка(народные говоры, жаргон…)
Цель: закрепить умение анализировать тексты с использованием разных языковых единиц.
Задание: Проанализируйте тексты рецензий, выявите особенности содержания и формы жанра. Определите, какие стандартные конструкции использованы авторами. Охарактеризуйте достоинства и недостатки данных текстов.
Материал для справок:
Стандартные выражения, используемые при написании рецензии:
1. Для передачи содержательной стороны работы: работа посвящена..., выдвигается гипотеза..., в статье затронута проблема..., дана рецензия..., излагается теория..., статья (монография, книга) состоит из разделов, автор дает определение (характеристику)...
2. Для характеристики положительных сторон работы: следует отметить положительные моменты..., положительным в работе является..., к достоинствам работы следует отнести..., существенным и весьма интересным (важным, значительным) в работе является...
3. Для характеристики недостатков работы: к недостаткам работы относятся..., к недостаткам работы следует отнести..., недостатком работы является...
4. Конструкции, содержащие вывод: в целом работа заслуживает..., работа выполнена на ... уровне, работа может быть оценена...
I вариант.
Рецензия на книгу А. Казакова, А. Якушева «Логика - 1. Парадоксология». (Аспект-пресс, 1994.)
Книга А. Казакова, А. Якушева - учебное пособие для учащихся старших классов лицеев, колледжей и гимназий. Создание такого учебного пособия достаточно актуально, так как жизнь требует, чтобы в школу вернулись те науки, которые были забыты школой. Авторы в увлекательной форме знакомят старшеклассников с основами логики. Аспект рассмотрения логики - роль и значимость парадоксов в мышлении.
Книга состоит из одиннадцати глав, в которых последовательно раскрываются следующие темы: логика как наука, система доказательств, проблемы понимания и логика, связь логики и семиотики, проблемы истинности и ложности, история логики как науки, дедукция и индукция, связь логики и жизни, логика и психика людей.
Особый интерес представляет глава «Логика вокруг нас». В этой главе авторы убедительно рассказывают, какова природа логических ошибок, как связана логика и риторика (особо останавливаются на теории споров) и др. Рассмотрение логики мифа и сказки приводит авторов к проблеме логики в искусстве. Авторы приходят к выводу о том, что в искусстве может существовать несколько различных логик, с одной стороны, с другой стороны, познание средствами искусства отличается от научного познания, так как не требует проверки и подкрепления практикой. В параграфе, посвященном логике в науке, авторам удалось показать возможность существования взаимоисключающих теорий как основы прогресса в научном мышлении и знании.
В книге очень много интересных примеров как из истории античности, так и из современной жизни. В конце каждой главы авторы приводят тот или иной парадокс, связанный с темой главы. Так, например, глава, посвященная логике как науке, заканчивается известными парадоксами о повешенном, о троянской мухе и парадоксом Остина.
Книга содержит увлекательные, достаточно сложные логические задания и задачи, которые помогут учащимся развить логику мышления, усвоить многие положения и правила логики.
II вариант.
Рецензия на реферат «Католический универсализм» ученицы ... *** класса
Реферат ... посвящен теме, связанной с проблемами одного из направлений христианства — католичества. Выбор темы характеризует автора как человека, желающего разобраться в проблемах, связанных с изучением католицизма как культурологического явления.
Структура работы соответствует требованиям к реферату как научно-учебной работе. Реферат состоит из введения, двух частей и заключения. Во введении НН раскрывает основные понятия, которые будут использованы в работе, говорит о целях, задачах реферата, пытается дать характеристику изученных источников.
Первая часть работы посвящена характеристике католицизма. Автор рассматривает основные положения и догматы католицизма, отношение к Священному Писанию, отмечает особый культ Богоматери и т .д.
Вторая часть посвящена непосредственно католическому универсализму. Эта часть написана значительно слабее. При чтении возникает странное ощущение, что попал в далекое советское прошлое — как будто не было никаких перемен ни в общественном сознании, ни в идеологии. Текст пестрит до боли знакомыми словами: капитализм, религиозная пропаганда, реакционная социальная деятельность, тяжелая феодальная и. капиталистическая эксплуатация народных масс, безудержное паразитирование на самых отсталых предрассудках и т. д. Слова Бог, Св. Троица пишутся со строчной буквы, святые и мученики поминаются исключительно в кавычках.
И дело не в воинствующем атеизме автора работы, а в нежелании хотя бы немного напрячься и написать самостоятельную работу, а не сканировать устаревшую брошюрку.
В списке литературы упоминается В. Поснов. Автору данного реферата предлагается воспользоваться только этой книгой и написать самостоятельную работу на ту же тему — без механического копирования чужого текста.
Практическая работа №4.
Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Цель: закрепить знания о ученых-языковедах, об историческом развитии русского языка, о вкладе ученых в развитие языкознания как науке о языке.
Задание: 1. Подготовить сообщения о деятельности ученых-языковедов;
2. Составить «Древо жизни русского языка».
3. В тексте найти изобразительно-выразительные средства и доказать, что русский язык- богатейший язык в мире.
Символ моей родины.
Я хочу описать чудесный цветок – ромашку. Говорят, эти цветы похожи на солнце. Ее белоснежные лепестки точно солнечные лучики, собранные вокруг желтой середины, похожей на бархат. Нельзя пройти мимо этих цветов, они словно выглядывают из травы, как любопытные мышата из норки.
Хороша ромашка ранним утром, когда роса, как россыпь бриллиантов, переливается от первых солнечных лучей. А завороженные насекомые кружат вокруг цветка, будто танцуют. Эти цветы стройные, высокие, нарядные, скромные, как девочки-первоклассницы.
Ромашки словно смотрят в небо, шевеля от ветра белыми густыми ресничками. Пахнут они летом, утром, хорошим настроением. Хочется собрать целую охапку цветов, они как будто тянутся к тебе. Но нельзя, такую красоту должны видеть все.
Ромашка – символ чистой России, а значит символ моей родины, любимой и неповторимой.
Задание 2: спишите текст из рассказа К. Г. Паустовского «Заметки на папиросной коробке», употребляя подходящие по смыслу синонимы. Проверьте, соответствует ли ваш выбор авторскому варианту.
У многих из нас есть (1) (дурная, скверная, плохая, негодная, порочная) привычка (2) (фиксировать, отмечать, записывать) свои мысли, впечатления и номера телефонов на папиросных коробках. Потом, (3) (как водится, как всегда, как правило, как обычно, по обыкновению), коробки эти (4) (исчезают, пропадают, теряются), а с ними (5) (пропадают, теряются, исчезают) из памяти целые дни нашей жизни.
День жизни — это совсем не так мало, как может (6) (представиться, показаться). Попробуйте вспомнить (7) (каждый, любой, всякий) (8) (ваш, свой) день минута за минутой: все (9) (свидания, встречи), мысли, поступки, все (10) (события, происшествия, случаи) и душевные состояния, свои и чужие, — и вы (11) (убедитесь, уверитесь, удостоверитесь), что (12) (восстановить, воспроизвести) весь этот поток времени можно, только написав новую книгу.
4. Сделать аналитический вывод по теме.
Практическая работа№5.
Жанры научного стиля: написание доклада, аннотации, статьи.
Цель: закрепить умение анализировать тексты научного стиля речи.
Задание: проанализируйте тексты рецензий;
- выявите особенности содержания и формы жанра;
- определите, какие стандартные конструкции использованы авторами. Охарактеризуйте достоинства и недостатки данных текстов.
Материал для справок:
Стандартные выражения, используемые при написании рецензии:
1. Для передачи содержательной стороны работы: работа посвящена..., выдвигается гипотеза..., в статье затронута проблема..., дана рецензия..., излагается теория..., статья (монография, книга) состоит из разделов, автор дает определение (характеристику)...
2. Для характеристики положительных сторон работы: следует отметить положительные моменты..., положительным в работе является..., к достоинствам работы следует отнести..., существенным и весьма интересным (важным, значительным) в работе является...
3. Для характеристики недостатков работы: к недостаткам работы относятся..., к недостаткам работы следует отнести..., недостатком работы является...
4. Конструкции, содержащие вывод: в целом работа заслуживает..., работа выполнена на ... уровне, работа может быть оценена...
I вариант.
Рецензия на книгу А. Казакова, А. Якушева «Логика - 1. Парадоксология». (Аспект-пресс, 1994.)
Книга А. Казакова, А. Якушева - учебное пособие для учащихся старших классов лицеев, колледжей и гимназий. Создание такого учебного пособия достаточно актуально, так как жизнь требует, чтобы в школу вернулись те науки, которые были забыты школой. Авторы в увлекательной форме знакомят старшеклассников с основами логики. Аспект рассмотрения логики - роль и значимость парадоксов в мышлении.
Книга состоит из одиннадцати глав, в которых последовательно раскрываются следующие темы: логика как наука, система доказательств, проблемы понимания и логика, связь логики и семиотики, проблемы истинности и ложности, история логики как науки, дедукция и индукция, связь логики и жизни, логика и психика людей.
Особый интерес представляет глава «Логика вокруг нас». В этой главе авторы убедительно рассказывают, какова природа логических ошибок, как связана логика и риторика (особо останавливаются на теории споров) и др. Рассмотрение логики мифа и сказки приводит авторов к проблеме логики в искусстве. Авторы приходят к выводу о том, что в искусстве может существовать несколько различных логик, с одной стороны, с другой стороны, познание средствами искусства отличается от научного познания, так как не требует проверки и подкрепления практикой. В параграфе, посвященном логике в науке, авторам удалось показать возможность существования взаимоисключающих теорий как основы прогресса в научном мышлении и знании.
В книге очень много интересных примеров как из истории античности, так и из современной жизни. В конце каждой главы авторы приводят тот или иной парадокс, связанный с темой главы. Так, например, глава, посвященная логике как науке, заканчивается известными парадоксами о повешенном, о троянской мухе и парадоксом Остина.
Книга содержит увлекательные, достаточно сложные логические задания и задачи, которые помогут учащимся развить логику мышления, усвоить многие положения и правила логики.
II вариант.
Рецензия на реферат «Католический универсализм» ученицы ... *** класса
Реферат ... посвящен теме, связанной с проблемами одного из направлений христианства — католичества. Выбор темы характеризует автора как человека, желающего разобраться в проблемах, связанных с изучением католицизма как культурологического явления.
Структура работы соответствует требованиям к реферату как научно-учебной работе. Реферат состоит из введения, двух частей и заключения. Во введении НН раскрывает основные понятия, которые будут использованы в работе, говорит о целях, задачах реферата, пытается дать характеристику изученных источников.
Первая часть работы посвящена характеристике католицизма. Автор рассматривает основные положения и догматы католицизма, отношение к Священному Писанию, отмечает особый культ Богоматери и т.д.
Вторая часть посвящена непосредственно католическому универсализму. Эта часть написана значительно слабее. При чтении возникает странное ощущение, что попал в далекое советское прошлое — как будто не было никаких перемен ни в общественном сознании, ни в идеологии. Текст пестрит до боли знакомыми словами: капитализм, религиозная пропаганда, реакционная социальная деятельность, тяжелая феодальная и. капиталистическая эксплуатация народных масс, безудержное паразитирование на самых отсталых предрассудках и т. д. Слова Бог, Св. Троица пишутся со строчной буквы, святые и мученики поминаются исключительно в кавычках.
И дело не в воинствующем атеизме автора работы, а в нежелании хотя бы немного напрячься и написать самостоятельную работу, а не сканировать устаревшую брошюрку.
В списке литературы упоминается В. Поснов. Автору данного реферата предлагается воспользоваться только этой книгой и написать самостоятельную работу на ту же тему — без
Практическая работа №6.
Официально-деловой стиль. Составление деловой документации.
Цель: закрепить умение составлять деловые документы различных жанров.
Задание 1. Отредактируйте заявление и запишите в тетрадь.
Директрисе школы
Поповой В.П.
от ученика
Демьянова Гриши.
Заявление.
Вера Павловна, я хочу дополнительно заниматься английским языком. А у нас в школе есть специальный кружок по этому предмету. Можно мне записаться туда?
С громадным уважением к вам, Вера Павловна, не откажите.
2013 год 5 ноября Гриша Д.
Задание 2. Напишите объяснительную записку на имя куратора. (Тема: объяснить причину вашего отсутствия на мероприятии колледжа).
Практическая работа№7.
Публицистический стиль. Жанры публицистического стиля речи(выступление, интервью, очерк)
Цель: закрепить умение анализировать тексты публицистического стиля.
Задание: Прочитайте текст и выполните задания к нему.
- прочитайте текст;
- определите соответствие текста цели жанра;
- проанализируйте композиционные особенности текста;
- определите, соответствует ли отбор фактов структуре жанра.
I вариант
КИНОТЕАТР «АЛМАЗ» БУДЕТ РЕКОНСТРУИРОВАН
Постановление «О реконструкции здания кинотеатра «Алмаз» приняло правительство Москвы. Как сообщили в мэрии столицы, по предложению Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города здание кинотеатра «Алмаз» (улица Ш-ка, дом 56) будет реконструировано в 200...-200... годах. После реконструкции оно будет использоваться по прямому назначению, т. е. как кинотеатр. Здесь же расположится и боулинг-клуб.
II вариант
В создании новых российских учебников истории решил принять участие Совет Европы (СЕ). Сейчас СЕ разрабатывает сразу два учебных пособия, которые могут стать эталонными для составителей наших учебников. В мае СЕ планирует выпустить пособие по истории Черноморского региона, а в следующем году — Кавказского региона. Отличие от обычных учебников будет состоять не только в объекте изучения: регион вместо отдельной страны. В пособиях будет представлена история социальных движений, религии, культуры, а не только политика, как это делалось раньше. К тому же, по заявлению руководителя проекта Татьяны Минкиной, это будет история не стран, а народов. Что касается конфликтных ситуаций, то их представят в рамках политкорректности — со всех точек зрения.
Практическая работа №8.
Разговорный стиль. Основные жанры разговорной речи(рассказ, беседа, спор).
Цель:
Задание:
Найдите разговорные и просторечные
слова и обороты речи в приведенных ниже
текстах. В чем своеобразие и
художественно-стилистическое назначение
их использования: в басне И. Крылова; в
отрывке из повести А. Пушкина
«Барышня-крестьянка».
Какой иной
смысл может иметь басня Крылова в
современных условиях?
СВИНЬЯ
ПОД ДУБОМ
Свинья под дубом вековым
Наелась
желудей досыта, до отвала;
Наевшись,
выспалась под ним;
Потом, глаза
продравши, встала
И рылом подрывать
у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву
вредит, —
Ей с Дубу ворон говорит,
—
Коль корни обнажишь, оно
засохнуть может». —
«Пусть сохнет,
— говорит Свинья, —
Ничуть меня
то не тревожит;
В нем проку мало вижу
я;
Хоть век его не будь, ничуть не
пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я
от них жирею». — «Неблагодарная! —
промолвил Дуб ей тут,—
Когда бы вверх
могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно
было,
Что эти желуди на мне
растут».
Невежда так же в ослепленье
Бранит
науки и ученье,
И все ученые труды,
Не
чувствуя, что он вкушает их плоды.
(И.
Крылов.)
«...Небось, милая, — сказал
он Лизе, — собака моя не кусается». Лиза
успела уже оправиться от испугу и умела
тотчас воспользоваться обстоятельствами.
«Да нет, барин, — сказала она, притворяясь
полуиспуганной, полузастенчивой, —
боюсь: она, вишь, такая злая; опять
кинется». Алексей (читатель уже узнал
его) между тем пристально глядел на
молодую крестьянку. «Я провожу тебя,
если ты боишься, — сказал он ей, — ты
мне позволишь идти подле себя?» — «А
кто те мешает? — отвечала Лиза, — вольному
воля, а дорога мирская». — «Откуда ты?»
— «Из Прилучина; я дочь Василья-кузнеца,
иду по грибы» (Лиза несла кузовок на
веревочке). «А ты, барин? Тугиловский,
что ли?» — «Так точно,— отвечал Алексей,
— я камердинер молодого барина». Алексею
хотелось уравнять их отношения. Но Лиза
поглядела на него и засмеялась. «А лжешь,
— сказала она,— не на дуру напал. Вижу,
что ты сам барин».— «Почему же ты так
думаешь?» — «Да по всему». — «Однако
же?» — «Да как же барина с слугой не
распознать? и одет-то не так, и баишь
иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему».
Лиза час от часу более нравилась Алексею.
Практическая работа №9.
Язык художественной литературы как разновидность современного русского языка.
Цель: закрепить умение выделять изобразительно-выразительные средства в текстах.
Задание 1: Найдите и выпишите из текста стихотворения «Зимнее утро»
А.С. Пушкина изобразительно-выразительные средства.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском Озарена.
Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Задание 2: Прочитайте предложения. Выделите и выпишите фразеологизмы. Дайте толкование их значения. С какой целью они используются авторами?
1) Дядюшка был в восторге от учтивости молодого графа и превозносил до небес молодое поколение офицеров. (Л. Н. Толстой) 2) А сама участница безвыходно сидит в это время дома и работает не покладая рук, дабы не обмануть ожиданий Москвы, — без конца выбирает, что петь, с утра до вечера пробует голос, разучивает то то, то другое. (И. А. Бунин) 3) Он с молоком матери впитал убеждение, что чужой земли на свете не бывает. (А. И. Куприн) 4) «Хватит! Ты не хитри, не плачь тут и зубы нам не заговаривай. Говори прямо: зачем приехала?» (М. А. Шолохов)
Задание 2: спишите текст из рассказа К. Г. Паустовского «Заметки на папиросной коробке», употребляя подходящие по смыслу синонимы. Проверьте, соответствует ли ваш выбор авторскому варианту.
У многих из нас есть (1) (дурная, скверная, плохая, негодная, порочная) привычка (2) (фиксировать, отмечать, записывать) свои мысли, впечатления и номера телефонов на папиросных коробках. Потом, (3) (как водится, как всегда, как правило, как обычно, по обыкновению), коробки эти (4) (исчезают, пропадают, теряются), а с ними (5) (пропадают, теряются, исчезают) из памяти целые дни нашей жизни.
День жизни — это совсем не так мало, как может (6) (представиться, показаться). Попробуйте вспомнить (7) (каждый, любой, всякий) (8) (ваш, свой) день минута за минутой: все (9) (свидания, встречи), мысли, поступки, все (10) (события, происшествия, случаи) и душевные состояния, свои и чужие, — и вы (11) (убедитесь, уверитесь, удостоверитесь), что (12) (восстановить, воспроизвести) весь этот поток времени можно, только написав новую книгу.
Авторский вариант: 1 — плохая, 2 — записывать, 3 — как правило, 4 — теряются, 5 — исчезают, 6 — показаться, 7 — любой, 8 — свой, 9 — встречи, 10 — события, 11 — убедитесь, 12 — восстановить.
Практическая работа №10
Функции культуры речи: коммуникативность, целесообразность…
Цель: развивать целесообразность и коммуникативность собственной речи.
Задание 1. Выберите из данных в скобках слов такие, которые наиболее точно выражают мысль.
Всё, что люди (делают, совершают, творят, создают) (в мире, на земле, во вселенной) действительно человеческого, (творится, делается, совершается, происходит) при помощи языка. (Невозможно, немыслимо, нельзя) без него работать (дружно, согласно), совместно с другими. Без его посредства (невозможно, немыслимо, нельзя, невероятно) ни на шаг (двинуть вперед, развивать, совершенствовать) науку, технику, ремесла, искусство – жизнь … (Создавать, созидать, строить, основывать) (будущее, грядущее) счастье (беречь, запрещать, оборонять, охранять), (будущее, грядущее) Родины и всего человечества от ненавистных врагов, (громить, сокрушать, разбивать) (трудные, тяжелые, тяжкие, жестокие) (заблуждения, недочеты, ошибки, просчеты) прошлого, радоваться и грустить, делиться с другими своей любовью и своим (гневом, ненавистью) мы (можем, имеем возможность, способны) только при помощи слов. (Л. Успенский).
Задание 2. Познакомьтесь с отрывком из заметки Д. Лукина «На каком языке они говорят?» Выскажите свое мнение по затронутой проблеме.
Захожу в один из многочисленных московских государственных… Преподаватели, студенты – все такие важные… Одна студентка говорит подруге«Я чисто, на первую пару забила. Лажа все это! Он опять пургу гнал»… Подхожу, спрашиваю: «Нельзя ли по – русски?» У девушки, к счастью, было хорошее настроение, и я не «отлетел» на сто метров, она меня не «отрубила», а ответила: «А что, разве можно говорить нормально, живя в ненормальном обществе»? Можно, вместо «прикольно» сказать «замечательно», «очаровательно», прекрасно и т. д., но это будет лицемерием, ибо нельзя про дискотеку сказать, что нам было прекрасно. Это не прекрасно. Это «прикольно». Вот в Третьяковке можно сказать «прекрасно» и «замечательно». А если про нашу жизнь говорить, то нужно все называть своими именами, а то можно с ума съехать.
Практическая работа №11
Основные виды речевых ошибок.
Цель: закрепить умение правильно строить предложения разных видов, предупредить возможность появления речевых ошибок, умение их исправить.
Задание 1: перепишите, вставляя слова, наиболее точно выражающие мысль; мотивируйте свой выбор.
Человек (изобрёл, нашёл, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им (в мире, во вселенной, на земле), но этого мало. Он (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает.
Словарь (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлечённых и обобщённых понятий.
Задание 2: перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.
1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого. 8. Им овладела ностальгия по родине.
Практическая работа №12
Культура публичной речи.
Цель: закрепить умение правильно строить свою речь, используя разные приемы.
Задание №1. Прочитайте предложения и подчеркните в них главную информацию. Используя приём свертывания, сократите текст, запишите его.
Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
Подсказка. Приём свёртывания суждений позволяет при анализе этого предложения выделить следующие части: Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
Ответ. Чистый воздух нужен не только людям, он необходим и в точном производстве.
Задание №2. Прочитайте текст. Определите, какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты. Замените их, где возможно, синонимичными придаточными предложениями.
Встретились мы будто бы случайно. Но, принадлежа к одному кругу, занимаясь одним делом, не могли не встретиться. Живя в Москве, И.А.Бунин бывал у нас. Войдя в мою жизнь под знаком поэзии и литературы, таким и остался в памяти. Несколько боясь Ивана Алексеевича, я по самолюбию юношескому себя оберегал. И тогда уже были в Бунине строгость и зоркость художника, острое чувство слова. Ненавидя излишества в литературе, он строго судил молодых, иногда злоупотреблявших словами. (По Б.К. Зайцеву)
Задание 3. Прочитайте текст. Напишите сжато исходный текст, используя различные приёмы сжатия.
Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.
Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасение от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными качествами.
И одним из таких важнейших качеств является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Через сопереживание человек ощущает свою причастность к тем, кто живёт рядом с ним, участвует в том, что происходит вокруг. Следовательно, обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире.
Как же развить эту способность? Психологи пришли к выводу, что помочь этому, в частности, может восприятие искусства. Человек, который получает удовольствие от живописных или скульптурных образов, чувствует красоту стиха или мелодии, ощущает ритм узора, – такой человек способен к необходимому для жизни эмоциональному переживанию. А в том, что эти переживания жизненно необходимы, учёные не сомневаются. Только нужно уметь чувствовать. И через восприятие искусства мы облагораживаем свои чувства, воспитываем их. Кино, театр, музыка всё обогащает личность, потому что благодаря восприятию любого вида искусства у нас развивается так называемый эмоциональный интеллект, то есть оптимальное сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей нашей личности.
По материалам периодической печати.
Практическая работа №13
Композиция публичного выступления.
Цель: закрепить умение правильно, точно, последовательно строить свою речь.
Задание 1: прочитайте тексты. О чем говорится в них - об одном и том же или о разном? Как говорится - одинаково или по-разному? Подумайте, где может быть использовано каждое высказывание. Можно ли, например, первый или второй текст использовать в домашнем разговоре? Можно ли вместо сводки погоды по радио или по телевидению передать первый или третий текст? Если нет, то почему?
а) С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием. Небо то все заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.
б) В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днем 15-17 °С.
в) Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.
Кратко охарактеризуйте речевую ситуацию, в которой может быть использован каждый из текстов.
Задание 2: В тексте перепутаны абзацы, но план составлен верно. Восстановите текст. Определите тип речи. Докажите свою точку зрения.
Вследствие муссонного характера климата основное питание рек – дождевое, на его долю приходится свыше 70%, меньшую роль играет снеговое и грунтовое.
Амурская область богата реками. Это связано с особенностями климата – обилием летних осадков, умеренным испарением, а также наличием водоупорных грунтов на значительной части территории. Всего рек в области около 37000, однако большинство из них – малые.
Гордостью амурчан является река Амур, одна из величайших рек мира. В бассейне его среднего и верхнего течения находится наша область. Годовой сток Амура составляет 346 куб. км. Воды. Для сравнения скажем, что Волга, дон, Днепр, Кубань вместе взятые дают столько же воды, сколько один Амур.
Густота речной сети в северных и южных районах различна. Особенно густа речная сеть на севере, что объясняется невысоким испарением, водонепроницаемостью пород из-за наличия многолетней мерзлоты.
Практическая работа №14.
Особенности речевого этикета в научной сфере обучения.
Цель: закрепить умения правильно, последовательно, точно строить свою речь; используя научный стиль речи-термины, определения.
Задание 1: перепишите текст, деля его на абзацы (у вас должно получиться 4 абзаца). Определите тип и стиль речи. Произведите морфемный разбор подчеркнутых слов, к каким частям речи они относятся?
Военно-морской Флот
Морская авиация – род сил ВМФ, состоит из стратегической, тактической, палубной и береговой авиации. Морская пехота – род сил ВМФ, предназначенный для ведения боевых действий в составе морских десантов. Войска береговой обороны предназначены для защиты пунктов базирования сил ВМФ, портов, важных участков побережья и др. Части и подразделения тыла предназначены для тылового обеспечения сил и боевых действий ВМФ.
Задание 2: перепишите текст, деля его на абзацы (у вас должно получиться 4 абзаца), составьте план текста. Определите его тип и стиль речи. Найдите в тексте односоставные предложения.
Под эволюцией живого мира понимают закономерный процесс развития живой природы с момента самого возникновения жизни на нашей планете до настоящего времени. Учёные предполагают, что в современной фауне и флоре представлены около 4,5 млн. видов организмов. Кроме того, расчёты показали, что за всю историю Земли на ней обитало не меньше 1 млрд. видов живых организмов. Первая попытка систематизировать и обобщить накопленные знания о растениях и животных и их жизнедеятельности была осуществлена Аристотелем. На протяжении 16 – 17 веков велась работа по описанию животных и растений, их систематизации. Большой вклад в создание системы природы внёс выдающийся известный естествоиспытатель Карл Линней.
Задание 3: Определите по первому предложению первого абзаца текста
- стиль речи, свойственный тексту;
- тип текста;
- тему текста;
- предложите возможное развёртывание темы.
- Определите стиль речи. Каков он? Какое языковое явление помогает определить стиль?
- Определяем тип текста.
Если это описание, то первое предложение задаёт объект описания, далее будут даны его признаки. В описательных текстах господствуют прилагательные и глаголы несовершенного вида.
Если перед нами повествование, то первое предложение может быть обозначением места и времени действия. В повествовании преобладают глаголы и различные повествовательные слова.
Если текст рассуждение, то первое предложение – тезис, далее должны следовать доказательства и вывод. Рассуждение отличает строгая логическая последовательность.
- Определяем тему текста. Обратим внимание на порядок слов в предложении. Часто мысль говорящего следует от известного к новому.
- напишите свой вариант продолжения текста (2-3 предложения).
- Определение точности прогнозирования.
Текст-оригинал.
Прохладный, хмурый, осенний денёк. В Ясной Поляне моросит дождь, и берёзы стоят влажные, матово-белые. Двое гуляют по роще и оживлённо беседуют.
Одному перевалило уже за семьдесят. Но он в своём тяжёлом драповом пальто живо прыгает через лужи и канавы, стряхивает капли дождя себе на голову, ласково гладит берёзовые стволы. Говорит молодому собеседнику:
- Недавно прочитал где-то стихи: «Грибы сошли, но крепко пахнет в оврагах сыростью грибной».
И восклицает:
- Очень хорошо, очень верно!
В. Приходько.
Задание: выпишите изобразительно-выразительные средства. Какова их роль в тексте?.
Практическая работа №15
Комплексный анализ текста
Цель: закрепить умение выполнять комплексный анализ текста.
Задание: выполните комплексный анализ текста.
I вариант
(1)Кого берёзой удивишь? (2)Это дерево настолько привычно, что мы порой и не замечаем его. (3)Выгляни из окна в городе ли, в деревне, - всюду берёзу увидишь — белоногую, в зелёной листве, такую знакомую. (4)Постоянный спутник нашей жизни. (5)То ли дело породы, о которых поведал американский дендролог Э. Меннинджер в своей книге «Причудливые деревья». (6)От одних названий дух замирает: «взбесившиеся корни», «двуглавые чудовища», «деревья-призраки»... (7)Жаркое дыхание джунглей, опасные тропы саванны, тайны так и будоражат кровь, манят приключениями. (8)Кого после этого поразишь рассказом о скромной нашей берёзе?
(9)Мне стало обидно за берёзу. (10) Я вспомнил, как в одном из своих писем Александр Сергеевич Пушкин писал: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была берёза, северная берёза! Сердце мое сжалось».
(11)Как много этим сказано! (12)Сколько же в ней прелести, не отделимой от природы нашего Отечества!
(13)Радостное, нарядное дерево. (14)Оно забрало в своё одеяние два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизну заснеженных полей. (15)И как эти цвета ей к лицу!
(16)Ещё берёза к людям добра. (17)В стародавние времена люди нарекли её деревом четырёх дел: первое дело — мир освещать, второе — чистоту соблюдать, третье — крик утишать, четвёртое — больных исцелять. (18)Самая светлая — берёзовая лучина. (19)Скрип телеги утишался берёзовым дёгтем. (20)Берёзовый веник в бане «чистоту соблюдал».
(21)От всяких хворей лечил настой из берёзовых почек.
(22)Какое родное, тёплое, верное дерево!
Ю. Крутогоров
Определите стиль текста. Докажите своё мнение.
Из предложений 5-8 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Из предложений 1-5 выпишите слова с орфограммой «Правописание личных окончаний глаголов».
Объясните значение слов дендролог, саванна.
Подберите синонимы к словам одеяние, нарекать, исцелять. Какова стилистическая окраска этих слов?
Сравните слова утешать — утишать. Подберите однокоренные слова к слову утишать.
Из предложений 13-15 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
Замените словосочетание из предложения 20, построенное на основе подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.
Среди предложений 7-9 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
Среди предложений 2-6 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 8-10 найдите безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
2.
(1)Весна наступила в этом году ранняя, дружная и неожиданная. (2)Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух. (3)В огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли. (4)Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбуждённо, что ничего нельзя было расслышать за их криком. (5)Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни.
(6)Снег сошёл, оставшись ещё кое-где грязными рыхлыми клочками в лощинах и тенистых перелесках. (7)Из-под него выглянула обнажённая, мокрая, тёплая земля, отдохнувшая за зиму и теперь полная свежих соков, полная жажды нового материнства. (8)Над чёрными нивами вился лёгкий парок, наполнявший воздух запахом оттаявшей земли. (9)Мне казалось, что вместе с этим ароматом вливалась в мою душу весенняя грусть, сладкая и нежная, исполненная беспокойных ожиданий и смутных предчувствий, приправленная неопределёнными сожалениями о прошлых вёснах.
(10)Ночи стали теплее. (11)В их густом влажном мраке чувствовалась незримая спешная творческая работа природы...
А. Куприн
Сформулируйте тему, определите стиль текста; озаглавьте его.
Найдите в тексте 2 слова, в которых произношение не совпадает с написанием; укажите различия между буквенным и звуковым составом.
Из предложений 2 - 4 выпишите слово с орфограммой «Буквы З и С на конце приставок».
Из предложения 2 выпишите слово, образованное приставочным способом.
Из предложений 2 – 4 выпишите действительное причастие прошедшего времени.
Из предложения 2 выпишите словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Выпишите грамматическую основу из предложения 9.
Из предложений 8-11 выпишите двусоставное нераспространенное предложение.
Среди предложений 2- 4 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
Определите вид придаточного предложения в сложноподчиненном предложении 9.
Среди предложений 7-10 найдите сложное предложение, в которое входит односоставное безличное.
Объясните постановку точки с запятой в предложении
.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тимакова Анастасия Владимировна
→ Публикатор 06.03.2024 0 384 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы