Методические указания организации и проведению практических занятий по дисциплине ОД 10 "Обществознание" для специальности 38.02.03
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Уральский радиотехнический колледж им. А.С. Попова»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к организации и проведению практических занятий
по дисциплине ОД 10 «Обществознание»
для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике
(1-10)
2024
Пояснительная записка…………………………………………………………………………… 3
Практическая работа № 1 / ……….…………………………………………….............................4
Тема работы: «Построение кривой производственных возможностей» - 1 час………………..4
Практическая работа № 2 / ………………………………………………………………………..7
Тема работы: «Расчет микроэкономических показателей» – 1 час..……………………………7
Практическая работа № 3 / ………………………………………………………………………11
Тема работы: «Расчет макроэкономических показателей» – 1 час..…………………………...11
Практическая работа № 4 / ……………………………………………………………………….14
Тема работы: «Макроэкономическое равновесие» – 1 час..……………………………………14
Практическая работа № 5 /семинар ……………………………………………………………...17
Тема работы: «Социальная защищенность граждан России» - 2 часа……………………........17
Практическая работа № 6 ………..……………………………………………………………….18
Тема работы: «Роль средств массовой информации в политической жизни обществ» - 2 часа…………………………………………………………………………………………………18
Практическая работа № 7 / ……………………………………………………………………….22
Тема работы: «Нормы права» – 2 часа…………………………………………………………...21
Практическая работа № 8 / ……………………………………………………………………….26
Тема работы: «Договор» – 4 часа………………………………………………………………...26
Практическая работа № 9 / семинар……………….……………………………………………..32
Тема работы: «Профсоюз» – 4 часа……………………………………………………………....32
Практическая работа № 10 – 2 часа………………………………………………………………34
Тема работы: «Множественность преступлений» ………………………………………….......34
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная работа содержит методические указания к практическим работам по дисциплине «Обществознание» и предназначена для студентов специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике».
Цель разработки: направление и оказание помощи студентам в выполнении практических работ по дисциплине «Обществознание», подготовка студентом к проведению семинаров по заданным темам.
Выполнение практических работ является неотъемлемым этапом изучения дисциплины «Обществознание». Практическая работа выполняется студентом самостоятельно во время учебного процесса по календарно - тематическому плану на основании нормативных документов, методических указаний, полученных теоретических знаний и опыта работы.
Уроки – семинары, позволяют студентам самостоятельно заниматься внеаудиторной работой при подготовке к семинару, а на уроке повышают степень активности студента. Семинары требуют от студентов серьезной самостоятельной работы с дополнительной литературой: чтение нового источника, сравнение материалов, выбор интересных фактов. На семинарах предполагается более высокая степень конкретизации учебного материала, чем это имеет место на лекции.
Основные этапы выполнения практической работы:
1. Изучение темы практической работы;;
2. Подготовка теоретической части практической работы;
3. Выполнение расчетной части (если она предусмотрена);
4. Оформление графиков, схем, диаграмм (если они предусмотрены);
5. Оформление практической работы (в письменном виде, по заданию преподавателя).
Практическая работа № 1
«Построение кривой производственных возможностей»
Цель работы: научиться составлять графики кривых производственных возможностей и определять цену принятого решения.
Общие сведения
Кривая производственных возможностей (КПВ) – это кривая, каждая точка которой показывает максимальные количества двух экономических благ, которые способна произвести экономика страны при полном и эффективном использовании имеющихся ресурсов и текущем уровне технологий.
Решим задачу.
На одном поле фермер может произвести 500 т картофеля или 100 т пшеницы, а на другом альтернативная стоимость выращивания 2 т пшеницы равна 5 т картофеля при максимальном производстве картофеля, равном 1000 т. Построить кривую производственных возможностей фермера.
Решение:
Из условия задачи известно, что на первом поле фермер может произвести либо 500 т картофеля, либо 100 т пшеницы.
Для построения кривой производственных возможностей первого поля откладываем по оси ординат (пшеница) максимальное количество выращенной пшеницы, которое производилось бы в экономике, если бы все имеющиеся ресурсы были направлены на производство пшеницы, то есть 100 т. Производство картофеля в этом случае равно нулю.
И наоборот, если все имеющиеся ресурсы направлены на производство картофеля, то максимальное количество – 500 т, которое может быть произведено при полном и эффективном использовании имеющихся ресурсов, мы откладываем по оси абсцисс (картофель). Производство пшеницы в этом случае равно нулю.
Соединив две эти точки, получим КПВ первого поля.
При
этом альтернативные издержки (АИ)
производства 1 т картофеля – это то
количество пшеницы, от выращивания
которого фермер вынужден отказаться:
100
/ 500 = 0,2 т пшеницы.
На втором поле фермер может произвести максимально 1000 т картофеля или 400 т пшеницы, так как альтернативная стоимость выращивания 2 т пшеницы равна 5 т картофеля. Или альтернативные издержки 1 т картофеля равны 2 / 5 = 0,4 т пшеницы.
Построим суммарную КПВ для этого фермера.
Максимально возможный объём выращиваемой пшеницы – 500 тонн (на первом поле он может вырастить 100 тонн, на втором – 400 тонн). При этом объём картофеля будет нулевым. Отметим соответствующую точку на графике (точка А).
Далее определим, на каком из двух полей следует начать выращивать картофель, если фермер решит выращивать хотя бы небольшое его количество.
Для этой цели выберем из двух полей то, на котором выращивание каждой единицы картофеля приведёт к наименьшим потерям объёма пшеницы. То есть выберем то поле, где альтернативные издержки выращивания картофеля наименьшие.
На первом поле альтернативные издержки 1 т картофеля равны 0,2 т пшеницы. А на втором поле альтернативные издержки 1 т картофеля равны 0,4 т пшеницы. 0,2 меньше чем 0,4, значит, для производства первых тонн картофеля выгоднее использовать первое поле.
Максимально на первом поле можно вырастить 500 т картофеля, пожертвовав при этом 100 тонн пшеницы. Координаты точки перелома (точки В) – 500 тонн картофеля, 400 тонн пшеницы. Максимальное количество картофеля, которое можно вырастить на двух полях равно 1500 тонн (500 тонн на первом поле и 1000 тонн на втором). При этом объём пшеницы будет нулевым. Обозначим точку С на оси абсцисс.
Соединив последовательно три точки А, В и С получим суммарную кривую производственных возможностей нашего фермера.
Ход работы:
Построить кривую производственных возможностей (КПВ);
Сделать вывод по решенной задаче.
Вариант 1.
В группе студентов по результатам психологического тестирования обнаружено:
10 Лидеров,
1 Работник,
1 Философ,
10 Организаторов.
Известно, что работник сделает кораблик за 1 минуту и придумает название за 5 минут, философ сделает кораблик за 9 минут и придумает название за 1 минуту, лидер сделает кораблик за 5 минут и придумает название за 9 минут, организатор сделает кораблик за 9 минут и придумает название за 5 минут. Ко Дню студента учащимся необходимо изготовить максимальное число корабликов с названиями за 45 минут.
Требуется построить КПВ группы и определить, сколько корабликов с названиями можно изготовить за указанное время.
Вариант 2.
Дедушка, отец и сын организовали семейный бизнес по изготовлению столов и стульев. За год отец может изготовить 50 столов или 100 стульев, дедушка - 40 столов или 100 стульев, сын 100 столов или 150 стульев. Постройте КПВ семьи.
Вариант 3.
Иван может получить на своем поле либо 400 т пшеницы, либо 1000 т картофеля. Для Петра альтернативной стоимостью выращивания одной тонны картофеля будет производство 0,25 т пшеницы при максимальном урожае картофеля, равном 1200 т. Два фермера – Иван и Петр – решили объединить свои усилия. Это не увеличит их производительности. Построить кривую производственных возможностей «коллективного» хозяйства.
Практическая работа № 2
«Микроэкономические показатели»
Цель работы: усвоить суть микроэкономических показателей, связь и различия, существующие между ними, их назначение.
Общие сведения.
Проблема издержек занимает центральное место в рыночной экономике, так как в зависимости от них определяется конкурентное предложение на рынке. Имея явное представление об издержках, можно найти методы, с помощью которых можно сохранить или уменьшить издержки, а тем самым добиться наибольшей отдачи, от ресурсов и материалов, оборудования и рабочей силы.
Под издержками подразумевается все расходы или затраты на производство определенного объема продукции. В зависимости от издержек определяется эффективность производства и рациональная его организация.
К
Стоимость
товара
Прибыль Уровень
цены Уровень
издержек
Издержки
Рисунок 1 - Место прибыли в структуре стоимости товара
Отсюда два пути к повышению доходности бизнеса:
й путь - вложение капитала в наиболее выгодные сферы хозяйства;
й путь - снижение издержек производства, то есть себестоимости продукции.
Чтобы добиться этого, надо знать структуру и виды издержек, постоянно и строго их регулировать. Что касается видов издержек, то их классифицируют по многим признакам.
Издержки
производства Явные Неявные
Неоплачиваемые
издержки - вмененные издержки собственных
ресурсов, используемых в данном пр-ве Оплачиваемы
издержки - плата за ресурсы, полученный
со стороны Внешние Внутренние
Бухгалтерские
издержки
Экономические
издержки
Рисунок 2 – Деление издержек на явные и неявные
Издержки
производства
Постоянные
(FC) Переменные
(VC)
Общие
(TC)
=FC
+ VC
Средние
(AC)
= TC/Q Предельные
(MC)
= ∆TC/∆Q
Рисунок 3 - Деление издержек на постоянные и переменные, общие, средние и предельные.
Таблица 1- Определение и примеры расчета издержек
Издержки |
Определение |
Пример |
Постоянные |
Издержки, которые не зависят от объема производства |
1000 д.е. |
Переменные |
Издержки, меняющиеся в зависимости от объема выпуска |
1400 д.е. (5 изделий) |
Общие |
Сумма постоянных и переменных издержек производства |
1000 + 1400 = 2400 д.е. |
Средние |
Издержки производства в расчете на единицу продукции |
2400 : 5 = 480 д.е. |
Предельные |
Прирост общих издержек при производстве каждой новой единицы продукции |
5 - е изд. - 2400 6 - е изд. - 3000 600д.е. |
В
БУХГАЛТЕРСКАЯ
ТЕРМИНОЛОГИЯ Бухгалтерские
издержки Бухгалтерская
прибыль
ТЕРМИНОЛОГИЯ
ЭКОНОМИСТОВ Экономические
издержки Экономическая
прибыль
Внешние
издержки производства Внутренние
издержки производства
СТРУКТУРА
ОБЩЕЙ ВЫРУЧКИ Доход
Рисунок 4 - Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль в структуре общей выручки предприятия.
Сопоставляя полученную предприятием прибыль с издержками (себестоимостью) или ценой продукции, можно определить рентабельность производства, то есть его доходности, или прибыльности. Для этого рассчитывают так называемую норму прибыли - процентное отношение суммы прибыли к затратам или цене. Чаще всего используют три показателя нормы прибыли:
1 показатель - норма прибыли в издержках - применяется к отдельным видам продукции и позволяет, скажем, сравнить прибыльность выпуска двух разных изделий;
2 показатель - норма прибыли в цене - его можно использовать по отдельным видам продукции (он, к примеру, удобен для анализа изменений рентабельности производства одного и того же изделия по мере наращивания его выпуска);
3 показатель - норма прибыли в капитале, или, как ее еще называют, норма обшей рентабельности.
Таблица 2 - Показатели рентабельности производства
Показатель нормы прибыли |
Формулы |
Пример |
Норма прибыли как доля прибыли в издержках
|
Прибыль на ед. продукции --------------------------- * 100% издержки ед. продукции
|
2д.е. (а)------*100=25% 8 д.е. 4д.е. (б)-----*100=20% 20 д.е. |
Норма прибыли как доля прибыли в цене
|
Прибыль на ед. продукции ----------------------------*100% цена ед. продукции |
1д.е. (В1)-----*100=5% 20 д.е. 2д.е. (В2)-----*100=20% 20д.е. |
Норма прибыли как доля прибыли в капитале |
Общая прибыль фирмы ----------------------------*100% общий капитал фримы |
90д.е. (А)---------------*100=10% 400д.е. 80д.е. (Б)----------------*100=20% 400д.е. |
Ход работы:
Произвести расчет всех микроэкономических показателей;
Отобразить графически издержки, 3-5 по выбору, в одной системе координат;
Доказать графически, что производство является рентабельным или нерентабельным;
Составить вывод, с рекомендациями оценивая тем самым производственную деятельность предприятия.
Вариант 1.
Объём производства |
Издержки производства |
|||
Q |
FC |
VC |
TC |
|
0 |
100 |
0 |
100 |
|
1 |
100 |
50 |
150 |
|
2 |
100 |
100 |
200 |
|
3 |
100 |
140 |
240 |
|
4 |
100 |
180 |
280 |
|
5 |
100 |
225 |
325 |
|
6 |
100 |
350 |
420 |
|
Вариант 2.
Объём производства |
Издержки производства |
|||
Q |
FC |
VC |
TC |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
|
1 |
0 |
5 |
5 |
|
2 |
0 |
10 |
10 |
|
3 |
0 |
15 |
15 |
|
4 |
0 |
20 |
20 |
|
5 |
0 |
25 |
25 |
|
Вариант 3.
Объём производства |
Издержки производства |
|||
Q |
FC |
VC |
TC |
|
0 |
400 |
0 |
400 |
|
1 |
400 |
100 |
250 |
|
2 |
400 |
200 |
300 |
|
3 |
400 |
300 |
400 |
|
4 |
400 |
500 |
350 |
|
Практическая работа № 3
«Расчет макроэкономических показателей»
Цель работы: научиться рассчитывать макроэкономические показатели системы национальных счетов по заданным параметрам.
Общие сведения.
Валовой национальный продукт – это «наиболее точный суммарный измеритель количества товаров и услуг, которые может произвести страна». Он может быть подсчитан:
- по потоку доходов;
- по потоку расходов.
ВНП fGNP) по доходам подсчитывается следующим образом:
«+» - сложение счетов; «-» - вычитание счетов.
зарплата и жалование +;
доходы от собственности+;
рентные платежи +;
прибыли корпораций +;
проценты по кредиту +;
субсидии государственных предприятий +;
косвенные налоги, неналоговые обязательства и трансфертные платежи, выплачиваемые частными предпринимателями +;
плата за потребление капитала (валовые инвестиций - чистые инвестиции или амортизация) +.
ВНП (GNP) по расходам:
потребительские расходы +;
валовые частные инвестиции.+;
государственные закупки товаров и услуг +;
Чистый экспорт товаров и услуг (экспорт - импорт) +.
*
Взаимосвязь ряда макроэкономических показателей.
Валовой национальный продукт ВНП (GNP)
+ заработная плата; рентные платежи; проценты по кредиту; платежи не связанные с выплатой дохода; прибыль;
субсидии государственных предприятий.
Валовой внутренний продукт ВВП (GGP)
+ потребительские расходы; инвестиционные расходы; государственные закупки товаров и услуг; чистый экспорт (Хп);
Хп = Х-М
Валовой национальный продукт ВНП (GNP)
амортизация
Чистый национальный продукт ЧНП (NNP)
- косвенные налоги,
+ субсидии государственных предприятий.
Национальный доход НД (N1)
взносы на социальное страхование;
налоги на доходы корпораций;
нераспределенная прибыль корпораций;
+ трансфертные платежи.
Личный доход ЛД (PI)
индивидуальные доходы.
Располагаемый доход РД (DI).
Показатель, характеризующий изменение ВНП за счет изменения цен, называется дефлятором ВНП (GNP)
ЦЕНА РЫНОЧНОЙ КОРЗИНЫ В ДАННОМ ГОДУ
ДЕФЛЯТОР = ---------------------------------------------
внп ЦЕНА АНАЛОГИЧНОЙ РЫНОЧНОЙ КОРЗИНЫ В БАЗОВОМ ГОДУ
В условиях инфляции его значение больше единицы (цены растут). В противоположных же условиях дезинфляции, когда имеет место падение общего уровня цен, дефлятор меньше единицы.
Известно, что современные экономики редко обходятся без инфляции, которая, повышает общий уровень цен в стране. С учетом этого обстоятельства различают понятия номинального и реального ВНП (GNP), в текущих ценах данного года и в неизменных ценах базового года.
Ход работы:
Вариант 1
Задание № 1. Рассчитайте макроэкономические показатели Валового Национального продукта ВНП следующими способами: ВНП по доходам; ВНП по расходам. Сделайте вывод.
Показатели |
Сумма (млн. руб.) |
1. Заработная плата |
500 |
2. Правительственные расходы |
750 |
3. Поступление банковских процентов от вложенного капитала |
120 |
4. Валовые накопления |
280 |
5. Прибыль физических лиц |
1140 |
6. Рентные платежи |
340 |
7. Расходы населения |
670 |
8. Экспорт |
1500 |
9. Импорт |
1100 |
Задание № 2. Рассчитайте макроэкономический показатель Чистого Национального Продукта (ЧНП), используя следующие данные: ВНП составляет 3 200 млн. рублей. В отчетном году экспорт товара составляет 270 млн. руб., импорт на 50 млн. руб. меньше, а сумма на покупку новых средств производства равна 20 млн. руб.
Вариант 2
Задание № 1 Рассчитайте макроэкономический показатель Валового Национального продукта ВНП и дефлятор ВНП, если
Показатели |
Сумма (млн. руб.) |
1.Заработная плата |
230 |
2. Поступление банковских процентов от вложенного капитала |
67 |
3. Прибыль физических лиц |
780 |
4. Рентные платежи |
123 |
5. Цены текущего года |
12 |
6. Цены базисного года |
14,5 |
Задание № 2 Рассчитайте макроэкономический показатель Личного Располагающего дохода (ЛД), используя следующие данные:
Показатели |
Сумма (млн. руб.) |
1. Чистый национальный продукт ЧНП |
4 780 |
2. Единый социальный налог ЕСН |
240 |
3. Земельный налог |
120 |
4. Таможенные пошлины |
100 |
5. Пенсии и пособия |
370 |
6. Налог на прибыль |
460 |
7. Социальные стипендии |
210 |
Практическая работа № 4
«Макроэкономическое равновесие»
Цель работы: усвоить суть макроэкономического равновесия, исходные позиции кейнсианского экономического анализа.
Общие сведения
Классическая теория макроэкономического равновесия базируются на идее Ж. - Б Сэя о том, что рынок располагает внутренним механизмом саморегулирования. В последствии классическая теория была усовершенствована. Дж. Кейнс рассматривая данную теорию, сделал ряд выводов, в основе которых находится психологический анализ.
Кейнсианский анализ макроэкономического равновесия и его
исходные позиции:
Субъекты сбережения (S) и инвесторы в значительной степени разные группы людей. Сберегают, как правило, все люди без исключения, а инвесторы представлены корпорациями, государственными организациями, фирмами индивидуальными субъектами. Следовательно, не все сбережения превращаются в инвестиции;
Мотивация сберегателей и инвесторов различна. Первые хотят делать покупки, иметь запас денег на завтра, на старость, на случай безработицы. Вторыми руководит необходимость реновации производства, начать и расширить дело, перейти на новую технологию.
В итоге сбережения и инвестиции не соответствуют друг другу. Дж. Кейнс в центре макроанализа ставит склонности людей к потреблению (С) и сбережению (S). Различают средние и предельные их величины.
Средняя склонность к потреблению выражается отношением потребляемой части национального дохода ко всему национальному доходу:
Средняя склонность к потреблению АРС= C/Y
Средняя склонность к сбережению выражается отношением сберегаемой части национального дохода ко всему национальному доходу:
Средняя склонность к сбережению APS= S/Y
АРС + АРС = 1
Предельная склонность к потреблению выражается отношением изменение в потреблении к тому изменению в доходе, которое его вызвало:
Предельная склонность к потреблению МРС= ∆C/∆Y
Предельная склонность к сбережению выражается отношением любого изменения в сбережениях к тому изменению в доходе, которое его вызвало:
Предельная склонность к сбережению MPS=∆S/∆Y
МРС + MPS = 1
С + S = 1
С + S =Y
Сбережения составляют основу инвестиций.
Источником инвестиционных вложений выступают накопления, сбережения и амортизация.
ВАЛОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ = АМОРТИЗАЦИЯ + ЧИСТЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
Зависимость дохода и инвестиций выражается и в мультипликаторе К.
∆ ВНП
К = -------------------, где
∆ инвестиций
∆ ВНП - изменение величины валового национального продукта;
∆ инвестиций - изменение величины дохода.
От предельной склонности к потреблению зависит величина мультипликатора инвестиционных расходов. Согласно кейнсианской теории существует мультипликационный эффект, который означает, что увеличение первоначальных инвестиций вызывает рост ВНП в гораздо большем размере.
МУЛЬТИКАТОР 1 1
ИНВЕСТИЦИОННЫХ = =
РАСХОДОВ (МР) 1 - МРС MPS
Ход работы:
Вариант 1.
Задача №1. Доход домохозяйства после уплаты налогов возрос по сравнению с прошлым годом с 200 тыс. денежных единиц до 220 тыс. денежных единиц, при этом потребление увеличивается на 15 тыс. денежных единиц.
Определите предельную склонность к сбережению и предельную склонность к потреблению.
Задача №2. Функция потребления имеет вид: С = 100 + 0,9 DI.
Доход |
Потребительские расходы |
Сбережения |
600 |
|
|
800 |
|
|
1000 |
|
|
1200 |
|
|
1400 |
|
|
Рассчитайте потребительские расходы и сбережения при заданных значениях;
Рассчитайте предельную склонность к сбережению;
Рассчитайте мультипликатор расходов.
Вариант 2.
Задача №1. Прирост инвестиционных расходов на 6 миллиардов денежных единиц привел к изменению реального ВНП (GNP) с 466 до 490 млрд. денежных единиц. Рассчитайте величину мультипликатора инвестиционных расходов.
Задача №2. Представленные данные характеризуют функцию потребления (в млрд. дол.):
ВНП
|
130 |
150 |
170 |
190 |
210 |
230 |
250 |
270 |
290 |
310 |
Потребительские расходы
|
112 |
126 |
140 |
154 |
168 |
182 |
196 |
210 |
224 |
238 |
Рассчитайте сбережения при заданных значениях;
Рассчитайте предельную склонность к сбережению и предельную склонность к потреблению.
Вариант 3.
Задача №1. Определите равновесный уровень валового национального продукта при условии, что инвестиции предпринимателей составили 50 денежных единиц, государственные расходы - 200, чистый экспорт - 70, автономные потребления - 100, предельная склонность к сбережению равна 0,25.
Месяц |
Y |
С |
МРС |
S |
МРS |
Сентябрь |
100 |
110 |
|
|
|
Октябрь |
120 |
120 |
|
|
|
Ноябрь |
125 |
110 |
|
|
|
Декабрь |
135 |
120 |
|
|
|
Рассчитайте сбережения при заданных значениях;
Рассчитайте предельную склонность к сбережению и предельную склонность к потреблению;
В чем смысл автономного потребления?
Практическая работа № 5 / семинар
«Социальная защищенность граждан России»
Цель работы: оценить социальную защищенность в РФ
Ход работы:
Вопросы для проверки и обсуждения:
1. Проблемы социальной защищенности российских граждан: современное состояние.
2. Социальная защищенность различных слоев населения в России.
3. Социальная защищенность работающего населения
4. Социальная защищенность женщин.
5. Социальная защищенность детей.
6. Социальная защищенность пожилых людей.
7. Социальная защищенность инвалидов.
8. Социальная работа в системе социальной защиты населения.
9. Перспективы развития системы социальной защиты в России.
Задание: подготовить сообщение на 5-10 минут по выбранной теме или разработать презентацию.
Оформление:
- для сообщения: формат А4, титульный лист, объем сообщения 2-3 листа, кегль 14, Times New Roman, список источников;
- для презентации: титульный лист, Times New Roman, кегль для текста – 20-22 и 30-32 для заголовков, 8-10 слайдов.
Список используемых источников
Воронцова, М. В. Социальная защита и социальное обслуживание населения: учебник для вузов. — М: Издательство Юрайт, 2024. — 332 с.
2. Бихдрикер, А. С. Информационное обеспечение управления сферой социальной защитой населения в регионе // Социальная работа: современные проблемы и технологии. –2020 – № 1(1). – С. 30-37.
3. Федорова, Е. С. Обеспечение социальной защиты наиболее уязвимых категорий Населения в управления // Глобальный научный потенциал. – 2021. – № 9. – С. 156-162.
4. Горбунова, Ю. Ю. Законодательное обеспечение системы социальной защиты населения в Российской Федерации // Регион: государственное и муниципальное управление. –2022 – № 1(27). – С. 45-53.
Практическая работа 6
«Роль средств массовой информации в политической жизни общества».
Цель: изучить деятельность СМИ и их влияние на политическую жизнь государства. Обобщить и систематизировать знания об информации, предоставляемых СМИ и ответственности журналистов, за содержание предоставляемой информации.
Общие сведения
Средства массовой информации — это организации (издательства, теле- и радиокомпании и др.), основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации для широких слоёв населения с помощью специальных технических средств.
Отличительные признаки СМИ:
1) сбор, обработка и предоставление информации с помощью специальных технических средств;
2) неограниченный круг потребителей;
3) распространение информации осуществляется в специальных формах, с помощью специальных технических средств (печатное издание, теле- и радиопередача, страничка в интернете и др.);
4) работа СМИ носит периодический либо постоянный характер;
5) движение основного информационного потока в одном направлении — от СМИ к потребителю.
Общие принципы деятельности СМИ:
1) приоритетность, привлекательность темы;
2) сенсационность, экстремальность, неординарность темы;
3) сведения о ранее неизвестных событиях и явлениях;
4) официальная информация.
Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. Каковы функции СМИ в политике? Во-первых, СМИ выполняет функцию критики и контроля, тем самым позволяя гражданам анализировать и оценивать деятельность органов власти, чтобы знать какая работа совершается для пользы граждан. Во-вторых, идет предоставление различных точек зрения, мнений с разных сторон, будь то комментарий государственного служащего или же простого рабочего. Также роль СМИ состоит в формировании общественного мнения и прививание людям политических ценностей и норм. Ведь каждый человек должен иметь собственную точку зрение и взгляд на политическую жизнь. Немаловажным является тот факт, что СМИ создает имидж того или иного политического деятеля или же партии на выборах. Телевидение, показывая каждый день рекламу выборного лица, влияет на то, кого гражданин изберет на выборах. Или же озвучивая информацию о результатах проделанной работы партии, радио постоянно напоминает о ней и “внушает” людям, насколько деятельность этой партии хороша для общества. Мобилизационная же функция объединяет все выше названые. Эта функция побуждает людей к политическим действиям, вовлекает их в политическую жизнь.
Во все времена СМИ очень сильно влияло на сознание людей, их мнение и взгляд на вещи. Без газет, аудио и видео носителей информации не все люди могут разобраться в сложных понятиях и сделать правильный выбор. СМИ предоставляет информацию и имеет неограниченные возможности в сфере влияния. Как только не называют средства массовой информации: и «великий арбитр», и «четвертая власть», ставя ее в одну линию с тремя ветвями власти. Роль в политической жизни СМИ такова, что многие политики не мыслят свою деятельность без телевидения. Контроль телевидения равен контролю страны. И действительно, современную политику сложно представить без телевизионных дебатов в прямом эфире, предвыборных агитаций и громких политических лозунгов на первых полосах газет.
Политические функции СМИ довольно многообразны. Телевидение, печать, радио, Интернет призывны не только освещать события, происходящие внутриполитические процессы, но и контролировать, комментировать, побуждать к определенной политической активности. Роль СМИ в политике заключается и в формировании определенных норм и идеалов. СМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, т.е. становятся своеобразным посредником между журналистом и аудиторией. Они должны сказать человеку сегодня о том, что произошло вчера и сегодня. Отсутствие достоверной информации порождает слухи, мифы, а в кризисные моменты - страх, панику, неразбериху.
В то же время СМИ осуществляют серьёзное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его.
Основные последствия появления СМИ в политике:
1) прямое общение политических лидеров с населением → не нужность участия в этом процессе политических партий → потеря значения партий в политической системе;
2) население и политическая элита участвуют в политике вне зависимости от местонахождения;
3) возможно всепроникающее воздействие власти во все сферы жизни общества (тоталитаризм), создание социально-политических мифов, массовое манипулирование общественным сознанием.
Обладая большими правами и возможностями, работники СМИ несут ответственность перед обществом, и злоупотребление свободой слова законадательно-наказуемо во всех странах мира. Не допускается использование СМИ для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, призыва к насильственному свержению или изменению существующего государственного и общественного строя, пропаганды войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной исключительности или нетерпимости, распространение порнографии, в целях совершения иных уголовно наказуемых деяний. Также запрещается и преследуется в соответствии с законом использование СМИ для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на их честь и достоинства.
Осуществляя программу деятельности СМИ, журналист имеют право получать информацию из любого источника, но вместе с тем они обязаны проверять достоверность сообщаемой информации, отказаться от данного им поручения, если оно связано с нарушением закона, уважать права, законные интересы граждан, организаций. За те или иные нарушения журналист может быть привлечён к уголовной и другой ответственности.
Ход работы:
1.Соотнесите столбики таблицы:
Наименование функции |
Её сущность |
1. Формирование общественного мнения |
А. Удовлетворение потребности населения в информировании о событиях через газеты, радио, телевидение. |
2. Образование и социализация граждан |
Б. Информируя население о злоупотреблениях власти, осуществляют контроль за ней, предотвращая, возможно, ещё большие злоупотребления. |
3. Информационная
|
В. Сопровождение рассказа о событиях оценками и комментариями, которые могут быть скрытыми, неочевидными и которые сильно влияют на восприятие происходящего населением. |
4. Объединение граждан |
Г. Предоставление населению таких сведений, которые позволяют ему ориентироваться в сфере политики, понимать суть происходящих процессов, оценивать те или иные события. |
5.Осуществление общественного контроля за действиями власти |
Д. Выявление актуальных проблем, формулирование интересов различных слоёв населения, их потребностей и оценок, что даёт власти возможность получать информацию о реальных настроениях населения. |
6. Выражение общественных интересов |
Е. Мобилизация граждан на единые действия, поскольку гражданин информируется о том, что его интересы и потребности разделяются и другими людьми и что существует возможность объединиться с целью их достижения. |
2.Прочитайте текст. Вставьте пропущенные термины.
Средства массовой информации находятся под защитой ________ (А). Они играют роль стража __________ (Б) демократического общества: они снабжают граждан________ (В), необходимой им для того, чтобы самостоятельно составить мнение и выбрать государственных деятелей, проводящих политику, которую поддерживает народ. Джеймс Мэдисон, четвертый _________(Г) США, которого считают «отцом Конституции США», писал: «Народное правительство без информации или средств ее получения - это пролог к фарсу или трагедии, или к тому и другому вместе». Таким образом, свободная __________ (Д) - это существенная часть демократического общества. Она дает людям возможность делать осознанный _______(Е).
Термины: 1. Люди, 2. Информация, 3. Интересы, 4. Деньги, 5. Закон, 6. Демократия, 7. Пресса, 8. Выбор, 9. Президент.
3.Соотнесите понятие и его содержание:
Понятие |
Содержание |
Периодическое печатное издание |
(А) - периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) |
СМИ |
(Б) - сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом |
Сетевое издание |
(В) - газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год |
4.Выберите верные суждения о СМИ и обоснуйте:
А) СМИ не оказывают существенного воздействия на поведение людей.
Б) Под влиянием СМИ многие избиратели принимают решение о том, как им голосовать на предстоящих выборах
В) СМИ побуждают людей к определённым политическим действиям (или сознательному бездействию), вовлекают в политику.
Г) СМИ обеспечивают получение и распространение сведений о наиболее важных политических событиях.
Д) СМИ влияют на восприятие человеком политической и социальной информации.
Е) В демократическом обществе деятельность СМИ ограничивают не закон, а общественное мнение.
Практическая работа № 7
«Нормы права»
Цель работы: закрепление знаний об элементах правовой нормы, ее типах и видах, формирование навыков определения элементов правовой нормы и ее видов.
Общие сведения:
Норма права - это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа.
Правовая норма носит общий характер. В отличие от команд, и распоряжений по конкретным вопросам, норма адресована не отдельному лицу, а кругу лиц, определяемых типическими признаками. Она рассчитана на регулирование не единичного, отдельного отношения, а вида общественных отношений; действие правовой нормы рассчитано на неограниченное количество случаев; она продолжает действовать после реализации в индивидуальных отношениях и в поведении конкретных людей.
Для теории права и практики применения правовых норм наиболее важны следующие классификации.
На особенностях содержания гипотез и диспозиций правовых норм основана классификация правовых норм по объему (пределам) их действия. Наиболее важна отраслевая классификация правовых норм по предмету правового регулирования, т.е. по виду тех общественных отношений, которые регулируются нормой. Эта классификация лежит в основе построения системы права, деления его на отрасли и институты. Практическое значение этой классификации в том, что она облегчает выбор нормы, подлежащей применению к данным отношениям и к данному случаю, а при совершенствовании законодательства создает предпосылки для кодификации.
Нормы права разнообразны. Классификаций очень много и их классифицируют по разным основаниям.
Разделение норм права в зависимости от регулирования общественных отношений. Выделяют типичные и нетипичные нормы права.
Типичные - нормы права являются правилами поведения. Они регулирую отношения между субъектами права, устанавливают обязанности и права каждого, а также имеют способы защитить их. Типичными они называются по тому, что они, сама норма права, как было видно из определения, является правилом поведения (не являющиеся нормами поведения это нетипичные нормы права).
Типичные нормы права подразделяются: регулятивные и правоохранительные. Регулятивные нормы права – правило поведения, которое устанавливает юридические права и обязанности организаций, простых граждан, органов государства. Регулятивные нормы права бывают обязывающими, запрещающими, управомочивающими.
Обязывающие нормы права – это обязанность субъекта права совершать определенные действия, "должен", "обязан" вот глаголы которые употребляют в изложении. Пример: ч.1 ст.614 ГК РФ указанно: " Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом ". Может и не иметь этих глаголов, пример: ч.1 ст.96 Конституции РФ " Государственная Дума избирается сроком на четыре года".
Запрещающие нормы права - это правило поведения, при котором обязанность субъекта не совершать определенных действий. Этому соответствуют глаголы "запрещается", "не допускается" и т.д. Пример: ст.17 СК РФ " Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка".
Управомочивающие нормы права – это правило поведения, которое предоставляет право на совершение определенных действий. " Имеет право", "может", "вправе", эти глаголы употребляют в изложении. Пример: ч.2 ст.405 ГК РФ "Если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков".
Правоохранительные нормы права рассчитаны на неправомерное поведение и содержат указание на меры принуждения государства. Пример: ст.329 УК РФ "Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации – наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года".
Подведем итог, регулятивные нормы — это положительные правила поведения, а правоохранительные, это действие за нарушение этих правил. Большинство правовых норм имеют регулятивный характер, потому что право рассчитано, прежде всего на правомерное поведение субъектов правового общения.
Классифицирую нормы права в зависимости регулируемых общественных отношений или проще сказать от принадлежности к той или иной отрасли права: нормы гражданского, уголовного и др. отраслей права.
По объему регулирования общественных отношений выделяют: общие и специальные нормы права. Специальные нормы отменяют в части своего действия общую норму - это правило. Пример ч.1 ст.158 УК РФ "Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, - наказывается…" - является общей нормой, а специальной нормой, содержащиеся в чч.2, 3ст.158 УК РФ.
Иногда в качестве самостоятельной нормы указывают исключительную (чрезвычайную) норму. Их способ выражения это " в исключительных случаях", " в виде исключения" и т.п. Исключительные нормы права ориентированы на момент создания исключительности, чрезвычайности ситуации, в которой оказывается субъект права.
Также классифицируют по характеру обязательности. Эти правила поведения могут быть: императивные, диспозитивные, рекомендательные.
1 Императивные (категорические) нормы права, они выступают в качестве запрета, как обзывания и дозволения, они не могут быть изменены.
2 Диспозитивные нормы права, они выражаются следующим образом: должно быть то, "если иное не установлено законом или договором ".
3 Рекомендательные нормы права, это правила, исполнение которых желательно для государства, но не обязательно.
Структура
норм права.
Под
структурой правовой нормы понимается
ее внутреннее
строение, разделение
на составные части и связь этих частей
между
собой. В классическом виде
норма права включает в себя гипотезу,
диспозицию и права санкцию, которые и
являются ее основными структурными
элементами.
Гипотеза - это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.
Диспозиция - это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств.
Санкция - это часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к нарушителю предписаний правовой нормы. Санкция свидетельствует об отрицательном отношении государства к тому или иному нарушению требований правовой нормы. Санкции - это не просто общие порицания нарушителей: как правило, они имеют форму мер ответственности (наказания, взыскания, возмещение ущерба и пр.).
Ход работы:
Вариант № 1
1. Используя различные нормы права, приведите 4 примера обязывающих норм права прямого и косвенного значения. Дайте краткую характеристику.
2. Очная ставка – следственное действие. Сформулируйте определение и укажите материальные и процессуальные стороны.
Вариант № 2
1. Используя различные нормы права, приведите 4 примера запрещающих норм права прямого и косвенного значения. Дайте краткую характеристику.
2. Допрос – следственное действие. Сформулируйте определение и укажите материальные и процессуальные стороны.
Вариант № 3
1. Используя различные нормы права, приведите 4 примера управомачивающих норм права прямого и косвенного значения. Дайте краткую характеристику.
2. Осмотр – следственное действие. Сформулируйте определение и укажите материальные и процессуальные стороны.
Вариант № 4
1. Используя различные нормы права, приведите 4 примера бланкетных норм права прямого и косвенного значения. Дайте краткую характеристику.
2. Обыск – следственное действие. Сформулируйте определение и укажите материальные и процессуальные стороны.
Вариант № 5
1. Используя различные нормы права, приведите 4 примера отсылочных норм права прямого и косвенного значения. Дайте краткую характеристику.
2. Выемка – следственное действие. Сформулируйте определение и укажите материальные и процессуальные стороны.
Практическая работа № 8
«Договор»
Цель работы: научиться составлять договор на основе базовой структуры
Общие сведения:
1. Структура договора
Структура эта может быть весьма примитивной (пункты 1, 2, 3, 4, 5…), а может быть весьма сложной (много разделов, поделенных на параграфы, разбитые на статьи с пунктами и подпунктами).
Базовая (универсальная) структура такова:
1. Преамбула
2. Предмет договора
3. Права и обязанности сторон
4. Цены и порядок расчетов
5. Ответственность сторон
6. Срок действия договора
7. Прочие условия
8. Реквизиты и подписи сторон
Любой
договор условно можно разделить на
четыре части:
1. Преамбулу (или
вводную часть).
2. Предмет договора.
3. Дополнительные условия договора.
4. Прочие условия договора.
1. Преамбула (или
вводная часть).
1.
Наименование договора (договор купли
- продажи, поставки, комиссии, транспортных
услуг, аренды, совместной деятельности
и пр.).
Точное название договора дает
понять, какие он определяет правоотношения.
Однако необходимо помнить, что сущность
договора вытекает не из названия, а из
его содержания. Но, если название
отсутствует, договор сначала следует
прочитать, чтобы понять, о чем он, а уж
затем разбираться с ним по существу.
2.
Дата подписания договора. Она включает
число, месяц и год подписания. Со всеми
этими реквизитами связано правильное
установление момента заключения договора
и окончания срока его действия, а значит,
и определенные юридические последствия.
3. Место подписания договора (город
или населенный пункт). Указание на место
совершения сделки - не простая формальность,
оно имеет иногда большое юридическое
значение. По законодательству того
места, где совершается сделка, определяются:
а) правоспособность и дееспособность
лиц, заключивших сделку, б) форма сделки,
в) обязательства, возникшие из сделки
(правда, в последнем случае стороны в
договоре могут предусмотреть иное
положение - ст. 432 ГК РФ).
4. Полное фирменное наименование контрагента, под которым последний зарегистрирован в реестре государственной регистрации, а также сокращенное название сторон по договору ("Заказчик", "Покупатель", "Арендатор" и пр.).
5. Должности, фамилии, имена и отчества лиц, подписывающих договор, указания на их полномочия на подписание договора.
2. Предмет договора.
Данная
часть договора содержит его существенные
условия:
1. Предмет договора, т.е. о
чем конкретно договариваются стороны.
2.
Обязанности и права стороны по договору.
3.
Обязанности и права второй стороны по
договору.
4. Цена договора и порядок
расчетов и др.
5. Срок выполнения
сторонами своих обязательств.
Конкретное содержание этих условий
зависит от вида договора и от конкретной
ситуации его заключения.
3. Дополнительные
условия договора
Настоящий раздел включает в себя условия, которые не обязательно предусматривать в каждом договоре, но которые тем не менее существенно влияют на реализацию прав и обязанностей сторон.
1. Срок действия договора. Его необходимо указать, даже если названы сроки выполнения сторонами обязательств. Это обусловлено тем, что надлежит знать, когда договор прекращает свое действие и когда можно будет предъявить соответствующие требования к контрагенту.
2.
Ответственность сторон. Она обеспечивает
исполнение обязанностей сторонами в
случае нарушения условий договора одной
из них. Обычно здесь определены различного
рода санкции в виде пени, неустойки,
штрафа, уплачиваемых контрагентом, не
выполнившим своих обязательств в
отношении одного из согласованных
условий.
При составлении договора
можно предложить следующую методику
определения ответственности: против
каждой обязанности стороны должна быть
предусмотрена соответствующая
ответственность, в основном в виде
штрафной неустойки. Это означает, что
убытки при ненадлежащем исполнении
обязательств контрагента могут быть
взысканы с него сверх неустойки. Помните,
что если такой вид ответственности
отсутствует, неустойка является зачетной
и убытки с контрагента можно будет
взыскать в части, не покрытой неустойкой
(ст. 394 ГК РФ).
3. Способы обеспечения
обязательств (гл. 23 ГК РФ).
Российское
гражданское законодательство
предусматривает следующие основные
способы обеспечения обязательств (ст.
329 ГК РФ): неустойка, залог, удержание
имущества должника, поручительство,
банковская гарантия, задаток. Кроме
этого, могут быть предусмотрены и другие
способы, предусмотренные законом или
договором.
4. Основания изменения
или расторжения договора в одностороннем
порядке (гл. 29 ГК РФ).
5.
Условия о конфиденциальности информации
по договору.
6. Порядок разрешения
споров между сторонами по договору.
Все
споры между сторонами разрешаются в
соответствии с законодательством
Российской Федерации в арбитражном
суде. Однако стороны могут установить
и иное положение, в частности, предусмотреть
разбирательство споров не в арбитражном,
а в третейском суде, создаваемом либо
самими сторонами, либо в соответствии
с регламентом какого-либо постоянно
действующего третейского суда.
7. Особенности перемены лиц по договору. В этом пункте можно предусмотреть, что уступка права требования по договору может быть осуществлена только с согласия должника (ст. 388 ГК РФ).
4.
Прочие условия договора
Эти
условия могут включать следующие
вопросы:
1. Законодательство,
регулирующее отношения сторон (особенно
это важно для внешнеторговых контрактов).
2.
Особенности согласований связи между
сторонами.
Здесь для каждой стороны
указываются:
а)
лица, полномочные давать информацию и
решать вопросы, относящиеся к исполнению
договора. Это может формулироваться
двумя способами: с персональным указанием
полномочного лица (лиц) или с указанием
должностей;
б) сроки связи между
сторонами. Например: "... каждый вторник
с ______ ч.";
в) способы связи: телефон,
факс, телекс, телеграф, телетайп с
указанием их номеров и иных данных.
3.
Судьба преддоговорной работы и ее
результатов после подписания
договора.
Данный пункт содержит
положение, в соответствии с которым
стороны устанавливают, что после
подписания настоящего договора все
предварительные переговоры по нему,
переписка, предварительные соглашения
и протоколы о намерениях теряют силу.
4.
Реквизиты сторон:
а) почтовые
реквизиты;
б) местонахождение (адрес)
предприятия;
в) банковские реквизиты
сторон (номер расчетного счета, учреждение
банка, код банка, МФО или данные РКЦ);
г)
отгрузочные реквизиты (для железнодорожных
отправок, для контейнеров, для мелких
отправок).
Особое внимание уделите
наличию и правильности сведений,
касающихся банковских реквизитов вашего
контрагента, так как без них вам очень
трудно будет взыскать убытки.
5. Количество экземпляров договора.
6. Подписи сторон с приложением
каждой организации (предприятия).
Пример составления типового договора (необходимые выдержки)
Предмет договора
Статья 454 ГК РФ. Договор купли-продажи
1. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
2. К купле - продаже ценных бумаг и валютных ценностей положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если законом не установлены специальные правила их купли - продажи.
3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иным законом, особенности купли и продажи товаров отдельных видов определяются законами и иными правовыми актами.
4. Положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав.
5. К отдельным видам договора купли - продажи (розничная купля - продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Отличие договора купли-продажи от смежных договоров
По договору поставки в отличие от договора купли-продажи:
1. Цель приобретения товара - для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
2. Субъекты договора - физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, не могут выступать стороной договора поставки. Договор заключенный с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, не может быть признан договором поставки.
3. Срок передачи товара – не совпадает с моментом заключения договора. Договор, передача товара по которому осуществляется в момент его заключения (немедленно после заключения), договором поставки не является;
4. Предметом договора не могут быть имущественные права, недвижимость, ценные бумаги, валютные ценности.
Договор поставки является разновидностью договора купли-продажи.
От договора подряда
Договором подряда регулируется процесс производства работ, определяются права и обязанности сторон в этом процессе. В договоре купли-продажи регулирование отношений сторон в процессе производства вещи не производится.
Форма договора
Простая письменная.
Существенные условия договора
1. Условие о товаре – наименование, количество, в случае необходимости - индивидуально определяющие признаки (индивидуальный номер, адрес и технические характеристики объекта недвижимости и т.д.) – ст.ст.455, 465, 554 ГК РФ.
2. Цена и порядок расчетов – ст.ст.489, 555 ГК РФ.
3. Для договоров купли-продажи жилой недвижимости, в которой проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем - перечень этих лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением – ст.558 ГК РФ.
Основные гражданско-правовые риски
Продавца
1. Просрочка оплаты;
2. Просрочка или необоснованный отказ от приемки товара;
3. Уклонение покупателя от государственной регистрации договора в требуемых законом случаях.
Покупателя
1. Отсутствие у Продавца права распоряжаться товаром;
2. Просрочка передачи товара;
3. Продажа товара ненадлежащего качества, некомплектного, без необходимых документов и принадлежностей;
4. Уклонение продавца от государственной регистрации договора в требуемых законом случаях.
Риск случайной гибели
В соответствии со ст.459 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит к покупателю с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю, если иное не предусмотрено договором купли-продажи.
Риск случайной гибели или случайного повреждения товара, проданного во время его нахождения в пути, переходит к покупателю с момента заключения договора купли-продажи, если иное не предусмотрено таким договором или обычаями делового оборота.
Исполнение договора
1. Накладная или акт приема-передачи.
2. Иные документы, если они предусмотрены договором.
Основные налоговые риски
1. Признание экономически не обоснованными расходов, связанных с исполнением договора, которые в силу закона или договора должны осуществляться за счет контрагента (не должны осуществляться Вами), и потому Вами к учету приняты быть не могут (транспортные расходы и т.д.);
2. Признание внереализационным доходом полученных покупателем скидок.
Ход работы:
Выбрать вид договора согласно предложенной схемы:
1 вариант – А-Е / договор перевозки грузов
2 вариант – Ж-К / договор на оказание транспортно- экспедиционных услуг
3 вариант – Л-М / договор аренды транспортного средства
4 вариант – Н-У / договор фрахтования
5 вариант – Ф-Я / договор на оказание логистических услуг
Составить договор, используя пример договора «Аренды».
Типовой договор должен быть составлен на двух листах формата А4.
Практическая работа № 9
«Профсоюз»
Цель работы: оценить социальную защищенность в РФ
Ход работы:
Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Вопросы для проверки и обсуждения:
Почему я в профсоюзе?
Мотивация профсоюзного членства
Профсоюзы вчера, сегодня, завтра.
Пирамида потребностей и профсоюзы.
Организационное укрепление профсоюзов.
Информационная работа профсоюзов.
Кадровая политика профсоюзов.
Задание: подготовить сообщение на 5-10 минут по выбранной теме или разработать презентацию.
Оформление:
- для сообщения: формат А4, титульный лист, объем сообщения 2-3 листа, кегль 14, Times New Roman, список источников;
- для презентации: титульный лист, Times New Roman, кегль для текста – 20-22 и 30-32 для заголовков, 8-10 слайдов.
Список используемых источников
1.Проблемы и перспективы профсоюзного движения: сборник материалов XIII Региональной научно-практической конференции, 11 февраля 2022 г. / Акад. труда и соц. отношений, Краснояр. фил., Федерация профсоюзов Краснояр. края; редкол.: С. В. Гришаев, Н. А. Колесникова, Е. Н. Сочнева. – Москва: АТиСО, 2022. – 73 с.
2.Смелкова, Т. А., Уварова А. А., Шпортько Ю. В. Современные проблемы адаптации молодых специалистов в организации // Журнал «Научный лидер» выпуск 33 (35), Октябрь 2021. URL: https://scilead.ru/article/822-sovremennie-problemi-adaptatsii-molodikh-spets
3. Антонцев М. Профсоюзы: главное - защита прав работников // Охрана труда и соц. страхование. - 2017. - N 8. - С.3-11.
4.Беленко А. Какие профсоюзы нужны работнику // Представитель власти. - 2023. - Окт. (N 37). - С.6-7.
5.Борисенко М. Профсоюзное движение в России: каков вектор развития? // Власть. - 2018. - N 8. - С.35-38.
6.Вдовин В.Ф. Международная деятельность профсоюза работников РАН / В.Ф.Вдовин, Е.И.Щербаков // Вестн. Рос. акад. наук. - 2019. - Т.79, N 4. - С.309-311.
7.Иванова Е. Российские профессиональные объединения: статисты, стражи стабильности или проводники общественного развития? // Вопросы экономики. - 2023. - N 11. - С.112-128.
8. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" https://base.garant.ru/
Сквозная контрольная работа
1) посмотреть видеоролики по ссылкам
https://onliskill.ru/video/1893-profsoyuzy.html
https://rutube.ru/video/ecfa1abb37c7f3378c7d404c6ab88665/
https://yandex.ru/video/preview/16285412071043023471
2) написать эссе/ ответ на вопрос по теме «Профсоюз: вчера, сегодня, завтра». Формат А 4, 1-1,5 листа. Должно быть ваше мнение по данной организации, сделан сравнительный анализ (спросить у родителей) …;
3) трудовой договор. Описание на конкретном примере (своем или семьи). А4 не более 1 листа;
4) коллективный договор или допсоглашения по месту работы (описание на своем примере или семьи). Если не получится, то задание для выполнения группе подготовить. А4 не более 1 листа.
5) оформляем с титульным листом.
Практическая работа № 10
«Множественность преступлений»
Цель работы: научиться решать задачи на определение совокупности и множественности преступлений
Общее сведения:
Множественность преступления – это совершение одним и тем же лицом двух и более преступлений.
Признаки множественности преступлений:
1. Включает в себя не менее двух составов преступлений.
2. За каждым преступлением сохраняются определенные уголовно-правовые последствия (т.е. не утрачено основание для уголовной ответственности).
Отличие множественности от единичного преступления
Единое (единичное) преступление – это одно или несколько преступных деяний, которые содержат признаки одного и того же состава преступления.
От множественности преступлений необходимо отличать такие виды единичных преступления как:
1. Составные преступления – характеризуются тем, что их объективная сторона складывается из двух или более действий, каждое из которых образует самостоятельное преступления, но с учетом тесной связи этих преступных посягательств законодатель закрепляет их в качестве элементов объективной стороны единичного состава преступления (ст. 162 ).
2. Длящиеся преступления – такие деяния, которые осуществляются непрерывно в течение более или менее длительного времени вплоть до его прекращения (ст. 338 ).
3. Продолжаемые преступления – называются преступления, которые складываются из ряда последовательно совершаемых однородно-преступных деяний (ст. 117 ).
Виды множественности преступлений:
1. Совокупность (статья 17 УК РФ) – при совокупности лицо несет уголовную ответственность за каждое совершенное преступление.
Совокупность преступления подразделяется на реальную (субъект разными деяниями совершает несколько преступлений, квалифицируемых самостоятельно и идеальную.
2. Рецидив (статья 18 УК РФ) – от лат. возвращающийся – это совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенные умышленные преступления (т.е. за преступление по неосторожности – не рецидив). По характеру совершенных преступлений рецидив подразделяется на:
- опасный рецидив (часть 1 статьи 18 УК РФ),
- особо опасный рецидив (часть 3 статьи 18 УК РФ).
Следует отметить, что для признания наличия рецидива необходимо, чтобы прежние судимости имели уголовно-правовое значение (т.е. лицо осуждено, отбыло срок, но судимость не погашена).
Часть 5 статьи 18 УК РФ устанавливает более строгое наказание при рецидиве преступлений. Порядок назначения наказания при рассмотрении рецидива – в статье 68 УК РФ. Согласно статье 58 УК РФ, рецидив преступлений учитывается при назначении осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения.
3. Неоднократность преступления (статья 16 УК РФ, утратила силу согласно ФЗ №162 от 08.12.2003).
Ход работы:
Вариант № 1
Задача 1
Круглов совершил убийство Монина из личных неприязненных отношений. В это время в дом вошла жена Монина, которую Круглов убил с целью скрыть предыдущее убийство. Кроме того, для затруднения изобличения в совершенных преступлениях Круглов поджег дом Мониных.
Имеются ли в действиях Круглова признаки множественности?
Задача 2
Прохоров и Храмов систематически похищали спирт с предприятия, на котором они работали. Похищенный спирт они продавали по предварительной договоренности Сидорову.
Можно ли рассматривать действия Прохорова, Храмова и Сидорова как совершенные в соучастии? Если да, определить роль каждого из них.
Вариант № 2
Задача 1
В ноябре 2018г. Яковлев осужден по п.«н» ч. 2 ст:105 УК РФ. Квалифицируя деяние Яковлева как убийство, совершенное неоднократно, суд основывался на том, что ранее он был судим по ст. 103 УК РСФСР. По имеющимся в деле данным, за первое убийство Яковлев был осужден в 2012 году к 7 годам лишения свободы.
Имеется ли в действиях Яковлева множественность преступлений?
Задача 2
Кассир продовольственного магазина Ткаченко периодически и течение нескольких лет изымала из кассы по 30 - 100 рублей и тратила на свои личные нужды. Следствием установлено двадцать фактов изъятия ею денежных средств из кассы. Важно заметить, что одно или несколько преступлений совершила Ткаченко? Назовите форму и вид множественности, если таковая усматривается в ее действиях.
Вариант 3
Задача 1
Ганиев и Бадалов, находясь на железнодорожных путях, похитили 2 дроссельные перемычки длиной по 4 метра каждая, в результате чего была нарушен работа сигнализации и произошло крушение поезда. В своих показаниях на предварительном следствии они признали вину в совершении кражи перемычек, но отрицали, что имели умысел на крушение поезда.
Проанализируйте содеянное Ганиевым и Бадаловым с позиций учения о множественности преступлений и дайте ему уголовно-правовую оценку.
Задача 2
Волков, имея умысел на хищение компьютера, в январе 2022 года принёс из офиса к себе домой системный блок, в феврале 2022 года монитор, в марте 2022 Волков был задержан вахтёром при попытке вынести из офиса клавиатуру и компьютерную мышь. Каким образом следует квалифицировать действия Волкова. Имеется ли в данном случае множественность преступлений, если да, то определите её вид.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тимошинова Людмила Петровна
→ LudmilaTimoshinova 08.09.2024 0 479 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы