Статья по теме "Типовые технологические схемы основных технологических процессов"
Селезнева Светлана Николаевна
Заголовок
“Методические аспекты усовершенствования преподавания и оценивания качества знаний студентов по дисциплине “Типовые технологические схемы основных технологических процессов”
Анонс
В статье поставлена проблема о недостаточной разработке учебно-методического комплекса для преподавания и оценивания качества знаний студентов по специальным, инженерно-техническим дисциплинам, темам, входящим в междисциплинарные курсы. Предлагается решение данной проблемы по конкретной дисциплине.
Основное содержание статьи.
На сегодняшний день методика преподавания специальных, инженерных, технических дисциплин средне-профессионального звена не достаточно изучена, исследована. Преподаватели дисциплин, входящих в междисциплинарные курсы, испытывают проблемы, связанные с методикой преподавания и оценивания знаний студентов. Не достаточно разработаны методические комплексы, учебно-методические пособия, которые были бы направлены на формирование системного подхода к изучению спец. дисциплин [2; 3]. Проблемы, связанные с методикой преподавания и оценивания знаний студентов, можно решить путем разработки пособий для осуществления контроля качества усвоения знаний студентов. Одним из таких пособий служит рабочая тетрадь по дисциплине “Типовые технологические схемы основных технологических процессов”.
Дисциплина “Типовые технологические схемы основных технологических процессов” входит как тема 1.3 в состав междисциплинарного курса МДК 02.01 “Теоретические основы организации монтажа, ремонта, наладки систем автоматического управления, средств измерений и мехатронных систем” специальности 15.02.07 “Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)”. В результате изучения данной темы обучающиеся должны знать основные понятия и определения, устройство, конструкцию и принцип действия различного оборудования пищевой промышленности. Данные знания необходимы и актуальны для студентов специальности 15.02.07 “Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)” и служат дальнейшей базой, являющейся основой для изучения всего междисциплинарного курса и модуля в целом.
Для осуществления текущего, промежуточного контроля знаний студентов была разработана рабочая тетрадь по дисциплине “Типовые технологические схемы основных технологических процессов”. В этой тетради для студента уже выстроена, представлена система необходимых знаний по соответствующей дисциплине, которые студент должен закрепить, самостоятельно выполнив задания в данной тетради. Например, по схеме линии производства варено-копченых колбас написать названия обозначенных позиций
В тетради поэтапно представлены самые основные сведения о стадиях технологического производства, о комплексах оборудования различных производств, приведены машинно-аппаратурные схемы различных производственных линий [1, С.57].
Эта информация преподнесена студентам в сжатом, удобном для восприятия и усвоения - печатном виде и включает самые необходимые знания и представления о технологическом процессе, которыми должны владеть студенты на этапе освоения темы “Типовые технологические схемы основных технологических процессов” междисциплинарного курса. В тетради также представлены сведения о необходимых знаниях, умениях, практическом опыте, заложенные в ФГОС (федеральном государственном образовательном стандарте), которыми должен овладеть студент по изучению профессионального модуля, в который входит междисциплинарный курс и соответственно тема “Типовые технологические схемы основных технологических процессов”. Формируемая в ходе неоднократного выполнения заданий рабочей тетради система знаний об оборудовании и технологических линиях необходима для освоения не только междисциплинарного курса и модуля в целом, но также и смежных дисциплин, связанных с дипломным проектированием. Сам процесс заполнения данной рабочей тетради предполагает по окончании выполнения каждого задания сформировать у студента наглядно – образное представление оборудования, его расположение в технологической линии. Без знания условных обозначений оборудования студент не сможет “выстроить” технологическую линию, схему производства, “привязать” к оборудованию контрольно-измерительные приборы при дипломном проектировании.
Осознав в ходе выполнения задания сам процесс его решения, принцип построения производственных линий, обучающийся сможет самостоятельно смоделировать технологическую схему и входящее в нее оборудование любого производства. Предлагаемые студентам задания рабочей тетради направлены на то, чтобы сформировать и развить интерес у обучающихся к данной дисциплине, к смежным темам, а также к своей будущей специальности в целом. Для привлечения внимания студентов, снятия учебных стрессов и напряженности тетрадь “обогащена” яркими, красочными иллюстрациями, которые формируют приятный, положительный эмоциональный настрой у студента на работу с данным пособием.
Открыв тетрадь, студент также может ознакомиться с профессиональными и общими компетенциями, определенными ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартом), которыми должен обладать специалист.
Студенты также могут выдвигать свои предложения преподавателю по улучшению качества контроля и оценки знаний, усовершенствованию структуры и заданий рабочей тетради. Студенты также могут самостоятельно обогатить содержание рабочей тетради, приложив к выполненным заданиям диски с видеофильмами о соответствующих производствах. Творческие идеи, предложения студентов в этом направлении только приветствуются [4; 5].
В дальнейшем предполагается расширить комплекс учебно-методических пособий, которые помогут улучшить методику преподавания специальных дисциплин, сформировать у студентов целостную систему знаний и представлений об изучаемом предмете. При составлении учебно-методических пособий, рекомендаций следует учитывать то, что они должны быть направлены, нацелены, не только на формирование у студентов системы знаний по теме (дисциплине), но и на развитие у студентов осознания системного принципа, поэтапного подхода к освоению специальных дисциплин, их междисциплинарной связи, достичь этого, возможно, предварительно сформировав у студентов интерес, мотивацию, и даже потребность к освоению знаний, преподнесенных обучающимся в оптимальном для их восприятия виде.
Подобно рода рабочие тетради, а также тесты, учебно-методические пособия, инструкционные карты, видео-уроки, презентации, кроссворды, позволят обогатить методический комплекс специальных, инженерных, технических дисциплин.
Библиография
1. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин. - М.: Наука, 1976. – 357 с.
2. Дуранов, М. Е. Педагогический процесс и педагогическая деятельность:
проблемы, исследование и организация: монография / М. Е. Дуранов. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 304 с.
3. Калашникова Л. М. Педагогические условия реализации современной организации преподавания специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: автореф. дисс. … канд. педагог. наук / Калашникова Любовь Михайловна. – М., 2012. – 34 с.
4. Новые образовательные технологии//Профессиональное образование: Материалы Международной заочной научно-практической конференции, 24 декабря 2012г.–Чебоксары: Изд-во Московского государственного университета технологий и управления, 2012. – Т. 1. – c. 422.
5. Педагогические технологии в системе дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [текст] / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров и др.; под ред. Е.С. Полат.– М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 400 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Селезнева Светлана Николаевна
→ prosharennyibot 11.08.2016 0 2569 159 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы