Рабочая учебная программа по дисциплине "Живопись" для специальности 072501 "Дизайн"
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
СТАВРОПОЛЬСКОЕ КРАЕВОЕ УЧИЛИЩЕ ДИЗАЙНА
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор
Ставропольского краевого
училища дизайна
__________В.Н.Арзуманов
«___» ____________200 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
ЖИВОПИСЬ
Специальность 072501 «Дизайн»,
Среднего профессионального образования
(базовый уровень)
специализация:
«Дизайн среды»
«Дизайн графики»
«Дизайн костюма»
«Дизайн прикладного искусства»
Пятигорск
2012
Рабочая учебная программа по дисциплине «Живопись» соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности: 072501 «Дизайн». Специализация: «Дизайн среды» среднего профессионального образования.
Одобрено цикловой комиссией ГБОУСПО СК «Ставропольское краевое училище дизайна» (техникум)
преподаватель Ставропольского
краевого училища дизайна,
председатель цикловой комиссии
обще-профессиональных дисциплин,
член «Союза художников РФ». Заместитель директора по УР
_________________А.А. Яковлев _____________С.В. Назаренко
Составитель: Гилаш Н.С. Преподаватель специальных дисциплин
ГБОУСПО СК «Ставропольское краевое училище дизайна»
Рецензент: Назаренко С.В. Преподаватель специальных дисциплин
ГБОУСПО СК «Ставропольское краевое
училище дизайна»
СОДЕРЖАНИЕ.
Пояснительная записка
Тематический план
Содержание дисциплины
Литература
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
« Живопись – это сама жизнь. В ней природа предстаёт перед душой без посредников, без покровов, без условностей. Поэзия неосязаема. Музыка неосязаема. Скульптура условна. Но живопись, особенно в пейзаже, это что-то реальное. Поэты, музыканты, скульпторы, я не хочу умалить вашу славу. Ваш жребий тоже
прекрасен. Но да воздастся каждому по справедливости! »
Эжен Делакруа.
Курс живописи в художественном училище направлен на всестороннее художественное развитие учащихся: на развитие художественного восприятия, на овладение теоретическими знаниями основ живописи, и прежде всего, на практическое овладение профессиональными навыками, художественными средствами изображения действительности.
Эти задачи отражают последовательную цепь взаимосвязанных заданий, усложняющихся от курса к курсу и осуществляемых на основе работы с натуры. Каждому курсу обучения соответствуют цели и задачи, которые должны быть ясно выражены в учебной постановке.
Метод обучения живописи базируется на всестороннем изучении натуры. Решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучения формы, тона, материальности. Во всех заданиях по живописи необходимо строгое соблюдение грамотного рисунка.
В процессе обучения преподавателю нужно учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, бережно сохраняя и развивая положительные стороны его дарования.
Все полученные в училище знания и навыки подкрепляются домашними работами. Работа дома должна носить характер повторения и выявления индивидуальных особенностей учащихся.
ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ « ЖИВОПИСИ ».
Натюрморт.
В работе над натюрмортом студент должен:
грамотно скомпоновать натюрморт;
передавать пропорции и характер предметов;
подчинять главное и второстепенное;
пользоваться средствами линейной и воздушной перспективы;
уметь «лепить» форму предметов в пространстве цветом и светотенью.
решить тональность и тепло-холодность натюрморта (ограниченная палитра);
в дальнейшем выбирать правильно колористическое решение натюрморта.
Рисунок пейзажа
В работе над пейзажем студент должен:
знать законы линейной и воздушной перспективы;
уметь выбирать точку зрения, определять линию горизонта;
передавать пространственную глубину цветом и тоном;
Рисунок фигуры человека.
При рисовании фигуры человека студент должен:
знать основные пропорции фигуры человека;
передавать фигуру человека объёмно-конструктивным методом, лепить форму цветом и тоном.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Наименование разделов и тем
|
Часы |
|
курс 1 семестр.
|
72 |
1. |
Введение.
|
4 |
2. |
Тема 1. Этюды листьев.
|
8 |
3. |
Тема 2. Гризайль. Натюрморт из трех предметов быта.
|
16 |
4. |
Тема 3. Натюрморт из двух предметов быта. Ограниченная а палитра.
|
16 |
5. |
Тема 4. Натюрморт из предметов, сближенных по цвету ( в теплой и холодной гамме ).
|
28 |
|
1 курс 2 семестр
|
72 |
6. |
Тема 5. Гризайль. Натюрморт из предметов четких и ясных по Форме.
|
16 |
7. |
Тема 6. Драпировка.
|
12 |
8. |
Тема 7. Натюрморт из предметов, сближенных по цвету ( в теплой и в холодной гамме ).
|
28 |
9. |
Тема 8. Натюрморт из предметов быта, простых по форме, различных по материальности ( контрольное задание)
|
16 |
|
2 курс 3 семестр
|
72 |
10. |
Тема 9. Несложный осенний натюрморт.
|
16 |
11. |
Тема 10. Натюрморт из крупных предметов быта в интерьере
|
20 |
12. |
Тема 11. Натюрморт с гипсовым орнаментом или гипсовой Вазой, с драпировкой.
|
20 |
13. |
Тема 12. Натюрморт с черепом.
|
20 |
|
курс 4 семестр
|
68 |
15. |
Тема 13. Натюрморт в усложненных условиях освещения.
|
24 |
16. |
Тема 14. Гипсовая голова. Гризайль.
|
20 |
16. |
Тема 15. Натюрморт с гипсовой головой.
|
24 |
|
3 курс 5 семестр |
72
|
17. |
Тема 16. Осенний натюрморт.
|
12 |
18. |
Тема 17. Этюд головы молодой натурщицы.
|
20 |
19.
|
Тема 18. Этюд головы натурщика. |
20 |
20. |
Тема 19. Этюд головы натурщицы в головном уборе.
|
20 |
|
курс 6 семестр
|
64 |
21. |
Тема 20. Голова натурщика с плечевым поясом.
|
20 |
22.
|
Тема 21. Этюд мужской одетой полуфигуры. |
22 |
23.
|
Тема 22. Этюд обнаженной мужской полуфигуры. |
22 |
|
4 курс 7 семестр
|
108 |
24.
|
Тема 23. Осенний натюрморт. |
18 |
25. |
Тема 24. Натюрморт в интерьере.
|
20 |
26. |
Тема 25. Этюд головы натурщика.
|
30 |
27.
|
Тема 26. Этюд обнаженной женской фигуры. |
40 |
|
курс 8 семестр
|
48 |
28.
|
Тема 27. Этюд женской головы ( портрет ). |
22 |
29.
|
Тема 28. Этюд одетой фигуры в интерьере. |
26 |
|
ВСЕГО: |
576 |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
КУРС
Основные задачи 1 курса.
Освоение техники акварели – 1 семестр. Знакомство с работой темперными красками – 2 семестр.
При переходе на 2 курс учащиеся должны овладеть, умениями правильно использовать материалы и инструменты живописи, содержать их в рабочем состоянии, овладеть приемами натяжения ватмана, уметь скомпоновать натюрморт. Научится работать цветовыми отношениями, лепить форму цветом, передавать материальность предметов с учетом условий среды и состояния освещенности.
1 курс 1 семестр.
Введение.
Акварель. Свойства, особенности и возможности материала. Метод работы (аля-прима и многослойный ).
Тема 1. Этюды листьев.
Задача: выявление уровня подготовки учащихся.
Тема 2. Гризайль. Натюрморт из предметов четких и ясных по форме.
Натюрморт составляется из предметов разной тональности. При естественном освещении.
Задача: передача больших тональных отношений. Изучая светотень (блики, свет, полутень, тень, рефлекс). Лепка формы предметов тоном.
Тема 3. Натюрморт из двух предметов. Ограниченная палитра.
Задача: верная передача тоновых и тепло-холодных отношений.
Тема 4. Натюрморт из предметов, сближенных по цвету (в теплой гамме и холодной гамме).
Задача: выявления различия сближенных цветов, путем сравнения цветовых отношений и умения их гармонизировать.
курс 2 семестр.
Техника живописи темперными красками. Свойства, особенности и возможности материала. Методы работы. Кисти. Организация палитры.
Тема 5. Гризайль. Натюрморт из предметов четких и ясных по форме.
Натюрморт составляется из предметов различной тональности. При естественном освещении. Техника гризайль (белила, умбра натуральная или жженая, марс темный, синяя или голубая краски).
Задача: знакомство с темперными красками, передача больших тональных и тепло-холодных отношений.
Тема 6. Драпировка.
Задача: разобрать пространство и вылепить цветом объем драпировки.
Тема 7. Натюрморт из предметов, сближенных по цвету ( в холодной гамме и теплой гамме ).
Задача: передача больших цветовых и тональных отношений. Нахождения различия оттенков сближенных цветов. Передача пространства.
Задача: передать большие тональные и цветовые отношения. Найти различия оттенков сближенных цветов. Передача пространства.
Тема 8. Натюрморт из предметов быта, простых по форме, различных по материальности (контрольное задание).
Задача: применить все знания, полученные на первом году обучения. Передача материальности. Лепка формы цветом, при ясном и выразительном композиционном решении. Цельность колористического и тонального решения. Последовательность ведения этюда.
КУРС
Основные задачи 2 курса.
Решение новых пространственных задач в натюрморте. Освоение более сложной формы, через рельеф к объему. Переход к изображению головы человека.
2 курс 3 семестр.
Тема 9. Несложный осенний натюрморт.
В постановке желательно использовать натуральные овощи и фрукты.
Задача: развитие эмоционального восприятия натуры, чувства цвета, гармонии.
Тема 10. Натюрморт из крупных предметов быта в интерьере.
Задача: передача пространства живописной среды.
Тема 11. Натюрморт с гипсовым орнаментом или гипсовой вазой с драпировкой.
Задача: наряду с общим цветом и тональным решением постановки, более конкретно пролепить форму гипса и передать характер складок.
Тема 12. Натюрморт с черепом (или гипсовой маской).
Натюрморт с черепом как переходное задание к изображению головы, не следует перегружать лишними предметами.
Задача: лепка формы средствами живописи (цветовые контрасты, светотень).
2 курс 4 семестр.
Тема 13. Натюрморт в усложнённых условиях освещения.
Натюрморт может быть поставлен против света на фоне окна и пейзажа за ним, носить тематический характер.
Задача: передача состояния среды, условий освещенности и воздушной перспективы.
Тема 14. Гипсовая голова (гризайль).
Задача: последовательное ведение этюда. Передача большой формы. Проработка деталей лицевой части. Цельность тонального решения.
Тема 15. Натюрморт с гипсовой головой.
Задача: передача объема материала, пространства, условий освещенности и среды.
Примечание: гипсовая голова является главным объектом постановки, но лепка сложной формы рассматривается в комплексе всех живописно-пластических задач.
3 КУРС.
Основные задачи 3 курса.
Развитие у студентов активного восприятия цвета, чувства цветовой гармонии. Закрепления и углубление профессиональных навыков в работе над головой. Переход к рисованию одетой полуфигуры человека. Уметь правильно компоновать полуфигуры в пространстве ватмана.
3 курс 5 семестр.
Тема 16. Осенний натюрморт.
Для натюрморта можно использовать осенние листья, ветки рябины, грибы и драпировки. Освещение по усмотрению педагога.
Задача: развитие чувства цветовой гармонии, повышения декоративной выразительности цвета в живописи.
Тема 17. Этюд головы молодой натурщицы.
Задача: живописное решение с детальной проработкой (глаза, нос, рот).
Тема 18. Этюд головы натурщика.
Задача: передача характера модели. Колористическое решение этюда.
Тема 19. Этюд головы натурщицы в головном уборе.
Задача: колористическое решение, лепка формы, передача характера модели.
Примечание: в композиционное решение следует включать часть торса натурщиц.
курс 6 семестр
Тема 20. Голова натурщика с плечевым поясом.
Модель с ясно выраженной формой шеи. Освещение боковое.
Задача: выявление взаимосвязи головы с плечевым поясом и лепка формы цветом.
Тема 21. Этюд одетой мужской полуфигуры.
Постановка должна быть лаконичной, движения просты, силуэт ясно читаемый.
Задача: компоновка этюда на листе ватмана, выявление связи торса и рук. Передача больших цветовых отношений и большой формы.
Тема 22. Этюд обнаженной мужской полуфигуры.
Модель сидящая, постановка проста, лаконична, без лишних драпировок.
Задача: изучение формы обнаженного тела и взаимосвязь отдельных его частей.
КУРС.
Основные задачи 4 курса.
Усложнение задач в решении натюрморта. Закрепление знаний в работе над одетой полуфигурой, в передаче характера модели. Переход к фигуре: композиционное решение, анатомически грамотное изображение форм человеческого тела в их взаимосвязи, передача среды, пространства, условий освещенности.
4 курс 7 семестр.
Тема 23. Осенний натюрморт.
Натюрморт, достаточно сложный по подбору предметов, овощей и фруктов, драпировок. В постановке необходимо создать условия эмоционального, образного подхода к решению темы. Освещение по усмотрению педагога.
Задача: применение изобразительных средств (композиционный и цветовой строй) в образных целях.
Тема 24. Натюрморт в интерьере.
Натюрморт, достаточно сложный по подбору предметов, пластически связанных с интерьером.
Задача: комплексное и цветовое решение. Художественность исполнения.
Тема 25. Этюд головы натурщицы.
Постановка ставится в более сложном повороте, характерном для данной модели.
Задача: передача характера модели, колористическое решение этюда.
Тема 26. Этюд обнаженной женской фигуры.
Усложняется движение (сидя). Окружение должно способствовать влиянию тонкого колорита тела.
Задача: целостное композиционно-живописное решение с проработкой форм.
4 курс 8 семестр.
Тема 27. Этюд женской головы (портрет).
Необходимо максимально выявить характер модели.
Задача: передача характера, колористическое решение.
Тема 28. Этюд одетой фигуры в интерьере.
Необходимо живописно-пластическое и смысловое единство фигуры, костюма, интерьера и возможных деталей.
Задача: композиционное и живописное решение фигуры в предложенной среде и пространстве.
ЛИТЕРАТУРА.
Беда Г. В. Живопись и ее изобразительные средства. - М. Просвещение. 1977.
Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. - М. Просвещение. 1981.
Никодеми Г. Б. Акварель и темпера. – 2002.
Школа изобразительного искусства. 10 выпусков, издание 3. М. 1986.
Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М. Искусство, 1984.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гилаш Наталья Сергеевна
→ Гилашка 16.09.2012 1 5905 674 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.