Рабочая учебная программа по дисциплине "Живопись" для специальности 072501 "Дизайн"


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

СТАВРОПОЛЬСКОЕ КРАЕВОЕ УЧИЛИЩЕ ДИЗАЙНА


«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор

Ставропольского краевого

училища дизайна

__________В.Н.Арзуманов

«___» ____________200 г.



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



по дисциплине


ЖИВОПИСЬ


Специальность 072501 «Дизайн»,

Среднего профессионального образования

(базовый уровень)

специализация:

«Дизайн среды»

«Дизайн графики»

«Дизайн костюма»

«Дизайн прикладного искусства»














Пятигорск

2012

Рабочая учебная программа по дисциплине «Живопись» соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности: 072501 «Дизайн». Специализация: «Дизайн среды» среднего профессионального образования.




Одобрено цикловой комиссией ГБОУСПО СК «Ставропольское краевое училище дизайна» (техникум)





преподаватель Ставропольского

краевого училища дизайна,

председатель цикловой комиссии

обще-профессиональных дисциплин,

член «Союза художников РФ». Заместитель директора по УР




_________________А.А. Яковлев _____________С.В. Назаренко






Составитель: Гилаш Н.С. Преподаватель специальных дисциплин

ГБОУСПО СК «Ставропольское краевое училище дизайна»




Рецензент: Назаренко С.В. Преподаватель специальных дисциплин

ГБОУСПО СК «Ставропольское краевое

училище дизайна»









СОДЕРЖАНИЕ.


  1. Пояснительная записка

  2. Тематический план

  3. Содержание дисциплины

  4. Литература








































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


« Живопись – это сама жизнь. В ней природа предстаёт перед душой без посредников, без покровов, без условностей. Поэзия неосязаема. Музыка неосязаема. Скульптура условна. Но живопись, особенно в пейзаже, это что-то реальное. Поэты, музыканты, скульпторы, я не хочу умалить вашу славу. Ваш жребий тоже

прекрасен. Но да воздастся каждому по справедливости! »

Эжен Делакруа.

Курс живописи в художественном училище направлен на всестороннее художественное развитие учащихся: на развитие художественного восприятия, на овладение теоретическими знаниями основ живописи, и прежде всего, на практическое овладение профессиональными навыками, художественными средствами изображения действительности.

Эти задачи отражают последовательную цепь взаимосвязанных заданий, усложняющихся от курса к курсу и осуществляемых на основе работы с натуры. Каждому курсу обучения соответствуют цели и задачи, которые должны быть ясно выражены в учебной постановке.

Метод обучения живописи базируется на всестороннем изучении натуры. Решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучения формы, тона, материальности. Во всех заданиях по живописи необходимо строгое соблюдение грамотного рисунка.

В процессе обучения преподавателю нужно учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, бережно сохраняя и развивая положительные стороны его дарования.

Все полученные в училище знания и навыки подкрепляются домашними работами. Работа дома должна носить характер повторения и выявления индивидуальных особенностей учащихся.













ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ « ЖИВОПИСИ ».


Натюрморт.


В работе над натюрмортом студент должен:

  • грамотно скомпоновать натюрморт;

  • передавать пропорции и характер предметов;

  • подчинять главное и второстепенное;

  • пользоваться средствами линейной и воздушной перспективы;

  • уметь «лепить» форму предметов в пространстве цветом и светотенью.

  • решить тональность и тепло-холодность натюрморта (ограниченная палитра);

  • в дальнейшем выбирать правильно колористическое решение натюрморта.

Рисунок пейзажа


В работе над пейзажем студент должен:

  • знать законы линейной и воздушной перспективы;

  • уметь выбирать точку зрения, определять линию горизонта;

  • передавать пространственную глубину цветом и тоном;


Рисунок фигуры человека.


При рисовании фигуры человека студент должен:

  • знать основные пропорции фигуры человека;

  • передавать фигуру человека объёмно-конструктивным методом, лепить форму цветом и тоном.















ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование разделов и тем



Часы



  1. курс 1 семестр.



72


1.


Введение.



4


2.


Тема 1. Этюды листьев.



8


3.


Тема 2. Гризайль. Натюрморт из трех предметов быта.



16


4.


Тема 3. Натюрморт из двух предметов быта. Ограниченная а палитра.


16


5.


Тема 4. Натюрморт из предметов, сближенных по цвету ( в

теплой и холодной гамме ).



28



1 курс 2 семестр


72


6.


Тема 5. Гризайль. Натюрморт из предметов четких и ясных по

Форме.



16


7.


Тема 6. Драпировка.



12


8.


Тема 7. Натюрморт из предметов, сближенных по цвету ( в

теплой и в холодной гамме ).



28


9.


Тема 8. Натюрморт из предметов быта, простых по форме,

различных по материальности ( контрольное задание)



16



2 курс 3 семестр



72


10.


Тема 9. Несложный осенний натюрморт.



16


11.


Тема 10. Натюрморт из крупных предметов быта в интерьере



20


12.


Тема 11. Натюрморт с гипсовым орнаментом или гипсовой

Вазой, с драпировкой.



20


13.


Тема 12. Натюрморт с черепом.


20


  1. курс 4 семестр



68


15.


Тема 13. Натюрморт в усложненных условиях освещения.



24


16.


Тема 14. Гипсовая голова. Гризайль.



20


16.


Тема 15. Натюрморт с гипсовой головой.



24



3 курс 5 семестр


72


17.


Тема 16. Осенний натюрморт.



12


18.


Тема 17. Этюд головы молодой натурщицы.


20


19.



Тема 18. Этюд головы натурщика.


20


20.


Тема 19. Этюд головы натурщицы в головном уборе.


20



  1. курс 6 семестр



64


21.


Тема 20. Голова натурщика с плечевым поясом.



20


22.



Тема 21. Этюд мужской одетой полуфигуры.


22


23.



Тема 22. Этюд обнаженной мужской полуфигуры.


22



4 курс 7 семестр



108


24.



Тема 23. Осенний натюрморт.


18


25.


Тема 24. Натюрморт в интерьере.



20


26.


Тема 25. Этюд головы натурщика.



30


27.



Тема 26. Этюд обнаженной женской фигуры.


40



  1. курс 8 семестр



48


28.



Тема 27. Этюд женской головы ( портрет ).


22


29.



Тема 28. Этюд одетой фигуры в интерьере.


26


ВСЕГО:

576







































СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.



  1. КУРС


Основные задачи 1 курса.


Освоение техники акварели – 1 семестр. Знакомство с работой темперными красками – 2 семестр.

При переходе на 2 курс учащиеся должны овладеть, умениями правильно использовать материалы и инструменты живописи, содержать их в рабочем состоянии, овладеть приемами натяжения ватмана, уметь скомпоновать натюрморт. Научится работать цветовыми отношениями, лепить форму цветом, передавать материальность предметов с учетом условий среды и состояния освещенности.


1 курс 1 семестр.

Введение.

Акварель. Свойства, особенности и возможности материала. Метод работы (аля-прима и многослойный ).



Тема 1. Этюды листьев.

Задача: выявление уровня подготовки учащихся.



Тема 2. Гризайль. Натюрморт из предметов четких и ясных по форме.

Натюрморт составляется из предметов разной тональности. При естественном освещении.

Задача: передача больших тональных отношений. Изучая светотень (блики, свет, полутень, тень, рефлекс). Лепка формы предметов тоном.



Тема 3. Натюрморт из двух предметов. Ограниченная палитра.

Задача: верная передача тоновых и тепло-холодных отношений.



Тема 4. Натюрморт из предметов, сближенных по цвету (в теплой гамме и холодной гамме).

Задача: выявления различия сближенных цветов, путем сравнения цветовых отношений и умения их гармонизировать.



  1. курс 2 семестр.



Техника живописи темперными красками. Свойства, особенности и возможности материала. Методы работы. Кисти. Организация палитры.



Тема 5. Гризайль. Натюрморт из предметов четких и ясных по форме.

Натюрморт составляется из предметов различной тональности. При естественном освещении. Техника гризайль (белила, умбра натуральная или жженая, марс темный, синяя или голубая краски).

Задача: знакомство с темперными красками, передача больших тональных и тепло-холодных отношений.


Тема 6. Драпировка.

Задача: разобрать пространство и вылепить цветом объем драпировки.



Тема 7. Натюрморт из предметов, сближенных по цвету ( в холодной гамме и теплой гамме ).

Задача: передача больших цветовых и тональных отношений. Нахождения различия оттенков сближенных цветов. Передача пространства.

Задача: передать большие тональные и цветовые отношения. Найти различия оттенков сближенных цветов. Передача пространства.



Тема 8. Натюрморт из предметов быта, простых по форме, различных по материальности (контрольное задание).

Задача: применить все знания, полученные на первом году обучения. Передача материальности. Лепка формы цветом, при ясном и выразительном композиционном решении. Цельность колористического и тонального решения. Последовательность ведения этюда.



  1. КУРС


Основные задачи 2 курса.


Решение новых пространственных задач в натюрморте. Освоение более сложной формы, через рельеф к объему. Переход к изображению головы человека.

2 курс 3 семестр.



Тема 9. Несложный осенний натюрморт.

В постановке желательно использовать натуральные овощи и фрукты.

Задача: развитие эмоционального восприятия натуры, чувства цвета, гармонии.



Тема 10. Натюрморт из крупных предметов быта в интерьере.

Задача: передача пространства живописной среды.


Тема 11. Натюрморт с гипсовым орнаментом или гипсовой вазой с драпировкой.

Задача: наряду с общим цветом и тональным решением постановки, более конкретно пролепить форму гипса и передать характер складок.



Тема 12. Натюрморт с черепом (или гипсовой маской).

Натюрморт с черепом как переходное задание к изображению головы, не следует перегружать лишними предметами.

Задача: лепка формы средствами живописи (цветовые контрасты, светотень).





2 курс 4 семестр.



Тема 13. Натюрморт в усложнённых условиях освещения.

Натюрморт может быть поставлен против света на фоне окна и пейзажа за ним, носить тематический характер.

Задача: передача состояния среды, условий освещенности и воздушной перспективы.



Тема 14. Гипсовая голова (гризайль).

Задача: последовательное ведение этюда. Передача большой формы. Проработка деталей лицевой части. Цельность тонального решения.



Тема 15. Натюрморт с гипсовой головой.

Задача: передача объема материала, пространства, условий освещенности и среды.

Примечание: гипсовая голова является главным объектом постановки, но лепка сложной формы рассматривается в комплексе всех живописно-пластических задач.





3 КУРС.


Основные задачи 3 курса.


Развитие у студентов активного восприятия цвета, чувства цветовой гармонии. Закрепления и углубление профессиональных навыков в работе над головой. Переход к рисованию одетой полуфигуры человека. Уметь правильно компоновать полуфигуры в пространстве ватмана.



3 курс 5 семестр.



Тема 16. Осенний натюрморт.

Для натюрморта можно использовать осенние листья, ветки рябины, грибы и драпировки. Освещение по усмотрению педагога.

Задача: развитие чувства цветовой гармонии, повышения декоративной выразительности цвета в живописи.


Тема 17. Этюд головы молодой натурщицы.

Задача: живописное решение с детальной проработкой (глаза, нос, рот).



Тема 18. Этюд головы натурщика.

Задача: передача характера модели. Колористическое решение этюда.



Тема 19. Этюд головы натурщицы в головном уборе.

Задача: колористическое решение, лепка формы, передача характера модели.

Примечание: в композиционное решение следует включать часть торса натурщиц.


  1. курс 6 семестр


Тема 20. Голова натурщика с плечевым поясом.

Модель с ясно выраженной формой шеи. Освещение боковое.

Задача: выявление взаимосвязи головы с плечевым поясом и лепка формы цветом.



Тема 21. Этюд одетой мужской полуфигуры.

Постановка должна быть лаконичной, движения просты, силуэт ясно читаемый.

Задача: компоновка этюда на листе ватмана, выявление связи торса и рук. Передача больших цветовых отношений и большой формы.


Тема 22. Этюд обнаженной мужской полуфигуры.

Модель сидящая, постановка проста, лаконична, без лишних драпировок.

Задача: изучение формы обнаженного тела и взаимосвязь отдельных его частей.




  1. КУРС.


Основные задачи 4 курса.


Усложнение задач в решении натюрморта. Закрепление знаний в работе над одетой полуфигурой, в передаче характера модели. Переход к фигуре: композиционное решение, анатомически грамотное изображение форм человеческого тела в их взаимосвязи, передача среды, пространства, условий освещенности.


4 курс 7 семестр.



Тема 23. Осенний натюрморт.

Натюрморт, достаточно сложный по подбору предметов, овощей и фруктов, драпировок. В постановке необходимо создать условия эмоционального, образного подхода к решению темы. Освещение по усмотрению педагога.

Задача: применение изобразительных средств (композиционный и цветовой строй) в образных целях.



Тема 24. Натюрморт в интерьере.

Натюрморт, достаточно сложный по подбору предметов, пластически связанных с интерьером.

Задача: комплексное и цветовое решение. Художественность исполнения.



Тема 25. Этюд головы натурщицы.

Постановка ставится в более сложном повороте, характерном для данной модели.

Задача: передача характера модели, колористическое решение этюда.



Тема 26. Этюд обнаженной женской фигуры.

Усложняется движение (сидя). Окружение должно способствовать влиянию тонкого колорита тела.

Задача: целостное композиционно-живописное решение с проработкой форм.


4 курс 8 семестр.



Тема 27. Этюд женской головы (портрет).

Необходимо максимально выявить характер модели.

Задача: передача характера, колористическое решение.



Тема 28. Этюд одетой фигуры в интерьере.

Необходимо живописно-пластическое и смысловое единство фигуры, костюма, интерьера и возможных деталей.

Задача: композиционное и живописное решение фигуры в предложенной среде и пространстве.


















ЛИТЕРАТУРА.


  1. Беда Г. В. Живопись и ее изобразительные средства. - М. Просвещение. 1977.

  2. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. - М. Просвещение. 1981.

  3. Никодеми Г. Б. Акварель и темпера. – 2002.

  4. Школа изобразительного искусства. 10 выпусков, издание 3. М. 1986.

  5. Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М. Искусство, 1984.





































Полный текст материала Рабочая учебная программа по дисциплине "Живопись" для специальности 072501 "Дизайн" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гилаш Наталья Сергеевна  Гилашка
16.09.2012 1 5890 674

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК