Методы и формы обучения на уроках информатики как средство формирования личности, способной жить в условиях информационного общества


Государственное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 212

Фрунзенского района Санкт-Петербурга





Методы и формы обучения на уроках информатики как средство формирования личности, способной жить в условиях информационного общества.





Учитель информатики

Селезнева Регина Сергеевна



























2011-2012 учебный год

Источники информации:

  1. Малеев В.В.. Общая методика преподавания информатики. Учебное пособие. Воронеж. 2005 г.

  2. 2. Лапчик М.П., Семакин И.Г. Методика преподавания информатики.













































Одним из важнейших проблем современного общества является формирование социально активной личности. Успешность социализации подрастающего поколения во многом зависит  от его социального окружения, того формирующего личность пространства, которое окружает  ребенка.  В наши дни современная школа, по моему мнению, должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач современной школы заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Я считаю, что главные приоритеты на которых должно базироваться образование в школе - развитии ИКТ грамотности учащихся и формировании ИКТ - компетентности на всех ступенях обучения.

Сегодня предмет информатика рассматривается как важнейший компонент общего образования, играющий значимую роль в решении таких задач, как формирование целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков качеств личности учащихся. Курс информатики в современной школе обеспечивает формирование информационной картины мира, систематизировано рассматривает информационные процессы в природе, обществе и технике. При этом важное значение уделяется развитию мышления учащихся. Учащиеся овладевают современными методами научного познания, формируют системное и творческое мышление.

На этой основе и сформировалась главная цель моей работы в школе как учителя информатики, а именно – это содействие формированию личности, способной жить в условиях информационного общества.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • - создание условий для формирования элементов информационной культуры учащихся;

  • - создание условий для овладения навыками самообразования и саморазвития;

  • - интеграция преподавания информатики и ИКТ с другими предметными областями;

  • - создание условий для выявления одаренности учащихся.

Каким образом мною решаются данные задачи?

Большое значение имеют средства обучения предмета «информатика»: кабинет вычислительной техники и программное обеспечение. В систему средств обучения входят не только учебники и учебно-методические материалы, но и сами компьютеры, которые образуют единую комплексную среду. Эта среда и позволяет мне как учителю достигать поставленных целей обучения, программные средства, объектно-ориентированные программные системы, обеспечивающие формирование культуры учебной деятельности, (например, текстовый редактор, база данных, электронные таблицы, различные графические системы), а также учебное демонстрационное оборудование, сопрягаемое с ЭВМ.

Формы и методы обучения информатики. Основной формой организации работы с учащимися по предмету является урок.

В процессе преподавания информатики я столкнулась со следующей проблемой, которую решить традиционными методами обучения очень сложно:

  • различие уровня знаний и умений школьников по информатике и информационным технологиям;

Поэтому приходиться искать наиболее эффективные формы проведения уроков по информатике. В своей педагогической практике я применяю следующие формы уроков:

    1. Урок - исследование. Примером может служить урок «моделирование биологических процессов». Цель моделирования является прогнозирование благоприятных и неблагоприятных дней для разного рода деятельности на основе исследования и анализа биоритмов человека. На основании расчетов строится диаграмма биоритмов.

    2. Урок – лекция с сопровождением средств мультимедиа. Например, по теме: «Компьютерные сети». Начитывается теоретический материал, который сопровождается презентацией, дети его прослушивают и записывают. Зачастую в таких уроках присутствует элемент урока-беседы, когда между учителем и учениками завязывается диалог по каким-либо вопросам, возникающим в процессе объяснения урока.

    3. Урок – практикум. На таком уроке дается общее задание для всех учащихся класса, выполняемое на компьютере.  Подготовка к практикуму и выполнение происходит на одном или двух уроках. Цель таких работ проверить практические умения, навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач. Задания для практической работы учащиеся получают по мере изучения материала.

    4. Урок – игра. Такие уроки мной проводятся в начальной школе и в 5-6 классах. В качестве примера можно привести урок по алгоритмизации «Исполнитель». Учащиеся в игровой форме работают с исполнителем, задают ему команды, которые он должен выполнить и достичь поставленной цели.

    5. Бинарный урок – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока. Урок по теме ведут несколько педагогов-предметников. Например, урок по теме «моделирование движения тела под действием силы тяжести». Цель урока – исследовать движение тела, брошенного под углом к горизонту. Подобрать начальные значения скорости и угла бросания так, чтобы брошенное тело попало в цель. Создать компьютерную модель. Провести тестовый расчет компьютерной модели, исследовать изменения движения тела при изменении данных. Урок проводится учителем физики и информатики.

    6. Интегрированный урок. Также как и бинарный урок реализует межпредметные связи. Только в этом случае урок ведет один педагог-предметник. Например, урок-игра по английскому языку на тему «путешествие». Учитель-предметник предлагает ученикам почувствовать себя взрослыми и представить, что они работают менеджерами в туристической компании. Каждая компания занимается каким-либо направлением и презентует свое направление желающим посетить какую-либо страну. Предварительно класс делится на группы по 4 человека, а на уроках информатики заранее каждая группа должна выполнить визитку фирмы, красочный буклет и сделать презентацию.

    7. Комбинированный урок. Является наиболее распространённым типом занятия. В его структуре в той или иной комбинации присутствуют все основные структурные элементы. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершённый цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала. Диалектика обучающего взаимодействия учителя и учащихся требует, чтобы структура комбинированного урока была гибкой, подвижной. Он даёт наибольшую педагогическую отдачу, когда в зависимости от учебной ситуации, степени активности детей и творческого подхода педагога к организации познавательного процесса его структурные компоненты взаимодействуют, переходят друг в друга. Деятельность учителя и учащихся на таком уроке характеризуется активным взаимодействием и разнообразием видов учебной деятельности.

    8. Урок контроля. Изучение нового материала, повторение его с учащимися предполагает и объективную проверку, диагностику состояния подготовленности детей, эффективности работы учителя и учащихся, получения обратной информации. Это осуществляется на специальных контрольных уроках.

В качестве итогового контроля может служить проект, отражающий как теоретические знания учащихся, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными продуктами. Контроль может проводиться в виде самостоятельной и контрольной работы, лабораторной и практической работы, а также в виде теста, устного опроса, исследовательской работы, творческой работы, реферата, конкурса, конференции, экзамена.

В своей педагогической деятельности я использую дополнительные формы организации обучения, которые рассчитаны на отдельных учащихся или группу с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету. Так, на дополнительных занятиях могут быть оказаны различные виды помощи: разъяснение отдельных вопросов, решение заданий, которые вызвали у ученика трудности, повторное объяснение темы.

Актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии. Примером такого проекта, который много лет действует в нашей школе, может служить российско-шведский проект «Обучение бизнесу и предпринимательству». В реализации целей проектной работы участвовали учащиеся 10 и 11 классов, а также учителя, ведущие такие предметы, как экономика, русский язык, информатика. Школьники – участники программы – знакомились с работой реально действующих предприятий и выполняли проектные работы. Каждая проектная работа, это результат исследовательской деятельности группы школьников. За два года школьники должны были выполнить три-четыре проекта, имеющие следующие направления:



1. Представления компании ментора.

  • 2. Структура компании. Представление и анализ деятельности трех человек в компании-менторе.

  • 3. Маркетинговая политика компании-ментора.

  • 4. Менеджмент компании-ментора.

Главный принцип проектной деятельности – это «прогрессия». Создание серии проектов выстраивается по мере усложнения задач, которые должны решать школьники. Во время представления проектов учащиеся должны были продемонстрировать свои умения создавать презентации и представлять подготовленные материалы с использованием мультимедийной техники. Результат такой проектно деятельности - повышение уровня общекультурной компетентности выпускников школы, более ранняя и успешная адаптация их в социальной жизни.

Сегодня в нашей школе в стадии разработки находится новый проект – Intel «обучение для будущего», в котором участвуют практически все учителя-предметники, в том числе и я. Существует масса причин, по которым ребенок не может обучаться в образовательных учреждениях. Это может быть и плохое состояние здоровья, и значительная удаленность от образовательных центров. К сожалению, даже дети в силу тех или иных обстоятельств иногда не посещают все школьные занятия. Чтобы избежать негативного развития событий, не допустить появления «долгов» по учебе, отставания, очень эффективным является метод дистанционного обучения в школе. При этом можно серьезно улучшить положение дел в учебе и ребенка, который регулярно ходит в школу, но не демонстрирует полноценную успеваемость. Такая интернет школа, открытая в любое время и работающая совершенно бесплатно, способна обучить ребенка многому из образовательной программы.

Моя работа радует меня тем, что я могу видеть результат своей профессиональной деятельности. Я считаю, что победы в конкурсах и олимпиадах учеников – это только одна из составляющих результата педагогической деятельности учителя. Гораздо важнее видеть, как в несмышленом пятиклашке год за годом формируется личность, которая интересуется моим предметом, старается, когда ученик, которого все негласно считали слабым и безнадёжным, вдруг начинает решать довольно сложные задачи поверив в свои силы, а через несколько лет я вижу перед собой взрослого, самостоятельного человека, который выбирает в дальнейшем профессию, связанную с информационными технологиями. Сегодня многие перспективные профессии будущего связаны со сферой информационных технологий - IT. Сфера IT динамично развивается, и хороший IT-специалист никогда не останется без работы. Разработка ПО, администрирование компьютерных сетей, веб-разработка - все эти сферы деятельности популярны и востребованы. Поэтому специалист в сфере IT - одна из самых востребованных профессий уже сейчас.

Мне очень хочется, чтобы те дети, с которыми в школе меня сводит жизнь, добивались как можно большего во всех сферах жизни, чтобы они стали успешными людьми в профессии. Я надеюсь, что они станут счастливыми, гармоничными людьми, открытые новому, открыты жизни, которые любят людей вокруг себя, приносят пользу обществу, которым интересно жить.


Полный текст материала Методы и формы обучения на уроках информатики как средство формирования личности, способной жить в условиях информационного общества смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Селезнева Регина Сергеевна  reg212
29.10.2011 1 9089 999

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК