Статья "Формирование информационных компетенций на уроках информатики"
Савченко Татьяна Евгеньевна
учитель информатики и ИКТ,
МБОУ СОШ №121
г.Челябинск
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.
В настоящее время все общество понимает, что владение компьютером представляет собой важнейший элемент образования. Достаточно резко возросли требования к информационной компетентности личности, как одного из важных структурных компонентов профессиональной компетентности, требуются навыки эффективного взаимодействия с информационной средой и в информационной среде. Ведь именно данная среда побуждает учащихся как пользователей не только оценивать свои знания, но и получать новые знания на уроках.
Именно на уроках информатики достаточно формируется информационная компетентность. Во-первых, это связано, с самим предметом. Ведь на уроках информатики главным средством является персональный компьютер, и другие мультимедийные средства, которые учащиеся с большим желанием используют в учебном процессе, как для работы с информацией, так и для самостоятельного получения знаний, так и для решения информационных проблем. Во-вторых, именно на уроках информатики присутствует мотивация, которая формирует активную самостоятельную деятельность, проектно-исследовательскую деятельность, придавая значимость деятельности и результатам соответственно. Все это формирует предпосылки для развития. Большое внимание уделяется формированию информационной компетенции, так как достижение цели носит метапредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер. Применяя различные технологии на уроках информатики, учащиеся реализовывают свои знания, приобретают информационную компетентность. Это ярко выражено при следующих действиях при работе с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах, извлечение информации с разных носителях, систематизация, анализ и отбор информации, навыки сохранения, удаления, копирования, ее преобразование, передача информации. Все выше перечисленное относится к владению способов работы с информацией, но не стоит упускать из виду навыки работы с различными устройствами (наушники, колонки, сканер, принтер, web -камера и т.п.) при работе с информацией и навыки, которые учащиеся приобретают, работая с различными носителями информации, а также умения применять информационно-коммуникационные технологии для решения учебных задач.
Мне как учителю очень важно развивать активность учащихся, научить выполнять исследовательские работы, и анализировать выполненную работу, применяя умения и навыки, полученные на уроках информатики и ИКТ, формируя информационную компетентность. Поэтому, для наиболее эффективной работы и организации учебной деятельности учащихся применяю на уроках информатики метод проектов, который рассматривают как систему обучения.
В ходе выполнения проекта учащиеся представляют информацию или решение проблемы в красочной форме, что вызывает у них положительные эмоции, чувство ответственности, повышает степень заинтересованности в изучаемом материале, учащиеся имеют возможность принимать активное участие в создании урока в дальнейшем, тем самым, формируя навыки самостоятельной работы по предмету, а также формируется информационная компетентность каждого ученика. И если говорить о таком важном этапе, как презентация проекта – то поиск информации, анализ, систематизация материала, который будет отображаться на слайде, структурирование материала непосредственно формирует данную компетентность. Данная деятельность дополняется и коммуникативной, учебно-познавательной и общекультурной компетенциями.
При выполнении заданий любого типа на уроках информатики учащимся необходимо выполнять следующие виды деятельности с информацией: поиск информации (рекомендуется использовать ресурсы Интернет, предусмотрена работа с поисковыми системами, энциклопедиями, базами данных), обработка информации (анализ, систематизация, преобразование форматов), представление информации (работа с графическими и текстовыми редакторами, создание презентации, сайта или электронного пособия), передача информации (защита рефератов, представление собственных работ, использование различных носителей информации и компьютерных телекоммуникаций), то есть большинства из информационных компетенций.
Таким образом, использование метода проекта в преподавании информатики и ИКТ, реализуемое в МБОУ СОШ № 121 г.Челябинска, способствует ИКТ грамотности каждого ученика, доступности информационных ресурсов каждому ученику, расширению информационного пространства, выработке у учащихся умений обрабатывать большой поток информации, умению работать в команде и индивидуально, что в первую очередь позволяет формировать информационную компетентность учащихся.
Литература:
http://collegy.ucoz.ru/publ/45-1-0-10414
http://azbyka.kz/formirovanie-informacionnoy-kompetencii-mladshih-shkolnikov
На странице приведен фрагмент.
Автор: Савченко Татьяна Евгеньевна
→ anna121 14.04.2014 0 5321 497 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.