Статья "Восстанавливаем зрение на уроках"
МОБУ СОШ №3 г.Белорецк
Учитель информатики Антипина Анна Варисовна
«Восстанавливаем зрение на уроках»
Человек обладает пятью органами чувств, но большая часть информации, почти 80 %, об окружающем мире поступает в мозг человека с помощью органов зрения. Плохо видящий человек становится неспособным ко многим видам деятельности, испытывает затруднения в работе и учебе. Согласно статистике, проблемы со зрением выявляются у одного ребенка из 20 детей дошкольного возраста и у одного из четырех школьников. В связи с тем, что многие неприятности со зрением как раз и начинаются в раннем возрасте, очень важно, чтобы ребенок получал должный уход за своими глазами. Запущенные проблемы с глазами могут иметь серьезные последствия, равно как отрицательно влиять на способности к обучению, успеваемость в школе, и даже на особенности характера. Хорошее зрение является обязательным условием для детей, занимающихся в школе. Многие из них придут на уроки в первый раз, и они должны быть готовы к новой жизни. В 5раз увеличение близоруких школьников: в 1 классе - 2-3% близоруких I степени, в 7-8 классах - 17-27%.Поэтому необходимо с раннего возраста стремиться сохранить, а в некоторых случаях, и улучшить зрение ребенка.
Обязательным условием для сохранения нормального зрения является обеспечение ребенка удобным рабочим местом за столом в соответствии с его ростом и возрастом. Но школа не всегда может обеспечить ребенка таким местом. Например, в моем кабинете информатики я провожу уроки как с 11, так и с 1 классом, а парты соответствуют старшим ученикам. Наибольшая нагрузка на зрение бывает во время занятий, поэтому важно соблюдать длительность их проведения. Правильное и достаточное освещение рабочего места учащегося. Дефицит света существенным образом влияет на формирование и прогрессирование близорукости, поэтому на подоконниках не следует размещать широколистные цветы, снижающие уровень естественного освещения.
Правильно организованное рабочее место, правильная поза при работе позволят минимизировать вредное воздействие компьютера на здоровье. Монитор установлен низко, неудачно относительно источников света, руки неудобно лежат на клавиатуре... В результате со временем учащиеся начинают жаловаться на проблемы со здоровьем и повышенную утомляемость.
Как уменьшить неприятные последствия долгой работы за компьютером?
Вы сидите за компьютером с хорошим монитором. Устанут ли ваши глаза? Важно расположение монитора относительно глаз, источников освещения, высота кресла.
Освещение при работе с компьютером должно быть не слишком ярким, но и не отсутствовать совсем, идеальный вариант - приглушенный рассеянный свет.
Поставьте стол так, чтобы окно не оказалось перед вами. Если это неизбежно, купите плотные шторы или жалюзи, которые отсекут свет. Если окно сбоку, решение то же - шторы, жалюзи. Можно купить козырек, одевающийся на монитор (такими козырьками комплектуют некоторые профессиональные мониторы, продают их и отдельно) или сделать его самому: возьмите картонную коробку, вырежьте из нее угол и оденьте на монитор. Козырек экранирует свет, контрастность изображения повышается, цветопередача становится более естественной, глаза устают меньше.
Экран монитора должен быть абсолютно чистым; если вы работаете в очках, они тоже должны быть абсолютно чистыми. Протирайте экран монитора (лучше специальными салфетками и/или жидкостью для протирки мониторов) минимум раз в неделю, следите за кристальной прозрачностью очков каждый день.
Располагайте монитор и клавиатуру на рабочем столе прямо, ни в коем случае не наискосок.
Центр экрана должен быть примерно на уровне ваших глаз или чуть ниже. Держите голову прямо, без наклона вперед
Экран монитора должен быть удален от глаз минимум на 50-60 сантиметров. Если на таком расстоянии вы плохо видите изображение, выберите для работы шрифт большего размера.
Конечно, каждый учитель информатики проводит инструктаж по технике безопасности и правила поведения в кабинете. Мы напоминаем им: «Нужно сидеть правильно». Но зачастую дети забывают это и не следят за свои здоровьем.
В комплексе мер по предупреждению и приостановлению близорукости определяющую роль играет физическая культура. Детям с близорукостью полезны общеукрепляющие упражнения, способствующие активации функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем, укреплению мышечно-связочного аппарата. У детей зрительные функции податливы для воздействия и могут быть восстановлены специальными упражнениями для глаз. Такая гимнастика для глаз не имеет никаких противопоказаний, её выполнение не должно утомлять глаза. Самое главное – тренировать их регулярно, понемногу и постепенно, чтобы это вошло в привычку и носило чёткую организацию занятий. Гимнастику для глаз, можно использовать дома, на уроке, на перемене. Мероприятия в режиме дня – подвижные перемены. В подготовительной и заключительной части урока, а также в секционной работе (в заключительной части). Эти упражнения можно выполнять во время физкультминутки физкультурных паузах на уроке или на перемене, сидя или стоя. Также гимнастику глаз можно выполнять под музыку, что повысит не только настроение, но и интерес учащихся к этим упражнениям. Тогда и хорошее зрение будет у многих. Помимо самих физкультминуток возле каждого компьютера у меня в кабинете находится приклеенная под скотч памятка
«Гимнастика для усталых глаз»
Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы. Задержите дыхание на 2-3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв на выдохе глаза. Повторить 5 раз.
Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями - от носа к вискам.
Закройте глаза, расслабьте брови. Повращайте глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 10 раз.
Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10 раз.
Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их. 10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза.
Упражнения на растягивание и укрепление глазных мышц
Как и любые другие мышцы, глазодвигательные мышцы нужно тренировать на растягивание и силу. Так как мышцы, окружающие глазное яблоко со всех сторон, способствуют выполнению его движений в разных направлениях, упражнения нужно подбирать такого же характера.
Сидя, медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, голова неподвижна (8 – 12 раз). Вдох выполняется, когда поднимаете глаза, а выдох – при их опускании. Поморгайте, не напрягаясь (10-20 секунд).
Медленно переведите взгляд справа – налево и обратно, голова не подвижна (8-12 раз). Вдох выполняется при повороте глаз в одну сторону, а выдох – в другую сторону. Поморгайте, не напрягаясь (10-20 секунд).
Посмотрите на диагонали вверх – влево, голова неподвижна и наоборот: вверх – вправо и вниз – влево, голова не подвижна (8 -10 раз). Вдох выполняется при верхнем диагональном положении глаз, выдох – при нижнем диагональном положении глаз. Поморгайте, не напрягаясь (10-20 секунд).
Круговые движения глаз в одном, а затем в другом направлении. Представьте, что перед вами висит обруч. Пройдитесь глазами вдоль его ободка в направлении по часовой стрелке и наоборот (по 10 раз в каждом направлении). Голова при этом остаётся неподвижной, дыхание свободное, глубокое. Поморгайте, не напрягаясь (10-20 секунд).
Представьте или нарисуйте большие настенные часы, центр которых находится прямо перед вашими глазами, и взгляд устремлен на него. Не поворачивая головы, бросьте взгляд на любую из цифр и столь же быстро верните его в центр. Пройдитесь таким образом по всему циферблату в одну и другую сторону (Ч.Л. Томсон). Дыхание свободное, глубокое. Поморгайте, не напрягаясь (10-20 секунд).
Для лучшей ориентировки можно выполнять эти упражнения, глядя на вытянутый вверх палец правой или левой руки, в зависимости от направления их движения. Глаза сопровождают движения пальца. Повороты глазами надо делать неторопливо. Первоначальная их амплитуда небольшая, и только после нескольких повторений её можно увеличить.
Такая работа, выполняемая регулярно, позволит значительно укрепить и растянуть глазодвигательные мышцы, снять их напряжение.
Упражнения с речитативом
«Ах, как долго мы писали»
Ах, как долго мы писали -Поморгать глазами.
Глазки у ребят устали.
Посмотрите все в окно - Посмотреть влево – вправо.
Ах, как солнце высоко - Посмотреть вверх.
Мы глаза сейчас закроем - Закрыть глаза ладошками.
В классе радугу построим - Посмотреть по дуге вверх -
Вверх по радуге пойдем - Вправо и вверх – влево.
Вправо, влево повернём – Поворачиваем вправо, влево
А потом скатимся вниз - Посмотреть вниз.
Жмурься сильно, но держись. Зажмурить глаза, открыть и
поморгать ими.
Упражнения для снятия усталости глаз
1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.
2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей
Гимнастика для глаз
Авторы метода В.Ф. Базарный, В.П. Биран.
15 колебательных движений глазами по горизонтали справа – налево, слева-
направо.
15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх – вниз, вниз – вверх
15 вращательных движений глазами слева – направо.
15 вращательных движений глазами справа – налево.
15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны «восьмерка».
Образные упражнения
«Собираем урожай»
Ребята приехали на дачу собирать урожай. И.п. – основная стойка или сидя на стуле, руки на парте. Все упражнения сопровождаются движением глаз.
«Капуста» - мягкие круговые движения глаз по кругу, глазами «рисуем» капусту. Ребята должны сорвать два кочана капусты, упражнение выполняем 2 раза.
«Морковка» -круговые движения глаз вверх – налево -вниз – направо – наверх. глазами «рисуем» морковку. Ребятам нужно сорвать пять морковок, упражнение выполняем 5 раз.
«Огурец» - полукруг вверху справа - налево, полукруг снизу слева – направо,
глазами «рисуем» огурец. Нужно сорвать три огурца, упражнение выполняем 3 раза.
«Полёт бабочки»
И.п. – сидя на стуле, руки согнуты к плечам, ладонями вперед, пальцы вместе –«крылышки». Руки – это «цветочки», глаза – «бабочка»
«Бабочка» летит с правого цветка на левый – «рисуем» полукруг вверху справа – налево.
«Бабочка» порхает над цветком и садится на него – моргаем глазами пять раз.
«Гусеница» ползет от правого к левому «цветку» - «рисуем» глазами полукруг снизу справа – налево. Повторяем в другую сторону – «рисуем» глазами полукруг снизу слева – направо.
Выглянуло «солнышко». Глазами« рисуем»лучи солнца– от носа, вправо – вверх, вправо – вниз. И в другую сторону ,влево – вверх, влево – вниз.
Игру можно повторить 2 – 3 раза.
Профилактика зрительного утомления и близорукости
(памятка для учащихся начальных классов)
Автор метода Э.С.Аветисов
Долго тянется урок –
Много мы читали.
Не поможет тут звонок,
Раз глаза устали.
Глазкам нужно отдыхать,
Знай об этом каждый.
Упражнений ровно пять,
Все запомнить важно.
Упражнение один –
На край парты книги сдвинь.
Сидя, откинься на спину парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.
Упражнение такое
Повтори пять раз за мною.
Упражнение два –
Тренируй свом глаза.
Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурить глаза, открой глаза.
Занимаемся все сразу,
Повтори четыре раза,
Упражнение три.
Делай с нами, не спеши.
Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в И.П.
Повторите пять раз,
Расслабляя мышцы глаз.
Упражнение четыре
Потратить нужно много силы.
Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2 – 3 сек. Вытяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5 – 20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3 – 5 сек., после чего руки опусти.
Повторить 5 – 6 раз,
Все получится у вас.
Упражнение пять
Нужно четко выполнять.
Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх –вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох).
Конечно, все упражнения не следует выполнять на одном занятии, их следует чередовать.
. Используемые материалы:
http://mamaclub.ru/smi/4117-narushenija-zrenija-u-detejj-versija.html
http://mamaclub.ru/smi/2171-esli-deti-otstayut-v-shkole-proverte-ix-zrenie..html
http://www.vidal.ru/patsientam/entsiklopediya/Oftalmologiya/narusheniya-zreniya-u-detei.html
http://eyecenter.com.ua/teach/industrial/06.htm
http://rzngmu.ru/publ/27-1-0-236
http://www.lqm.ru/products/nutrition/sight/eyes.php
http://comp-doctor.ru/eye/eye_upr1.php
http://comp-doctor.ru/eye/eye.php
http://comp-doctor.ru/eye/eye_upr4.php
Аветисов Э.С. Возвращение зрения. М., 1980.
Аветисов Э.С., Ливадо Е.И., Курпан Ю.И. Занятия физкультурой при близорукости. – М., 1983.
Сайкина Е.Г., Фирилёва Ж.Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! Сборник физкультурных упражнений для дошкольников: Учебно – методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб., 2004.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Антипина Анна Варисовна
→ Анют-ка 21.11.2010 1 4625 515 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.