Статья "Интерактивная игра как активная форма обучения на уроках Информатики и ИКТ"
Интерактивная игра как активная форма обучения на уроках Информатики и ИКТ
Автор: Пинчукова Мария Владимировна
Место работы: МОУ Павловская СОШ №3 Павловского муниципального района Воронежской области
Должность: учитель информатики и ИКТ
Традиционные методы обучения потеряли свою остроту на современной ступени развития общества, на первый план выдвигаются активные формы обучения. Основная задача внедрения активных форм - воспитание личности готовой к конкуренции, самостоятельной в решении жизненных вопросов, творческой личности. Необходимо совершенствовать не только систему методов сообщения новых знаний, но и методики формирования у детей различных умений и навыков. В процессе реализации активных форм на уроках ставятся следующие задачи:
повышение интереса ученика к уроку;
взаимодействие учителя и ученика;
создание учителем наилучших условий для развития мотивации творческой, эмоциональной, экспериментальной деятельности обучаемых;
создание благоприятного эмоционального поля.
В последнее время все чаще учителя прибегают к использованию интерактивных методов обучения. Интерактивный подход — это определенный тип деятельности учащихся, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока. Приоритет среди интерактивных методов принадлежит играм, упражнениям и заданиям, цель которых - стимулировать познавательный процесс. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только на закрепление уже изученного материала, но и на изучение нового.
Предмет «Информатика и ИКТ» в школе начинается в восьмых классах. Обязательно нужно наполнять преподавание данного предмета теоретическими сведениями, визуальной демонстрацией объяснений и разнообразными заданиями на компьютере и без него. Чтобы повысить «насыщенность» дисциплины в условиях небольшого количества часов отводимых на его изучение, необходимо тщательно продумывать методику подготовки к урокам, подачи материала, систему практических заданий на компьютере. Такая работа может стать еще более интересной, если собрать инициативную группу учеников старших классов, которые смогут под руководством учителя «превратить» урок в интерактивную игру.
Игра рассматриваться как важное средство повышения интереса учеников к предмету, получения навыков работы в малых группах, а также как один из способов формирования чувства ответственности за свои поступки. Активность учащихся при такой подаче материала проявляется ярко, носит длительный характер и «заставляет их быть активными».
Особенностями игры детей подросткового возраста является нацеленность ребенка на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска событий, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Для эффективной организации интерактивных уроков педагог может опираться на следующие этапы:
Этап подготовки. На этом этапе возможно формирование инициативной группы учеников старших классов, которая делится на отряды для выполнения определенного рода работ. Вначале старшеклассники знакомятся с возможностями интерактивной доски и после этого приступают к созданию интерактивного урока-игры.
Первый отряд работает непосредственно с учебником, выбирая основной текст, расставляя акценты, опорные знаки, озвучивая отдельные страницы.
Вторая группа занимается поиском интересных вопросов, экспериментов, задач по всем разделам темы; придумывает основную идею игры.
Третья группа подбирает рисунки из Интернета, сканирует из книг художественной литературы, подготавливает дизайн и компонует полученные от других групп работы.
Учитель является руководителем процесса: следит за отобранным текстом и заданиями, корректирует формулировки, проверяет орфографические ошибки, оказывает помощь и направляет работу групп. В результате должна получиться презентация, состоящая из разделов, каждый из которых содержит интерактивные элементы. Вся презентация должна быть выполнена в едином стиле, а так же иметь кнопки возврата в главное меню.
В процессе работы инициативной группы над презентацией следует сделать вывеску о текущей работе группы на доске объявлений и на Web-сайте школы, а после окончания работы вручить благодарственные письма всем участникам творческой команды.
Этап введения в игру. До начала урока проводится психолого-педагогическая диагностика учеников 8 класса, с целью деления класса на мини-команды, удовлетворяющие принципам малоконфликтности и взаимодополняемости. На уроке ученики знакомятся с режимом работы, формулировкой главной цели занятия. Правила запрещают выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
Этап проведения. Применение интерактивных технологий возможно на этапах объяснения нового материала и закрепления полученного. Объяснение нового материала осуществляет учитель с помощью учеников на интерактивной доске с применением подготовленной заранее презентации. В процессе знакомства с новой темой ученики выполняют задачи в тетради и на ПК, проводят эксперименты на компьютере, в группах осуществляют поиск информации из различных источников, а также вписывают данные на интерактивной доске, после чего можно сверить результаты.
На этом этапе ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится ясно формулировать вопрос, четко выражать свои мысли, отстаивать свое мнение, выслушивать точки зрения других; в процессе интерактивной игры происходит интеллектуальное взаимообогащение; учащиеся учатся разделять с педагогом лидерство в группе и брать на себя ответственность.
Такое обучение в большинстве случаев требует специальной организации учебного пространства. В случае групповых заданий к описанию урока присоединяются дополнительные инструкции (правила работы в команде, правила оформления письменных ответов, правила выступления и т.д.).
Заключительный этап. Учитель анализирует работу групп и индивидуальные задания, выставляет оценки за работу на уроке, отмечает ошибки. Ученики самостоятельно подводят итог урока в соответствии с поставленной педагогической целью.
Создание презентаций, предназначенных для использования на интерактивном уроке, весьма актуально сегодня. Подобная работа представляет интерес и для старших классов, которые становятся инициативной творческой группой, и для учеников среднего звена. Старшеклассники закрепляют полученные ранее знания и умения: работа с презентациями, поиск информации в Интернете, работа со звуковыми и видео- файлами и т.п. Ученики 8-х классов, выполняя задания на интерактивном уроке-игре, не только получают и закрепляют новые знания, но и «помогают» учителю рассказать новый материал, становясь активным участником урока, тем самым повышая свою самооценку и значимость.
Выводы:
интерактивные игры позволяют продемонстрировать материал, сформировать определенную логику мышления;
интерактивные игры являются мотивационным средством;
интерактивные игры повышают продуктивность обучения;
интерактивные игры многофункциональны и т.д.
Литература
Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. // Специалист. 1992. — № 2. С. 5-6.
Петричук И.И. Еще раз об игре.// Педагогика, № 7.2007.С. 57-63.
Подласый И.П. Педагогика: Учебник.- М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пинчукова Мария Владимировна
→ pinmv36 25.12.2010 1 11956 681 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.