Сервисы Web 2.0 в учебных проектах по разделу "Информационная деятельность человека" предмета "Информатика и ИКТ"
Автор: Гузаева Мария Юрьевна
Место работы: МОУ СОШ № 56 УИМ г. Магнитогорска
Должность: учитель информатики
Сервисы Web 2.0 в учебных проектах по разделу «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ»
В статье рассматривается методика использования сетевых социальных сервисов Web 2.0 при изучении раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» (для 10-11 классов информационного профиля). Для реализации модульного подхода в данном проекте выделен ряд принципов. В предлагаемой методике определены конкретная цель, методы, приемы, формы и средства, позволяющие достичь этой цели.
Ключевые слова: социальные сервисы, информационная деятельность, Web 2.0, модульность, диагностика, исследование, учебный проект.
Рассмотрим методику использования сетевых социальных сервисов Web 2.0 при изучении раздела «Информационная деятельность человека» предмета «Информатика и ИКТ» (для 10-11 классов информационного профиля).
Но прежде чем подходить к представлению методики, необходимо хотя бы вкратце обратиться к самому понятию «методика». В современной научно-педагогической литературе данное понятие рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле методика – это отрасль педагогической науки, предметом которой является сложный педагогический феномен, интегрирующий процессы обучения-самообучения, воспитания-самовоспитания, развития-саморазвития, образования-самообразования личности. Методика как наука исследует закономерности функционирования различных методических систем. Понимание методики в узком смысле этого слова связано с конкретной педагогической деятельностью, имеющей в своей основе целенаправленный комплекс методов, приемов и средств, обеспечивающих эффективное решение педагогических проблем (З. А. Абасов, В. И. Андреев, В. И. Загвязинский, А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова и др.).
Модульный подход в процессе использования социальных сервисов Web 2.0 в учебных проектах по разделу «Информационная деятельность человека» реализуется на основе следующих принципов:
модульность;
выделение из содержания обучения обособленных элементов;
динамичность;
гибкость;
осознанная перспектива.
модульность;
модульность определяет подход к обучению, отраженный в содержании, организационных формах и методах. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным функциональным узлам — модулям (67), предназначенным для достижения конкретных дидактических целей.
В соответствии с этим принципом наша методика использования сетевых социальных сервисов Web 2.0 в учебных проектах по разделу «Информационная деятельность человека» разделена на четыре модуля. Каждый модуль имеет определенную цель.
выделение из содержания обучения обособленных элементов;
нами выделены четыре обособленных элемента, которые и представляют собой модули. Материал изучения в рамках модуля рассматривается как единая целостность, направленная на решение главной цели модуля. В каждом модуле описаны действия для достижения этой цели.
динамичность;
динамичность обеспечивает относительно независимое изменение содержания модулей. Каждый модуль может обновляться, например, в диагностический модуль могут быть добавлены тесты для проверки начальных ЗУН с учетом новых требований; в деятельностный модуль так же могут быть внесены изменения по реализации проектной деятельность с использованием сервисов Web 2.0 и т.д. Принцип динамичности позволяет быстро изменять, дополнять и развивать саму методику.
гибкость;
гибкость подразумевает построение модуля таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания обучения к индивидуальным потребностям обучаемых. Это выражается в том, что любой учитель, который будет использовать данную методику, может легко адаптировать (скорректировать) содержание обучения в соответствии со своими потребностями.
осознанная перспектива;
этот принцип выражается в понимании обучающимися главной и промежуточных целей данной методики. Промежуточные цели – это цели каждого модуля, а главная цель – это цель всей методики. Такие цели выступают в качестве значимых результатов деятельности, поэтому должны осознаваться обучающимися как перспективы познавательной и практической деятельности.
Предлагаемая нами методика включает в себя: конкретную цель, методы, приемы, формы и средства, позволяющие достичь этой цели. Ниже мы перечислили основные модули нашей методики. Методика содержит следующие модули:
Целевой;
Диагностический;
Деятельностный;
Оценочный.
1. Целевой модуль
Цель модуля – описание цели и задач методики использования сетевых социальных сервисов Web 2.0 в учебных проектах по разделу «Информационная деятельность человека».
Цель методики – описание использования сетевых социальных сервисов Web 2.0 в учебных проектах по разделу «Информационная деятельность человека».
Задачи методики:
расширить применение новых информационных технологий в учебном процессе при обучении старшеклассников информационного профиля, за счет описания использования социальных сервисов Web 2.0 в учебных проектах по разделу «Информационная деятельность человека»;
разнообразить педагогическую деятельность за счет применения метода проектов с использованием социальных сервисов Web 2.0;
повысить уровень обученности учащихся по разделу «Информационная деятельность человека»;
повысить уровень взаимодействия учащихся между собой и с учителем посредством сети в ходе реализации учебных проектов по разделу «Информационная деятельность человека».
2. Диагностический модуль
Цель модуля: данный модуль необходим для диагностики ЗУН учащихся, по результатам которой можно судить о готовности учащихся к работе по данной методике.
Мы выделили основные ЗУН, которые подлежат начальной диагностике:
умение работать с приложением MS Word;
умение работать с приложением MS Excel;
умение работать с приложением MS PowerPoint;
умение работать с приложением MS Publisher;
навыки работы в Интернет (поиск информации, навигация по сайтам);
навыки общения в Интернет (чат, блог и т.д.);
навыки помещения в Интернет каких-либо файлов (документы, фото, видео и т.д.);
знание общих правил регистрации на сайтах;
знание основных правил общения в Интернет;
знание принципов работы социальных сервисов Web 2.0.
Нужно отметить, что когда учащиеся переходят к изучению раздела «Информационная деятельность человека» на профильном уровне, основные навыки работы с пакетом MS Office уже должны быть сформированы.
Если результаты диагностического модуля показывают, что ЗУН учащихся позволяют провести учебный проект с использованием социальных сервисов Web 2.0, то можно переходить к деятельностному модулю. Если результаты диагностического модуля показывают, что ЗУН учащихся не позволяют провести учебный проект с использованием социальных сервисов Web 2.0, то следует провести несколько коррекционных занятий с целью приобретения выделенных ЗУН.
3. Деятельностный модуль
Цель данного модуля – описание средств, методов и форм организации учебной деятельности школьников для повышения уровня обученности учащихся по разделу «Информационная деятельность человека».
Из форм организации учебной деятельности можно выделить метод проектов.
В большинстве школ города Магнитогорска предмет «Информатика и ИКТ» преподается с методической поддержкой учебников в основном двух авторов: И.Г. Семакина и Н.Д. Угриновича. В рамках нашего исследования был выбран учебник «Информатика и информационные технологии» для 10-11 классов автора Н. Угриновича. Выбор обуславливается тем, что данный учебник наиболее востребован в школах города Магнитогорска, к тому же данный учебник обеспечивает возможность изучения углубленного курса «Информатика и ИКТ» в 10-11 классах по информационному профилю. В рамках нашего исследования предлагается увеличить количество часов, отводимых на изучение раздела «Информационная деятельность человека» до 18 за счет внеклассной работы. Таким образом, на каждый проект может отводиться примерно по 6 часов (из них 3-4 - это работа в классе).
В качестве средств обучения мы выделяем социальные сервисы Web 2.0.
4. Оценочный модуль
Цель данного модуля – оценка приобретения учащимися ЗУН по разделу «Информационная деятельность человека» за счёт применения разработанной нами методики использования социальных сервисов Web 2.0 в учебных проектах по данному разделу.
Учитель проводит итоговые тестирования, которые позволяют определить, насколько учащимися были усвоены выделенные знания и умения по разделу «Информационная деятельность человека».
В рамках оценочного модуля также дается оценка результатов каждого исследования, определяется группа победителей, подводятся общие итоги проекта (участники проекта отвечают на основополагающий вопрос и обсуждают результаты своей деятельности).
Список литературы
Даутова, О.Б., Крылова, О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей / под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006. – 176 с.
Карманова, Е.В. Использование сетевых социальных сервисов в образовании: / Е.В. Карманова // Современные технологии в образовании : Сборник научных трудов 1-ой Всерос. заоч. науч.-практ. конф. - Магнитогорск: МаГУ, 2007. - С. 157 - 160
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гузаева Мария Юрьевна
→ fidji 01.01.2011 1 2776 568 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.