Статья "Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики и ИКТ"
Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики и ИКТ.
Аннотация:Представлены некоторые приёмы активизиции познавательной деятельности учащихся на уроках информатики и ИКТ.
Прием 1: апелляция к жизненному опыту детей.
Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.
Так, при изучении тем «Поиск информации в Интернет» в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию - приобретение компьютера. Вначале, вместе с детьми необходимо определиться с назначением приобретаемого компьютера. Например, это будет стационарный. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (заметим еще одно преимущество такой беседы - дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы “Устройство компьютера”). Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения системного блока с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые детьми варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации в базах данных, что, кстати, и является основной темой урока.
Хочется отметить, что обращение к жизненному опыту детей всегда сопровождается анализом собственных действий, собственного состояния, ощущений (рефлексией). И так как эти эмоции должны быть только положительными, то надо накладывать ограничения на выбор того, что может использоваться для создания мотивации. Позволив детям увлечься рассуждениями о какой-либо возникшей идее, можно легко потерять основное направление.
Кроме того, обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности. Ведь не секрет, что для многих школьных дисциплин ученики не имеют ни малейшего представления, как они могут применять получаемые знания.
Прием 2: решение нестандартных задач на смекалку и логику.
Классическая задача: “чай - кофе”
Даны значения двух величин а и b. Произвести обмен их значений.
Решение “в лоб” а = b , b = a результата не даст. Как быть?
А так как происходит обмен содержимого двух чашек, в одной из которых находится кофе, а в другой - чай. Нужна третья чашка! То есть требуется третья вспомогательная переменная. Тогда: с=а, а=b, b= c. Но оказывается третью переменную можно не использовать. Обычно дети говорят: “Не может быть!”, оказывается, может, да еще и несколькими способами, например: a=a+b, b=a-b, a=a-b.
Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома. Кроме того, такие задачи позволяют выявить одаренных детей.
Прием 3: игры и конкурсы
Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для разрешения этой проблемы предлагаю ситуации следующего характера:
Пример1: Игра “Веришь, не веришь”Верите ли вы, что…
Основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования (да)
Были первые версии персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск (да)
Если содержание двух файлов объединить в одном файле, то размер нового файла может быть меньше суммы размеров двух исходных файлов (да)
В Англии есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер (нет)
Кроме дискеты диаметром 3,5’ и 5,25’ ранее использовались дискеты диаметром 8’
Прием 4: создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов
Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Мы думаем, что не всегда создание проблемной ситуации гарантирует интерес к проблеме. И здесь можно использовать какие-то парадоксальные моменты в описываемой ситуации.
Так при изучении темы «Компьютерное моделирование физических процессов (9класс)». Можно проблемную ситуацию предложить на основе знаний полученных на уроках физики: «Каждый из вас не раз попадал под теплый веселый летний дождь. Или под осенний моросящий. Давайте попробуем рассчитать, какую скорость имеет около поверхности Земли капля, сорвавшаяся с высоты 1500-2000метров. На уроках физики вы пользовались формулой для расчёта скорости тела при его движении в поле силы тяжести, если начальная скорость была нулевая:
V= , где (V- скорость; g- ускорение свободного падения; h-высота)
В результате вычислений учащиеся получают число от 170 до 200 м/с. Это огромная скорость и капля, летящая с такой скоростью подобна пуле, ее удар пробивал бы насквозь даже зонтик , листья деревьев, прибивал к земле растения, разбивал стёкла окон, но этого не происходит. В чем дело? Парадокс налицо. Как его разрешить обычно интересно всем. Далее предлагается рассчитать скорость капли с учётом силы сопротивления в электронных таблицах Excel. Провезти анализ результатов вычислений в таблицах и сделать правильное заключение и выводы.
Прием 5: ролевой подход и как следствие - деловая игра.
В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.
Обычно деловые игры удобно проводить по решению задач экономического профиля. При изучении темы «Составление формул с относительными и абсолютными ссылками в электронных таблицах Microsoft Excel» в 9кл можно предложить урок в форме игры, где часть учащихся выступают в роли исполнителей, а часть в роли заказчиков. Тут кроме положительного успеха и достижении целей урока, стимулируется интерес к изучаемой теме через использование деловой игры.
Имитационная модель. В только что построенных двухэтажных коттеджах есть отопление, водоснабжение. Покупателям остается только сделать косметическую отделку помещений. Строительная организация начинает внутреннюю отделку дома, учитывая желания покупателей. Для этого у строителей имеется план здания. Они должны рассчитать необходимые для таких работ расходные материалы и соответствующие материальные затраты. На данном этапе нужно определиться с необходимым количеством обоев, их видами и стоимостью, а так же с оплатой за работу по оклеиванию стен обоями.
Роли участников и их функции. Подрядчик – контактирует напрямую с заказчиком ремонтных работ, выполняет расчеты по количеству расходных материалов и материальных затрат на них, договаривается о стоимости ремонтных работ; заказчик ремонтных работ - контактирует с подрядчиком, следит за правильностью выполнения расчетов по количеству расходных материалов и материальных затрат на них, выдвигает условия по оформлению своего дома, договаривается о стоимости ремонтных работ; ведущий игры (учитель) – сообщает участникам игры ее проблему и цель; распределяет учеников на пары; выдает задания и пакеты документов; знакомит с графиком выполнения работ; контролирует сроки выполнения задания; руководит ходом игры и подводит ее окончательные итоги; эксперт-консультант – проверяет выполненную работу и оказывает помощь ведущему игры.
Правила игры. Ведущий игры делит всех участников на пары. Один ученик принимает на себя роль заказчика ремонтных работ в своем доме, другой – подрядчика (или менеджера) из фирмы, которая осуществляет ремонтные работы коттеджей.
Игрокам-заказчикам выдается пакет документов, содержащий план дома и инструкцию по ведению своей линии поведения.
Игрокам-подрядчикам выдается пакет документов, содержащий образцы обоев с расценками и приблизительные цены на стоимость работ по оклеиванию стен обоями.
На компьютере подрядчик вместе с заказчиком составляют и заполняют таблицу, которая поможет рассчитать количество расходных материалов и их стоимость. При заполнении таблицы подрядчик учитывает желания заказчика по поводу того, какие обои в какую комнату наклеить. Также обговаривается стоимость работ по оклеиванию стен обоями. Подрядчик имеет цель подороже продать свои услуги, а цель заказчика – как можно меньше заплатить за предложенные услуги.
Использование такой формы урока как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся.
Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения.
Прием 6: кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.
Привычные для детей (и многих учителей!) такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., вызывают у них дискомфорт, волнение, что сказывается на результатах.
Проверить знания учеников можно, предложив им работу, как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых. Например, изучив раздел “Тестовый редактор”, в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу. Аналогичный вид работы можно проделать и с помощью электронных таблиц.
Развитие творческих способностей учащихся и воздействие на процесс творческого саморазвития должны происходить в атмосфере психологического комфорта, доверия к учителю, с которым можно обсудить свои проблемы и трудности, выявить реальные возможности для духовного и интеллектуального роста. Проявляя доброе, уважительное отношение к учащимся, я формирую у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению через самопознание.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шутенко Виктор Анатольевич
→ ответ 07.02.2011 2 7720 687 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.