Рабочая программа по дисциплине "Маркетинговые исследования" для специальности 080501 "Менеджмент"
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Серпуховский машиностроительный техникум
Московской области»
Рабочая программа
по дисциплине «Маркетинговые исследования»
специальности 080501
«Менеджмент»
Серпухов, 2008
Рассмотрена и утверждена Составлена в соответствии с
на заседании ЦК Государственными требованиями
специальностей 080501, 080108 к минимуму содержания и
«___»____________200__г. уровню подготовки выпускников
протокол № ___________ по специальности 080501
Заместитель директора по
учебной работе
_______________Т.В.Федорова
«___»________________200__г.
Автор: Макушина И.Н.
Рецензент:___________________________________________________________
Рецензия
Рабочая программа по дисциплине «Маркетинговые исследования» соответствует требованиям государственных стандартов к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080501.
Содержание дисциплины «Маркетинговые исследования» находиться в тесной связи с дисциплинами «Маркетинг» и «Менеджмент». Рабочей программой предусмотрено приобретение студентами знаний теоретических основ маркетинга в организациях, отражены требования к студентам: представления, знания, умения.
Программа предусматривает проведение практических работ и выполнение рефератов, что способствует выработке у студентов умений самостоятельно проводить, анализировать и делать выводы по проводимым маркетинговым исследованиям.
Контроль за работой студентов осуществляется путем текущей оценки знаний, проведением практических, контрольных работ, зачетов.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Министерства образования РФ.
Исходным этапом для принятия любого реше¬ния является надежное информационное обеспечение. Важно представлять, что нужно рынку, партнерам, потребителям, ка¬кие возможности для этого есть у предпринимателя и его кон¬курентов. По своей природе информация не может отвечать всем необходимым требованиям на 100%. Это невозможно да и не нужно. Ситуация на рынке меняется стремительно, то, что важно было вчера, сегодня часто безвозвратно устаревает.
Информация должна быть всегда уместной и представ¬ленной в пригодной для пользователя-маркетолога форме. Не¬достаточна обычная масса цифр. Нужно уметь ее правильно обобщить и сгруппировать, представить в удобоваримой фор¬ме. Информация должна быть доверительной и конфиденци¬альной, своевременной и доступной в любой момент принятия решения.
Задача маркетинговых исследований — оценить ин¬формационные потребности и обеспечить руководство инфор¬мацией, точной, надежной, обоснованной, современной и отно¬сящейся к делу.
Студенты должны знать, как сформировать спрос, как научить потребителя новым возможностям с помощью нашей продук¬ции. Ответить на данный вопрос позволяет изучение курса "Маркетинговые исследования" или деловой разведки. Они представляют область знаний, не вмещающуюся в рамки тра¬диционного статистического, оперативного и бухгалтерского учета. Нужно привлекать методы исследований из области со¬циальной психологии и математической статистики.
Необходимо овладеть навыками проведения качественных исследований, опроса, наблюдения, экспериментов и аналого¬вых оценок. Важно уметь работать с различными источниками, читать между строк, по крупицам выискивать необходимую информацию. В деловой разведке все собранные сведения нуж¬но уметь обобщить, чтобы предстала ясная картина тенденций и характера фактических и будущих продаж, возможностей товара, потребителей, партнеров, конкурентов и самого пред¬приятия.
Цель дисциплины — научить студентов методологии оценки и прогнози¬рования возможностей рынка для управления им при решении поставленных стратегических и текущих целей.
Работа маркетолога тогда будет успешна, когда он знает нужных покупателей, критерии оценки рынка, может объективно определить свои преимущества и недостатки, внешние возмож¬ности и угрозы, сопоставить их, умеет установить достоверность полученных результатов и организовать пробное внедрение.
Программа данного курса тесно связана с другими экономическими дисциплинами, в частности: «Маркетинг» и «Менеджмент».
Студенты получают представления о роли и месте дисциплины «Маркетинговые исследования» в процессе освоения профессиональной образовательной программы по избранной специальности.
Разделы изучения дисциплины «Маркетинговые исследования» включают в себя:
- цели, задачи, основные направления, этапы и виды маркетинговых исследований, объекты исследований;
- маркетинговую информация: виды, источники, критерии выбора, методы сбора, обработки и анализа информации;
- принятия маркетинговых решений;
- организации маркетинговых исследований в сфере товаров и услуг;
- маркетинговых исследований организаций, рынков товаров (услуг) по отраслям.
В результате изучения программного материала студент должен:
- знать требования при проведении маркетинговых исследований;
- определять объекты, цели исследований с соблюдением этики;
- уметь находить методы решения поставленной проблемы, проблемы функционирования предприятия;
- применять методы обработки информации, статистические методы;
- составлять сводную методику индивидуальной программы исследований потенциальных возможностей предприятия
- оценивать сильные и слабые стороны предприятия, по результатам исследований составлять отчет и рекомендации в продвижении товара (услуг) , функционированию предприятия на основе полученных данных.
Контроль за учебной работой студентов осуществляется путем текущей оценки знаний, проведением контрольных и практических работ и зачетов.
Для углубления знаний студентов по изучаемому материалу рекомендуется выполнение рефератов и докладов по разным направлениям маркетинговых исследований товаров и услуг.
2. Тематический план учебной дисциплины
№ п/п
Наименование разделов и
тем
Макс,
учеб. наг-
рузка сту¬дента, час. Количество аудиторных часов при очной форме обучения Самосто¬ятельная работа
студента
Всего Практи¬ческие занятия
1 2 3 4 6 7
1 Раздел 1. Цели, задачи, основные направления, этапы и виды маркетинговых исследований. Объекты исследований. 4 4
2 1.1.Содержание, задачи и основополагающие направления маркетинговых исследований. 2 2
3 1.2.Постановка проблемы и выбор объекта исследований. 2 2
4 Раздел 2. Маркетинговая информация: виды, источники, критерии выбора, методы сбора, обработки и анализа информации. 12 6 4 2
5 2.1.Первичная информация маркетинговых исследований. 2 2
6 2.2.Вторичная информация маркетинговых исследований. 2 2 2
7 2.3. Содержание и назначение разведочных исследований. 2
8 Раздел 3. Принятие маркетинговых решений. 14 6 4 4
9 3.1. Исследование эффективности методов маркетинга. 2 2 2
10 3.2. Отчет маркетинговых исследований, аналитика. 2 2
11 3.3. Пробный маркетинг. 2 2
12 Раздел 4. Организация маркетинговых исследований в сфере товаров и услуг. 16 6 6 4
13 4.1. Фокус-группы, глубинное интервью, проективные методы маркетинговых исследований. 2 2
14 4.2. Методы опроса потребителя, эксперимент в маркетинговых исследованиях. 2 2 2
15 4.3. Наблюдения и аналоговые исследования в маркетинге. 2 2 2
16 Контрольная работа. 2 2
17 Раздел 5. Маркетинговые исследований организаций, рынков товаров (услуг) по отраслям. 18 8 6 4
18 5.1. Особенности исследования рынка продуктов питания. 2 2
19 5.2. Исследование потребителей, товарного предложения партнеров и возможностей предприятия. 2 2 2
20 5.3. Сущность и значение конкурентной разведки. 2 2 2
21 5.4. Исследование системы экономической безопасности предприятия. Зачет. 2
Итого: 66 32 20 14
3. Содержание учебной дисциплины.
Раздел 1. Цели, задачи, основные направления, этапы и виды маркетинговых исследований. Объекты исследований.
Студент должен знать:
- понятие маркетинговых исследований, основополагающие направления маркетинга
- состав информационной системы маркетинга;
- классификацию маркетинговых исследований;
- требования при проведении маркетинговых исследований;
- объекты, цели исследований с соблюдением этики;
- методы решения поставленной проблемы, проблемы функционирования предприятия.
Раздел 2. Маркетинговая информация: виды, источники, критерии выбора, методы сбора, обработки и анализа информации.
Студент должен знать:
- типы первичных данных при сборе маркетинговой информации;
- знание намерений в прогнозировании будущего повеления потребителей;
- типы первичных и вторичных данных маркетинговой информации;
- достоинства и недостатки этих типов информации;
- источники вторичной и первичной информации;
- понятие оценки репрезентативности;
- основную направленность разведочных исследовании.
Уметь:
- производить расчет емкости рынка и текущего рыночного спроса, делать аналитические выводы на основе полученных данных, формировать свои решения на поставленные вопросы;
- разрабатывать и составлять опрос-анкеты для сбора первичной информации по конкретному виду товара или услуге.
Раздел 3. Принятие маркетинговых решений.
Студент должен знать:
- сущность понятия бенчмаркинг, его виды, сбор какой информации он объединяет;
- исследования каналов распределения;
- ценовое исследование, анализ соотношения цен;
- исследования с применением средств маркетинговых коммуникаций;
- элементы и характеристики SWOT-анализа товаров, чем нужно руководствоваться для обеспечения его эффективности;
- методы обработки информации, статистические методы;
- практическую, параллельную, содержательную и конструкционную достоверность;
- вероятностное выборочное исследование;
- понятие и применение пробного маркетинга, правило сильной половины;
- применение тестовых рынков.
Уметь:
- составлять примерную структуру SWOT-анализа, оценивать сильные и слабые стороны предприятия, по результатам исследований составлять отчет, отражающий характеристику предмета, места исследований, состояние продаж, оснащения, данные о респондентах;
- составлять таблицы группировок по результатам разведочных исследований, определять уровень влияния внешних и внутренних факторов на поведение потребителей.
Раздел 4. Организация маркетинговых исследований в сфере товаров и услуг.
Студент должен знать:
- качественные исследования и входящие в них фокус-группы, их использование;
- понятие модератора и его критерии при выборе и обучении;
- глубинное (направленное) интервью, методы его проведения: лестницы, скрытых проблем и символического анализа;
- проективные методы исследований, методы опроса потребителей, подготовку интервьюеров;
- понятия личного интервью, анкеты;
- применение эксперимента в маркетинговых исследованиях: по степени осведомленности, по логике доказательств, по месту проведения, а также масштаб проведения;
- роль наблюдений в маркетинговых исследованиях, классификация наблюдений, понятие систематического натурального наблюдения.
- целесообразность маркетинговых исследований при отсутствии конкретных данных по изучаемому объекту.
Уметь:
-составлять сценарий (топик-гайд) для эффективной работы фокус-группы и на основе него составлять подробный план вопросов и тем, необходимых к рассмотрению;
- уметь применять методы исследования подсознательных мотивов при работе с фокус группами
- выбирать оптимальный вид исследования в зависимости от целей и ресурсных возможностей предприятия.
Раздел 5. Маркетинговые исследований организаций, рынков товаров (услуг) по отраслям.
Студент должен знать:
- особенности рынков различных товаров и услуг, решение текущих и перспективных задач;
- установление стратегических рынков при проведении исследований
- личностные, психологические и социально-экономические характеристики потребителей;
- исследования партнеров и возможностей, их условия и требования;
- методики разработки исследований рынка партнеров;
- сущность и значение конкурентной разведки, ее объекты, эффективные меры ее реализации;
- специальные методы анализа качественных данных: альтернативных исходов, анализа от противного, событий, конкурирующих гипотез;
- виды нарушений экономической безопасности предприятия.
Уметь:
- составлять рейтинг предпочтений партнеров, рассчитывать коэффициент значимости условий и требований партнеров;
- составлять сводную методику индивидуальной программы исследований потенциальных возможностей предприятия;
- определять преимущества и недостатки конкуренции в продвижении товаров.
Перечень практических работ, выполняемых в процессе изучения дисциплины.
Раздел 2. Расчет текущего рыночного спроса и емкости рынка.
Составление и разработка опрос-анкеты для сбора первичной
информации.
Раздел 3. Примерная структура SWOT-анализа товаров.
Результаты анкетирования потребителей.
Раздел 4. Состав разведочных маркетинговых исследований.
Примерная структура топик-гайда тестирования рекламы.
Проективные методы исследования подсознательных мотивов.
Раздел 5. Рейтинг предпочтений партнеров.
Программа исследований возможностей предприятия.
Определение конкурентных преимуществ и недостатков в
продвижении товара.
Самостоятельная работа студентов.
Доклады и рефераты по темам:
1. Исследования внутренних возможностей предприятия.
2. Значение достоверности и надежности проведенных исследований при
принятии управленческих решений.
3. Понятия контролируемый и имитируемый рынки.
4. Понятие бенчмаркинг, составляющая его информация.
5. Оценка эффективности рекламного воздействия на потребителя.
6. Варианты угроз и опасностей экономическому состоянию предприятия.
7. Характеристика каналов продаж, сфер деятельности и хозяйственных интересов
контрагентов.
Литература:
1. Дубровин И.А. Маркетинговые исследования. Учебное пособие. –
М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков иК», Москва, 2007.
2. Панкрухин А.П. Маркетинг. Учебник. Гильдия маркетологов.-3-е изд.:Омега-Л,
Москва, 2005.
3. Кулибанова В.В. Прикладной маркетинг. – СПб.:»Олма-Пресс Инвест», 2002.
4. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. – М.:«Ось-89»,
Москва, 1999.
5. Млхотра, Нэреш К. Маркетинговые исследования, практическое руководство. – М.: Вильямс, Москва, 2003.
6. Тоффлер Б.Э., Имбер Дж. Словарь маркетинговых терминов. – М.:
«ИНФРА-М», Москва, 2000.
Рабочая программа по дисциплине «Маркетинговые исследования» специальности 080501 «Менеджмент» составлена на основании стандартов и государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080501.
Преподаватель:__________________________И.Н.Макушина
На странице приведен фрагмент.
Автор: Макушина Ирина Николаевна
→ Макуш 27.03.2010 1 15614 1010 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.