Разработка урока по теме «Построение графиков функций в электронных таблицах MS Excel» 9 класс


Автор: Рычкова Наталия Викторовна

Место работы: МОАУ СОШ с УИОП №37 г.Кирова

Должность: учитель информатики

Дополнительные сведения: стаж 16 лет



Тема урока: «Построение графиков функций в электронных таблицах MS Excel»

Класс: 9Б

Тип урока: комбинированный

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная

Цели:

Образовательные

  • Отработка навыков построения графиков функций,

  • закрепить базовые понятия ЭТ Excel (оформление таблиц, ввод и копирование формул) через выполнение практических работ;

  • Отработка навыков использования ПК при решении прикладных задач

Развивающие

  • Развивать познавательный интерес к учебным дисциплинам и умение применять свои знания в практических ситуациях.

  • Развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, приводить примеры

Воспитательные

  • Развивать культуру общения и культуру речи.

  • Воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.

  • Научить отстаивать свою точку зрения


Техническое обеспечение:

    1. Компьютеры

    2. Мультимедиапроектор

    3. Раздаточный материал: карточки с заданиями для самостоятельной работы

    4. Презентация по теме «Построение графиков функций в электронных таблицах MS Excel» (алгоритм, тест)



Структура урока.


Части, блоки

Время

Организационный момент.

1 мин

Актуализация знаний.

3 мин

Первичное усвоение учебного материала.

7 мин

 Осознание и осмысление учебной информации

 10 мин

Применение знаний и умений.

12 мин

Информация о домашнем задании.

1 мин

Рефлексия (цветовая)

5 мин

Итоги

1 мин

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроились на работу? Поехали.

Сегодня мы проведем с вами урок по теме «Построение графиков функций в электронных таблицах MS Excel».
Перед нами стоит цель: научиться строить графики любых функций в MS Excel

  1. мотивация

мне эти знания необходимы:

  1. Актуализация знаний


На прошлом уроке мы изучали тему «Расчетные задачи в электронных таблицах», и к некоторым задачам строили диаграммы на плоскости и объемные. Частным случаем диаграмм является график. Два графика мы вместе построили, но алгоритма не записали. Прежде чем приступить к этому, давайте посмотрим, с какими знаниями вы сегодня пришли на урок. Презентация (10 вопросов).

Учащиеся устно отвечают на вопросы в тестовой форме.

  1. В электронной таблице основной элемент рабочего листа – это:

  1. ячейка

  2. строка

  3. столбец

  4. формула

  1. Выберите верное обозначение строки в электронной таблице:

    1. 18D;

    2. К13;

    3. 34;

    4. АВ.

  2. Выберите верное обозначение столбца в электронной таблице:

  1. DF;

  2. F12;

  3. АБ;

  4. 113.

  1. Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:

  1. 11D;

  2. F12;

  3. АБ3;

  4. В1А.

  1. Как обычно (то есть по умолчанию) выравниваются числа в ячейках электронной таблицы?

  1. по центру;

  2. по центру выделения;

  3. по правому краю;

  4. по левому краю.

  1. В электронной таблице невозможно удалить:

  1. строку;

  2. столбец;

  3. содержимое ячейки;

  4. имя ячейки.


  1. Сколько ячеек содержит диапазон А1: В4 в электронной таблице:

  1. 4;

  2. 8;

  3. 9;

  4. 10.

  1. Дана электронная таблица. В ячейку D2 введена формула: (A2*B1+C1) Какое значение появится в ячейке D2?


  1. 6

  2. 14

  3. 24

  4. 26


  1. Выберите ссылку, которая не является смешанной:

  1. F$15

  2. $B4

  3. $A$1

  4. $C12


  1. В ячейке B2 записана формула =2*$A1. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку B2 скопируют в ячейку C2?

  1. =2*$B1

  2. =2*$A2

  3. =3*$A1

  4. =2*$A1


  1. Первичное усвоение учебного материала.

А теперь давайте вспомним алгоритм построения графиков функций.

Просмотр презентации по теме «Преобразование графика квадратичной функции » с комментариями и записью алгоритма в тетрадь.

  1. Составить таблицу значений переменной у от х

  2. Выделим таблицу

  3. В мастере диаграмм выбрать тип диаграммы точечная, вид: со значениями, соединенными сглаживающими линиями без маркеров (или с маркерами)

  4. Во вкладке ряд ввести подписи оси ох, функцию

  5. Подписать в заголовках график, оси. Нажать Готово

  6. Переместить подписи осей, поменять ориентацию подписи оси у.

  7. Оформить график.

Используя данный алгоритм построим несколько графиков функций, сначала все вместе, а потом каждый самостоятельно.


Займите места у  компьютеров. Начинаем выполнять практическую работу.
Первое задание мы выполним  вместе.  За главный компьютер приглашается ученик. Задание выполняем с комментариями.

  1. Осознание и осмысление учебной информации.



Задание 1.  Построить график функции с использование электронных таблиц

у = х2+5 в промежутке [-5;5] с шагом 1.


Изменить функцию: у = х2-5 в промежутке [-5;5] с шагом 1.

Что изменилось?


  1. Применение знаний и умений.


А можно ли построить в системе координат сразу 2 и более графиков, чтобы проследить преобразование? Давайте попробуем.

Построить графики функций с использование электронных таблиц

Задание 2.  у = х2 и у = 2х2 в промежутке [-4;4] с шагом 0,5


Сравните графики.

Сделайте выводы.




Задание 3. 

Построить график функции y=|x2-10| на [-6;6] c шагом 1.


Воспользуемся Мастером функций.




Задание 4 

Найти решение уравнения 5х= х2+4


Самостоятельно

Самооценка: Оформите графики в цвете по степени достижения цели урока Если вы материал урока уяснили, с практикой разобрались, сделайте графики в красных тонах,.

В синих тонах – что-то непонятно, еще надо поработать.

В зеленых – ничего не понятно.


  1. Информация о домашнем задании.

Дома построить остальные графики на разных листах одной книги Excel, озаглавить файл Графики. Отправить по адресу kab1337@mail.ru В теме подписать свою фамилию.



Задание на урок.

Построить график функции (каждый на отдельном листе Excel):

  1. у = х2+5 в промежутке x [-5;5] с шагом 1

у = х2-5 в промежутке x [-5;5] с шагом 1

  1. у = х2 и у = 2х2 в промежутке x [-4;4] с шагом 0,5

  2. y=|x2-10| в промежутке x [-6;6] c шагом 1

  3. Найти решение уравнения 5х= х2+4

Построить график функции

  1. y=sin x/2 в промежутке x [-5;5] c шагом 1

  2. y=3*x2+4x-5 в промежутке x [-5;5] c шагом 0,5

  3. y=2cos x в промежутке x [-5;5] c шагом 0,5

  4. y=-x2+5 в промежутке x [-4;4] c шагом 1

  5. Найти решение уравнения x+2= х2




  1. Рефлексия

Цель

Оценка

Самооценка

Трудности

Чему научилсь

  1. Итоги

Сегодня на уроке мы рассмотрели использование прикладной программы Excel при решении практической задачи, и ещё раз убедились в том, что применение ЭТ при решении задач пользователя экономит наше время, и форма представления результатов удобна для восприятия.

Продолжается век.
И другой приближается век.
По кремнистым ступеням
Взбираясь к опасным вершинам,
Никогда, никогда, никогда
Не отдаст человек
Своего превосходства
Умнейшим на свете машинам.


Источники материалов:


7


Слайд 1
Тема: Построение графиков функций в электронных таблицах MS Excel
Слайд 2
Автор: Рычкова Наталия Викторовна Место работы: МОАУ СОШ с УИОП №37 г.Кирова Должность: учитель информатики Дополнительные сведения: стаж 16 лет
Слайд 3
Слайд 4
Вопрос 1 В электронной таблице основной элемент рабочего листа – это: A.ячейка B.строка C.столбец D.формула
Слайд 5
Вопрос 2 Выберите верное обозначение строки в электронной таблице: A. 18D B. К13 C. 34 D. АВ
Слайд 6
Вопрос 3 Выберите верное обозначение столбца в электронной таблице: A. DF B. F12; C. АБ; D. 113
Слайд 7
Вопрос 4 Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице: A. 11D; B. F12; C. АБ3; D. В1А.
Слайд 8
Вопрос 5 Как обычно (то есть по умолчанию) выравниваются числа в ячейках электронной таблицы? A. по центру; B. по центру выделения; C. по правому краю; D. по левому краю.
Слайд 9
Вопрос 6 В электронной таблице невозможно удалить: A. строку B. столбец C. содержимое ячейки D. имя ячейки
Слайд 10
Вопрос 7 Сколько ячеек содержит диапазон А1: В4 в электронной таблице: A. 4 B. 8 C. 9 D. 10.
Слайд 11
Вопрос 8 Дана электронная таблица. В ячейку D2 введена формула: (A2*B1+C1) Какое значение появится в ячейке D2?   A B C D 1 5 2 4   2 10 1 6                                                     A.  6                                                    B.  14                                                    C.  16                                                    D.  24 
Слайд 12
Вопрос 9 Выберите ссылку, которая не является смешанной: A. F$15 B. $B4 C. $A$1 D. $C12
Слайд 13
Вопрос 10 В ячейке B2 записана формула =2*$A1. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку B2 скопируют в ячейку C2? A. =2*$B1 B. =2*$A2 C. =3*$A1 D. =2*$A1 A 1 2 3 4 B =2*$A1 C
Слайд 14
Алгоритм построения графика функции
Слайд 15
Заполнить таблицу: 1. Вписать в ячейку А1 функцию 2. Во второй строке - значения переменной Х 3. В третей строке – подсчитать значения У
Слайд 16
1.Выделить таблицу 2.Нажать кнопку Мастер диаграмм
Слайд 17
1.Выбрать тип диаграммы – Точечная 2.Вид – со сглаживающими линиями без маркеров 3. Нажать кнопку Далее
Слайд 18
1.В закладке ряд вписать имя функции 2. Нажать кнопку Далее
Слайд 19
1.В закладке Заголовки обозначить оси Х и У 2. Нажать кнопку Далее
Слайд 20
1. Выбрать «Поместить диаграмму на имеющемся листе 2. Нажать кнопку Готово
Слайд 21
1. Необходимо переместить подписи осей Х и У. 2. Изменить Ориентацию подписи оси У
Слайд 22
Оформить график, выбирая пкм все области диаграммы
Слайд 23
Задача 1 Построить график функции у=х2+5 в промежутке [-5;5] с шагом 1 в электронных таблицах MS EXCEL
Слайд 24
Задача 2 Построить графики функций у = х2 и у = 2х2 на отрезке [-4;4] с шагом 0,5
Слайд 25
Задача 3 Построить график функции y=|x2-10| на отрезке [-6;6] c шагом 1.
Слайд 26
Задача 4 Найти решение уравнения 5х= х2+4
Слайд 27
Продолжается век. И другой приближается век. По кремнистым ступеням Взбираясь к опасным вершинам, Никогда не отдаст человек Своего превосходства Умнейшим на свете машинам.
Слайд 28
Задача 5 Построить график функции y=sin x/2 на отрезке [-5;5] c шагом 1
Слайд 29
Источники материалов:       http://www.alleng.ru/edu/comp1.htm http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/in dex.htm http://infoschool.narod.ru/ http://www.metod-kopilka.ru/page-22.html http://www.uroki.net/ http:/uchinfo.com.ua/

Полный текст материала Разработка урока по теме «Построение графиков функций в электронных таблицах MS Excel» 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рычкова Наталия Викторовна  Рычкова
18.06.2011 0 8139 1903

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК