Разработка урока по теме «Построение графиков функций в электронных таблицах MS Excel» 9 класс
Автор: Рычкова Наталия Викторовна
Место работы: МОАУ СОШ с УИОП №37 г.Кирова
Должность: учитель информатики
Дополнительные сведения: стаж 16 лет
Тема урока: «Построение графиков функций в электронных таблицах MS Excel»
Класс: 9Б
Тип урока: комбинированный
Формы работы на уроке:
фронтальная, индивидуальная
Цели:
Образовательные
Отработка навыков построения графиков функций,
закрепить базовые понятия ЭТ Excel (оформление таблиц, ввод и копирование формул) через выполнение практических работ;
Отработка навыков использования ПК при решении прикладных задач
Развивающие
Развивать познавательный интерес к учебным дисциплинам и умение применять свои знания в практических ситуациях.
Развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, приводить примеры
Воспитательные
Развивать культуру общения и культуру речи.
Воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.
Научить отстаивать свою точку зрения
Техническое обеспечение:
Компьютеры
Мультимедиапроектор
Раздаточный материал: карточки с заданиями для самостоятельной работы
Презентация по теме «Построение графиков функций в электронных таблицах MS Excel» (алгоритм, тест)
Структура урока.
Части, блоки |
Время |
Организационный момент. |
1 мин |
Актуализация знаний. |
3 мин |
Первичное усвоение учебного материала. |
7 мин |
Осознание и осмысление учебной информации |
10 мин |
Применение знаний и умений. |
12 мин |
Информация о домашнем задании. |
1 мин |
Рефлексия (цветовая) |
5 мин |
Итоги |
1 мин |
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроились на работу? Поехали.
Сегодня мы проведем с вами урок по теме
«Построение графиков функций в электронных
таблицах MS Excel».
Перед нами стоит
цель: научиться строить графики любых
функций в MS Excel
мотивация
мне эти знания необходимы:
Актуализация знаний
На прошлом уроке мы изучали тему «Расчетные задачи в электронных таблицах», и к некоторым задачам строили диаграммы на плоскости и объемные. Частным случаем диаграмм является график. Два графика мы вместе построили, но алгоритма не записали. Прежде чем приступить к этому, давайте посмотрим, с какими знаниями вы сегодня пришли на урок. Презентация (10 вопросов).
Учащиеся устно отвечают на вопросы в тестовой форме.
В электронной таблице основной элемент рабочего листа – это:
ячейка
строка
столбец
формула
Выберите верное обозначение строки в электронной таблице:
18D;
К13;
34;
АВ.
Выберите верное обозначение столбца в электронной таблице:
DF;
F12;
АБ;
113.
Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:
11D;
F12;
АБ3;
В1А.
Как обычно (то есть по умолчанию) выравниваются числа в ячейках электронной таблицы?
по центру;
по центру выделения;
по правому краю;
по левому краю.
В электронной таблице невозможно удалить:
строку;
столбец;
содержимое ячейки;
имя ячейки.
Сколько ячеек содержит диапазон А1: В4 в электронной таблице:
4;
8;
9;
10.
Дана электронная таблица. В ячейку D2 введена формула: (A2*B1+C1) Какое значение появится в ячейке D2?
6
14
24
26
Выберите ссылку, которая не является смешанной:
F$15
$B4
$A$1
$C12
В ячейке B2 записана формула =2*$A1. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку B2 скопируют в ячейку C2?
=2*$B1
=2*$A2
=3*$A1
=2*$A1
Первичное усвоение учебного материала.
А теперь давайте вспомним алгоритм построения графиков функций.
Просмотр презентации по теме «Преобразование графика квадратичной функции » с комментариями и записью алгоритма в тетрадь.
Составить таблицу значений переменной у от х
Выделим таблицу
В мастере диаграмм выбрать тип диаграммы точечная, вид: со значениями, соединенными сглаживающими линиями без маркеров (или с маркерами)
Во вкладке ряд ввести подписи оси ох, функцию
Подписать в заголовках график, оси. Нажать Готово
Переместить подписи осей, поменять ориентацию подписи оси у.
Оформить график.
Используя данный алгоритм построим несколько графиков функций, сначала все вместе, а потом каждый самостоятельно.
Займите места у компьютеров. Начинаем
выполнять практическую работу.
Первое
задание мы выполним вместе. За
главный компьютер приглашается ученик.
Задание выполняем с комментариями.
Осознание и осмысление учебной информации.
Задание 1. Построить график
функции с использование электронных
таблиц
у = х2+5 в промежутке
[-5;5] с шагом 1.
Изменить функцию: у = х2-5 в промежутке [-5;5] с шагом 1.
Что изменилось?
Применение знаний и умений.
А можно ли построить в системе координат сразу 2 и более графиков, чтобы проследить преобразование? Давайте попробуем.
Построить графики функций с использование
электронных таблиц
Задание 2.
у = х2 и у = 2х2 в промежутке
[-4;4] с шагом 0,5
Сравните графики.
Сделайте выводы.
Задание 3.
Построить график функции y=|x2-10| на [-6;6] c шагом 1.
Воспользуемся Мастером функций.
Задание 4
Найти решение уравнения 5х= х2+4
Самостоятельно
Самооценка: Оформите графики в цвете по степени достижения цели урока Если вы материал урока уяснили, с практикой разобрались, сделайте графики в красных тонах,.
В синих тонах – что-то непонятно, еще надо поработать.
В зеленых – ничего не понятно.
Информация о домашнем задании.
Дома построить остальные графики на разных листах одной книги Excel, озаглавить файл Графики. Отправить по адресу kab1337@mail.ru В теме подписать свою фамилию.
Задание на урок.
Построить график функции (каждый на отдельном листе Excel):
у = х2+5 в промежутке x [-5;5] с шагом 1
у = х2-5 в промежутке x [-5;5] с шагом 1
у = х2 и у = 2х2 в промежутке x [-4;4] с шагом 0,5
y=|x2-10| в промежутке x [-6;6] c шагом 1
Найти решение уравнения 5х= х2+4
Построить график функции
y=sin x/2 в промежутке x [-5;5] c шагом 1
y=3*x2+4x-5 в промежутке x [-5;5] c шагом 0,5
y=2cos x в промежутке x [-5;5] c шагом 0,5
y=-x2+5 в промежутке x [-4;4] c шагом 1
Найти решение уравнения x+2= х2
Рефлексия
Цель
Оценка
Самооценка
Трудности
Чему научилсь
Итоги
Сегодня на уроке мы рассмотрели использование прикладной программы Excel при решении практической задачи, и ещё раз убедились в том, что применение ЭТ при решении задач пользователя экономит наше время, и форма представления результатов удобна для восприятия.
Продолжается
век.
И другой приближается век.
По
кремнистым ступеням
Взбираясь к
опасным вершинам,
Никогда, никогда,
никогда
Не отдаст человек
Своего
превосходства
Умнейшим на свете
машинам.
Источники материалов:
http:/uchinfo.com.ua/
http://www.alleng.ru/edu/comp1.htm
http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/index.htm
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рычкова Наталия Викторовна
→ Рычкова 18.06.2011 0 8231 1903 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.