Конспект урока информатики по теме "Условная функция" для 9 класса
Конспект урока по информатике
учителя
МОУ «Елпачихинская средняя
общеобразовательная школа»
Савиновой
А.Р.
9 класс.
Тема программы: Электронные таблицы.
Тема урока: Условная функция.
Тип урока: освоение и закрепление нового материала.
Цели урока:
Обучающие: закрепить навыки по созданию и заполнению ЭТ. Научиться решать задачи в ЭТ с использованием условной функции.
Развивающие: Формирование приемов логического и алгоритмического мышления, развитие познавательного интереса к предмету. Развитие представлений об ЭТ как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности.
Воспитательные: развитие навыков межличностного взаимодействия, взаимопомощи. Воспитание аккуратности, точности.
ТСО: проектор, компьютеры.
Программная поддержка: электронные таблицы Microsoft Excel.
Ход урока:
Организационный момент
-приветствие
-знакомство с порядком проведения урока.
Актуализация знаний
На демонстрационном экране представлена таблица для расчетов заработной платы работникам некоторого производственного учреждения.
Учащиеся получают листы с заданиями:
Произвести расчет незаполненных граф следующим образом:
1)Аванс составляет 40% от оклада. Расчет выполнить, используя абсолютную ссылку.
2)Сумма налогов составляет 13% оклада.
3)Последняя графа равна разнице между окладом и всеми удержаниями.
4)Выполнить расчет итоговой строки, воспользовавшись для этого кнопкой автосуммы.
Учитель вводит ответы учеников на компьютер и на демонстрационном
экране будет следующее:
Условная функция.
Задание: добавить в данную таблицу графу «Премия» и заполнить ее следующим образом: если план выполнен на 100% и более, то назначить премию в размере 1000 руб., иначе вычесть из зарплаты 500 руб.
Как выполнить эти расчеты?
Учитель: Сначала подумайте, куда вставить новую графу, так как нужно отчислять налоги. И как заполнить эту графу?
Учащиеся: Между столбцами «Аванс» и «Подоходный налог». Числа 1000 и –500 можно вводить с клавиатуры.
Учитель: А как определяете, кого поощрять, а кого наказать?
Учащиеся: Смотрим выполнение плана каждым работником: если выполнение плана >=100%, то 1000 руб., иначе –500 руб.
Учитель: А если в этом учреждении число работников несколько сотен? Тогда электронный процессор должен определять значения клеток сам автоматически.
Учащиеся: Нужна какая-то формула.
Учитель: Правильно. Давайте внимательно посмотрим на вопрос. Чем является первая часть вопроса?
Учащиеся: Логическим выражением (условием).
Учитель: Какие значения может принимать логическое выражение?
Учащиеся: истина или ложь.
Учитель: Значит, Если А2>=100, то Е2=1000, иначе Е2=-500. В ЭТ для решения таких задач существует условная функция, которая имеет вид:
Если(<условие>; <выражение 1>; <выражение 2>). И выполняется так: если условие истинно, то значение данной ячейки определит <выражение 1>, в противном случае - <выражение 2>.
Выражение 1 и Выражение 2 могут быть числами, формулами или текстом. Для нашей задачи в ячейке Е2 будет формула:
Если(А2>=100;1000;-500)
Открываем тетради, записываем число. Учитель просит учащихся сформулировать тему урока, исходя из полученных знаний.
Затем разбираем задачу «Решение квадратного уравнения» с помощью ЭТ:
Здесь ключевой является формула, по которой производится анализ на наличие корней: =IF(B5>=0;(-B3-КОРЕНЬ(B5))/(2*B2);”НЕТ КОРНЕЙ”). Формулы в ячейках В6 и В7 различаются лишь знаком перед дискриминантом.
Надо проговорить с учениками, что в случае, когда дискриминант равен 0, мы получаем два совпадающих корня. Обратить внимание на расстановку скобок в формуле вычисления корней.
4. Учащиеся получают листы с практическим заданием и выполняют их в парах.
Выдаваемый лист:
Выполните задание:
Откройте документ с именем «Квадратное уравнение», находящийся в Моих документах.
Выполните необходимые расчеты, используя условную функцию, и получите решение для нескольких наборов коэффициентов:
а) а=-1, b=2, с=3;
б) а=1, b=2, с=3;
с) а=1, b=4,с=4.
Откройте документ «Абитуриент».
Найдите сумму баллов за три экзамена для каждого студента и поместите информацию о зачислении: если сумма баллов больше или равна проходному баллу, то студент зачислен, иначе – нет.
Учитель контролирует выполнение работы, и в случае возникновения трудностей в одной из пар, просит оказать ей помощь учащегося из пары, успешно справившейся с заданием.
Домашнее задание: стр. 295, упр.4.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Савинова Айсылу Раизовна
→ savinova 13.04.2010 4 7758 1570 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.