Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Теория и практика написания сочинений разных жанров"; 9 класс
«Утверждаю» ____________________
Директор МОБУ "Есеновичская средняя общеобразовательная школа"
В.А.Тухта
Приказ № ____
от «____» ____ ____________ 2013г.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Вышневолоцкого района
«Есеновичская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса по русскому языку
«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»
(предмет)
для 9 класса
составлена на основе программы факультативного курса Т.А. Ладыженской и Т.А.Зепаловой «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»
Издательство « Просвещение» 2008
Учитель первой квалификационной категории
МЕШКОВА Марина Анатольевна
2012-2013 учебный год
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки
«Теория и практика сочинений разных жанров».
Пояснительная записка
Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов.
На изучение данного курса отводится 34 часа.
Курс имеет практическую направленность. Для развития связной речи необходимы практика, тренировка; языковое (речевое) чутье как определенного рода способность развиваться в деятельности. Данный курс представляет учащимся такую возможность, и ее необходимо использовать для совершенствования их речи.
Элективный курс должен повысить уровень языкового (речевого) развития учащихся; вооружить их речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности, пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности у учащихся; способствует нравственному воспитанию учащихся.
На занятиях данного курса учащиеся будут писать сочинения, собирать для них материал и совершенствовать написанное; готовить устные сообщения на тему и выступать с ними. Познакомятся с теорией: аннотация, рецензия, отзыв, рассказ. Путевые заметки, портретный очерк.
Лучшие работы войдут в портфолио учащихся.
Работа по данному курсу позволит учащимся лучше подготовиться к написанию сочинения в старших классах.
Краткое содержание программы (по темам)
Тема и основная мысль сочинения (3 часа)
Заглавие, тема и основная мысль сочинения. Тема и план сочинения. Способы раскрытия основной мысли в устных и письменных сочинениях. Эпиграф.
Тема и жанр сочинения.
Собирание и систематизация материала для сочинения (8 часов)
Простой и сложный план. Тезисы и конспекты. Культура оформления рукописи. Библиография, аннотация. Цитаты, ссылки, их оформление.
Собирание материала по литературным источникам. Записные книжки писателей как форма литературных «заготовок».
Наблюдения и методы фиксации материала для сочинений газетных жанров (репортаж, интервью).
Совершенствование написанного (2 часа).
Работа мастеров слова над совершенствованием произведения. Приемы правки рукописи.
Аннотация, отзыв и рецензия.
Сочинения разных жанров (21 час)
Описание научное, деловое, художественное и публицистическое. Описание местности, путевые заметки, портретный очерк.
Рассуждение проблемного характера. Сравнительная характеристика, ее особенности.
Статья в газету.
Рассказ как один из видов повествовательных произведений; рассказ с необычным построением; юмористический рассказ; фельетон; устный рассказ, его особенности.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Способы деятельности учащихся |
1.
2.
3. |
Тема текста. Основная мысль текста. Значение элективного курса, его задачи. Повторение изученного о теме, основной мысли высказывания. Сочинение на основе личных наблюдений. Школьный бюллетень.
|
3 |
Собирание тем (эпиграфов) сочинений. Сочинение на заданную тему. |
4.
5. 6. 7. 8-9. 10. 11. |
Собирание и систематизация материала к сочинению План сочинения и изложения. Тезисы и конспект, их отличие от плана. Цитирование. Сочинение на литературную тему. Записные книжки. Репортаж. Интервью. Сочинение на свободную тему. |
8 |
Составление тезисов устного высказывания. Устное сообщение. Совершенствование планов к сочинению на литературную тему. Подготовка сборника «Из записных книжек». Сочинение.
|
12. 13. |
Совершенствование написанного. Совершенствование написанного. Библиография, аннотация.
|
2 |
Подготовка памятки. Составление списков литературы и аннотаций. |
14-15.
22-23.
24-25.
26-27. 28. 29.
30-31. 32.
33. 34. |
Сочинения разных жанров. Отзыв и рецензия. Отзыв как разновидность ученического сочинения.
Описание. Путевые заметки.
Очерк. Портретный очерк.
Рассуждение. Сравнительная характеристика.
Рассуждение проблемного характера. Статья в газету.
Рассказ. Рассказ с необычным построением.
Юмористический рассказ.
Фельетон. Устный рассказ.
|
21 |
Отзывы-заметки дискуссионного характера. Отзывы о рассказах. Анализ ученического отзыва с элементами рецензии.
Подготовка альбома «По родному краю»
Подготовка сборника «Люди, которым хочется подражать».
Сочинение на тему.
Сочинение на тему. Подготовка статьи на основе написанных учащимися сочинений.
Рассказ.
Подготовка сборника «Веселые истории». Конкурс на лучший устный рассказ или вечер устных рассказов. |
Рекомендуемая (и / или используемая литература) литература.
Словари и справочники
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.. 1975.
Горбачевич К.С. Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка. -Л 1979.
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка.
Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 1989.
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М., 1987.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1983.
Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы./ Под редакцией Р.А. Аванесова. - М., 1985.
Одинцов В. В, и др. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1989.
Панов Б. Т. Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1985.
Розенталь Д. Э. Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 1985.
Словарь русского языка в 4–х томах. – М., 1984.
Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1984.
Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., 1975.
Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984.
Литература
Для учителя
Теория и практика сочинений разных жанров (составитель Т. А. Ладыженская, Т.С. Зепалова). – М., 1990 .
Методические указания к курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Сост. Т.А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – М., 1990.
Гринина- Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах. – М., 1977.
Розенталь справочник по правописанию и литературной правке. – М., Айрис-пресс, 2003
Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., Айрис-пресс, 2003.
Пичугов Ю. С. Обучение сочинениям на свободную тему. – М., Просвещение, 1986.
Для учащихся
Развивайте дар слова. Пособие для учащихся./ Сост. Т. А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – М., 1990 .
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мешкова Марина Анатольевна
→ mamuhka 29.10.2013 1 13044 3365 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.