Рабочая программа элективного курса "Деловая речь. Деловое письмо"; 10 - 11 классы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кодинская средняя общеобразовательная школа №2»

Кежемского района Красноярского края




«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Заместитель директора Директор

----------------------- ---------------------------- -------------------------

Протокол № ------ « » ----------- 202___ г. Приказ № ------

от « » -------- 202____ г. от « » ---------- 202___ г.









Рабочая программа

по элективному курсу: Деловая речь. Деловое письмо, 10, 11 классы


базовый уровень, среднее общее образование


учителя высшей квалификационной категории

Ершовой Татьяны Анатольевны











г.Кодинск

2023 год

Элективный курс

«Деловая речь. Деловое письмо».

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе общеобразовательной программы среднего общего образования МБОУ «КСОШ № 2».

Цель факультативного курса: познакомить с правилами служебного этикета, этикета деловой речи, видами делового общения; совершенствовать умения составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами.

Программа рассчитана на 10 и 11 классы, на 68 часов (по34 часа, 1 час в неделю в 10 и 11 классах).

Программа предусматривает отбор методов и приемов, активизирующих самостоятельную работу учащихся: наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения, анализ текста, моделирование (создание) текста, беседа, ролевые игры.

Формы контроля: презентация деловой беседы, деловых переговоров по указанной теме, составление деловых бумаг, тест.


Учащиеся, изучающие данный курс, должны

знать:

  • нормы и правила поведения среди сверстников и преподавателей в учебном коллективе, среди людей, с которыми предстоит работать (служебный этикет);

  • нормы и правила делового общения;

  • структурные элементы деловой беседы; деловых переговоров; требования, предъявляемые к разговору по телефону;

  • основные функции делового письма, его жанры;

  • основные требования к языку деловых бумаг и документов;

уметь:

  • вести деловую беседу, деловые переговоры, телефонной разговор;

  • оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги;

  • редактировать и устранять типичные ошибки в языке деловых бумаг.

Основные требования общества к образованию выпускника:

- формирование культурной идентичности учащихся как граждан России;

- обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;

- достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального разнообразия общества;

- формирование универсальных учебных действий, определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству.

Предметная составляющая курса «Деловая речь. Деловое письмо» заключается в следующем:

- знакомство с основными понятиями;

- расширение и углубление знаний учащихся о стилистических средствах языка;

- обучение видению структуры высказывания, умению его конструировать и устранять речевые ошибки;

- формирование навыка в умении пользоваться определенными задачами речи стилистическими средствами языка;

- обучение разграничению грамматических и речевых ошибок;

- формирование навыка корректорской и редакторской правки;

- обучение построению высказывания определенного стиля и жанра;

- совершенствование коммуникативных умений и навыков.

Предметные результаты.

В результате изучения курса обучающиеся должны уметь:
*понимать назначение официально-делового стиля;
*усвоить понятия “подстили деловой речи”, “жанры речевых произведений”, “стилистическая норма”, “регламентированность речи”, “шаблон”, “стандартизация текста” и другие;
*знать языковые средства, характерные для официально-делового стиля, уметь правильно их выбирать и употреблять при составлении деловых бумаг;
Обучающиеся получат возможность научиться:
*владеть стилистическими нормами, уметь оценивать деловой текст с точки зрения соблюдения в нем стилистических норм;
*понимать природу стилистических ошибок; уметь находить в деловых бумагах стилистические ошибки, характерные для делового стиля, и исправлять их, т.е. владеть навыками стилистической правки текста;
*уметь пользоваться справочной литературой в целях получения необходимой информации;
*активно владеть коммуникативно значимыми жанрами официально-делового стиля, т.е. уметь правильно составлять и оформлять характеристику, заявление, автобиографию, резюме, доверенность и другие деловые бумаги.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:
обучающиеся научатся на доступном уровне:
*понимать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
*планировать свои действия для решения задач урока и выполнения заданий.
Обучающиеся получат возможность научиться:
* определять и формулировать цель деятельности;
*проговаривать последовательность действий;
* учиться высказывать своё предположение (версию);
*объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания средств языка;

Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся на доступном уровне:
*осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
*ориентироваться в словарях и справочниках;
*классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал.
Обучающиеся получат возможность научиться:
* ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
* делать предварительный отбор источников информации;
*добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
* пользоваться памятками;
* перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
*классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице.

Коммуникативные УУД:
обучающиеся научатся на доступном уровне:
* донести свою позицию до других;
* слушать и понимать речь других.
*владеть диалоговой формой речи;
*учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в парах;
*договариваться и приходить к общему решению;
*формулировать собственное мнение и позицию;
*задавать уточняющие вопросы;
*адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
Обучающиеся получат возможность научиться:
*с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для осуществления действия;
*осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве.














Программа курса

1.Служебная этика и служебный этикет.

Определение понятий «этика» и «этикет», «служебная этика» и «служебный этикет». Функция этикета. Норма служебного этикета. Искусство вежливости. Преодоление конфликтной ситуации. Стиль общения.


2.Этикет деловой речи. Особенности делового общения.

Речевой этикет как правило речевого общения. Важность владения деловым этикетом. Этикетные формы общения: приветствие, прощание, просьба, благодарность, поздравление, приглашение. Особенности делового общения: партнерские отношения, регламентированность, соблюдение принципов и условий эффективного слушания. Невербальные средства общения.


3.Виды делового общения.

Деловое общение как основная функция официально делового стиля. Деловая беседа. Соблюдение условий и правил поведения продуктивного диалога. Характерные особенности деловой беседы. Рекомендации по ведению деловой беседы. Деловые переговоры. Переговоры – форма коллективного делового общения. Структура переговоров. Телефонный разговор. Разговор по телефону – форма дистанционного делового общения. Общепринятые правила введения телефонного разговора.


4.Деловой стиль письменной речи.

Подстили официально-делового стиля: законодательный, дипломатический, деловой. Языковые средства официально-делового стиля речи. Синтаксис делового стиля.


5.Деловое письмо.

Жанры деловых документов, композиционные модели, языковое оформление и редактирование.


5.1.Типы документов.

Законодательные, дипломатические документы, административно-канцелярские бумаги.


5.2.Документирование информационно-справочных материалов.

Справки, доклады, объяснительные записки. Акты. Телеграммы. Планы. Отчеты.


5.3. Требования к оформлению частных деловых бумаг. Автобиография. Заявление. Доверенность. Расписка. Счет. Характеристика. Резюме.


5.4. Современное деловое письмо.

Виды деловых писем по функциональному признаку, по аспектам (письмо – напоминание, гарантийное письмо, письмо – подтверждение, сопроводительное письмо). Деловая и коммерческая корреспонденция (письмо – запрос, письмо – извещение, письмо – предложение, письмо - рекламация).


5.5 Основные требования к языку деловых бумаг и документов.

Точность. Языковой стандарт. Использование корректирующих знаков при редактировании.






Литература

Для учащихся

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений.

  2. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.

  3. Кудрявцева Т.С., Шарапова, О.Ю. Деловые бумаги. Деловые качества. Деловой стиль речи. Тесты по психологии делового общения. Деловой этикет.

  4. Кудрявцева Т.С., Арзуманова, Р.А., Васева Н.Б. Русский язык. Текст. Переработка текста. Стили речи.

  5. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник. Практикум.

  6. Солганин Г.Я. Русский язык. 10-11 классы. Стилистика: учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений, школ и классов с углубленным изучением русского языка, лицеев и гимназий.


Для учителя:

  1. Азбука делового общения. Встречи. Переговоры. Переписка.

  2. Акишина А.А., Формановская, Н.И. Русский речевой этикет.

  3. Акишина А.А., Акишина, Т.Е. Этикет русского телефонного разговора.

  4. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете.

  5. Веселов П.В. Служебный телефонный разговор// Русская речь.

  6. Веселов П.В., Овчинникова, Н.В. Служебный речевой этикет//Русская речь.

  7. Власова Л.В., Сементовская, В.К. Деловое общение.

  8. Голуб И.Б. Сборник упражнений по стилистике современного русского языка: учебное пособие для вузов.

  9. Гольдин В.Е. Речь и этикет.

  1. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г. Культура и искусство речи.

  2. Кузин Ф.А. Культура делового общения.

  3. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры.

  4. Мицич П. Как проводить деловые беседы.

  5. Кабанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалов В.Г. Этика деловых отношений.

  6. Щепинина К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка: пособие для учителей.

  7. Котунова М.В. Язык и деловое общение: нормы , риторика, этикет.

  8. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.
















Календарно-тематический план, 10 класс


п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности учителя и учащихся

Дата

Факт

1

Служебная этика и служебный этикет

4

Наблюдение над текстом, ответы на вопросы, решение речевых ситуаций, дискуссия



2

Этикет деловой речи. Особенности делового общения.

4

Решение речевых ситуаций, ролевые игры



3

Виды делового общения

4

Анализ текста, составление памяток «Структура деловой беседы», «Структурные элементы деловых переговоров», «Основные элементы композиции разговора по телефону», ролевые игры, моделирование речевых ситуаций



4

Деловой стиль письменной речи

4

Упражнения на замену в тексте одних средств другими, функционально близкими, подстановку стилистические подходящих, развертывание и свертывание отдельных отрезков текста (стилистический эксперимент)



5

Деловые бумаги: жанры деловых документов, композиционные модели, языковое оформление и редактирование

5.1

Типы документов

3

Составление плана лекции учителя, сопоставление текстов



5.2

Документирование информационно-справочных материалов

3

Работа с текстами-образцами, составление документов



5.3

Требования к оформлению частных деловых бумаг

2

Сопоставление текстов, составление документов, их анализ



5.4

Современное деловое письмо

4

Работа с текстами-образцами, составление деловых писем, их анализ



5.5

Основные требования к языку деловых бумаг и документов

4

Редактирование, установление типичных ошибок в языке деловых бумаг



6

Зачет

2

Презентация деловой беседы, деловых переговоров, защита составленных деловых бумаг и документов, тест





Всего 34 часа



Календарно-тематический план, 11 класс


п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности учителя и учащихся

Дата

Факт

1

Служебная этика и служебный этикет. Нормы служебного этикета.

2

Повторение пройденного в 10 классе. Решение речевых ситуаций.



2

Языковые нормы служебного этикета. Искусство вежливости.

2

Решение речевых ситуаций, ролевые игры



3

Этикет деловой речи.

1

Ролевые игры, моделирование речевых ситуаций



4

Речевой этикет как правило речевого общения.

2

Упражнения на замену в речи одних средств другими, функционально близкими.



5

Этикетные формы общения. Невербальные средства общения.

2

Ролевые игры, моделирование речевых ситуаций.



6

Практикум. Этикет деловой речи. Этикетные формы общения.

1

Тест. Анализ речевых ситуаций.



7

Виды делового общения: деловая беседа.

2

Работа с текстами-образцами, ролевые игры, моделирование речевых ситуаций.



8

Деловые переговоры.

1

Ролевые игры, моделирование речевых ситуаций.



9

Разговор по телефону.

2

Ролевые игры, моделирование речевых ситуаций.



10

Практикум. Виды делового общения.

1

Тест. Анализ речевых ситуаций.



11

Деловой стиль письменной речи. Подстили официально – делового стиля.

1

Анализ текстов. Работа с образцами.



12

Синтаксис делового стиля.

1

Анализ текстов. Выбор синтаксических средств.



13

Языковые средства делового стиля речи.

2

Анализ текстов. Выбор языковых средств.




14

Типы документов.

1

Знакомство с типами документов. Анализ языковых и синтаксических средств.




15

Документирование информационно – справочных материалов.

1

Работа с текстами, их анализ.




16

Деловые документы: акты, телеграммы, планы, отчеты.

1

Работа с образцами, их анализ.




17

Требования к оформлению частных деловых бумаг.

2

Работа с образцами, их анализ. Самостоятельное составление текстов.




18

Современное деловое письмо. Виды деловых писем по функциональному признаку.

2

Анализ текстов. Выявление функциональных признаков.




19

Деловая и коммерческая корреспонденция: запрос, извещение, предложение, рекламация.

2

Работа с образцами. Самостоятельное составление текстов.




20

Виды деловых писем по аспектам: подтверждение, сопроводительное письмо.

1

Работа с образцами. Самостоятельное составление текстов.




21

Основные требования к языку деловых бумаг и документов.

3

Анализ текстов: лексические и синтаксические средства. Самостоятельное составление разных видов деловых бумаг.




22

Зачет по теме «Деловая речь. Деловое письмо».

2

Тест. Самостоятельный анализ образцов и составление текстов.





Всего 34 часа.











































Полный текст материала Рабочая программа элективного курса "Деловая речь. Деловое письмо"; 10 - 11 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ершова Татьяна Анатольевна  ershova
13.01.2025 0 101 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК