Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Дискуссионный клуб"; 10 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Дискуссионный клуб.
10-ый класс
Автор – составитель:
Сошникова Виктория Александровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 6»;
Ангарск, 2021
Пояснительная записка
Направление программы курса внеурочной деятельности «Дискуссионный клуб» - общеинтеллектуальное. Курс предназначен для учащихся 10 классов, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное сочинение по литературе, являющееся одним из условий допуска к сдаче ЕГЭ.
Актуальность курса по литературе на современном этапе развития школы определяется, прежде всего, тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и записать их в письменной форме, позволяют без трудностей подготовить учащихся к сочинению, то есть обеспечивают формирование коммуникативной компетенции школьников. Одна из главных целей творческой работы – мотивировать учеников на чтение, пробудить в них интерес к литературе как к предмету.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, воспитывает, формирует литературные взгляды и вкусы, даёт возможность высказать то, что тревожит и волнует, рассуждать на заданную тему, она побуждает задуматься над тем или иным вопросом, лучше понять его. Эта работа приобщает к литературному творчеству, позволяет выразить свою личность, свой взгляд и мир.
Сочинение по литературе как форма итоговой аттестации отражает современные подходы к постановке целей литературного образования. Данный вид работы предполагает самостоятельное осмысление изученных произведений и выявляет как языковое (и шире – речевое), так и общее интеллектуальное развитие учащихся. По словам Д.Ливанова: «…самый главный результат, который мы ожидаем увидеть…- это повышение интереса детей к изучению литературы в школе, чтению, их способности формулировать мысль, аргументы».
Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи.
Построение обучающимися развернутых письменных ответов на вопросы, написания текстов докладов и рефератов практически по всем предметам необходимо использовать общие метапредметные умения, связанные с пониманием темы (вопроса), аргументацией своих мыслей, логико-композиционными способами построения рассуждения, речевыми и грамматическими правилами оформления собственного текста. Что является необходимым умением при написании итогового сочинения (методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению), а также написание сочинения ЕГЭ по русскому языку. Исходя из такой объективной потребности вытекает необходимость создания данной программы.
Цель курса внеурочной деятельности: формирование умения построения сначала устного высказывания по проблемной теме с использованием аргументации собственного мнения, отражения собственной позиции. Затем оформления обучающимися письменного высказывания, с учетом обобщения знаний по литературе, в том числе и по вопросу написания сочинения на литературную тему;
совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями.
Задачи программы курса внеурочной деятельности:
- умение самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности, осуществлять и корректировать их;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать мысли, использовать адекватные языковые средства;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения, сочинения-эссе;
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В процессе обучения курса «Дискуссионный клуб» у обучающихся 10-го класса будут сформированы УУД: личностные, метапредметные: регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные действия:
- научится "слышать" и "слушать";
- научится подбирать аргументы в соответствии с обсуждаемой проблемой;
- научится публично выступать.
получит возможность для формирования:
- основ гражданской позиции личности в форме осознания: «Я - гражданин России», чувства сопричастности и гордости за свою Родину;
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы.
Регулятивные действия:
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
умение работать с интеллект - картами (вне зависимости от предмета);
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов;
- готовность к самостоятельному поиску решения практических задач;
- использовать речь для грамотного изложения поставленных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- самостоятельно адекватно оценивать, корректировать правильность устного, письменного аргументированного ответа;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной
форме;
Познавательные действия:
Обучающийся научится:
- рассуждать, критически мыслить;
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии.
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования;
отбирать информацию или данные из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
подготавливать устный или письменный вариант аргументированного мнения на выбранную тему, основа сочинения-рассуждения экзамена по русскому языку, по обществознанию, по английскому языку.
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации.
- рассматривать проблему с разных аспектов;
- использовать в работе различные справочные издания (словари, энциклопедии т.д.) и учебную литературу, нормативно -правовые документы с целью поиска и извлечения познавательной информации;
Обучающийся получит возможность:
- работать с ресурсами различного типа;
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
- использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к определенной теме;
- представлять полученную информацию в виде наглядных материалов;
Коммуникативные действия:
научится:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
- умение сотрудничать, работая в паре, группе;
получит возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- продуктивно организовывать процесс обсуждения спорных вопросов;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.
Содержание курса внеурочной деятельности
Для подростков, в силу их возрастных особенностей, особенно важны коммуникативные аспекты взаимодействия со сверстниками и со старшими, желание выразить собственное мнение в ходе дискуссии над проблемными темами. Желание выразить свою позицию, особенно не совпадающую с позицией собеседника. На основе технологии «Дебаты», правил ведения дискуссии рассматриваются аспекты: социальные, психологические, нравственные таких проблем как: понятие чести, следовать моральным принципам; понятие «Гордость» в позитивном ключе,
Итак, чего ждут от обучающихся на итоговом сочинении?
Умения рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме одного из предложенных тематических направлений. Вы должны будете:
• выбрать одну тему;
• выбрать литературный материал (одно или несколько произведений — количество не важно, важна глубина раскрытия темы), наиболее подходящий для раскрытия темы;
• сформулировать свою точку зрения;
• аргументировать свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках выбранной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (по
вашему выбору);
• продумать композицию сочинения;
•грамотно оформить его (кстати, вам разрешается пользоваться орфографическим словарём).
Работа школьников оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация и привлечение литературного материала; композиция; качество письменной речи; грамотность. Два первых критерия из этого списка являются обязательными. Чтобы получить «зачёт» помимо них нужно выполнить ещё как минимум один критерий.
Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания. Определение темы, проблемы текста. Отбор материала. Определение главной мысли текста. Основные принципы построения текста. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Работа над планом. Деление на абзацы. Объем работы. Необходимость эпиграфа. Точность цитирования и правила оформления цитаты. Цитата – подтверждение сказанного. Работа над средствами художественной выразительности. Передача экспрессивной и образной речи. Порядок работы над черновиком. Анализ образцов сочинений.
Формы и виды деятельности обучающихся
Формы организации занятий по курсу «Дискуссионный клуб» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Предусматривается организация активных форм проведения занятий с учащимися: пробные и соревнования в технологии «Дебаты»; дискуссии по темам, на основе прочитанных литературных произведений, просмотренных социальных роликов, фильмов, встречи с интересными людьми (представителями молодежного Парламента, членами избирательной комиссии, бизнесменами г. Ангарска);
- сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности, возможность «командного зачета»;
- специальная организация рефлексивной деятельности, экспертиз, консультаций;
- открытую разработку критериев оценки выступления, предоставление оценки там, где возможно, в развернутой словесной форме.
Тематическое планирование
|
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Содержание деятельности |
Дата проведения |
|
1 |
Вводное занятие. Цель, задачи и содержание курса. Умение слышать и слушать. Знакомство с технологией «Дебаты». |
1 |
Упражнения, направленные на концентрацию внимания при ведении дискуссии. |
|
|
2-3 |
Ход дебатов. Обязанности игроков в формате Парламентских дебатов. Перекрестные вопросы. |
2 |
Практикум: Отработка хода дебатов. |
|
|
4 |
Виды командных дебатов: дебаты Карла Поппера, классические дебаты |
1 |
Лекция: Определение отличий в видах дебатов. |
|
|
5 |
Виды резолюции: открытые, полуоткрытые, закрытые. Интерпретация резолюции. |
1 |
Практикум: Формулирование резолюции. |
|
|
6-7 |
Кейс. Аргументация. Виды аргументов. |
2 |
Подбор аргументов. |
|
|
8-9 |
Идейно-тематический анализ произведения (тема, проблема, конфликт, идея) |
2 |
Теория/практикум по проведению анализа произведения |
|
|
10 |
Судейская коллегия. Судейский протокол. |
1 |
Практикум: оценивание выступления в технологии «дебаты» в соответствии с критериями. |
|
|
11 |
Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания. |
1 |
Разбор критериев оценивания |
|
|
12-13 |
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. |
2 |
Определение особенностей жанра, направления проблематики сочинения |
|
|
14 |
Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа, цитирование. План работы над сочинением. |
1 |
Построение плана сочинения по выбранной тематике |
|
|
15 |
Структура сочинения. Вступление и его виды (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). |
1 |
Оформление специфики вступления сочинения с учетом его вида; Определение аспектов рассмотрения заданной проблемы. |
|
|
16-20 |
Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения. |
5 |
Подбор аргументов по противоположным позициям. |
|
|
21-22 |
Тематические блоки сочинений. Аргументация по тематическим блокам. |
2 |
Подбор аргументов по тематическим блокам. |
|
|
23-24 |
Практическая работа. Сочинение- рассуждение, сочинение - эссе |
2 |
Построение полного текста сочинения. |
|
|
25-26 |
Выражение собственной позиции. Использование клише при написании сочинения. |
2 |
Внесение клише в текст сочинения. |
|
|
27 |
Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности. |
1 |
Проверка построения речевого оформления сочинения. |
|
|
28 |
Речевое оформление: грамматическое, орфографические, синтаксические ошибки |
1 |
Проверка построения грамотности оформления сочинения. |
|
|
29-30 |
Практическая работа. Редактирование готового сочинения. |
2 |
Сравнение образца сочинения со структурой. |
|
|
31-32 |
Работа над сочинением по тематическому блоку с последующим редактированием и самооценкой. |
2 |
Написание сочинения по вновь полученной теме, редактирование сочинения. |
|
|
33-34 |
Практическая работа. Написание сочинения. Работа над ошибками по написанным сочинениям. |
2 |
Проверка сочинения по критериям проверки. |
|
Приложение 1.
К занятию 1.
Презентация 1. Знакомство с технологией Дебаты.
Умение слушать (методические рекомендации)
Слышать и слушать – не совсем одно и то же. Слышать означает физически воспринимать звук, а слушать – это не просто направлять слух на что-либо, а сосредоточиться на воспринимаемой речи, понимать значение воспринимаемых звуков. Большинство людей, по мнению учёных, плохо умеют слушать слова других, особенно если они не задевают их реальных интересов. Исследования показывают, что умением выслушать собеседника спокойно и целенаправленно, вникнуть в сущность того, что говорится, обладают не более десяти процентов людей.
Нетрудно заметить, что когда мы мысленно не соглашаемся с говорящими, то, как правило, прекращаем слушать и ждём своей очереди высказаться, подбираем доводы и аргументы, готовим достойный ответ. А когда начинаем спорить, то увлекаемся обоснованием своей точки зрения и тоже не слышим собеседника, который вынужден подчас прерывать нас фразой: «Да выслушайте же вы меня, наконец!».
Между тем умение слушать – это необходимое условие правильного понимания позиции оппонента, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешного ведения спора, существенный элемент культуры дискуссии. Не случайно теоретики искусства спора называют его фундаментом полемического мастерства. Без умения слушать, утверждают они, никакие способности и знания, острота ума и быстрота реакции не помогут.
Слушание представляет собой процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Это возможность сосредоточиться на речи партнёра, способность выделить из его сообщения идеи, мысли, эмоции, отношение говорящего, умение понять своего собеседника. Это психологическая готовность к контакту с другим человеком. Как говорят психологи, слушание – это тяжёлый, но и ценнейший дар, которым можно одарить другого.
Различаются два вида слушания. Одни из них называется нерефлексивным. Он состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями. На первый взгляд такое слушание кажется пассивным, но оно требует значительного физического и психологического напряжения. Нерефлексивное слушание обычно используется в таких ситуациях общения, когда один из собеседников глубоко взволнован, желает высказать свое отношение к тому или иному событию, хочет обсудить наболевшие вопросы, испытывает трудности в выражении своих проблем. Однако такое слушание не всегда бывает уместным, особенно в споре. Ведь молчание можно принять за знак согласия. Нерефлексивное слушание порой ошибочно истолковывают как принятие позиции оппонента. Поэтому намного честнее сразу прервать собеседника, открыто высказать свою точку зрения, чтобы впоследствии избежать недоразумений. Кроме того, следует иметь в виду, что некоторые собеседники не имеют достаточного желания высказывать собственное мнение, другие, напротив, ждут активной поддержки, одобрения своим словам. В таких случаях рекомендуют применять другой вид слушания – рефлексивный. Суть его
заключается в активном вмешательстве в речь собеседника, в оказании ему помощи выразить свои мысли и чувства, в создании благоприятных условий для общения, в обеспечении правильного и точного понимания собеседниками друг друга. Важно уметь выбрать вид слушания, наиболее уместный в данной ситуации общения. Это приводит к положительному результату.
Эффективность слушания определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, интонацию, темп речи, то есть понять язык невербального (вербальный – словесный, устный) общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.
Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства
он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствует об удивлении. Опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.
Умеющий слушать должен, верно, понимать и интонацию говорящего человека. Интонация представляет собой очень сложное явление. Её составляют изменение тона голоса, длительность звучания предложений, наличие или отсутствие паузы внутри фразы. Тембр и темп речи, а также ударение. С помощью интонации можно выразить сомнение, негодование, страх, отвращение, радость, ликование и другие чувства. Поэтому важно правильно пользоваться интонацией во время выступления и уметь по интонации оценить отношение оппонента к обсуждаемым проблемам.
Необходимое условие эффективного слушания – зрительный контакт между собеседниками. Нормы русского этикета требуют, чтобы говорящие смотрели друг на друга, причем не «пустыми глазами», а внимательно и заинтересованно. Если у собеседника «бегают глаза», создается впечатление, что он говорит неправду, если отводит глаза, кажется, что он неискренен, что-то утаивает и т. п. Можно сказать, что глаза слушателя показывают «температуру» разговора.
Когда речь идет об эффективном слушании, то целесообразно обращать внимание и на позу участников общения. Она может выражать желание и не желание слушать оппонента. Ваш собеседник корпусом слегка наклонился в вашу сторону, его вид говорит о том, что он весь внимание. Все это создает благоприятные условия для разговора. Напротив, собеседник откинулся назад, отвернулся, малоподвижен, не смотрит на говорящего человека, то есть всем своим видом подчеркивает нежелание обсуждать выдвинутые проблемы.
Таким образом, мимика, жесты, интонация, взгляд, поза оппонента могут дать дополнительные сведения о его внутреннем состоянии, об отношении к предмету обсуждения, о его реакции на наши слова, реплики других участников спора. Все это повышает эффективность слушания и, следовательно, позволяет лучше понять суть позиции оппонента. Поэтому неслучайно один из основных принципов хорошего слушания звучит так: «Старайся сконцентрироваться на человеке, который говорит с тобой; обращай внимание не только на слова, но и на звук голоса, мимику, жесты и позу».
Упражнение для игры «Сломанный телефон»: Классный руководитель, Марина Петровна, сказала, что мы будем проводить Новогоднюю благотворительную акцию. Для этого нужно подготовить новогодние поделки, костюмы: зайчика, белочки, лисички, Снеговика, Деда Мороза и Снегурочки, и прийти в Детский дом 29 декабря к 11.00 часам. Там найти Елену Петровну, которая нас встретит.
К занятию 2-3. Презентации 1,2,3
К занятию 4. Презентация 4
К занятию 6-7. Презентация 5
К занятию 8-9. Тема. В переводе с греческого тема - это то, что положено в основу. Иными словами, тема - это предмет авторского изображения, те явления и события, на которые автор хочет обратить внимание читателя.
Идея литературного произведения неразрывно связана с его темой и тот пример влияния романа на читателя, что я описал выше в 4 пункте нереален, если автор уделил внимание лишь теме, а об идее и думать забыл. Впрочем, если автора волнует тема, то идея, как правило, осмысляется и прорабатывается им с таким же вниманием.
Идея - это основная мысль произведения. В неё отображается отношение автора к теме его произведения. Именно в этом отображении художественными средствами и кроется отличие идеи художественного произведения от научной идеи.
Сюжет - это совокупность событий и отношений между персонажами в произведении, разворачивающиеся во времени и пространстве. При этом события и взаимоотношения персонажей вовсе не обязательно подаются читателю в причинно-следственной или временной последовательности. Внимание: сюжет основывается на конфликте, а конфликт разворачивается благодаря сюжету. Нет конфликта - нет сюжета. Это очень важно понимать. Множество "рассказов" и даже "романов" в Сети - сюжета не имеют, как таковые. Если персонаж пошёл в булочную и купил там хлеб, потом пришёл домой и съел его с молоком, а после посмотрел телевизор - это бессюжетный текст. Проза не поэзия и без сюжета она читателем, как правило, не принимается.
Композиция - это построение всех элементов произведения в соответствии с его назначением, характером и содержанием и во многом определяющее его восприятие. Внешняя композиция (архитектоника) - это тома трилогии (например), части романа, его главы, абзацы. Внутренняя композиция - это портреты персонажей, описания природы и интерьеров, точка зрения или смена точек зрения, акценты, ретроспекции и многое другое, а также внесюжетные составляющие - пролог, вставные новеллы, авторские отступления и эпилог.
Конфли́кт (от лат. conflictus — столкновение) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами. В случае межличностного конфликта под сторонами понимаются лица или группы, а в случае внутриличностного — установки, ценности, идеи одного субъекта. Существует обыденное представление, что конфликт — это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать.
В основе любого литературного произведения лежит конфликт.
Конфликт в литературе — это довольно широкое понятие. Есть классическое понимание конфликта. В таком случае его воспринимают как противостояние добра и зла, возвышенного и низкого, духовного и плотского. Эти явления и функции воплощают в себе герои произведения или «глас автора», то есть те суждения всевидящего автора-рассказчика, которые лежат вне сюжета, но комментируют его, поясняют.
Вид конфликта в литературе выделяется по тому, кто участвует в конфликте. По оппозициям «аспект личности — другой аспект этой же личности», «личность — другая личность», «личность — среда», «личность — обстоятельства, фатум и т.д».
К занятию 10. Критерии оценки турнира по технологии «Дебаты»
|
Представление Премьер-министра:
|
|
Представление Лидера оппозиции:
|
|
|
Интерпретация резолюции: |
|
Заявление о несправедливости представленной интерпретации: Несогласие с проблемой либо представление альтернативной проблемы: |
|
|
Представление системы аргументов: 1 аргумент:
|
|
Представление стратегии опровержения: Контраргументация:
|
|
|
Подтверждение аргумента: |
|
Подтверждение контраргумента: |
|
|
|
|
Представление системы аргументов: 1 аргумент
|
|
|
|
|
Подтверждение аргумента: |
|
|
*Ответы на перекрестный вопрос:
|
|
*Ответы на перекрестный вопрос:
|
|
|
Заместитель премьер-министра: |
|
Заместитель Лидера оппозиции: |
|
|
Опровержение контраргументов Лидера Оппозиции:
|
|
Опровержение контраргументов Заместителя Премьер-министра
|
|
|
Подтверждение контраргумента: |
|
Подтверждение контраргумента: |
|
|
Восстановление позиции Правительства 2 аргумент:
|
|
Укрепление позиции: 2 аргумент: |
|
|
Подтверждение аргумента: |
|
Подтверждение аргумента: |
|
|
Подведение итогов: |
|
Подведение итогов:
|
|
|
Этапы |
ПМ (5) |
ЛО (6) |
ЗПМ (6) |
ЗЛО (6) |
ЛО (4) |
ПМ (5) |
|
Представление (0,5 б.) |
|
|
|
|
|
|
|
Интерпретация резолюции (0,5 б.) |
|
|
|
|
|
|
|
1-ый аргумент (1 б.) |
|
|
|
|
|
|
|
Подтверждение аргумента (1 б.) |
|
|
|
|
|
|
|
Контраргументация (1 б.) |
|
|
|
|
|
|
|
Подтверждение контраргумента (1 б.) |
|
|
|
|
|
|
|
*Ответы на перекрестный вопрос (1 б.) |
|
|
|
|
|
|
|
Опровержение контраргументов (1 б.) |
|
|
|
|
|
|
|
Опровержение контраргументов (1 б.) |
|
|
|
|
|
|
|
2-ой аргумент (1 б.) |
|
|
|
|
|
|
|
Подтверждение аргумента (1 б.) |
|
|
|
|
|
|
|
Подведение итогов (0,5 б.) |
|
|
|
|
|
|
К занятию 11.
1. Сочинение – это творческая работа, которая потребует от учащегося прежде всего знания художественных произведений, умения анализировать их форму и содержание, правильно излагать свои мысли в письменной форме.
2. Сочинение должно показать уровень речевой культуры учащегося, начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
3. Таким образом, учащемуся необходимо продемонстрировать умение логично и грамотно строить связный текст - рассуждение, обращаться к литературному материалу, анализируя художественные произведения.
4. На экзамене будут предложены пять тем сочинений. Перечень конкретных тем не объявляется заранее.
Известны только тематические направления. Например:
1. «Разум и чувство». (2018-2019 уч.год)
Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
2. «Честь и бесчестие». (2018-2019 уч.год)
В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
3. «Гордость и смирение» (2019-2020 уч.года)
Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.
4. «Добро и зло». (2019-2020 уч.года)
Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.
5. «Я и другие» (2020-2021 уч.год)
При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия 8 между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.
При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
соответствие открытым тематическим направлениям;
обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.
5. Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему. Рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера A4).
6. Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.
7. Запомните: важна глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.
8. Продумайте композицию сочинения.
9. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.
10. Сочинение пишите чётко и разборчиво.
11. Запомните: при оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
12. Помните: это сочинение – рассуждение на основе произведения отечественной или зарубежной литературы.
13. Запомните: при оценивании сочинения учитывается его объём: рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа считается невыполненной и получает « не зачтено».
14. На написание работы отводится 3 часа 55 минут.
15. Требования к сочинению:
Требование №1. «Обьём итогового сочинения».
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении
менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то
выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом
(такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность
написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).
Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения».
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
16. Работа оценивается по системе «зачтено» / « не зачтено» по пяти критериям.
Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев
Критерий №1. Соответствие теме.
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст). «Незачет» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3. Композиция.
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4. Качество речи.
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 5. Грамотность.
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных23 .
18. Запомните: критерии №1 и №2 являются основными. Для получения отметки «зачтено» необходимо получить «зачтено» по критериям №1 и №2. А также дополнительно «зачтено» хотя бы по одному из других критериев.
19. Выставление «не зачтено» по одному из критериев №1 и №2 автоматически ведёт к получению « не зачтено» за работу в целом.
ИТАК, для получения положительной оценки необходимо правильно понять тему сочинения, подобрать нужный литературный материал для её раскрытия, логично расположить материал и грамотно написать работу.
Технологическая карта: урок - дебаты
Дебаты – чётко структурированный и специально организованный публичный аргументированный спор, в котором стороны ставят задачу убедить аудиторию в своей правоте. Для достижения этой цели используются не только аргументы, но и разнообразные вербальные и невербальные средства: риторические приёмы, умение работать с аудиторией, выразительность речи и т.п., помогающие сформировать у слушателей положительное впечатление от собственной позиции.
В образовательном процессе дебаты являются технологией, направленной на развитие критического мышления, толерантности, культуры диалога и оттачивания коммуникативных навыков.
|
Предмет: |
Класс: |
№ урока: |
Дата: |
Учитель: |
|
Тема урока: |
|
|||
|
Образовательные цели: |
Предоставление учащимся возможности получить разнообразную информацию по теме «…», продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач |
|||
|
Развивающие цели: |
Стимулирование творчества обучающихся, развитие их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов |
|||
|
Воспитательные цели: |
Повышение коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс; создание благоприятных условий для проявления индивидуальности и самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции, формирование умения аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и стараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме |
|||
|
Место урока в системе уроков данного раздела: |
Урок комплексного применения ЗУН и СУД |
|||
|
Тип урока: |
|
|||
|
Основные термины и понятия: |
|
|||
|
Межпредметные связи: |
|
|||
|
Познавательные УУД: |
Развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем |
|||
|
Коммуникативные УУД: |
Развивают умение участвовать в дискуссии; ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты |
|||
|
Регулятивные УУД: |
Учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей |
|||
|
Личностные УУД: |
Учатся умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
|||
|
№ |
Этап урока |
Форма/приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Ресурс |
|
1 |
Подготовительный этап |
Самостоятельная работа обучающихся с источниками информации |
Подбирает тему для дискуссии (сложные и противоречивые проблемы, по которым существуют противоположные точки зрения дилеммы; задевающие привычные установки обучающихся). Составляет список вопросов, сообщает их обучающимся |
Обсуждают предложенные темы для дискуссии, выбирают наиболее значимую тему, с точки зрения большинства. Вместе с учителем делают окончательный выбор: какая тема будет обсуждаться на дебатах. Изучают список вопросов по теме, самостоятельно готовятся к дебатам (изучают и подбирают дополнительные материалы) |
Литература: учебно-методическая художественная научно-популярная справочная Видеофильмы Изображения Ролики и др. |
|
2 |
Введение в дискуссию |
Фронтальное обсуждение Разделение на группы |
Озвучивает обсуждаемую проблему. Предлагает участникам несколько точек зрения на проблему (например, разные подходы к ее решению, точки зрения разных социальных или профессиональных групп, политических партий и т.д.) |
Выбирают свою позицию в дебатах (какую точку зрения будут отстаивать). Объединяются в микрогруппы (МГ). Численный состав МГ может быть разным. Разные МГ могут отстаивать одну и ту же точку зрения (каждая по-своему) |
Видеофильмы Изображения Аудиозаписи Таблицы |
|
3 |
Организационный этап |
Фронтальное обсуждение |
Знакомит обучающихся с регламентом проведения дискуссии (продолжительность обсуждения в группе, количество выступлений каждой группы и их продолжительность и максимальное количество вопросов к каждому из выступающих) |
Выдвигают предложения об изменении регламента (если они есть) |
Раздаточный материал: правила ведения дебатов, бланки для записей |
|
4 |
Обсуждение проблемы в микрогруппах |
Работа в группах |
Наблюдает за поведением участников, отмечает для себя трудности, которые они испытывают. Следит за соблюдением регламента, при необходимости дает краткие советы или делает замечания |
Распределяют роли между членами группы; выстраивают систему аргументов для убеждения оппонентов; продумывают ответы на возможные вопросы |
Все имеющиеся информационные ресурсы по теме |
|
5 |
Дебаты |
Фронтальная, одна группа выступает, остальные слушают |
По очереди предоставляет группам слово |
Аудитория задает вопросы выступающим (количество лимитировано). Выступающие аргументировано и спокойно отстаивают свою точку зрения, стараются убедить аудиторию в своей правоте, используя подготовленную информацию. |
Материалы, подготовленные участниками дебатов |
|
6 |
Рефлексия |
Групповая рефлексия Фронтальное обсуждение |
Организует совместный анализ результатов дискуссии. Обозначает аспекты противостояния и точки соприкосновения. Настраивает учеников на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения |
Заполняют опросник Оценивают эффективность дискуссии в решении обсуждаемой проблемы. |
Опросник |
К занятиям 16-20.
Информационная карта по тематическому направлению:
«Разум и чувство» (2018-2019 уч.год)
|
Тезис: Должен ли разум преобладать над чувствами? |
|
|
Аргументы «За» (Разум) |
Аргументы «Против» (Чувства) |
|
И.А. Гончаров, роман «Обломов» Однако разум тоже может влиять на поступки человека позитивно. Как правило, он является непременным условием достижения успеха. Так, И.А. Гончаров в романе «Обломов» познакомил нас с героем, которому рационализм помог разбогатеть и достичь желаемого. Андрей Штольц родился в небогатой семье. Его отец не был дворянином, не имел большого капитала, поэтому учил ребенка трудиться и приобретать полезные знания. Родитель знал, что Андрею придется много работать, чтобы достойно обеспечить себя. Его наследник был смышленым мальчиком и оправдывал ожидания. С детства он хорошо учился и упорно работал над собой. В юности Андрей покинул деревню, чтобы найти себе применение в большом городе, и не прогадал: герой накопил стартовый капитал благодаря бережливости и рациональности потребления, а потом открыл свое дело и даже заслужил личное дворянство. Штольц руководствовался разумом и преуспел в жизни, ведь смог правильно распорядиться своими силами и интеллектуальными способностями. |
А. И. Куприн, повесть «Гранатовый браслет Герой повести Куприна «Гранатовый браслет», Георгий Желтков, не смог справиться со своими чувствами. Этот мужчина, увидев Веру Николаевну однажды, полюбил её на всю жизнь. Георгий не ждал взаимности от замужней княгини. Он всё понимал, но ничего не мог с собой поделать. Вера была маленьким смыслом жизни Желткова, и он считал, что Бог наградил его такой любовью. Свои чувства герой проявлял только в письмах, не показываясь княгине на глаза. В день ангела Веры, поклонник подарил возлюбленной гранатовый браслет и приложил записку, в которой просил прощения, за причинённое когда-то беспокойство. Когда супруг княгини вместе с её братом разыскал Желткова, он признал неприличность своего поведения и объяснил, что искренне любит Веру и это чувство сможет погасить только смерть. Напоследок герой спросил у мужа Веры разрешение написать ей последнее письмо, а после разговора простился с жизнью. |
|
М. Ю. Лермонтов, роман «Герой нашего времени» Обратившись
к роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего
времени». Увидим, что свой выбор в
сторону циничного и холодного отношения
к людям Печорин сделал ещё в детстве.
Главный герой решил, что спасением от
душевных переживаний будет полное
отрицание любви, нежности, заботы и
дружбы. Конфликт внутри Печорина
происходит во время общения с Княжной
Мэри: «Ещё минута, и я упал бы к ногам
её» Но разум берет верх и Печорин
топчет любовь Мери. Не менее трагично
заканчиваются отношения Григория
Александровича с Верой. В тех эпизодах,
где она появляются, Григорий Александрович
меняет свой облик и старается подавлять
в себе любые чувства. Очевидно, что
герой не может их контролировать, и
потому он мчится, истязая своего коня,
затем лишь, чтобы попрощаться со своей
любимой, в последний раз увидеть её,
а, может, и забрать из рук мужа. Но
догнать не удалось, и тот момент, когда
Печорин от бессилья и отчаяния падает
в слезах на землю, является, наверное,
самым драматический в романе. |
А. Н. Островский, пьеса «Гроза» Рассуждая о настоящих и искренних чувствах, хочется обратиться к пьесе «Гроза». В данном прооизведении А. Н. Островский смог со всей яркостью эмоций передать душевные терзания главной героини. В 19 веке огромное количество браков заключалось не по любви, родители старались выдать замуж за того, кто побогаче. Девушки были вынуждены жить с нелюбимым человеком всю жизнь. В подобной ситуации оказалась и Катерина, которую выдали за Тихона Кабанова из зажиточной купеческой семьи. Муж Кати представял собой жалкое зрелище. Безответственный и инфантильный, он не был способен ни на что, кроме пьянства. Мать Тихона, Марфа Кабанова, воплотила в себе идеи самодурства и ханжества, присущие всему «тёмному царству». Девушка нашла утешение в общении с Борисом. Его забота, ласка и искренность, помогли забыть несчастной героине о гнете со стороны Кабанихи. Катерина осознавла, что поступает неправильно и не сможет с этим жить, но её чувства окзались сильнее, и она изменила мужу. Истерзанная угрызениями совести, героиня раскаялась перед мужем, после чего бросилась в реку. |
Информационная карта по тематическому направлению:
«Честь и бесчестье» (2018-2019 уч.год)
|
Тезис: Человек чести не предаст своих нравственных принципов даже перед лицом смерти. |
|
|
Аргументы «За» (Честь) |
Аргументы «Против» (Бесчестье) |
|
А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка» В произведении мы видим двух полностью противоположных героев: Петра Гринева и Алексея Швабрина. Для Петра Гринева понятие чести является ключевым при принятии важных решений. Он не изменяет своим принципам даже тогда, когда ему грозит казнь: герой отказывается присягнуть Пугачеву. Он решается вызволить Машу Миронову из Белогорской крепости, захваченной неприятелем, хотя это очень опасно. Когда Петра Гринева арестовывают, он говорит всю правду, но не упоминает о Марье Ивановне, чтобы не портить ей и без того несчастную жизнь. Алексей Швабрин — человек трусливый, способный делать подлые поступки, ищущий для себя более выгодные условия. Он мстит Маше Мироновой за отказ выйти за него замуж, при первой же возможности переходит на сторону Пугачева, на дуэли с Петром Гриневым стреляет в спину. Все это говорит о том, что он является человеком бесчестным. |
|
|
А.С. Пушкин, роман «Евгений Онегин». Письмо Татьяны Лариной, рассказывающей о своих чувствах, Евгений Онегин не воспринимает как что-то серьезное. После дуэли с Ленским герой уезжает из деревни. Чувства Татьяны не утихают, она все время думает о Евгении. Проходит время. На одном из светских вечеров появляется Евгений Онегин, которому по-прежнему чуждо общество. Там он видит Татьяну. Герой объясняется перед ней, Татьяна тоже признается в любви к Онегину, однако она не может предать своего мужа. В этой ситуации Татьяна сохраняет свои честь и достоинство, уважая не собственные желания, а высокие нравственные принципы. |
Л.Н. Толстой, роман - эпопея «Война и мир» Говоря о бесчестии, невозможно не обратиться к семье Курагиных. Все члены этой семьи безнравственны, преданны лишь деньгам, лишь внешне кажутся патриотами. Стараясь получить хотя бы часть наследства Пьера Безухова, князь Василий решает женить его на своей дочери Элен. Она изменяет честному, преданному, добродушному Пьеру, не испытывая угрызений совести. Анатоль Курагин совершает не менее гадкий поступок: будучи женатым, он привлекает внимание Наташи Ростовой и готовит попытку побега, которая оканчивается неудачей. Читая произведение, мы понимаем, что такие бесчестные люди не могут быть по-настоящему счастливы. Их успехи временны. Истинное счастье получают такие герои, как Пьер Безухов: нравственные, верные своему слову, по-настоящему любящие Родину. |
|
Н.В. Гоголь, повесть «Тарас Бульба» Андрий, сын Тараса Бульбы, предает отца и Родину: не способный противостоять силе любви к полячке, он переходит на сторону врага и сражается против тех, кого совсем недавно считал товарищами. Старый Тарас убивает сына, так как не может простить ему этот бесчестный поступок. Совсем по-другому показывает себя Остап, старший сын Тараса Бульбы. Он сражается с неприятелем до последнего, погибает в ужасных муках, но остается верен своим нравственным принципам. |
|
|
А.С. Пушкин, роман «Дубровский» Один из героев романа — Кирила Петрович Троекуров. Это старинный русский барин, очень богатый и знатный человек. Он славится не только многочисленными связями, но и безмерной властностью и своеволием. Дубровский беден, но это не мешает ему в отношениях с Кирилой Петровичем сохранять верность собственной чести и независимость. Эти редкие качества и вызывают расположение богатого барина к соседу. Однако из доброго приятеля Троекуров быстро превращается в настоящего подлеца, когда Андрей Гаврилович по соображениям чести осмеливается перечить троекуровской воле. Фактически этот добропорядочный человек пострадал из-за того, что не стал отступать от своих принципов чести и стоял до конца на своем. Во время суда Троекуров надеялся увидеть раскаяние на лице оппонента, а увидел только злость и недоумение. Сын Дубровского не уступал отцу в смелости. Не желая терпеть обиду, он сделался лесным разбойником и держал лживых помещиков в страхе. |
|
Информационная карта по тематическому направлению:
«Гордость и смирение» (2019-2020 уч.год)
|
Аргументы «За» (Смирение) |
Аргументы «Против» (Гордость) |
Ф.М. Достоевский, роман «Преступление и наказание»Образец
смиренного человека – Соня
Мармеладова. Девушка верит в Бога,
считает, что должна выдержать все
тяготы судьбы, при этом руководствоваться
божиими законами. Но Соня согрешила
ради родных. Девушка продала свое
тело, но её душа осталась чистой.
Героиня, просто, смирилась с тяжелой
ношей. Она успокаивала себя тем, что
несёт крест честно, с оглядкой на Бога.
Можно ли, согласно теории Раскольникова,
назвать девушку «тварью дрожащей»?
Думаю, нет. Соня никого не боится,
просто подступает так, как ей подсказывает
душа и совесть. |
Ф.М. Достоевский, роман «Преступление и наказание»Главный герой романа Ф.М. Достоевского Родион Раскольников задавался вопросом: «тварь я дрожащая или право имею»? Смотря на то, как много людей живет в нищете и бедствует, он решился на убийство старухи-процентщицы, дающей наличные под залог вещей, пологая, что сможет украденными деньгами помочь страдающей молодежи. На протяжении всего романа Раскольников проверяет собственную теорию о возможностях сверхчеловека, находя в этом оправдание сделанным поступкам: полководцам и властителям никогда не мешают нравственные преграды на пути к поставленным целям. Родиону тяжело жить с осознанием того преступления, которое совершил, и он решает признаться в содеянном. Через некоторое время к главному герою романа приходит понимание, что его теория о сверхчеловеке ошибочна, и что гордость в итоге стает причиной гибели. Раскольникову приснился сон, как фанатичные в своей правоте люди совершали убийства из-за непринятия иных истин. Жизнь Родиона показывает, что никакими благими намерениями нельзя оправдать бесчеловечные методы. |
М. Горький, рассказ «Старуха Изергиль»Проблема
гордости занимает в рассказе М. Горького
«Старуха Изергиль» особое место. Два
центральных персонажа – Ларра и Данко.
Несмотря на то что они являются
героями-антиподами, им дается общая
характеристика: гордые. Однако гордость,
свойственная Ларре, отличается от той
гордости, которой обладает Данко.
|
|
Информационная карта по тематическому направлению:
«Добро и зло» (2019-2020 уч.год)
|
Тезис: Добро сильнее зла? |
|
|
Аргументы «За» (Добро) |
Аргументы «Против» (Зло) |
|
А.И. Куприн, рассказ «Чудесный доктор» В произведении А.И. Куприна «Чудесный доктор» автор рассказывает нам о семействе Мерцаловых, которое уже более года ютится в сыром подвале старого дома. Самый младший ребёнок голоден и кричит в своей колыбели. У девочки 7-ми лет высокая температура, но на лекарство денег нет. По стечению обстоятельств – болезнь отца семейства, в семье начались тяжелые времена: лишился работы, умерла старшая дочь, дети и жена голодают. Доведенный до отчаяния, Мерцалов потерял веру в будущее и намеревался наложить на себя руки. Однако, ему встретился человек, который понял его отчаяние и помог семье подняться на ноги, вылечил их дочку. С этого момента судьба семьи изменилась: отец нашел работу, детей взяли в гимназию, матушка поправилась.
|
Ф.М.Достоевский, роман «Преступление и наказание» Главный герой в романе озлобляется. Происходит это из-за нищеты. Раскольников попросту в ней погряз. В жизни Родиона наступила черная полоса. Он оказался в невероятно сложной ситуации: денег нет даже на то, чтобы элементарно приобрести еду и одежду. Семья стремится ему каким-то образом помочь. Они решают помолвить его сестру с Лукиным, который является богатым юристом. Данные факторы приводят к тому, что в голове Раскольникова создается теория, полностью оправдывающее зло, если оно сделано с хорошими намерениями. Он считает, что вполне можно убить, если это способствует поступательному движению всего человечества. Раскольников убивает старуху-процентщицу с сестрой. Но это вовсе не способствовало какому-то движению человечества. Герою вовсе не удалось найти себе оправдание. Это яркое подтверждение тому, что благие побуждения ни в коем случае не смогут оправдать зло. |
|
Распутин В., рассказ «Уроки французского» Настоящая доброта способна проявиться в моменты тяжелейших испытаний. В рассказе Распутина герои живут в очень тяжелое время. Многим людям остро нужны деньги, а также необходимые условия для нормальной жизни – еда, одежда и жилье. Как раз в это время одаренный деревенский мальчик приезжает в город, чтобы учиться. Еду, которую отправляет ему бедная мать, он отдает родственнице. Та считает, что таким образом он платит за жилье. Володя постоянно голодает. Он пытается играть в азартные игры, чтобы хоть что-нибудь заработать. Учительница Володи узнает об этом и пытается ему помочь. Она тоже играет с ним. За такой проступок ее выгоняют с работы. Но о содеянном героиня не жалеет. Лишь благодаря ее доброте ребенку удалось пережить это сложное время. Она оказывает помощь Володе и дальше. Подлинная доброта всегда проявляется в делах.
|
Андрей Платонов, рассказ «Юшка» К сожалению, люди забывают, что внутренний мир человека важнее его внешности. Эту прописную истину в который раз доказывает А. П. Платонов в рассказе «Юшка». Центральная проблема произведения – добро и зло, что отразилось на системе образов. Всех героев легко поделить на две группы: добрых и злых. В центре рассказа сорокалетний мужчина по прозвищу Юшка. Он живет в деревне, работает в кузнице. Не смотря на довольно молодой возраст, односельчане считают героя стариком. Дело в том, что он болел чахоткой, болезнь преждевременно состарила организм. Юшка никогда не делал людям ничего плохого. Наоборот, он всегда был готов прийти на помощь тому, кто в этом нуждался. Мужчина терпит насмешки и издевательства окружающих. Жестокие люди просто нашли «мишень», на которой можно вымещать свое зло. Они знали, что защитить мужчину некому. Такое отношение уверенно можно назвать злом, причем злом глупым, безосновательным. Даже дети обижают героя: бьют его, бросаются в него камнями и песком. Ответ прост: дети поступают так же, как и взрослые. Таким образом, А. Платонов доказывает, что привить добро детям могут только те, кто сами не делают зла. |
Информационная карта по тематическому направлению:
«Я и другие» (2020-2021 уч.год)
|
Аргументы «За» (Другие) |
Аргументы «Против» (Я) |
Л.Н. Толстой, рассказ «После бала»Герой
Иван Васильевич рассказывает своим
собеседникам о том, как однажды после
бала он стал свидетелем того, что отец
девушки Вареньки, в которую он был
влюблен, Петр Владиславович командует
экзекуцией. С помощью образа Петра
Владиславовича Л.Н. Толстой хотел
разоблачить общество с его лживой
маской идеальной жизни, за которой
скрывается настоящая ничтожность. |
И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети»В
романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
важное место занимает конфликт между
представителями разных поколений, у
которых наблюдаются разные мировоззрения.
Представитель «отцов» Павел Петрович
Кирсанов и представитель «детей»
Евгений Базаров – две личности, на
примере которых И.С. Тургенев
демонстрирует конфликт между
либеральными дворянами и революционными
демократами.
|
|
А.И. Куприн, рассказ «Чудесный доктор» В рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» продемонстрированы отношениях между людьми, построенные на принципах милосердия и сострадания. В тот момент, когда глава семейства Емельян Мерцалов после неудачных попыток просить у окружающих милостыню уже думал о самоубийстве, к нему на лавку подсел незнакомый человек. Потрясенный теми трудностями, которые свалились на него и его семейство, Мерцалов сорвался на незнакомце. Тот мог уйти и даже не предлагать свою помощь, однако доктор Пирогов, которым оказался тот незнакомец, предложил Мерцалову свою помощь. И эта помощь была не только на словах, но и на деле. Доктор Пирогов проявил настоящую доброту по отношению к совершенно незнакомым людям, которых он видел первый раз в своей жизни. Поступок доктора Пирогова был искренен и совершенно бескорыстен, он ничего не требовал от Мерцаловых взамен, ему было важно хотя бы на немного облегчить существование семьи, которая столкнулась с трудностями, с которыми может столкнуться каждый. |
А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка» В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» затрагивается проблема самоопределения человека в социальной среде. С помощью конкретного примера А.С. Пушкин показывает, что время пугачевского восстания было временем, когда представители народа выбирали, по какому пути им пойти и какие общественные мысли им поддерживать. Алексей Швабрин переходит на сторону пугачевцев, потому что не хочет погибать и хочет получить хотя бы какую-то власть в свои руки. Из-за того, что Петр Гринев не захотел переходить на сторону Пугачева, ему грозила смерть. Петр Гринев мог перейти на сторону восставших, как это сделали многие другие, как это сделал Швабрин, однако он этого не сделал, потому что для него преданность собственным жизненным принципам оказалась важнее жизни. Петр Гринев не поддался влиянию окружающих людей, совершая только такие поступки, которые соответствуют его нравственным ценностям. |
Итоговое сочинение. Направление:__________________________________________________
Тема:______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
|
Структурный элемент |
Содержание |
|
Вступление
|
|
|
Тезис 1 |
|
|
Переход к литературному аргументу (клише) |
|
|
Доказательства /литературный аргумент 1
|
|
|
Переход к литературному аргументу (клише) |
|
|
Литературный аргумент 2 |
|
|
Микровывод |
|
|
Заключение
|
|
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Сошникова Виктория Александровна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.