Педагогический совет "Экологическое воспитание обучающихся, воспитанников"


ПЕДСОВЕТ

Разработан: завучем по УВР (НМР) МБОУ г. Иркутска "СОШ№71"

Тема: «Экологическое воспитание обучающихся, воспитанников»

 Цель:
• совершенствование работы педагогов по формированию экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой, обучающихся.
Задачи:
- формирование системы экологических знаний и представлений;
- развивать эстетические чувства ( умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
Форма проведения педсовета – деловая игра «Экологический калейдоскоп».
Оборудование: ИКТ, Этапы подготовки: 
1 этап
1. Предварительная подготовка (в течение года).
2. Создание творческих группы.
3. Составление плана и списка литературы по проблеме.
4. Посещение уроков и внеклассных мероприятий.
Выработка решения педсовета.
Проект решения педсовета:
• всем педагогам продолжать работу по формированию экологических представлений у обучающихся нашего учреждения путем применения различных форм и методов обучения и воспитания;
• пополнить фонд школьной библиотеки литературой экологической направленности;
• внедрять опыт педагогов школы по экологическому воспитанию детей и подростков в учебную и внеурочную деятельность;
• продолжать работу по созданию природоохранительной среды внутри школы и за ее пределами.


 

 ХОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
1. Организационный момент.
Деление участников педагогического совета на 3 группы 
2. Основная часть. 
Вступление.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Человек и природа…Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни. Каждый год, как правило, посвящается определенной теме. Вот и для 2013 года была определена своя направленность. 2013 год – официально объявлен указом Президента РФ В.В.Путина – годом охраны окружающей среды. И программа развития нашей школы имеет данную направленность - экологическую.
С целью устойчивого развития школы в условиях введения ФГОС нового поколения, обеспечения непрерывного экологического образования с 2014 года школой реализуется подпрограмма основной образовательной программы школы – «Экологическое образование, экологическая культура в ОО в условиях введения ФГОС. Школа экологического развития».


 

Сегодня задача нашего педагогического коллектива состоит в том, чтобы определить основные формы и темы работы с обучающимися в плане формирования экологической направленности, а также мы услышим выступления по уже наработанным материалам нашей школы.
Основная цель – совершенствование работы педагогов по формированию экологических представлений обучающихся нашей школы.

( слайд №1)
Наш педсовет будет состоять из теоретической части и практической. Приступим.
Теоретическая часть. Организация работы по формированию экологической культуры у обучающихся, воспитанников. 
1) Экологическое воспитание 
Эпиграф

«Никто не становится хорошим человеком случайно» (М.Монтень)
(демонстрация эпиграфа на экране. Слайд №2)
Окружающая среда… В значение этих слов необходимо вкладывать не только понятия атмосфера, биосфера, гидросфера и литосфера. Окружающая среда – это тот живой мир, что нас окружает, в котором мы растем, у которого учимся жить.
«Природа – это единственная книга, каждая страница которой, полна глубокого содержания» (И.В.Гете)
Актуальность экологического воспитания обоснована рядом причин. Дети, чья личность еще не до конца сформирована, легко поддаются влиянию, а значит усваивают данные нормы поведения. Например, ребенку говорят, что нельзя выбрасывать мусор на природе, почему это нельзя делать и тем самым уже закладывают в нем необходимый кирпичик защиты окружающей среды. Ребенок, которому сказали отломать ветку от дерева, воспринимает данное действие как норму.
Еще одна немаловажная проблема, которая характерна для детей – они не видят конкретных способов защиты окружающей среды. А ведь сохранить природу очень просто. Для этого нет необходимости участвовать в митингах. Достаточно того, чтобы каждый человек отказался от чего-то определенного. Например, это может быть сэкономленный лист бумаги или же выбрасывание мусора в положенном месте. Примеров много. Это не так сложно, как может показаться. Для начала надо учить детей делать маленькие шаги на пути спасения окружающей среды. Воспитывать в детях отношение к природе не как к источнику материальных ценностей (природные материалы, ископаемые, древесина, источники пресной воды), но и как к живому существу, которое также нуждается в заботе и защите подобно человеку.


Я попрошу Наталью Семеновну (выступление) осветить этот вопрос о том, как экологическое воспитание формируется на уроках биологии и как оно формируется в нашей школе.
3) Экологическое воспитание в учреждении
- Как видите, классики педагогики утверждали, что чем раньше начать приобщать ребенка к природе, тем богаче будет его жизненный опыт, а правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.
Экологическое воспитание осуществляется через весь педагогический процесс – в повседневной жизни, на уроках, занятиях.
Каковы же принципы воспитания в нашем учреждении:
Выступление Рыбиной Ю.Н.
• систематичность, непрерывность и последовательность в работе;
• педагогическое руководство и самостоятельная деятельность детей;
• связь с жизнью;
• доступность;
• учет возрастных и психологических особенностей детей;
• единство познавательного, эмоционального, волевого начал в воспитании;
• коррекционная направленность экологического воспитания.
Экологическое воспитание детей осуществлялось по двум направлениям:
1. формирование экологических знаний;
2. формирование экологически правильного отношения к природным объектам.
Формы работы: групповые и индивидуальные.

Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Экологическое воспитание неотделимо от других направлений воспитания – умственного, нравственного, физического, трудового, эстетического, гражданско-правового. 
Особое значение воспитатели уделяют здоровьесбережению воспитанников в условиях ухудшающейся экологической обстановки, обучению мерам защиты от вредных факторов среды обитания. Это, в первую очередь, сохранение собственного здоровья, ведение здорового образа жизни, повышение адаптационных возможностей организма, ознакомление детей с факторами, ухудшающими здоровье и вызывающие болезни: некачественные продукты питания, плохие климатические условия, загрязнённые вода и воздух. Мы учим детей задумываться о своём отношении к вредным привычкам, полезны ли некоторые «вкусные» продукты, как защитить свою кожу от экологически вредных факторов среды, каким должно быть сбалансированное полезное питание и т. д.


 


 

Практическая часть. « Экологический калейдоскоп»

Раздать листы бумаги по направлениям: младшее звено, среднее звено, старшее звено.

Выдаются по группам листы, которые мы с вами должны заполнить.

Афиширование работ

Вывод:Экологическое воспитание должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности. В структуре экологической культуры, как сложном личностном образовании, выделяют экологические знания, экологическое мышление, умения и навыки природоохранной деятельности, экологическое мировоззрение, экологическую этику. Каждому компоненту соответствует определенный уровень экологической зрелости: от элементарных экологических знаний и представлений к их глубокому осознанию и практической реализации на всех уровнях


 

В качестве методов и форм экологического воспитания были выделены следующие:

- организация проектной деятельности;

- осуществление природоохранной деятельности учениками;

- проведение бесед, классных часов по темам экологии и охраны природы.

Проект решения педсовета:
1. Всем педагогам продолжать работу по формированию экологических представлений у обучающихся, воспитанников учреждения путем применения различных форм и методов обучения и воспитания;
2. Пополнить фонд школьной библиотеки литературой экологической направленности;
3. Продолжать работу по созданию природоохранительной среды внутри школы и за ее пределами.


 

4. В соответствии с программой развития школы заместителю директора по УВР разработать на каждый класс маршрутные листы по реализации формирования экологического воспитания.

5. Ознакомить обучающихся в классах с предстоящими мероприятиями по формированию экологической культуры за год.

6. Классным руководителям внести изменения в планы воспитательной работы по экологической направленности.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


1) Знакомство с явлениями природы на прогулках и экскурсиях  (Приложение 3.)
Как видите, некоторые люди имеют научный, логический склад ума; другие более настроены на красоту и гармонию; третьих больше всего интересуют вечные философские истины. Все мы разные. И дети тоже.
Педагоги, зная индивидуальные особенности каждого своего воспитанника, подбирают игры, которые помогают изучить механизмы природных процессов. Дети лучше понимают и запоминают различные теории через прямой личный опыт – трогают, нюхают, пробуют на вкус, смотрят и слушают. Некоторые игры предназначены для того, чтобы повеселиться. Ведь здоровое детство должно протекать на открытом воздухе, в игровой деятельности.
2) Игры  (Приложение 4.)
- Невозможно представить себе экологическое воспитание без знакомства детей с комнатными растениями, условиями, необходимыми для их роста и развития, а также наблюдений и труда в природе. 
3) выступление  (посадка комнатных растений) 
( Приложение 5.)
Часто на занятиях педагоги используют художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. 
4) выступление  (Приложение 6.)
Еще одна из форм экологического воспитания - это конкурсы детского рисунка. Вы наверное уже догадались, что будем делать с Вами дальше.
Я предоставляю слово Н.В. (проводит творческий конкурс на тему «Берегите воду»)
Д) творческий конкурс проводит Н.В.. (Приложение 7.)
В плане работы были предусмотрены воспитательные занятия, посвященные охране окружающей среды. Роль этих занятий заключалась в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка, не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу занятий воспитатели старались вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь природе или решить возникшую проблемную ситуацию. 
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
- В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения к природе. 
Е) Решение педагогических ситуаций
(Приложение 7.)
Экологическое воспитание должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.
Немецкий ученый, лауреат Нобелевской премии (1908) П. Эрлих сформулировал пять законов охраны природы:
Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.
Все, что есть на Земле необходимо для ее развития и развития человека.
Человек не властелин природы: губя ее, он губит самого себя.
Охраняя природу, мы охраняем численность населения Земли.
Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война не совместимы.
( слайд 6)
Берегите эту землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
- Можно перечислять, показывать еще много различных форм и методов работы по экологическому воспитанию, но ничего не измениться, если мы не поможем осознать нашим воспитанникам, что на добро надо платить добром!
«Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а с помощью одной спички можно уничтожить миллион деревьев…» Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
- В завершении нашего Педагогического совета Вам предлагается посмотреть видеоотчет по итогам Года охраны окружающей среды
Д) показ видеоотчета 

Педсовет подготовила и провела Л.В., зам. директора по ВР МОГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»


 


Полный текст материала Педагогический совет "Экологическое воспитание обучающихся, воспитанников" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Белогруд Ольга Николаевна  Публикатор
29.10.2020 0 3663 259

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК