Презентация "Системно-деятельностный подход в теории и практике начального образования"


Слайд 1
Системно – деятельностный подхода в теории и практике начального образования. Бакланова Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов МОУ Есинская сш
Слайд 2
Деятельностный подход - это главное условие реализации ФГОС. • В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование личности, а так же готовности к жизни в современном мире. В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход, главный принцип которого: ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Именно в действии порождается знание.
Слайд 3
Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебнопознавательной деятельности называется системно - деятельностным. • Понятие системно-деятельностного подхода было введено ещё в 1985 году. Он основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания. Ещё Сократ говорило том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно - познавательную деятельность.
Слайд 4
Дидактические принципы системно – деятельностного подхода : • • • • • • • Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества
Слайд 5
• • • • • • • 1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Слайд 6
Деятельностный подход на своих уроках осуществляю через: - использование активных и интерактивных методик; • участие в проектной деятельности; • владение приёмами исследовательской деятельности ; • вовлечение обучающихся в игровую деятельность ; • вовлечение обучающихся в рефлексивную деятельность; • вовлечение обучающихся в оценочно-дискуссионную деятельность ; • работа с источниками информации ; • решение познавательных и практических задач; • анализ современных общественных явлений и событий, жизненных ситуацийи т. д.
Слайд 7
Системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока. • • • • • • • 1. Мотивирование к учебной деятельности 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 3. Постановка учебной задачи 4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) 5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке . Итог.
Слайд 8
Системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока. • • • I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты. Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. На этапе мотивирования к учебной деятельности организую осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке. II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4-5 минут. Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. III. Постановка учебной задачи – 4-5 минут. Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”). На данном этапе организую выявление учащимися места и причины затруднения. IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д.
Слайд 9
Системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока. • V. Первичное закрепление – 4-5 минут Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала) фронтальная работа, работа в парах; комментирование, обозначение знаковыми символами. • VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут. При проведении самостоятельной работы с самопроверкой по образцу (эталону) (4 – 5 минут) использую индивидуальную форму работы. VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут. • Здесь дети определяют границы применимости нового знания, тренируют навыки его использования совместно с ранее изученным материалом и повторяют содержание, которое потребуется на следующих уроках. • VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты. Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Фиксируем изученное новое знание и его значимость
Слайд 10
Реализовать в полном объеме деятельностный подход можно, используя совокупность технологий: • - технологии проблемного обучения; • - технология исследовательской деятельности; • - информационно-коммуникационные технологии; - технологии организации проектной деятельности; • - технология групповой работы; • - технология проблемно-диалогического обучения.
Слайд 11
Проблемно-диалогическая технология Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками Проблемнодиалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения 5. Применение знаний учениками
Слайд 12
 
Слайд 13
Заключение Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии системно - деятельностного метода обучения формирует всесторонне развитую личность, обладающую критическим мышлением. Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отражённого в положениях Закона РФ « Об образовании» и в Федеральном Государственном Образовательном стандарте. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму»
Слайд 14
Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики! • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса • Веди ученика от собственного опыта к общественному • Будь не «НАД», а «РЯДОМ» • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши • Учи анализировать каждый этап работы • Критикуя, стимулируй ученика
Слайд 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / М: Просвещение, 2010.- 145с. 2. Гревцова И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения. - 2003. - № 6. - с. 30 3. Деятельностно-ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября». 2011. № 9.- С.14-15. 4. Дмитриев С.В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С.В. Дмитриев // Школьные технологии. 2003. № 6. С. 30-39. 5. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. 2011. № 4. С. 13-27. 6. Купавцев А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцев // Педагогика. 2002. № 6. С. 44-66. 7. Курлыгина О.Е. Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения ... Начальная школа № 8 2010, стр 50. 8. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьев //Начальная школа плюс. 2001.№1. с. 3-6 9. Попова Н. П. «Деятельностный способ обучения», ОАОУ НИРО,2011. 10. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2010. 11. Хуторской А. Деятельность как содержание образования /А. Хуторской //Народное образование. 2003. № 8. С. 107-114.
Слайд 16
СПАСИБО! Желаю всем творческих успехов!

Полный текст материала Презентация "Системно-деятельностный подход в теории и практике начального образования" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бакланова Татьяна Геннадьевна  Публикатор
16.02.2021 0 3794 250

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК