Статья "Навык мышления – важный компонент образования"


Навык мышления – важный компонент образования

 

 

КОПЕЙКИНА Н.Г.

Писатель: прозаик, поэт, драматург, публицист. Член Союза писателей России, Союза журналистов России, Московского союза литераторов и ряда других литературных творческих объединений; действительный член Академии российской литературы, Международной академии русской словесности и Интернациональной академии современной культуры.


 

В статье изложен взгляд автора на роль развития навыка мышления в образовательном процессе учащихся.

 

Ключевые слова: мышление, здравомыслие, система обучения.


 

Когда-то на Руси были распространены словосочетания, характеризующие умственные способности людей. Словосочетание «трезвый ум» относили к людям, способным правильно оценивать ситуацию или обстановку, правильно рассудить. Словосочетание «большой ум» - к людям, много знающим и понимающим, как бы сейчас сказали, - к людям с большим интеллектом. Были в ходу и словосочетания «крепкий ум», «семь пядей во лбу», «острый ум», «пытливый ум» и понятие «здравомыслие». Люди, к кому относили такие определения, отличались от окружающих быстротой мышления, способностью принимать своевременные правильные решения, давать полезные советы, делать нужные предположения, то есть мышление таких людей было особенным, не таким, как у большинства окружающих.

Здравомыслие нужно людям от рождения до смерти, оно необходимо во всех сферах нашей жизни. Уже на протяжении веков люди пытаются изучить человеческое мышление, понять причины, воздействующие на него, ищут способы улучшения и торможения его развития. Современные учёные, проведя опросы и научные исследования, отмечают, что люди, имея обширный поток информации, не стали умнее людей двух предшествующих поколений. В сети Интернет часто можно встретить видеозаписи опроса на улицах, свидетельствующие о том, что встречаются лица, не имеющие элементарных навыков логического мышления, к примеру, затрудняющиеся дать ответ на вопрос «Кто составил таблицу Менделеева?» или «Кто написал вальс Грибоедова?» Встречаются люди, не имеющие элементарных знаний, к примеру, не могущие назвать столицы самых крупных государств или считающие, что солнце вращается вокруг земли. Встречаются те, кто не может решить простую задачу, основанную на знаниях жизни и элементарной арифметики. К примеру, на вопрос, сколько автобусов необходимо для перевозки 35-ти пассажиров, если в один автобус вмещается только 10 человек, может прозвучать ответ - 3,5 автобуса. Мышление людей мелко, поверхностно.

Учёные пришли к выводу, что можно человека учить думать углублённо и разносторонне. Существуют разные теории, разработаны методы и методики обучения активному мышлению. Особое значение в современном мире уделяется обучению, так называемому, критическому мышлению, включающему в себя помимо активного углублённого разностороннего мышления ещё и оценку самого мыслительного процесса — хода рассуждений, которые привели человека к тем или иным выводам, и оценку факторов, оказавших влияние на принятие решения. Доказано, что обучение методу критического мышления даёт положительные результаты. Но при отсутствии здравомыслия, формирующегося у людей с их самого раннего возраста, обучение критическому мышлению вряд ли даст хорошие результаты. Очень важно обучать детей с раннего возраста мыслить, рассуждать, анализировать. К примеру, малыш брянчит коробкой, в которой что-то лежит. Взрослым стоит показать ребёнку, что коробка открывается. Это станет открытием для ребёнка, оказывается, это не просто брянчелка, а открывающаяся коробка. А в коробке – три катушки! Ребёнок с помощью взрослых получит новые знания о том, что внутри предмета могут быть другие предметы, он узнает, что такое катушка, безусловно, услышит от взрослых слово нитка, и даже увидит её, узнает, что предметы можно считать – катушек три, узнает, что бывают разные цвета – катушки с нитками разных цветов и прочее. У малыша, таким образом, расширится структура знаний, являющаяся «пищей» для мышления.

Активный мыслительный процесс – это ряд действий в нашем мозгу: фиксирование, наблюдение, осознание, восприятие, оценка, сравнение, определение сути, выделение главного, выстраивание последовательности, выявление причинно-следственных связей, формирование выводов и, возможно, что-то ещё. Основой – «пищей» любого мышления являются знания человека. Вновь полученная информация используется людьми для расширения уже имеющихся у них внутренних структур знаний, соотносится с ними, встраивается в них.

В эпоху, когда СМИ являются действенной системой регуляции жизни социума, человек тонет в обширном потоке информации, причём не всегда правдивой, зачастую людям преподносится откровенная ложь, завуалированная промежуточными кусками правды. В таких условиях людям приходится принимать решения по целому ряду важных вопросов, имеющих не только частный, но и локальный характер. Принимаемые современниками решения отразятся на будущих поколениях народов всего мира. Учёные стали высказывать опасение, что в истории человечества возникла угроза уничтожения всего живого на нашей планете.

Как правило, в повседневности люди имеют пассивные мысли, то есть не требующие углубления: встал, позавтракал, поехал на работу, а если работа не связана с умственным трудом, то и на работе – поверхностные мысли… Привычка к пассивному мышлению у людей так велика, что даже в случаях, когда возникает необходимость включения активного мышления, люди довольствуются пассивным, считая, что «сложные» вопросы решат за них другие, специально назначенные люди. Такое положение дел очень выгодно для властвующих структур, пассивно мыслящим народом легко управлять. Но беда человечества в том, что во властвующие структуры попадают и такие люди, которых нельзя назвать здравомыслящими.

По мнению специалистов только люди, обладающие активным мышлением, то есть здравомыслием, способны понимать логические и причинно-следственные связи между разными событиями и явлениями, и находить истину. Они могут распознать пропаганду, проанализировать и выявить ложную аргументацию, определить надежность источника информации, определить явный обман, а значит, могут обдумывать принимаемые решения.

Формирование и развитие активного многостороннего мышления возможно в любом возрасте, но лучше это делать с раннего детства. Система школьного обучения, которая была в Советском союзе, способствовала развитию мышления детей, нынешняя же система обучения тормозит мыслительный процесс. В современном учебном процессе от учащихся чаще всего требуется простое запоминание терминов, формул, требуется решение задач по уже заданным алгоритмам, по заданным формулам. Знания часто оцениваются с помощью заданий, в которых требуется заполнить какой-то пропуск, дать ответ словами «да» и «нет» или выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов. Такая форма проверки уровня знаний способна отбить у учащихся желание думать. При предшествующей системе преподаватель не просто давал материал, он его растолковывал, или, как это в советские времена говорили - «разжёвывал». Понятый, принятый сознанием материал позволял учащимся рассуждать, анализировать, осмысливать, обсуждать рассматриваемые темы. Перед преподавателями сегодняшнего дня стоит иная задача - преподнести материал, не утруждая себя излишними объяснениями. Таким образом, учащиеся, обучающиеся по новой системе, лишены самого важного компонента образования — воспитания в них способности мыслить. Возможно, именно поэтому многие люди не умеют самостоятельно активно, разносторонне думать, и уж тем более, они не умеют делать правильных выводов и принимать решения на основе багажа своих знаний и соображений.

Мысли ещё и на сегодня остаются плохо изученной категорией, но учёными установлено, что они у разных людей формируются и проявляются по-разному, в разных модификациях: в визуальной, в вербальной. Одни люди предпочитают мыслить «пространственными образами», другим легче даётся вербальный способ мышления. Безусловно, есть и другие, пока ещё не установленные наукой модификации, основанные на чувствах, предчувствиях, интуиции, возможно, - на чём-то ещё. Чаще люди используют все модификации мышления, но все – по-разному.

Имея эти знания о мышлении, система обучения должна строиться так, чтоб в процессе обучения у учащихся активизировались все модификации мышления. Иллюстрации, схемы, карты, таблицы – всё это необходимые элементы в обучающем процессе. Помня, что слова направляют и стимулируют мысль, важно обращать внимание на грамотность речи преподавателей, и её интонационные и эмоциональные посылы. Необходимо, как при прежней системе, стремиться к тому, чтоб преподносимый материал был понятен всем учащимся. Необходимо больше решать с детьми головоломок, задач на логическое мышление, вовлекать учащихся в беседы, давать им возможность высказывать свои сомнения, суждения, и желательно как можно чаще прибегать к игровой форме обучения. Образование должно играть не просто информационную роль, оно должно строиться так, чтоб учащиеся получили умение ориентироваться в стремительно растущем потоке информации, находить нужное, осмысливать полученную информацию, применять её.


 

ЛИТЕРАТУРА И ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  1. Непряхин Н. Критическое мышление. ЛитРес М., 2020

  2. Шакирова Д.М. Критическое мышление. Казань: ГАОУ ДПО

ИРО РТ, 2019. — Вып. 3. — 146 с. — (Серия «Методология. Технологии.Инновации»)


Полный текст материала Статья "Навык мышления – важный компонент образования" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Копейкина Нелли Григорьевна  Публикатор
23.11.2022 0 534 61

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК