Статья "Технологии взаимодействия муниципальных учреждений культуры и сферы образования"


 

ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

В данной статье рассмотрены особенности взаимодействия учреждений культуры и сферы образования. Охарактеризованы некоторые формы и методы сотрудничества педагогов образования и культуры, направленные на формирование познавательных способностей детей младшего школьного возраста.

 

Ключевые слова: муниципальные учреждения культуры, сфера образования, познавательные способности детей младшего школьного возраста.

 

TECHNOLOGIES OF INTERACTION OF MUNICIPAL INSTITUTIONS OF CULTURE AND EDUCATION SPHERE IN THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE ABILITIES OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

 

This article examines the features of the interaction of cultural institutions and education. Some forms and methods of cooperation between teachers of education and culture, aimed at the formation of the cognitive abilities of children of primary school age, are characterized.

 

Key words: municipal cultural institutions, education sphere, cognitive abilities of primary school children.

 

 

 

Наше современное общество не стоит на месте, с каждым годом происходят улучшения и развитие абсолютно в каждой сфере жизнедеятельности. Безусловно, это возникает благодаря качественной подготовке общества в сфере образования. Если смотреть вперед, то дальнейшее развитие общества зависит только от будущего поколения, детей, которые в данный момент получают различные услуги в сфере образования.

Но, если у детей слабо сформирована познавательная активность, если нет мотивации к получению новых знаний, то какой бы ни была методика образования, педагог или форма обучения, ничего качественного из данной деятельности не получится.

Следует рассмотреть, что подразумевается под познавательными способностями. «Это какие-либо умения человека, которые включают в себя сенсорные и интеллектуальные способности. Они же, в свою очередь, обеспечивают продуктивное овладение знаниями» [8, с. 39].

Педагогов, работающих в сфере образования, интересует проблема развития познавательной активности младших школьников. Если обучающийся проявляет познавательную активность, то процесс обучения проходит эффективнее. Но, к сожалению, как показывают последние годы работы с детьми, с каждым годом мотивация и желание у детей получать новые знания становится все слабее.

Безусловно, проблема развития познавательной активности младших школьников рассматривалась такими психологами и учеными, как: Коменский Я.А., Ушинский К.Д., Локк Д., Руссо Ж-Ж. Современные отечественные исследователи изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у младших школьников. Это Маркова А.К., Лозовая В.И., Тельнова Ж.Н., Щукина Г.И.

Но, несмотря на изучение данной темы психологами и учеными, важно понимать, что тема работы над развитием познавательных способностей детей все равно остается актуальной. В практике учреждений образования педагоги в своей деятельности недостаточно прорабатывают данное направление, чтобы совершенствовать этот процесс. Эти способности необходимо развивать у будущего поколения, тем более у детей младшего школьного возраста, когда идет формирование учебной деятельности и развитие личности в целом.

У младших школьников познавательные способности формируются в ходе усвоения и реализации учебного процесса. Данный процесс специально организован, имеет определенные формы, методы, которых придерживаются педагоги. И чтобы у обучающихся ярко проявлялось развитие познавательного процесса, необходимо учитывать интерес детей к процессу и результату деятельности. «Интерес представляет собой эмоционально-познавательное отношение к предмету или деятельности, при благоприятных условиях переходящее в эмоционально познавательную направленность личности» [5, с. 9–15].

Проанализировав работу дополнительного образования детей младшего школьного возраста муниципального учреждения культуры МБУК «Центр культуры города Краснодара», можно выделить основные цели деятельности учреждений в развитии познавательных способностей младших школьников:

развитие мотивации к творчеству и познанию;

удовлетворение потребностей детей в овладении комплексом практических навыков и знаний;

создание условий для самореализации и профессионального самоопределения;

осуществление принципов дифференциации и преемственности в образовании;

поиск инновационных технологий.

«Направлений взаимодействия учреждений культуры со сферой образования достаточно большое количество. Сфера культуры затрагивает абсолютно все организации, осуществляющие образовательную деятельность» [6, с. 84–85]. Но если рассматривать классические муниципальные общеобразовательные учреждения, круг взаимодействия сужается, потому что учреждения культуры и сфера образования преследуют цели разных направлений.

Поэтому, чтобы эффективно развивалась познавательная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогам двух этих направлений необходимо внедрять и вводить новые технологии взаимодействия.

Под технологиями взаимодействия следует понимать те элементы, которые будут обеспечивать социальную, познавательную и творческую связь между организациями.

Примером первой технологии будет введение во внеурочную деятельность школы творческой работы. Это могут быть различные мероприятия, месячники или недели, посвященные определенной тематике. Направлениями могут выступать: социальное направление, общекультурное, военно-патриотическое, спортивно-оздоровительное и духовно-нравственное.

Работники культуры могут проводить на базе школ внеурочную деятельность в качестве мастер-классов творческого направления или игровые программы, направленные на получение новых знаний, умений и навыков в сфере культуры.

Второй технологией будет организация культурно-досуговых программ, они могут выступать в качестве мероприятий на базе учреждения культуры для подготовки дошкольников в учебной деятельности. Это викторины, квесты и игровая деятельность, направленная на формирование и будущее развитие познавательных способностей детей.

Привлечение обучающихся к творческой жизни учреждения культуры дает возможность детям не только раскрывать свои творческие задатки, получать новые знания, но и приобретать опыт публичного выступления, что важно в развитии и мотивации личности и познавательных процессов.

Третья технология – организация педагогами школ и работниками учреждений культуры собрания «круглого стола». Можно разрабатывать методику межпредметной связи различных направлений, которые могут сделать обыкновенные уроки «новыми» и познавательными. Внедрять в основные дисциплины физкультминутки творческого характера, в перемены – тематические игры или направления секций, работающих в учреждениях культуры.

Занятия дополнительного образования в учреждениях культуры могут стать более «полезными» для образовательного процесса после включения в них информации, которая идет по программе в общеобразовательных учреждениях, данный вид работы также является технологией взаимодействия.

Следующая технология – это работа «широких» библиотек учреждений культуры в сотрудничестве со школой в развитии познавательных процессов обучающихся. Сфера форм деятельности библиотек очень разнообразна – и в сотрудничестве с педагогами школ можно организовать достойные поэтические вечера, викторины и конкурсы, которые будут толчком и мотивом для детей в получении новых знаний.

И в целом взаимодействие культуры и образования могут давать замечательный продукт своей деятельности в виде ярких мероприятий, концертов, где дети будут проявлять себя.

Таким образом, опираясь на наблюдения в рамках данной работы в общеобразовательном учреждении и обозначенные выше примеры, можно сделать вывод, что педагогам общеобразовательных учреждений необходимо сотрудничество с социально-культурной деятельностью и муниципальными учреждениями культуры. Ведь эта сфера достаточно глубоко влияет на формирование и развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста. У обучающихся развиваются творческие подходы к решению поставленных задач, повышается интерес к получению новых знаний путем нестандартных межпредметных связей. И, безусловно, немаловажным будет проявление любви и уважения к истории, традициям, обрядам и позициям своего и других народов, развитие музыкального вкуса, раскрытие потенциала каждого за счет творческой деятельности. И педагогам, работающим в общеобразовательных организациях, необходимо самим стараться как можно больше взаимодействовать с социально-культурной деятельностью. Развивать себя как личность, тем самым подавать пример будущему поколению.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. В.Я. Пилиповский. – М.: Прогресс, 1980. – 421 с.

  2. Газина О.М. Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Особенности развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста»: учеб. пособие / О.М. Газина, Т.И. Ерофеева, Л.И. Павлова. – М.: МПГУ, 2018. – 137 с.

  3. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2011. – 23 с.

  4. Зотова Т.В. Развитие познавательных способностей младших школьников: Материалы VII научно-практической конференции. – Сборник статей. – М.: МПГУ, 2020. — 166 с.

  5. Котова А.Н. Специфика организации культурно-досуговых программ для подростков в системе дополнительного образования детей: учеб. пособие / А.Н. Котова. – М.: МГИК, 2019. – 134 с.

  6. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности. 

  7. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988.

2

 


Полный текст материала Статья "Технологии взаимодействия муниципальных учреждений культуры и сферы образования" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Алёшкина Анастасия Сергеевна  Публикатор
24.04.2023 0 363 18

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК