Мастер-класс "Инновационные подходы к оцениванию и обратной связи: использование портфолио и альтернативных методов оценивания"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»
Мастер-класс
«Инновационные подходы к оцениванию и обратной связи. использование портфолио и альтернативных методов оценивания, развитие умения давать конструктивную обратную связь учащимся»
Автор.
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по УВР
Покровкова Наталья Николаевна
г. Гагарин
2024
Цель мастер-класса: познакомить участников с новыми подходами к оцениванию, включая использование портфолио и альтернативных методов, а также развить навыки предоставления конструктивной обратной связи.
Общая структура мастер-класса:
- Продолжительность.60 минут
- Формат: квест, состоящий из трёх станций с практическими заданиями и обсуждениями.
Введение (5 минут)
.Модератор: Добрый день, коллеги! Сегодня мы рассмотрим инновационные подходы к оцениванию и обратной связи. Цель нашего мастер-класса — исследовать, как использование портфолио и альтернативных методов оценивания может сделать нашу практику более эффективной и инклюзивной. Мы также поработаем над развитием навыков конструктивной обратной связи. Давайте начнём!
Станция 1. Знакомство с портфолио (20 минут)
.Модератор: В этой станции мы изучим, как портфолио может быть полезным инструментом для оценивания учебных достижений учащихся. Разделимся на небольшие группы.
Задание для участников:
- Каждая группа получает доступ к электронному портфолио с примерами работ учащихся разных уровней.
Практическое задание.
- Проанализировать примеры работ и ответить на следующие вопросы.
- "Какие преимущества вы видите в использовании портфолио для оценивания?"
- "Какие аспекты работы могут быть оценены через портфолио, которые трудно оценить традиционными способами?"
Обсуждение.
- Группы обсуждают свои наблюдения и делают выводы о том, как портфолио может быть интегрировано в их практику.
Использование портфолио для оценивания обладает
рядом преимуществ:
1. Демонстрация разнообразия навыков. Портфолио позволяет не только оценить знания студента, но и увидеть их применение в различных контекстах. Это может включать проекты, работы, исследования и другие виды деятельности.
2. Индивидуализация и персонализация. Каждое портфолио уникально и отражает индивидуальные усилия и достижения студента. Оценка базируется не только на стандартизированных тестах, но и на личном развитии и профессиональном росте.
3. Развитие критического мышления. Подготовка портфолио требует анализа и рефлексии над выполненными работами. Это способствует развитию критического мышления и самооценки у студентов.
4. Продуктивная обратная связь. Преподаватели могут предоставлять конструктивную обратную связь на основе содержания портфолио, что способствует более глубокому пониманию и улучшению учебного процесса.
5. Подготовка к будущей карьере. В некоторых образовательных программах портфолио помогает студентам готовиться к поступлению в вузы или на работу, демонстрируя свои достижения и профессиональные навыки.
Использование портфолио в оценочном процессе способствует более всестороннему и глубокому пониманию достижений студента, а также стимулирует их к активной саморефлексии и развитию профессиональных компетенций.
Через портфолио можно оценить ряд аспектов работы, которые традиционными способами оценить сложно или невозможно:
1. Процесс создания. Портфолио позволяет оценить не только готовый продукт, но и процесс его создания. Это включает в себя способность к планированию, организации работы, управлению временем и ресурсами.
2. Креативные и инновационные решения. В портфолио можно включить проекты и задания, где студенты демонстрируют свою способность к креативному мышлению, нахождению нестандартных решений и применению инновационных подходов.
3. Коммуникационные навыки. Через портфолио можно оценить способность студента к эффективной коммуникации. Это может включать написание текстов, презентации, видеообращения и другие формы коммуникации.
4. Самоорганизация и самоуправление. В портфолио можно включить проекты, где студенты работали независимо или в группах, демонстрируя свою способность к самоорганизации, планированию и решению проблем.
5. Мягкие навыки. Портфолио позволяет оценить развитие мягких навыков, таких как лидерство, сотрудничество, адаптивность к изменениям, умение работать в команде и т.д. Эти аспекты часто сложно оценить через традиционные тесты или экзамены.
Таким образом, портфолио является мощным инструментом для оценки широкого спектра компетенций и качеств студентов, которые могут быть упущены при использовании только традиционных методов оценки.
Станция 2. Альтернативные методы оценивания (20 минут)
Модератор: Теперь давайте рассмотрим альтернативные методы оценивания, которые могут дополнить или заменить традиционные подходы. Выберите один из предложенных методов и подготовьтесь представить его.
Задание для участников:
- Каждый участник выбирает один альтернативный метод оценивания из предложенного списка (например, проектная работа, самооценка, рефлексия).
Практическое задание.
1. Подготовка презентации.
- Участники готовят краткую презентацию (5-7 минут) или обсуждение (10-15 минут, в зависимости от числа участников) о выбранном методе оценивания.
- В презентации необходимо
- Объяснить основные принципы выбранного метода.
- Продемонстрировать его преимущества в контексте учебного процесса.
- Обсудить ограничения или вызовы, с которыми может столкнуться учитель при использовании этого метода.
- Если участник выбрал проектную работу, он может показать, как проектная работа способствует глубокому пониманию материала и развитию творческих способностей учащихся, но также обсудить, что требуется больше времени на подготовку и координацию.
- Если выбрана самооценка, участник может рассказать о том, как самооценка помогает учащимся развивать самостоятельность и ответственность за своё обучение, но также обсудить, что требуется развивать у учащихся навыки самоанализа и объективности.
Обсуждение:
- После каждой презентации остальные участники задают вопросы и высказывают свои мысли по поводу представленного метода оценивания.
- Вместе обсуждаются возможности интеграции выбранных методов в школьную практику, а также способы преодоления потенциальных трудностей.
Станция 3. Развитие навыков обратной связи (15 минут)
Модератор: В последней станции мы поработаем над развитием навыков предоставления конструктивной обратной связи. Для этого мы проведём практическое упражнение.
Задание для участников:
- Образуйте пары. Каждая пара получает случайную работу ученика и инструкцию по предоставлению конструктивной обратной связи.
Практическое задание.
- Практика предоставления обратной связи на основе предложенных критериев и рекомендаций.
Задание 1: Предоставление обратной связи по выполнению проекта или задачи
Критерии для оценки:
1. Качество выполненной работы: Соответствие требованиям задания, точность и полнота выполнения.
2. Соблюдение сроков: Успешное выполнение в срок или обоснование задержек.
3. Профессионализм: Использование лучших практик, креативность, самостоятельность.
4. Коммуникация: Четкость и своевременность отчетности, умение принимать обратную связь.
Задание для обратной связи:
"Оцените выполнение проекта X, учитывая критерии качества, соблюдения сроков, профессионализма и коммуникации. Пожалуйста, предоставьте подробные комментарии и рекомендации по каждому из этих аспектов."
Предполагаемые ответы:
- Качество выполненной работы: "Работа выполнена на хорошем уровне, но есть несколько моментов, которые можно улучшить, например, более глубокий анализ в разделе Y."
- Соблюдение сроков: "Большинство этапов выполнены в срок, однако на одном из этапов возникли задержки из-за неожиданных сложностей с поставщиком."
- Профессионализм: "Проявлен хороший профессионализм, особенно в обращении с нестандартными ситуациями, предложены креативные решения."
- Коммуникация: "Оценка коммуникации положительная, но рекомендую улучшить четкость в отчетности для более ясного понимания текущего статуса проекта."
Задание 2: Оценка личных качеств и навыков сотрудника
Критерии для оценки:
1. Лидерские качества: Умение мотивировать коллег, инициативность.
2. Коммуникация: Убедительность, слушание, ясность выражения мыслей.
3. Результативность: Достижение целей, способность к решению проблем.
4. Адаптивность: Гибкость в изменяющихся условиях, умение управлять стрессом.
Задание для обратной связи:
"Прошу оценить мои лидерские качества, навыки коммуникации, результативность и адаптивность. Ваше мнение поможет мне в личностном развитии"
Предполагаемые ответы:
- Лидерские качества: "Вы отлично мотивируете коллег и инициируете полезные изменения в команде."
- Коммуникация: "Ваша коммуникация четкая и убедительная, однако иногда стоит больше времени уделять прослушиванию мнения других."
- Результативность: "Вы достигаете поставленных целей, однако в некоторых ситуациях требуется больше системности в подходе к решению проблем."
- Адаптивность: "Вы гибкий сотрудник, но стоит поработать над управлением стрессом в более интенсивных ситуациях."
Задание 3: Оценка профессионального роста и обучения
Критерии для оценки:
1. Саморазвитие: Активность в обучении новым технологиям, навыкам.
2. Применение знаний: Как успешно применяются новые знания в работе.
3. Инициатива в обучении: Поиск новых образовательных возможностей, участие в профессиональных мероприятиях.
4. Результаты обучения: Какие конкретные результаты принесло обучение.
Задание для обратной связи:
"Оцените мой профессиональный рост и активность в обучении, учитывая критерии саморазвития, применения знаний, инициативы в обучении и результатов обучения."
Предполагаемые ответы:
- Саморазвитие: "Вы активно изучаете новые технологии и методики, что положительно сказывается на вашей профессиональной компетенции."
- Применение знаний: "Новые знания успешно интегрируются в вашу работу, что улучшает качество результатов."
- Инициатива в обучении: "Ваша инициатива в обучении высока, особенно заметно в участии в профессиональных вебинарах и курсах."
- Результаты обучения: "Обучение X привело к значимому улучшению процесса Y, что привело к сокращению времени на 20%."
Обсуждение.
- После упражнения участники обсуждают свои наблюдения и делают выводы о том, как можно улучшить процесс предоставления обратной связи.
Заключение (5 минут)
Модератор: Спасибо, что активно участвовали в нашем квесте по инновационным подходам к оцениванию и обратной связи. Важно помнить, что эти инструменты и методы могут значительно обогатить нашу педагогическую практику. Надеюсь, вы найдёте что-то полезное для себя в наших обсуждениях!
Обсуждение:
- Ответы на вопросы.
- "Какие новые идеи или методы вы готовы попробовать в своей практике?"
- "Как можно интегрировать новые подходы в образовательный процесс вашего класса или школы?"
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровкова Наталья Николаевна
→ НАТАЛЛ 16.07.2024 0 169 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.