Мастер-класс "Инновационные подходы к оцениванию и обратной связи: использование портфолио и альтернативных методов оценивания"


8


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»







Мастер-класс

«Инновационные подходы к оцениванию и обратной связи. использование портфолио и альтернативных методов оценивания, развитие умения давать конструктивную обратную связь учащимся»











Автор.

учитель русского языка и литературы,

заместитель директора по УВР

Покровкова Наталья Николаевна


г. Гагарин

2024



Цель мастер-класса: познакомить участников с новыми подходами к оцениванию, включая использование портфолио и альтернативных методов, а также развить навыки предоставления конструктивной обратной связи.


Общая структура мастер-класса:

- Продолжительность.60 минут

- Формат: квест, состоящий из трёх станций с практическими заданиями и обсуждениями.


Введение (5 минут)

.Модератор: Добрый день, коллеги! Сегодня мы рассмотрим инновационные подходы к оцениванию и обратной связи. Цель нашего мастер-класса — исследовать, как использование портфолио и альтернативных методов оценивания может сделать нашу практику более эффективной и инклюзивной. Мы также поработаем над развитием навыков конструктивной обратной связи. Давайте начнём!


Станция 1. Знакомство с портфолио (20 минут)

.Модератор: В этой станции мы изучим, как портфолио может быть полезным инструментом для оценивания учебных достижений учащихся. Разделимся на небольшие группы.


Задание для участников:

- Каждая группа получает доступ к электронному портфолио с примерами работ учащихся разных уровней.

Практическое задание.

- Проанализировать примеры работ и ответить на следующие вопросы.

- "Какие преимущества вы видите в использовании портфолио для оценивания?"

- "Какие аспекты работы могут быть оценены через портфолио, которые трудно оценить традиционными способами?"


Обсуждение.

- Группы обсуждают свои наблюдения и делают выводы о том, как портфолио может быть интегрировано в их практику.


Использование портфолио для оценивания обладает

рядом преимуществ:

1. Демонстрация разнообразия навыков. Портфолио позволяет не только оценить знания студента, но и увидеть их применение в различных контекстах. Это может включать проекты, работы, исследования и другие виды деятельности.

2. Индивидуализация и персонализация. Каждое портфолио уникально и отражает индивидуальные усилия и достижения студента. Оценка базируется не только на стандартизированных тестах, но и на личном развитии и профессиональном росте.

3. Развитие критического мышления. Подготовка портфолио требует анализа и рефлексии над выполненными работами. Это способствует развитию критического мышления и самооценки у студентов.

4. Продуктивная обратная связь. Преподаватели могут предоставлять конструктивную обратную связь на основе содержания портфолио, что способствует более глубокому пониманию и улучшению учебного процесса.

5. Подготовка к будущей карьере. В некоторых образовательных программах портфолио помогает студентам готовиться к поступлению в вузы или на работу, демонстрируя свои достижения и профессиональные навыки.


Использование портфолио в оценочном процессе способствует более всестороннему и глубокому пониманию достижений студента, а также стимулирует их к активной саморефлексии и развитию профессиональных компетенций.


Через портфолио можно оценить ряд аспектов работы, которые традиционными способами оценить сложно или невозможно:

1. Процесс создания. Портфолио позволяет оценить не только готовый продукт, но и процесс его создания. Это включает в себя способность к планированию, организации работы, управлению временем и ресурсами.

2. Креативные и инновационные решения. В портфолио можно включить проекты и задания, где студенты демонстрируют свою способность к креативному мышлению, нахождению нестандартных решений и применению инновационных подходов.

3. Коммуникационные навыки. Через портфолио можно оценить способность студента к эффективной коммуникации. Это может включать написание текстов, презентации, видеообращения и другие формы коммуникации.

4. Самоорганизация и самоуправление. В портфолио можно включить проекты, где студенты работали независимо или в группах, демонстрируя свою способность к самоорганизации, планированию и решению проблем.

5. Мягкие навыки. Портфолио позволяет оценить развитие мягких навыков, таких как лидерство, сотрудничество, адаптивность к изменениям, умение работать в команде и т.д. Эти аспекты часто сложно оценить через традиционные тесты или экзамены.


Таким образом, портфолио является мощным инструментом для оценки широкого спектра компетенций и качеств студентов, которые могут быть упущены при использовании только традиционных методов оценки.


Станция 2. Альтернативные методы оценивания (20 минут)

Модератор: Теперь давайте рассмотрим альтернативные методы оценивания, которые могут дополнить или заменить традиционные подходы. Выберите один из предложенных методов и подготовьтесь представить его.


Задание для участников:

- Каждый участник выбирает один альтернативный метод оценивания из предложенного списка (например, проектная работа, самооценка, рефлексия).


Практическое задание.

1. Подготовка презентации.

- Участники готовят краткую презентацию (5-7 минут) или обсуждение (10-15 минут, в зависимости от числа участников) о выбранном методе оценивания.

- В презентации необходимо

- Объяснить основные принципы выбранного метода.

- Продемонстрировать его преимущества в контексте учебного процесса.

- Обсудить ограничения или вызовы, с которыми может столкнуться учитель при использовании этого метода.


- Если участник выбрал проектную работу, он может показать, как проектная работа способствует глубокому пониманию материала и развитию творческих способностей учащихся, но также обсудить, что требуется больше времени на подготовку и координацию.

- Если выбрана самооценка, участник может рассказать о том, как самооценка помогает учащимся развивать самостоятельность и ответственность за своё обучение, но также обсудить, что требуется развивать у учащихся навыки самоанализа и объективности.


Обсуждение:

- После каждой презентации остальные участники задают вопросы и высказывают свои мысли по поводу представленного метода оценивания.

- Вместе обсуждаются возможности интеграции выбранных методов в школьную практику, а также способы преодоления потенциальных трудностей.


Станция 3. Развитие навыков обратной связи (15 минут)

Модератор: В последней станции мы поработаем над развитием навыков предоставления конструктивной обратной связи. Для этого мы проведём практическое упражнение.


Задание для участников:

- Образуйте пары. Каждая пара получает случайную работу ученика и инструкцию по предоставлению конструктивной обратной связи.


Практическое задание.

- Практика предоставления обратной связи на основе предложенных критериев и рекомендаций.


Задание 1: Предоставление обратной связи по выполнению проекта или задачи

Критерии для оценки:

1. Качество выполненной работы: Соответствие требованиям задания, точность и полнота выполнения.

2. Соблюдение сроков: Успешное выполнение в срок или обоснование задержек.

3. Профессионализм: Использование лучших практик, креативность, самостоятельность.

4. Коммуникация: Четкость и своевременность отчетности, умение принимать обратную связь.


Задание для обратной связи:

"Оцените выполнение проекта X, учитывая критерии качества, соблюдения сроков, профессионализма и коммуникации. Пожалуйста, предоставьте подробные комментарии и рекомендации по каждому из этих аспектов."


Предполагаемые ответы:

- Качество выполненной работы: "Работа выполнена на хорошем уровне, но есть несколько моментов, которые можно улучшить, например, более глубокий анализ в разделе Y."

- Соблюдение сроков: "Большинство этапов выполнены в срок, однако на одном из этапов возникли задержки из-за неожиданных сложностей с поставщиком."

- Профессионализм: "Проявлен хороший профессионализм, особенно в обращении с нестандартными ситуациями, предложены креативные решения."

- Коммуникация: "Оценка коммуникации положительная, но рекомендую улучшить четкость в отчетности для более ясного понимания текущего статуса проекта."


Задание 2: Оценка личных качеств и навыков сотрудника


Критерии для оценки:

1. Лидерские качества: Умение мотивировать коллег, инициативность.

2. Коммуникация: Убедительность, слушание, ясность выражения мыслей.

3. Результативность: Достижение целей, способность к решению проблем.

4. Адаптивность: Гибкость в изменяющихся условиях, умение управлять стрессом.


Задание для обратной связи:

"Прошу оценить мои лидерские качества, навыки коммуникации, результативность и адаптивность. Ваше мнение поможет мне в личностном развитии"


Предполагаемые ответы:

- Лидерские качества: "Вы отлично мотивируете коллег и инициируете полезные изменения в команде."

- Коммуникация: "Ваша коммуникация четкая и убедительная, однако иногда стоит больше времени уделять прослушиванию мнения других."

- Результативность: "Вы достигаете поставленных целей, однако в некоторых ситуациях требуется больше системности в подходе к решению проблем."

- Адаптивность: "Вы гибкий сотрудник, но стоит поработать над управлением стрессом в более интенсивных ситуациях."


Задание 3: Оценка профессионального роста и обучения


Критерии для оценки:

1. Саморазвитие: Активность в обучении новым технологиям, навыкам.

2. Применение знаний: Как успешно применяются новые знания в работе.

3. Инициатива в обучении: Поиск новых образовательных возможностей, участие в профессиональных мероприятиях.

4. Результаты обучения: Какие конкретные результаты принесло обучение.


Задание для обратной связи:

"Оцените мой профессиональный рост и активность в обучении, учитывая критерии саморазвития, применения знаний, инициативы в обучении и результатов обучения."


Предполагаемые ответы:

- Саморазвитие: "Вы активно изучаете новые технологии и методики, что положительно сказывается на вашей профессиональной компетенции."

- Применение знаний: "Новые знания успешно интегрируются в вашу работу, что улучшает качество результатов."

- Инициатива в обучении: "Ваша инициатива в обучении высока, особенно заметно в участии в профессиональных вебинарах и курсах."

- Результаты обучения: "Обучение X привело к значимому улучшению процесса Y, что привело к сокращению времени на 20%."


Обсуждение.

- После упражнения участники обсуждают свои наблюдения и делают выводы о том, как можно улучшить процесс предоставления обратной связи.


Заключение (5 минут)


Модератор: Спасибо, что активно участвовали в нашем квесте по инновационным подходам к оцениванию и обратной связи. Важно помнить, что эти инструменты и методы могут значительно обогатить нашу педагогическую практику. Надеюсь, вы найдёте что-то полезное для себя в наших обсуждениях!


Обсуждение:

- Ответы на вопросы.

- "Какие новые идеи или методы вы готовы попробовать в своей практике?"

- "Как можно интегрировать новые подходы в образовательный процесс вашего класса или школы?"







Полный текст материала Мастер-класс "Инновационные подходы к оцениванию и обратной связи: использование портфолио и альтернативных методов оценивания" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровкова Наталья Николаевна  НАТАЛЛ
16.07.2024 0 139 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК