Мастер-класс "Управление стрессом и заботой о собственном благополучии: стратегии преодоления профессионального выгорания"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»
Мастер-класс
«Управление стрессом и заботой о собственном благополучии: стратегии преодоления профессионального выгорания, методы самоуправления и поддержки психологического здоровья»
Автор:
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по УВР
Покровкова Наталья Николаевна
г. Гагарин
2024
Цель мастер-класса: познакомить учителей с методами управления стрессом, стратегиями преодоления профессионального выгорания и методами самоуправления для поддержания психологического здоровья.
Время проведения: 60 минут
Участники: Учителя всех предметов и уровней образования, заинтересованные в улучшении собственного благополучия и эффективном управлении стрессом.
План мастер-класса:
Часть 1: Преодоление профессионального выгорания
1. Введение (5 минут):
- Модератор: "Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим о важной теме управления стрессом и заботы о собственном благополучии. Начнем с обсуждения профессионального выгорания и того, как его можно преодолеть."
2. Понимание профессионального выгорания (10 минут):
- Модератор: "Профессиональное выгорание — это состояние, которое может возникнуть у любого из нас в условиях повышенной нагрузки и стресса. Давайте вместе разберемся, какие признаки его можно распознать и что делать, чтобы с этим справиться."
- Практическое задание: Модератор предлагает участникам заполнить анкету для самооценки наличия признаков профессионального выгорания. Участники получают анкеты и заполняют их анонимно.
Анкета на самооценку профессионального выгорания:
- 1. Вас часто беспокоит чувство усталости и эмоционального истощения?
- 2. Ваша работа в последнее время стала казаться бессмысленной или безнадежной?
- 3. Вы часто чувствуете раздражение и нетерпимость к коллегам или ученикам?
- 4. Вы заметили, что в последнее время у вас стало меньше интереса и энергии для работы?
- 5. Как часто вы испытываете физические симптомы, такие как боли в спине, головные боли или проблемы со сном?
- Обсуждение результатов анкеты (5 минут):
- Модератор: "Пожалуйста, обсудите ваши ответы в группе. Обратите внимание на распространенность определенных признаков выгорания среди участников группы."
3. Стратегии преодоления профессионального выгорания (20 минут):
- Модератор: "Для успешного преодоления профессионального выгорания важно использовать эффективные стратегии. Давайте рассмотрим несколько из них: установка границ, практика саморегуляции, планирование отдыха и поддержка со стороны коллег."
- Практическое задание: Участники выбирают одну из стратегий и разрабатывают план действий на следующую неделю для её внедрения. Они записывают цели, шаги для их достижения и ожидаемые результаты.
- Предполагаемые действия участников: Участники индивидуально или в парах разрабатывают свой план и затем делятся им в группе для обратной связи и поддержки.
- Обсуждение планов действий (10 минут):
- Модератор: "Пожалуйста, поделитесь своими планами действий с коллегами. Давайте обсудим, как мы можем поддержать друг друга в реализации этих стратегий."
Часть 2: Методы самоуправления и поддержки психологического здоровья
1. Методы самоуправления (15 минут):
- Модератор: "Помимо преодоления выгорания, важно уметь эффективно управлять своими эмоциями и стрессом. Рассмотрим несколько полезных техник: дыхательные упражнения, мини-медитации, физическая активность."
- Практическое задание: Модератор проводит короткую медитацию или упражнение на дыхание с участниками.
1. Модератор): "Давайте теперь попробуем немного расслабиться и сфокусироваться на нашем дыхании. Это простое упражнение поможет нам снять напряжение и улучшить наше самочувствие."
2. Практика упражнения на дыхание (около 10 минут):
- Модератор предлагает участникам сесть удобно, закрыть глаза или устремить взгляд вниз, чтобы сосредоточиться на дыхании.
- Шаг 1: "Начните медленно вдыхать через нос, постепенно наполняя легкие воздухом. Почувствуйте, как ваш живот и грудь поднимаются и опускаются."
- Шаг 2: "Задержите дыхание на мгновение, затем медленно выдыхайте через рот, отпуская все напряжение и стресс."
- Шаг 3: "Продолжайте повторять этот цикл вдоха и выдоха, концентрируясь только на вашем дыхании и ощущениях в теле."
- Модератор может предложить участникам фокусироваться на каком-то специфическом чувстве, таком как ощущение воздуха на ноздрях или движение живота в такт дыханию.
3. Завершение практики (Модератор): "Постепенно откройте глаза и вернитесь в настоящее время. Почувствуйте, как вы стали чуть более расслабленными и осознанными."
4. Обсуждение впечатлений (5 минут):
- "Какие ощущения и мысли у вас возникли во время этого упражнения? Что вы почувствовали в своем теле? Какие из этих техник дыхания вы могли бы использовать в повседневной жизни или в работе?"
Это упражнение на дыхание помогает участникам снизить уровень стресса, улучшить концентрацию и осознанность, что важно для поддержания психологического здоровья в профессиональной деятельности.
- Обсуждение практики (5 минут):
- Модератор: "Какие ощущения у вас возникли во время практики? Какие из этих методов вам кажутся наиболее применимыми в вашей повседневной жизни?"
2. Поддержка психологического здоровья (15 минут):
- Модератор: "Важно знать, где искать поддержку и помощь в случае необходимости. Это могут быть консультации с психологом, поддержка коллег и участие в профессиональных сообществах."
- Практическое задание: Участники обсуждают, какие ресурсы для поддержки психологического здоровья доступны им в их образовательной организации.
Ресурсы для поддержки психологического здоровья в образовательной организации:
1. Психологические консультации:
Образовательные организации часто предоставляют возможность для учителей получить консультации у психолога. Это может быть как индивидуальные консультации, так и групповые сессии по вопросам стресса, выгорания, адаптации к изменениям в образовательной среде и т.д.
- Как это работает: Учителя могут записаться на консультацию через специальный канал связи (например, по электронной почте или через личное обращение в кабинет психолога). Встречи обычно проводятся в дружественной и поддерживающей атмосфере, где участники могут свободно выражать свои чувства и получать рекомендации.
2. Обучающие семинары и тренинги:
Образовательные учреждения могут организовывать семинары и тренинги по темам психологического здоровья, стресса, самоуправления и другим релевантным темам. Эти мероприятия часто проводятся психологами или специалистами в области психологии и психотерапии.
- Как это работает: Учителя могут принимать участие в таких семинарах как участники или даже выступать в качестве спикеров, если они имеют экспертизу в соответствующих областях. В рамках семинаров обсуждаются практические стратегии для поддержки психологического здоровья и профессионального развития.
3. Социальная поддержка и сообщества учителей:
Образовательная организация может способствовать формированию сообщества учителей, где коллеги могут обмениваться опытом, поддерживать друг друга и делиться стратегиями управления стрессом.
- Как это работает: Это может включать регулярные встречи, онлайн-форумы, группы в социальных сетях или специализированные платформы для обучения и профессионального развития. В таких сообществах учителя могут получать эмоциональную поддержку, советы по преодолению трудностей и укреплению профессиональных связей.
4. Ресурсы для самопомощи и саморегуляции:
Образовательные организации могут предоставлять доступ к материалам и ресурсам для самопомощи и саморегуляции. Это могут быть онлайн-курсы, аудио или видеоматериалы, психологические тесты и упражнения.
- Как это работает: Учителя могут самостоятельно пользоваться этими ресурсами в удобное для них время. Эти ресурсы помогают учителям развивать навыки самоуправления, эмоциональной стабильности и эффективного преодоления стресса.
5. Психологическая поддержка от администрации и коллег:
Администрация образовательной организации и коллеги могут предоставлять психологическую поддержку в рамках рабочей среды. Это может быть выделение времени для общения, поддержка в решении профессиональных и личных проблем, проявление внимания и заботы.
- Как это работает: Взаимодействие может происходить как на формальном, так и на неформальном уровне: от организации консультаций до поддержки в повседневной работе и трудных ситуациях.
Эти ресурсы и подходы помогают учителям поддерживать свое психологическое здоровье, эффективно управлять стрессом и улучшать общее качество профессиональной деятельности.
- Обсуждение опыта (10 минут):
- Модератор: "Пожалуйста, поделитесь своим опытом использования поддерживающих ресурсов и как они влияют на ваше самочувствие и эффективность работы. Какие инструменты или программы вы используете для поддержания своего психологического благополучия и повышения эффективности работы? Как они влияют на ваше самочувствие и работоспособность?"
- Примерные вопросы:
- "Какие методы или техники саморегуляции вы применяете в своей повседневной жизни?"
- "Как вы используете доступные вам психологические консультации или тренинги?"
- "Какие материалы для самопомощи или обучения вы считаете наиболее полезными?"
- "Каким образом социальная поддержка от коллег или администрации влияет на ваше эмоциональное состояние и работоспособность?"
3. Анализ и обсуждение (15 минут):
- Модератор: "Давайте проанализируем, как эти ресурсы и подходы влияют на нашу работу и общее самочувствие. Какие практики вы готовы внедрить в свою повседневную практику на основе полученного опыта?"
- Примерные вопросы:
- "Какие идеи или рекомендации вы хотели бы попробовать на практике?"
- "Как вы считаете, что эти подходы могут помочь вам в снижении стресса и повышении профессиональной эффективности?"
- "Есть ли какие-то дополнительные ресурсы или поддержка, которые вы бы хотели иметь доступными?"
4. Заключение (5 минут):
- Модератор: "Спасибо за ваши ценные вклады и откровенность в обсуждении. Важно помнить, что забота о собственном психологическом здоровье — это неотъемлемая часть нашей профессиональной жизни. Давайте продолжим обмениваться опытом и поддерживать друг друга. Надеюсь, что вы получили полезные знания и инструменты для управления стрессом и поддержания своего психологического здоровья. Помните, что забота о себе — это важная составляющая успешной профессиональной деятельности".
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровкова Наталья Николаевна
→ НАТАЛЛ 31.10.2024 0 235 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы