Мастер-класс "Управление стрессом и заботой о собственном благополучии: стратегии преодоления профессионального выгорания"


6

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»


 


 


 


 

Мастер-класс

«Управление стрессом и заботой о собственном благополучии: стратегии преодоления профессионального выгорания, методы самоуправления и поддержки психологического здоровья»


 


 


 


 


 

Автор:

учитель русского языка и литературы,

заместитель директора по УВР

Покровкова Наталья Николаевна

 

г. Гагарин

2024

 

 

Цель мастер-класса: познакомить учителей с методами управления стрессом, стратегиями преодоления профессионального выгорания и методами самоуправления для поддержания психологического здоровья.

Время проведения: 60 минут

Участники: Учителя всех предметов и уровней образования, заинтересованные в улучшении собственного благополучия и эффективном управлении стрессом.

 

План мастер-класса:

Часть 1: Преодоление профессионального выгорания

1. Введение (5 минут):

- Модератор: "Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим о важной теме управления стрессом и заботы о собственном благополучии. Начнем с обсуждения профессионального выгорания и того, как его можно преодолеть."

 

2. Понимание профессионального выгорания (10 минут):

- Модератор: "Профессиональное выгорание — это состояние, которое может возникнуть у любого из нас в условиях повышенной нагрузки и стресса. Давайте вместе разберемся, какие признаки его можно распознать и что делать, чтобы с этим справиться."

- Практическое задание: Модератор предлагает участникам заполнить анкету для самооценки наличия признаков профессионального выгорания. Участники получают анкеты и заполняют их анонимно.

Анкета на самооценку профессионального выгорания:

- 1. Вас часто беспокоит чувство усталости и эмоционального истощения?

- 2. Ваша работа в последнее время стала казаться бессмысленной или безнадежной?

- 3. Вы часто чувствуете раздражение и нетерпимость к коллегам или ученикам?

- 4. Вы заметили, что в последнее время у вас стало меньше интереса и энергии для работы?

- 5. Как часто вы испытываете физические симптомы, такие как боли в спине, головные боли или проблемы со сном?

 

- Обсуждение результатов анкеты (5 минут):

- Модератор: "Пожалуйста, обсудите ваши ответы в группе. Обратите внимание на распространенность определенных признаков выгорания среди участников группы."

3. Стратегии преодоления профессионального выгорания (20 минут):

- Модератор: "Для успешного преодоления профессионального выгорания важно использовать эффективные стратегии. Давайте рассмотрим несколько из них: установка границ, практика саморегуляции, планирование отдыха и поддержка со стороны коллег."

- Практическое задание: Участники выбирают одну из стратегий и разрабатывают план действий на следующую неделю для её внедрения. Они записывают цели, шаги для их достижения и ожидаемые результаты.

- Предполагаемые действия участников: Участники индивидуально или в парах разрабатывают свой план и затем делятся им в группе для обратной связи и поддержки.

 

- Обсуждение планов действий (10 минут):

- Модератор: "Пожалуйста, поделитесь своими планами действий с коллегами. Давайте обсудим, как мы можем поддержать друг друга в реализации этих стратегий."

 

Часть 2: Методы самоуправления и поддержки психологического здоровья

1. Методы самоуправления (15 минут):

- Модератор: "Помимо преодоления выгорания, важно уметь эффективно управлять своими эмоциями и стрессом. Рассмотрим несколько полезных техник: дыхательные упражнения, мини-медитации, физическая активность."

- Практическое задание: Модератор проводит короткую медитацию или упражнение на дыхание с участниками.

 

1. Модератор): "Давайте теперь попробуем немного расслабиться и сфокусироваться на нашем дыхании. Это простое упражнение поможет нам снять напряжение и улучшить наше самочувствие."

 

2. Практика упражнения на дыхание (около 10 минут):

- Модератор предлагает участникам сесть удобно, закрыть глаза или устремить взгляд вниз, чтобы сосредоточиться на дыхании.

- Шаг 1: "Начните медленно вдыхать через нос, постепенно наполняя легкие воздухом. Почувствуйте, как ваш живот и грудь поднимаются и опускаются."

- Шаг 2: "Задержите дыхание на мгновение, затем медленно выдыхайте через рот, отпуская все напряжение и стресс."

- Шаг 3: "Продолжайте повторять этот цикл вдоха и выдоха, концентрируясь только на вашем дыхании и ощущениях в теле."

- Модератор может предложить участникам фокусироваться на каком-то специфическом чувстве, таком как ощущение воздуха на ноздрях или движение живота в такт дыханию.

 

3. Завершение практики (Модератор): "Постепенно откройте глаза и вернитесь в настоящее время. Почувствуйте, как вы стали чуть более расслабленными и осознанными."

 

4. Обсуждение впечатлений (5 минут):

- "Какие ощущения и мысли у вас возникли во время этого упражнения? Что вы почувствовали в своем теле? Какие из этих техник дыхания вы могли бы использовать в повседневной жизни или в работе?"

 

Это упражнение на дыхание помогает участникам снизить уровень стресса, улучшить концентрацию и осознанность, что важно для поддержания психологического здоровья в профессиональной деятельности.

 

- Обсуждение практики (5 минут):

- Модератор: "Какие ощущения у вас возникли во время практики? Какие из этих методов вам кажутся наиболее применимыми в вашей повседневной жизни?"

 

2. Поддержка психологического здоровья (15 минут):

- Модератор: "Важно знать, где искать поддержку и помощь в случае необходимости. Это могут быть консультации с психологом, поддержка коллег и участие в профессиональных сообществах."

- Практическое задание: Участники обсуждают, какие ресурсы для поддержки психологического здоровья доступны им в их образовательной организации.

Ресурсы для поддержки психологического здоровья в образовательной организации:

1. Психологические консультации:

Образовательные организации часто предоставляют возможность для учителей получить консультации у психолога. Это может быть как индивидуальные консультации, так и групповые сессии по вопросам стресса, выгорания, адаптации к изменениям в образовательной среде и т.д.

- Как это работает: Учителя могут записаться на консультацию через специальный канал связи (например, по электронной почте или через личное обращение в кабинет психолога). Встречи обычно проводятся в дружественной и поддерживающей атмосфере, где участники могут свободно выражать свои чувства и получать рекомендации.

 

2. Обучающие семинары и тренинги:

Образовательные учреждения могут организовывать семинары и тренинги по темам психологического здоровья, стресса, самоуправления и другим релевантным темам. Эти мероприятия часто проводятся психологами или специалистами в области психологии и психотерапии.

- Как это работает: Учителя могут принимать участие в таких семинарах как участники или даже выступать в качестве спикеров, если они имеют экспертизу в соответствующих областях. В рамках семинаров обсуждаются практические стратегии для поддержки психологического здоровья и профессионального развития.

 

3. Социальная поддержка и сообщества учителей:

Образовательная организация может способствовать формированию сообщества учителей, где коллеги могут обмениваться опытом, поддерживать друг друга и делиться стратегиями управления стрессом.

- Как это работает: Это может включать регулярные встречи, онлайн-форумы, группы в социальных сетях или специализированные платформы для обучения и профессионального развития. В таких сообществах учителя могут получать эмоциональную поддержку, советы по преодолению трудностей и укреплению профессиональных связей.

 

4. Ресурсы для самопомощи и саморегуляции:

Образовательные организации могут предоставлять доступ к материалам и ресурсам для самопомощи и саморегуляции. Это могут быть онлайн-курсы, аудио или видеоматериалы, психологические тесты и упражнения.

- Как это работает: Учителя могут самостоятельно пользоваться этими ресурсами в удобное для них время. Эти ресурсы помогают учителям развивать навыки самоуправления, эмоциональной стабильности и эффективного преодоления стресса.

 

5. Психологическая поддержка от администрации и коллег:

Администрация образовательной организации и коллеги могут предоставлять психологическую поддержку в рамках рабочей среды. Это может быть выделение времени для общения, поддержка в решении профессиональных и личных проблем, проявление внимания и заботы.

- Как это работает: Взаимодействие может происходить как на формальном, так и на неформальном уровне: от организации консультаций до поддержки в повседневной работе и трудных ситуациях.

 

Эти ресурсы и подходы помогают учителям поддерживать свое психологическое здоровье, эффективно управлять стрессом и улучшать общее качество профессиональной деятельности.

 

- Обсуждение опыта (10 минут):

- Модератор: "Пожалуйста, поделитесь своим опытом использования поддерживающих ресурсов и как они влияют на ваше самочувствие и эффективность работы. Какие инструменты или программы вы используете для поддержания своего психологического благополучия и повышения эффективности работы? Как они влияют на ваше самочувствие и работоспособность?"

 

- Примерные вопросы:

- "Какие методы или техники саморегуляции вы применяете в своей повседневной жизни?"

- "Как вы используете доступные вам психологические консультации или тренинги?"

- "Какие материалы для самопомощи или обучения вы считаете наиболее полезными?"

- "Каким образом социальная поддержка от коллег или администрации влияет на ваше эмоциональное состояние и работоспособность?"

 

3. Анализ и обсуждение (15 минут):

- Модератор: "Давайте проанализируем, как эти ресурсы и подходы влияют на нашу работу и общее самочувствие. Какие практики вы готовы внедрить в свою повседневную практику на основе полученного опыта?"

 

- Примерные вопросы:

- "Какие идеи или рекомендации вы хотели бы попробовать на практике?"

- "Как вы считаете, что эти подходы могут помочь вам в снижении стресса и повышении профессиональной эффективности?"

- "Есть ли какие-то дополнительные ресурсы или поддержка, которые вы бы хотели иметь доступными?"

 

4. Заключение (5 минут):

- Модератор: "Спасибо за ваши ценные вклады и откровенность в обсуждении. Важно помнить, что забота о собственном психологическом здоровье — это неотъемлемая часть нашей профессиональной жизни. Давайте продолжим обмениваться опытом и поддерживать друг друга. Надеюсь, что вы получили полезные знания и инструменты для управления стрессом и поддержания своего психологического здоровья. Помните, что забота о себе — это важная составляющая успешной профессиональной деятельности".


 


Полный текст материала Мастер-класс "Управление стрессом и заботой о собственном благополучии: стратегии преодоления профессионального выгорания" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровкова Наталья Николаевна  НАТАЛЛ
15.09.2024 0 159 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК